Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 23:10, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть понятие конкуренции, её влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них.
Задачи курсовой работы:
Рассмотреть само понятие конкуренция, его виды и функции.
Рассмотреть место конкуренции в современном хозяйстве.
Рассмотреть антимонопольное законодательство.
Введение………………………………………………………………………...…2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения конкуренции и ее видов в современных условиях……………………………………………………..….…6
1.1. Конкуренция: сущность, эволюция, виды………………………………....6
1.2. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции…………………..…9
Глава 2. Роль и место конкуренции в современном хозяйственном механизме………………………………………………………………………...13
2.1. Роль конкуренции в рыночном хозяйстве……………….………………..13
2.2. Отношение государства к монополии и конкуренции……………………18
2.3. Антимонопольное законодательство…………………………..………….21
Заключение……………………………………………………………………….25
Библиографический список…………………………………
Выделяют также антитрестовскую и антикартельную направленности законодательства. Антитрестовские законы направлены на противодействие союзам, объединениям, концернам, в рамках которых происходит полная утрата входящими в такой союз фирмами всякой самостоятельности, - такой союз устраняет конкуренцию и поэтому он не может быть приемлем для рыночной экономики.
Антимонопольные законы направлены на противодействие различного рода сговорам между фирмами картельного типа (предметом сговора выступают раздел рынков сбыта по потребителям или по районам, установление одинаковых цен и др.). Запрещая союзы и сговоры в виде трестов и картелей, антимонопольные законы тем самым стимулируют не только конкуренцию, но и диверсификацию производства, освоение фирмами новых сегментов рынка.
К методам недобросовестной конкуренции, кроме тех, которые были названы выше, относятся: самовольное использование чужого товарного знака, фирменного наименования товаров; распространение ложных сведений, способных нанести ущерб репутации и кредитоспособности конкурентов; некорректное сравнение товаров в процессе рекламной деятельности; обман потребителей и заказчиков и др.
К методам монополистической практики фирм относятся: навязывание партнерам дискриминационных условий договоров; изъятие товаров из обращения, а также ограничение или прекращение производства товаров для создания искусственного дефицита; предварительный сговор об искусственном повышении, снижении или поддержании цен; навязывание покупателям принудительного ассортимента в качестве условия реализации товара; совмещение руководящих постов одними и теми же лицами в двух или более фирмах, производящих и продающих аналогичные товары.
Противодействие монополизации экономики выражается в формах запретов на ведение производственно-коммерческой деятельности, в разукрупнении фирм, их реорганизации, разделения вплоть до ликвидации.
Наряду с законодательным антимонопольным регулированием в странах с рыночной экономикой применяются и методы нормативно-ориентирующего воздействия: правительственные заказы, налоги, проценты, государственные субсидии.9
Используя эти рычаги, государство имеет возможность влиять на интенсивность конкуренции в разных секторах и сегментах рынка, ограничивать монополистические проявления в них. Главная черта этого метода - стимулирование предпринимательской активности фирм, которая неизбежно влечет за собой поддержание и углубление конкуренции. Особое значение имеет поддержка новых фирм.
Основным законодательным актом, направленным в нашей стране на противодействие недобросовестной конкуренции, монополизации экономики и монополистической практике, является закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», также действует специальный орган - Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.
2.2. Антимонопольное законодательство
Если конкуренция и перестаёт доминировать (преобладать) на рынке, то она неустранима в обществе, где сохраняется частная (единоличная) и общая долевая собственность. Борьба за экономическую выгоду ведётся, во-первых, внутри монополии (при распределении условий производства и дохода), во-вторых, между монополистическими союзами (за место в рыночном пространстве) и, в-третьих, между монополиями и аутсайдерами.
