Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 20:43, реферат
Существование отрицательных экологических внешних эффектов приводит к нарушению рыночного равновесия. Чтобы преодолеть подобную ситуацию, необходимо разработать эффективный механизм трансформации внешних эффектов. Вместе с тем на сегодняшний день не существует единого подхода к проблеме интернализации внешних эффектов. В значительной степени это обусловлено тем, что очень разнятся подходы к определению самого термина «внешние эффекты».
Введение
Вопрос
о внешних эффектах, не находящих
адекватного отражения в
Понятие внешних эффектов и способы их решения.
Внешние эффекты, экстерналии (externalities) - это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называются “внешними”, так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Возникают они в результате как производства, так и потребления товаров и услуг.
Внешние эффекты делятся на отрицательные и положительные.
Отрицательные эффекты связаны с издержками, положительные - с выгодами для третьих лиц. Примером побочных издержек может служить загрязнение окружающей среды, а примером побочных выгод - прививки.
Таким образом, внешние эффекты показывают разность между социальными издержками (выгодами) и частными издержками (выгодами):
MSC = МРС + МЕС,
где MSC - предельные общественные издержки (marginal social cost); МРС -предельные частные издержки (marginal private cost); МЕС - предельные внешние издержки (marginal external cost).
Решить
проблему внешних эффектов можно
несколькими способами.
Интернализация внешнего эффекта (Internalization of an Externality) - это преобразование внешнего эффекта во внутренний, то есть учет его в рыночной цене продукта. Ее можно достичь несколькими путями.
При
наличии внешнего эффекта рынок
не способен самостоятельно перейти
к эффективному равновесию. Следовательно,
необходимо вмешательство государства.
Английский экономист А. Пигу (1877 - 1959)
предложил государству ввести корректирующий
налог для отрицательных внешних эффектов
или корректирующую
субсидию для положительных внешних
эффектов.
Корректирующий налог
(Corrective Tax), или налог Пигу, взыскивается с каждой единицы производимого или потребляемого товара. Он равен предельным внешним издержкам, Т=MEC, где Т - размер корректирующего налога.
Тогда MPC + T = MSC, и кривая предельных частных издержек с учетом налога Пигу совпадает с кривой предельных социальных издержек. Это ведет к сокращению производства продукции с отрицательными внешними эффектами до оптимального уровня Qt = Qs (рис. 1).
P
PT
PS
QT QS
Рисунок
1
Для отрицательного внешнего эффекта в производстве, или предельной внешней выгоде, t=MEB, для отрицательного внешнего эффекта в потреблении. После введения корректирующего налога отрицательный внешний эффект остается, но он полностью оплачивается. Суммарные налоговые поступления в бюджет от производителя равны:
T=t*Q*=TEB.
Таким
образом, налог Пигу платит тот, кто
непосредственно создает отрицательный
внешний эффект. В этом состоит его отличие
от потоварного налога, который распределяется
между производителями и потребителями.
Корректирующая субсидия
(Corrective Subsidy) выплачивается за каждую единицу товара или услуги. Она равна предельной внешней выгоде, sb=MEB, где sb - размер корректирующей субсидии.
Тогда MPB + sb = MSB, и кривая предельной частной выгоды с учетом такой субсидии будет совпадать с кривой предельной общественной выгоды. Это приведет к росту производства продукции с положительными внешними эффектами до эффективного с точки зрения размещения ресурсов уровня Qg = Qs (рис. 2).
P
sb =MEB
Qs Qg
Рисунок 2
Для положительного внешнего эффекта в потреблении, или равна предельным внешним издержкам, sb=MEC, для положительного внешнего эффекта в производстве. Общий объем субсидии, выплачиваемой из бюджета, равен Sb=sb*Q*. После введения корректирующей субсидии положительный внешний эффект полностью оплачивается. Одну часть субсидии получают потребители, другую часть - производители продукта или услуги. На рынке услуг высшего образования студенты получили бы субсидию в размере:
Sb1=(P1-PF)*Q*,
университеты:
Sb2=(P*-P1)*Q* (рис. 2).
На практике довольно сложно определить предельные внешние издержки или предельную внешнюю выгоду, что затрудняет установление ставки корректирующего налога или корректирующей субсидии.
В
некоторых случаях
Однако
практические проблемы установления корректирующих
налогов и субсидий также значительны.
Это тоже связано с высокими административными
и трансакционными издержками сбора
необходимой информации, в том числе установления
конкретных субъектов и объектов налогообложения
и субсидирования, оценки конкретных размеров
налогов и субсидий, практических измерений
(например, выбросов в атмосферу) и т.д.
Свою роль играет и противоречие интересов
вовлеченных в такие проблемы сторон -
производителей и потребителей продукции
и получателей внешних эффектов. Корректирующие
налоги и субсидии не могут решить полностью
проблемы, возникающие благодаря существованию
внешних
эффектов. Во-первых, в реальной практике
довольно трудно точно исчислить предельные
издержки и выгоды. Во-вторых, размеры
ущерба определяются в ходе юридических
и политических дискуссий весьма приблизительно.
И наконец, отнюдь не последнюю роль играет
то обстоятельство, что корректирующие
налоги, которые платят производители
благ, характеризующихся отрицательными
внешними эффектами, отнюдь не всегда
достигают поставленной цели. Все это
предопределило критику корректирующих
налогов и субсидий и попытки нахождения
принципиально новых путей решения проблемы.
Тем не менее некоторые налоги и субсидии
уже используются в практике отдельных
стран.
Административные меры.
Государство вводит специальную плату за выбросы вредных веществ, которая устанавливается за каждую единицу объема или веса вредных веществ и фактически тождественна корректирующему налогу. Плата за выбросы дифференцируется в зависимости от вида и объема вредных веществ, она накапливается в специальном фонде и используется для мероприятий по охране окружающей среды.
Государство
разрабатывает и
Установление прав собственности.
Одним из самых распространенных отрицательных внешних эффектов является загрязнение окружающей среды. В основном загрязнения связаны с производственной деятельностью фирм и предприятий. Оно возникает потому, что ядовитые газы, токсичные элементы и груды твердого вещества являются побочными продуктами многих производственных и технологических процессов. Здесь важную роль играет формирование рынка прав на побочные эффекты:
Один из самых новых подходов, предложенных для ликвидации негативных побочных эффектов, связан с теоремой Коуза.
Американский экономист Р. Коуз (нобелевская премия, 1991г.) показал, что причиной внешних эффектов являются неустановленные или нечетко установленные права собственности. Отрицательные внешние эффекты возникают, когда на установлены права собственности на ресурсы, которыми бесплатно пользуются третьи лица; положительные внешние эффекты - когда не установлены права собственности тех, кто приносит выигрыш третьим лицам.
Теорема Коуза (Coase Theorem): если четко установлены права собственности; разработаны законы, позволяющие свободно покупать и продавать эти права; доступна информация о внешних эффектах; число участников переговоров невелико; трансакционные издержки на ведение переговоров незначительны; эффект дохода отсутствует, то в результате переговоров заинтересованные стороны могут заключить взаимовыгодную сделку.
Пример:
Ведомство определяет, что 500 т загрязняющих веществ может быть сброшено в столичное озеро и "переработано" природой. Следовательно, 500 прав на загрязнение, каждое из которых позволяет их владельцу в данном году сбрасывать в озеро 1 т загрязнителей, ежегодно предлагаются для продажи. Суммарное предложение прав на загрязнение не изменяется, поэтому оно абсолютно неэластично, как показано на рисунке 3.
P
Информация о работе Роль государства в интернализации внешних эффектов