Роль государства в стабилизации эконмоики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 20:00, реферат

Краткое описание

В развитии экономики во второй половине ХХ в. обозначилась тенденция к расширению масштабов деятельности государства и усилению его роли в экономической сфере. При этом общепризнанным является тот факт, что экономическая эффективность в наибольшей степени достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия для его свободного функционирования. Конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно регулирующее воздействие государства, и везде, где оно необходимо. Все экономисты сходятся к пониманию того, что «невидимая рука» рынка должна дополняться видимой рукой государства.

Оглавление

Часть 1: Теоретическая часть. Введение
Часть 2: теоретическая часть. Значение государства в регулировании экономики
Часть 3: Из практики значение государства в регулировании экономики (В РМ)

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

Развитие  концепции налогообложения. 

В России крайнее  направление первого подхода  к налогообложению было характерно для эпохи Петра I, когда налоговая  политика была направлена исключительно  для финансирования военных действий. Налоги как из худого решета, посыпались на головы русских плательщиков, приведя к оскудению крестьянских хозяйств, сокращению населения страны и уменьшению собираемости налогов.  
Экономика требовала более мудрой налоговой политики, которая бы не подрывала условий воспроизводства. Примером ориентации на такие минимальные требования можно назвать налоговую политику советского периода, начиная с 30-х гг. Тогда действующим предприятиям оставлялись доходы, обеспечивающие лишь простое воспроизводство, оставшаяся часть доходов уходила государству. С середины 60-х гг. стали предприниматься робкие попытки оставить предприятиям часть дохода для обеспечения расширенного воспроизводства за счет собственных источников.  
В развитых странах это направление налоговой политики получило более широкое развитие. Считается, что налоги не должны гасить стремление производителя наращивать выпуск продукции. Это позволит ему нащупать и рассчитать зону положительного эффекта масштаба производства, при котором возможно получать наибольшую прибыль на вложенный капитал. В этом случае возрастают не только доходы предпринимателя, но и государства, казна которого пополнится дополнительными ресурсами, ибо возросшие доходы позволяют увеличить сумму собираемых налогов.  
Следующая ступень развития концепции налогообложения связана с пониманием того, что манипуляция налоговыми ставками, увязка налогов с использованием ресурсов превращает их в мощный регулятор хозяйственных пропорций. Например, введение платы за ресурсы (землю, чистую воду и др.) способствует экономии ресурсов в хозяйственной деятельности. Плата за землю обычно ведет к увеличению высоты производственных зданий. Снижение налоговых ставок или введение режима ускоренной амортизации стимулирует рост производства. Ужесточение же налоговых ставок его тормозит.  
Во второй половине XX в. налоги активно используются как регулятор общего равновесия рыночного хозяйства. В частности, такое использование налогов предусматривается в многочисленных антициклических программах. Эти программы отводят различную роль налогам как регуляторам экономики, что зависит от концепции, которой руководствуется правительство.  
По Keйнcy, вo время спада налоги снижаются для стимулирования производства. Во время подъема, наоборот, - налоги возрастают, что позволяет затормозить рост инвестиций, предупредив перегрев экономики нарастающими диспропорциями. Рост налоговых поступлений во время подъема позволит выплатить, государственную задолженность, которая образовалась в депрессивный период для финансирования государственных расходов.  
По теории монетаристов и концепции экономики предложение о снижении налогов становится значительным стимулом эффективного производства. М. Фридмен - идеолог монетарной школы - рекомендует снижать налоговое бремя, когда экономический кризис пройдет свою низшую точку и оставит на рынке только эффективных производителей, разорив остальных. В этом случае более низкие ставки налогов для сильных производителей предоставят им большие возможности для инвестирования и позволят стране перейти на более высокую ступень эффективности производства.  
Теория предложения рекомендует поддерживать режим конкуренции, облегчая налоговое бремя, вплоть до применения налоговых каникул для малого бизнеса, или для тех, кто осуществляет выпуск товаров, в наибольшей степени отвечающих интересам общества.
 

Принципы  налогообложения. 