Однако монополистическое соперничество по своим методам существенно отличается от способов, какими велась свободная конкуренция. Монополии не брезгуют никакими средствами, чтобы отстоять и преумножить свои доходы. Часто они применяют неэкономические, насильственные методы: лишают соперников возможности получить сырьё, энергоносители, кредитные средства, новейшую технику и технологию; применяют "промышленный шпионаж" (тайно выведывают производственные секреты, используя для этого электронные средства, услуги "перебежчиков" с предприятий-конкурентов и т.п.); некоторые монополисты используют даже криминальные (уголовно наказуемые) средства поражения соперников – вплоть до поджогов их помещений, террористических актов и заказных убийств.
Одним из следствий конкуренции среди монополий является тенденция ко всё большей централизации производства и рынка. Эта тенденция грозит появлению таких национальных по своим масштабам – абсолютных – монополий, которые могут стать угрозой существованию самой государственной власти.
В правом и демократическом государстве общественно опасные действия монополистических объединений порождают противодействие. В странах Запада имеются силы, которые вступают в противоборство с монополиями. Это, во-первых, широкие массы мелких товаропроизводителей и потребителей, которые, как говорится, среди белого дня подвергаются ограблению. Во-вторых, решающая роль в преодолении этого острейшего конфликта в экономике принадлежит государству и праву. Давайте подробнее рассмотрим роль правового регулирования монополистической деятельности. 10
Монополизация рынка особенно широко развернулась в конце XIX века в США. Тогда здесь началось массовое выступление потребителей, мелких и средних предпринимателей против гнета монополий. В правовом государстве данный конфликт был разрешён в результате того, что государство ввело антимонопольное законодательство. В 1890 году американский Конгресс принял Акт Шермана против трестов.
Каков более чем 100-летний опыт антимонопольного регулирования в США?
Это регулирование проводится по четырём направлениям.
Первое направление: ограничивается монополизация рынка. При этом под монополизацией подразумевается не укрепление производства, а только серьёзное ограничение торговли. По сути дела, главным в 1-й статье Акта Шермана является следующее положение. Незаконным признаётся трест, или в другой форме сговор, направленный на ограничение торговли между несколькими штатами или иностранными государствами. Монополизацией рынка признано обладание рыночной долей, равной (или превышающей) 60%.
Иначе говоря, монопольное положение фирмы в определённой отрасли само по себе не преследуется. Предприятия монополизированных отраслей не могут автоматически числиться в нарушителях закона. Это противоречит демократической основе права – презумпции невиновности (признанию факта юридически достоверным, пока не будет доказано обратное). Законом запрещены лишь формы монополистического поведения на рынке, наносящие вред другим участникам торговых сделок. К тому же хозяйственные объединения, монополизировавшие производство определённой продукции, имеют возможность сбывать свои изделия за пределами национального рынка – во внешней торговле.
Второе направление: запрещается слияние конкурирующих компаний. В Акте Клейтона, принятом в 1914 году, такое слияние расценивалось как усиливающее монополизацию и ослабляющее конкуренцию. На этом основании ряд монополистических объединений был распущен.
Правда, Актом Клейтона не приостановлен процесс централизации экономики. Ежегодно в США проходит до двух тысяч слияний фирм. И лишь их малая часть контролируется государством.
Третье направление: запрещается установление монопольных цен (в том числе "лидерство" фирм в повышении цен и другие виды сговора в отношении цен). За выполнением запрета следит Федеральная торговая комиссия, созданная в 1914 году. С 1914 по 1977 годы Комиссия издала более 1400 приказов, запрещающих монопольный сговор в отношении цен.
Четвёртое направление: сохранение и поддержание конкуренции в её цивилизованных формах.
Необходимость такого рода правовых мер связана с распространением недобросовестных методов соперничества. В арсенал этих методов вошли подделка продукции конкурентов, нарушение патентов, копирование товарных и фирменных знаков, обман потребителей.
Американское антимонопольное законодательство признало незаконными нечестные, или обманные, методы конкуренции. В их числе снижение цен (демпинг) для подрыва позиций конкурентов, применение фальшивой рекламы продовольственных товаров, лекарств и косметических средств, медицинских инструментов.
