Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 20:00, реферат
В развитии экономики во второй половине ХХ в. обозначилась тенденция к расширению масштабов деятельности государства и усилению его роли в экономической сфере. При этом общепризнанным является тот факт, что экономическая эффективность в наибольшей степени достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия для его свободного функционирования. Конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно регулирующее воздействие государства, и везде, где оно необходимо. Все экономисты сходятся к пониманию того, что «невидимая рука» рынка должна дополняться видимой рукой государства.
Часть 1: Теоретическая часть. Введение
Часть 2: теоретическая часть. Значение государства в регулировании экономики
Часть 3: Из практики значение государства в регулировании экономики (В РМ)
В прошлом, в течение длительного времени, экономисты понимали лишь тот факт, что государство через бюджетно-налоговую политику определяет, в какой пропорции объем производства страны должен быть распределен между коллективным и частным потреблением, а также каким образом бремя платежей за коллективные блага следует разделить среди населения. Только после разработки кейнсианской макроэкономической теории была обнаружена неожиданная закономерность: бюджетно-налоговая политика правительства оказывает большое воздействие на краткосрочную динамику выпуска, занятости и цен.
Бюджетно-налоговая
политика государства - важное направление
его финансовой политики, которое играет
большую роль в регулирование экономики
посредством налогов и политики доходов
и расходов.
Каждое правительство всегда проводит
некоторую фискальную политику, независимо
от того, осознает оно это или нет. Реальный
вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной
или она будет неосознанной и непоследовательной.
Поэтому правительству необходимо двигаться
в таком направлении, чтобы, отсекая ненужные
государственные расходы минимизировать
налогообложение субъектов хозяйствования,
тем самым создавая наиболее благоприятные
условия для развития бизнеса, но в то
же время не лишить трансфертных выплат
тех, кто в них действительно нуждается.
Ныне экономисты самых различных школ
безоговорочно признают, что фискальная
политика оказывает сильнейшее воздействие
на любую экономическую систему.
Цели
бюджетно-налоговой
политики.
Цели
бюджетно-налоговой
политики.
SHAPE \* MERGEFORMAT
умеренные темпы инфляции |
полная занятость |
сглаживание
циклических колебаний |
устойчивый рост национального дохода |
Инструменты
бюджетно-налоговой
политики.
Инструментарий
фискальной политики включает: манипуляцию
различными видами налогов и налоговых
ставок, кроме того, трансфертные платежи
и другие виды государственных расходов.
Важнейшим комплексным инструментом и
показателем эффективности фискальной
политики является государственный бюджет,
объединяющий налоги и расходы в единый
механизм.
Различные инструменты по-разному воздействуют
на экономику. Государственные закупки,
образуют один из компонентов совокупных
расходов, а, следовательно, и спроса. Как
и частные расходы, государственные закупки
увеличивают уровень совокупных расходов.
Помимо государственных закупок имеется
еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные
платежи. Они не включаются в ВНП, однако,
они входят и учитываются в личном доходе
и располагаемом доходе. Объем частного
потребления скорее зависит не от национального,
а от располагаемого дохода. Трансфертные
платежи косвенно влияют на потребительский
спрос, увеличивая располагаемый доход
домохозяйств. Инструментом отрицательного
воздействия на совокупные расходы являются
налоги. Любые налоги означают уменьшение
размеров располагаемого дохода. Уменьшение
располагаемого дохода в свою очередь
ведет к сокращению не только потребительских
расходов, но и сбережений.
Фискальная политика как способ финансового
регулирования экономики осуществляется
с помощью мощных рычагов - налогообложения
и государственных расходов. В связи с
этим проводятся два вида фискальной политики:
дискреционная и встроенных стабилизаторов.
Налоги и государственные расходы являются
основными инструментами фискальной политики.
Виды
фискальной политики.
В зависимости
от цели проводится стимулирующая или
сдерживающая фискальная политика. В периоды
спада производства необходимо увеличивать
государственные расходы, снижать налоги
или делать и то и другое, т.е. проводить
стимулирующую (экспансионистскую) политику.
В краткосрочном периоде она смягчает
экономический цикл. В долгосрочном –
снижение налогов может привести к стимулированию
экономического роста. Так было в 80-е годы
в развитых странах, где налоговые реформы,
в результате которых были снижены ставки
налога на прибыль корпораций, подоходного
налога, способствовали подъему экономики.
В целях снижения темпов инфляции реализуют
сдерживающую (рестрикционистскую) фискальную
политику. Она заключается в сокращении
государственных расходов, увеличении
налогов или в сочетании тех и других мер.