Принципы налогообложения  проявляются в способах взимания налогов.  
Таких принципов достаточно много:  
·     принцип выгоды;  
·     принцип пожертвования;  
·     прогрессивность ставок налогообложения доходов;  
·     равенство налогов на доходы предприятий разной формы собственности;  
·     сочетание устойчивости налоговой системы с ее гибкостью;  
·     определение уровня налоговых ставок, не подрывающих воспроизводственного процесса;  
·      исключение возможностей переложения налогового бремени;  
·      простота и ясность системы и процедуры налогообложения.  
Принцип выгоды предполагает увязку налога с используемым ресурсом. Например, тот, кто использует чистую питьевую воду в технических целях, должен платить налог за нее.  
Принцип пожертвования исходит из того, что за использование благ, предоставляемых государством отдельным гражданам или предприятиям, платят все, в том числе те, кому эти блага не достаются. Таковым является налог на фонд заработной платы, отчисляемый в пенсионный фонд.  
Современное налогообложение доходов опирается на использование прогрессивных ставок. Ставки возрастают по мере увеличения доходов. Прогрессивное налогообложение учитывает разные возможности социальных слоев населения в финансировании государственных расходов.  
Принцип равенства. Равенство налогов на доходы предприятий разной формы собственности обеспечивает равные стартовые условия для их развития. В таком случае конкуренция должна реально отразить заложенные в налогах условия для эффективного хозяйствования.  
В командно-административной системе, которая не учитывала законы рынка, налоговые привилегии всегда сопровождали государственное и коллективное хозяйствование. Частное хозяйство, по существу, было «задушено» налогами.  
Среди принципов налогообложения обычно называют гибкость и адаптивность его к меняющимся общественно-политическим потребностям. Однако в этой гибкости следует соблюдать меру, не подрывая устойчивость действующего налогообложения. Если ставки налогов постоянно меняются, как в современной России, да еще и задним числом, бизнес теряет ориентиры, необходимые для выработки долгосрочной стратегии. Инвестиционная деятельность обрастает дополнительными рисками, что укрепляет стремление бизнеса ограничиваться исключительно спекулятивными операциями.  
Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, величины получаемых им доходов. Нарушение этого принципа подрывает действия рынка, уменьшает количество налогоплательщиков, уменьшает предложение товаров. У потребителей чрезмерная тяжесть налогообложения уменьшает спрос, что ведет к сокращению емкости рынка и тем самым угнетающе действует на стимулы производства.         
Очень сложен для выполнения принцип исключения двойного и многократного налогообложения. Необходимость соблюдения этого принципа осознается всеми государствами, но редко кому удается полностью ему следовать. Например, налогообложение акционерных компаний обычно строится на двойном налогообложении. Налогом облагаются нераспределенная прибыль компании и дивиденды ее членов. Такая система действует в странах Бенилюкса, США, Швеции, Швейцарии, России. Решением исключения многократного налогообложения используемого сырья является введение налога на добавленную стоимость. При использовании этого налога надбавка к цене сырья, возникающая при прохождении продукта по производственной цепочке, облагается налогом всего один раз. Налогом облагаются только те результаты деятельности, которые добавляются к полученному из вне полуфабрикату.  
В налогообложении важно соблюсти принцип, исключающий возможность переложения налогового бремени. В странах с развитой рыночной экономикой налог на прибыль считается не самым лучшим налогом, так как предприниматель обычно пытается включить этот налог в цену в целях компенсации удорожания издержек. В результате налоговое бремя перекладывается на покупателя. Именно он оплачивает налог, а предприниматель выступает, по существу, собирателем этого налога.
 

Серъёзное влияние на развитие экономики также оказываю Государственный расходы 

Наряду с налогами важнейшим инструментом воздействия  государства на развитие экономики  являются государственные расходы. Через систему расходов происходит перераспределение значительной части  национального дохода, осуществляется реализация экономической и социальной политики государства. Все расходы можно подразделить на следующие группы:  
Ø военные;  
Ø экономические;  
Ø на социальные цели;  
Ø на внешнеэкономическую и внешнеполитическую деятельность;  
Ø на содержание аппарата управления.
 

Государственные расходы и совокупный спрос. 