К началу 90-х годов XX века антимонопольное законодательство было принято более чем в 40 странах с развитой и развивающейся экономикой. Национальные законодательства отражают специфические условия своих стран. Вместе с тем антимонопольное законодательство имеет единые основы. Оно, во-первых, ставит под государственный контроль слияние компаний. Во-вторых, запрещает соглашения и сговоры фирм в отношении цен и условий торговли. В-третьих, оно пересекает недобросовестную конкуренцию. 11
В 90-х годах в России сделаны первые шаги по разработке и применению антимонопольного законодательства. В новом Уголовном кодексе к преступлениям отнесены монополистические действия и ограничения конкуренции. Речь идёт о монополистических действиях, которые совершены путём установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Уголовно наказуемым признано также ограничение конкуренции путём раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен (УК РФ, пункт 1 статьи 178).
К числу экономических преступлений относится принуждение к совершению сделки или к отказу от её совершения (статья 179); незаконное использование чужого товарного знака (статья 180); использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершённое из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб (статья 182).
В 1991 году впервые был принят Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Отдельные положения этого Закона в дальнейшем уточнялись и получали более конкретную форму в других нормативных актах.
Итак, антимонопольное законодательство поставило определённые преграды монополизации рыночной экономики. Одновременно государство выступило гарантом сохранения конкуренции в её цивилизованных формах. Естественно, всё это сказалось на развитии новых видов конкуренции, в которых участвуют монополии.
Заключение
Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, внедрение новых технологий, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным чертам можно отнести: "победа" одних, "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведёт к нечестным приёмам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и другое.
Как было показано чрезмерная монополизация, появление конкурентной борьбы между монополиями, без соответствующего контроля со стороны государства может привести к созданию так сказать "государства в государстве", чем в принципе и являются ТНК. Монополизм приводит к замедлению научно-технического прогресса, консервирует низкое качество продукции, делает эту продукцию неконкурентоспособной на мировом рынке, утрачивая стимулы нахождения более эффективных решений функционирования в экономике и другое.
Говоря о негативных методах ведения конкурентной борьбы необходимо отметить, что всё-таки пока есть конкуренция, будет существовать и промышленный шпионаж, то есть эти два явления связаны между собой, нельзя, конечно, отрицать эффективность промышленного шпионажа, например, шпионаж оказывает значительное влияние на развитие военно-промышленного комплекса. И всё же, несмотря на эффективность промышленного шпионажа, он не может заменить научно-исследовательские работы, открытия, так как если всё время пользоваться чужим, похищенным, то при этом теряется некоторый собственный потенциал развития, что в итоге ведёт к регрессу.
В целом же, конкуренция несёт меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция – значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.
В данной курсовой работе детально рассмотрена понятие конкуренции, представлен анализ таких составляющих рыночного механизма как конкуренция и сотрудничество, внимание было уделено движущим силам конкурентной борьбы. Также были рассмотрены основные типы конкуренции и влияние их на рыночный механизм в целом. Показана роль сотрудничества в увеличении конкурентоспособности товаропроизводителя.
В данной работе конкуренция выступает не только как непримиримое соперничество за право лидерства на рынке в погоне только за личной выгодой, но и представляется как конкуренция гуманная, честная, справедливая, партнёрская и созидательная. Эти четыре главных свойства конкуренции мы объединяем одним словом – сотрудничество.
Нельзя не отметить тот факт, что конкуренция и сотрудничество дополняя друг друга, создают единый рыночный механизм, способствующий экономическому росту, что в конечном итоге приводит к благосостоянию общества.
Конкуренция – определяющее условие поддержания динамизма в экономике, и в условиях конкуренции создаётся большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой.
Библиографический список
Информация о работе Роль и место конкуренции в современном хозяйственном механизме