В краткосрочном периоде сдерживающая
политика позволяет сократить совокупный
спрос и тем самым помогает снижению инфляции
спроса. В долгосрочном периоде она может
привести к спаду производства и росту
безработицы.
Чтобы выяснить, правильна ли проводимая
правительством фискальная политика,
необходимо оценить ее результаты. Наиболее
часто в этих целях используют состояние
государственного бюджета, так как осуществление
фискальной политики сопровождается ростом
или сокращением бюджетных дефицитов
или излишков. Однако судить по этим показателям
о действенности проводимой дискреционной
политики достаточно сложно. Это объясняется
тем, что, с одной стороны, фактические
бюджетные дефициты и излишки могут изменятся
вследствие целенаправленного изменения
государственных расходов и налогов, а,
с другой стороны, на их размеры могут
повлиять изменения объема национального
продукта, доходов, что обусловлено существованием
встроенной стабильности. Чтобы разделить
эти причины и иметь возможность оценить
правильность принимаемых мер, используют
бюджет полной занятости. Он показывает,
какими были бы дефицит или излишек государственного
бюджета, если бы экономика функционировала
в условиях полной занятости. Рассмотрим
бюджетные дефициты и излишки.(рис.1)
Налоги,
государственные
расходы
SHAPE \* MERGEFORMAT
Доход,
выпуск
Рис.1. Бюджетные
дефициты, излишки. Бюджет полной занятости.
Предположим, что бюджет может быть сбалансирован
в точке Е при объеме выпуска Qe. Фактический
объем производства Q1, а потенциальный
(при полной занятости) – Q2.
Существующий при фактическом объеме
производства Q1 бюджетный дефицит KL может
свидетельствовать о том, что проводится
стимулирующая фискальная политика, которая
сопровождается появлением или ростом
бюджетного дефицита. Однако на самом
деле никаких стимулирующих мер не предпринимается.
Это доказывает то, что при полной занятости
и тех же фактических государственных
расходах и налогах (линии G и Т остаются
на прежних местах) бюджет полной занятости
имеет излишек МN. Таким образом, причиной
фактического дефицита является спад
производства. Фискальная политика, наоборот,
была сдерживающей и отчасти поэтому уровень
производства в стране был ниже потенциального.
Возникает необходимость в принятии надлежащих
фискальных мер, т.е. в стимулировании
совокупного спроса.
Изменение бюджета полной занятости показывает,
как влияет проводимая фискальная политика
на изменение совокупного спроса. Рост
дефицита или сокращение излишка бюджета
полной занятости свидетельствуют о проведении
стимулирующей фискальной политики, направленной
на расширение совокупного спроса. Наоборот,
сокращение дефицита или увеличение излишка
бюджета полной занятости являются результатом
реализации сдерживающей фискальной политики,
цель которой – сокращение совокупного
спроса.
Также
сильное влияние
государство оказывает
при помощи Налогов
Государство признано
вносить в экономику
Налоги – это
платежи, которые в обязательном порядке
уплачивают в доход государства юридические
и физические лица (предприятия, организации,
граждане). Как правило, эти выплаты не
только обязательны, но и безвозмездны
и принудительны. Налоги необходимы, так
как государство с их помощью воздействует
на многие экономические и социальные
процессы. Они помогают поощрять либо
подавлять определенные виды деятельности,
направлять развитие тех или иных отраслей
и регионов, регулировать количество денег
и денежное обращение, воздействовать
на инвестиционную активность предпринимателей,
функционирование рынка ценных бумаг,
равновесие между совокупным спросом
и совокупным предложением. И хотя налоги
в большей степени вызывают возмущение,
чем одобрение, без них ни современное
общество, ни государство существовать
не могут.
Функции
налогов.
В современных
условиях налоги выполняют две
основные функции: фискальную
и экономическую.
Фискальная функция - основная,
характерная для всех государств. С её
помощью создаются государственные денежные
фонды и материальные условия для функционирования
государства Аккумулированные через налогообложение
средства государство использует на строительство
дорог, крупных хозяйственных объектов,
объектов социального назначения (больниц,
школ, детских садов, бассейнов, библиотек),
на содержание науки, защиту окружающей
среды. Часть средств идет на здравоохранение
и развитие медицины: совершенствование
производства медицинской техники, фармакологии,
защиту здоровья матери и ребенка, проведение
медицинских исследований. Значительная
часть средств идет на развитие системы
среднего общего, специального и высшего
образования, в том числе на выплату зарплаты
преподавателям и стипендии студентам.
Из этих же средств государство содержит
дома престарелых, выплачивает пенсии
и пособия по инвалидности и многодетности,
оказывает помощь больным и нетрудоспособным
членам общества, содержит государственный
аппарат, армию, органы охраны правопорядка.