Прежде чем  перейти к рассмотрению этого вопроса, нужно остановиться на ряде ограничений.  
¨  Во-первых, нужно брать в расчет государственные закупки по импорту и экспортные поставки.  
¨  Во-вторых, нужно исходить из того, что государственные расходы не оказывают воздействия на потребление и инвестиции.  
¨  В-третьих, налоги рассмотрим, как налоги на доход населения.  
Исходя из данных ограничений влияния фискальной политики на совокупный спрос, предположим, что налоги равны нулю.(рис.4)  
Совокупные расходы  

C+I+G
  
 

 SHAPE  \* MERGEFORMAT

C+I
C

 
 0          A1        B1      Е1               ВНП  
Рис.4. Влияние государственных расходов на совокупный спрос.  
По оси Х отложим величину ВНП, по оси Y  - совокупные расходы, которые состоят из расходов населения, предприятий и государства на приобретение материальных благ и услуг. Состояние, при котором вся величина ВНП будет потреблена населением, предприятиями и государством, т. е. будет равна их расходам, можно графически изобразить в виде прямой линии, идущей к оси Х под углом 45°. В любой точке этой прямой совокупные расходы равны ВНП в этой точке. Теперь введем график потребления СС. Точка А показывает то состояние, когда расходы населения равны его потреблению. В результате закупок предприятий спрос на рынке увеличивается на величину инвестиций C+I. Теперь совокупные расходы будут равны потреблению населения и инвестициям предприятий. В точке В достигается такое состояние, когда на весь произведенный ВНП в объеме ОВ - будет предъявлен спрос населения и предприятий. Введение государственных расходов, которые оказывают воздействие, подобное потребительским расходам и инвестициям, вызовет перемещение точки макроэкономического равновесия вверх по линии 45°. Государственные расходы увеличивают величину совокупных расходов на рынке и стимулируют рост совокупного спроса, а, следовательно, стимулируют производство ВНП. В результате государственных закупок спрос увеличивается на величину государственных расходов под эти закупки. Теперь совокупные расходы будут равны потреблению населения, инвестициям предприятий и государственным расходам и будут представлены графически в виде прямой C+I+G. Расстояние между C+I+G и С+I показывает величину государственных расходов на товары и услуги. Таким образом, государственные расходы оказывают точно такое же влияние на совокупный спрос, что и потребительские расходы и инвестиции. Точка Е показывает равновесный уровень ВНП, при котором общие расходы равны объему производства.  
Исходя из данных рассуждений можно записать, что BHП=C+I+G, где С - потребительский расход населения, I - инвестиции предприятия, G - государственные расходы на закупку товаров и услуг.  
Фискальная политика воздействует, прежде всего, на совокупный спрос. Рост правительственных расходов повышает совокупный спрос, стимулирует выпуск продукции.
 

Действие  фискальной политики в экстремальных ситуациях: ликвидная ловушка и классический случай.

Если экономика  находится в ликвидной ловушке, при которой кривая LM горизонтальна, рост государственных расходов имеет максимальное влияние на равновесный уровень дохода. Ставка процента не меняется, следовательно, нет тормозящего действия роста госрасходов на национальный доход. (рис.7)  
 SHAPE  \* MERGEFORMAT  
Рис.7 Ликвидная ловушка  
Классический случай и эффект вытеснения частных инвестиций. Сначала рассмотрим, что собой представляет эффект вытеснения. Эффект вытеснения возникает тогда, когда в результате экспансионистской фискальной политики ставка процента повышается до такого размера, что уменьшаются частные расходы, особенно инвестиции. Если кривая LM проходит вертикально, то рост госрасходов не увеличивает равновесный уровень дохода, а лишь увеличивает ставку процента. (рис.8)  
 SHAPE  \* MERGEFORMAT  
Рис.8 Классический случай  
 Рост госдоходов сдвигает кривую IS до положения IS', но не оказывает влияния на доход. Если спрос на деньги не восприимчив к изменению ставки  процента (как подразумевает вертикальная LM), то существует единственный уровень дохода, при котором денежный рынок находится в равновесии. Таким образом, рост правительственных расходов не изменяет равновесный  уровень дохода, а только увеличивает равновесную ставку процента. Но если госрасходы увеличиваются, а уровень доходов неизменен, то это должно  компенсироваться снижением личных доходов. Рост ставки процента вытесняет частные инвестиции. Эффект вытеснения, точно определяя значение этого термина, означает снижение частных расходов (особенно инвестиций), в соответствии с ростом ставки процента в случае фискальной экспансии. Когда  кривая LM вертикальна, эффект вытеснения будет максимальным. График инвестиций показывает это. Если положительный наклон графика кривой сильнее, чем вертикальный, ставка процента при воздействии фискальной политики увеличивается медленно, и как результат, инвестиции снижаются незначительно. Размеры эффекта вытеснения, таким образом, зависят от наклона кривой LM и, следовательно, от процентной зависимости спроса на деньги. Если в экономике наблюдается полная занятость, то рост товаров и услуг, закупаемых государством, должен означать, что любые другие сектора покупают меньше товаров и услуг в размере, равном наиболее высокому уровню госрасходов.  
В экономике с недоиспользованными ресурсами не может наблюдаться полный эффект вытеснения. Если фискальная экспансия увеличит ставку процента, то и доход также увеличится. Рост совокупного спроса вызывает увеличение дохода, а с увеличением дохода увеличивается уровень сбережений. Это расширение сбережений делает возможным финансирование дефицита бюджета без полного вытеснения частных инвестиций.  
  При неполной занятости и, следовательно, при возможности увеличения выпуска продукта, ставка процента может и не расти, т. е. нет и вытеснения (что верно для случая, когда монетаристские авторитеты приспосабливают финансовую экспансию к росту денежного предложения).
 

Часть 3

• Республика Молдова  за последние 10 лет  стала беднейшей  страной Европы и  СНГ 
• Двуединая стратегическая задача ныне заключается в консолидации общества и подъеме экономики 
• Необходимо восстановить стратегическое госрегулирование экономики 
• Все действия должны осуществляться в интересах страны и ее народа

За последние 10 лет власть “реформаторов” в Молдове  себя полностью дискредитировала. Народ устал от издевательства над ним, голода, болезней, преступности. Экономика отброшена на уровень послевоенного 1946 г., стране нанесен урон, в 10 раз превышающий ущерб от Великой Отечественной войны. Почти четверть пашни в 2000 г. даже не была вспахана. Три четверти доходов стране дает таможня и только четверть – реальная экономика, поскольку целые отрасли прекратили свое существование. 25 тыс. детей ежегодно не учатся и не имеют возможности получить даже начальное образование. Доходы основных социальных групп населения уменьшились в 22 раза. Треть работоспособных молдаван выехала на чужбину на заработки. Только в России на различных работах находятся до 200 тыс. молдавских граждан. А всего в различные страны не от хорошей жизни подались до 600 тыс. жителей республики. По уровню человеческого развития Молдова занимает 102-е место из 174 стран мира. А еще в 1994 г. она стояла на 74-м месте. В итоге “демократические” преобразования превратили Республику Молдову в беднейшую страну Европы и СНГ.

Голодный человек  не может быть свободным. Общество голодных людей не может быть демократическим. Народ можно обмануть. Даже, как  видим, на 10 лет. Но народ нельзя обманывать бесконечно. Эта незыблемая жизненная  истина и подтвердилась на парламентских  выборах 25 февраля 2001 г. Дать людям работу, восстановить здоровье населения, покончить с коррупцией и преступностью – это мы предложили народу. И он нас поддержал. Без малого 800 тыс. избирателей вверили нам свою судьбу, будущее республики. Они поручили нам быть своими полпредами во власти. Они верят и надеются, что эта власть станет теперь действительно народной.

Подъем  экономики, экономическая  политика и государственное  регулирование

 

Экономика является основной несущей конструкцией того здания, которое народ должен построить вместе с правящими силами на полученном пепелище.  Если подготовить Программу социально-экономического развития Республики Молдова, нацеленную на изменение сложившегося курса социально-экономических преобразований. Его будет осуществлять правительство профессионалов.

Информация о работе Роль государства в стабилизации эконмоики