Экономическая
функция означает, что налоги как
активный участник перераспределительных
отношений оказывают серьезное влияние
на воспроизводство, стимулируя или сдерживая
его темпы, усиливая или ослабляя накопление
капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный
спрос населения. Расширение налогового
метода в мобилизации для государства
национального дохода вызывает постоянное
соприкосновение государства с участниками
производства, что обеспечивает ему реальные
возможности влиять на экономику, на все
стадии воспроизводственного процесса.
Функции налогов находятся в диалектической
зависимости друг от друга. Так, поступление
большего количества налоговых сборов
в бюджет (фискальная функция) способствует
стимулированию ускорения строительства
социальных объектов, фундаментальных
научных исследований (экономическая
функция). В то же время ускорение инвестиционной
активности, рост масштабов производства
(экономическая функция) способствует
увеличению налоговых поступлений в госбюджет
(фискальная функция).
Виды
налогов.
Современная налоговая
система включает различные виды
налогов. Основную их группу составляют
прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги устанавливаются
непосредственно на доход или имущество.
К числу прямых налогов относятся:
Ø Реальные налоги
· подомовой
· промысловый
· на ценные бумаги
· поземельный
Ø Личные налоги
· подоходный налог с населения
· налог на прибыль корпораций
· налог на сверхприбыль
· налог на доходы от добычи нефти
· налог на доходы от денежных капиталов
· налог с наследства и дарений
· поимущественный налог
Косвенные налоги — это налоги
на товары и услуги, оплачиваемые в цене
товара или включенные в тариф. Владелец
товара или услуг при их реализации получает
налоговые суммы, которые перечисляет
государству. В данном случае связь между
плательщиком и государством опосредована
через объект обложения. К косвенным налогам
относятся:
Ø Акцизы
· индивидуальные:
- на пиво,
- на сахар,
- на бензин
- и т. д.
· универсальный (налог с оборота):
- однократный,
- многократный
· налог на добавленную стоимость
Ø Фискальные монопольные налоги
· на соль
· на табак
· на спички
· на спирт
· и т.д.
Ø Таможенные пошлины
· по происхождению:
- экспортные
- импортные
- транзитные
· по целям:
- фискальные
- протекционные
- сверхпротекционные
- антидемпинговые
- преференциальные
· по ставкам:
- специфические
- адвалорные
- смешанные
В современных
условиях в связи с расширением
социальных функций государства
широкое распространение
В зависимости
от органа, который взимает налог
и распоряжается его суммой, различают
государственные и местные
Государственные налоги взимаются
центральным правительством на основании
государственного законодательства и
направляются в государственный бюджет.
К ним относятся подоходный налог, налог
на прибыль корпораций, таможенные пошлины
и т. п. Местные налоги взимаются местными
органами власти на соответствующей территории
и поступают в местный бюджет. Местные
власти взимают преимущественно индивидуальные
акцизы и поимущественный налог.
Налоги по их использованию подразделяются
на общие, они поступают в единую
кассу государства, и
специальные (целевые) (например, налог
на продажу бензина, топлива, смазочных
масел в США направляется в дорожный фонд).
В зависимости от характера взимания налоговых
ставок налоги подразделяются на:
пропорциональные,
прогрессивные и регрессивные.
Пропорциональный
налог - это налог, ставка которого одинакова
для всех облагаемых сумм. Налог, средняя
ставка которого повышается по мере роста
суммы, называется прогрессивным.
Регрессивный налог предполагает уменьшение
процента изъятия из суммы по мере ее роста.
К последнему виду налогов относятся,
как правило, косвенные налоги.
Соотношение различных видов налогов
на различных ступенях развития общества
менялось. В ХIХ -начале XX веков главную
роль играли косвенные налоги, после Второй
мировой войны ведущую роль стали играть
прямые налоги. Для современной налоговой
системы характерен рост взносов в фонд
социального страхования, который по темпам
роста опережает как прямые, так и косвенные
налоги.
Можно выделить три ступени развития взглядов
на роль налогов в реализации государственных
интересов:
· на начальных этапах рыночной экономики
налоги рассматривались исключительно
в фискальных интересах как средство пополнения
государственной казны;
· затем пришли к выводу о необходимости
ввести ограничения в фискальную функцию
налогообложения. Таким ограничением
стало требование не подрывать воспроизводительный
процесс в микроэкономике;
· для настоящего времени стало характерным
стремление все в большей использовать
налоги для корректировки хозяйственных
пропорций в обществе.
Информация о работе Роль государства в стабилизации эконмоики