Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 12:31, контрольная работа
Здоровый образ жизни это альтернатива (антипод) социально-пассивному, потребительскому стилю жизни, бездумному употреблению опьяняющих веществ, ведущему к утрате духовно нравственных ценностей и высоких социальных ориентиров. В противопоставление саморазрушительному поведению (алкоголизации, наркомании, игромании и т.п.) должно стать позитивное, творческое отношение подростков и молодежи к действительности, общее созидательное дело, воспитывающее и поддерживающее в молодом человеке жизненную активность, позитивные жизненные навыки, обеспечивающие личностное совершенствование, интеллектуальный рост, что служит основным фактором и индивидуального и общественного здоровья.
Введение…......................................................................................3
1.Краткая характеристика формальных и неформальных
институтов………………………………………….……………….….…..4
1.1.Формальные институты……………..……………….….…...4
1.2.Неформальные институты…………………………….…......6
2. Их роль в формировании здорового образа жизни….………7
2.1.Роль семьи (формального института) в формировании
ЗОЖ ……………………………………………………………….7
2.2.Роль волонтерства, как неформального института, в
формировании ЗОЖ……………………….……………………………..10
Заключение……………………………………………….………...12
Список литературы……………………………………………....
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ПЕРМСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Контрольная работа по институциональной экономике
«Роль формальных и неформальных институтов в формировании здорового образа жизни»
Смирнова Анна Алексеевна
Климова Е.К.
Пермь 2013
Содержание
Введение….....................
1.Краткая характеристика формальных и неформальных
институтов………………………………………….………
1.1.Формальные институты…………….
1.2.Неформальные институты…………
2. Их роль в формировании
2.1.Роль семьи (формального института) в формировании
ЗОЖ ……………………………………………………………….7
2.2.Роль волонтерства, как неформального института, в
формировании ЗОЖ……………………….……………………………..10
Заключение……………………………………………….…
Список литературы……………………………………………...
Введение
Здоровый образ жизни это альтернатива (антипод) социально-пассивному, потребительскому стилю жизни, бездумному употреблению опьяняющих веществ, ведущему к утрате духовно нравственных ценностей и высоких социальных ориентиров. В противопоставление саморазрушительному поведению (алкоголизации, наркомании, игромании и т.п.) должно стать позитивное, творческое отношение подростков и молодежи к действительности, общее созидательное дело, воспитывающее и поддерживающее в молодом человеке жизненную активность, позитивные жизненные навыки, обеспечивающие личностное совершенствование, интеллектуальный рост, что служит основным фактором и индивидуального и общественного здоровья. Следовательно, необходимо создание реальных условий для здорового образа жизни, наполненного смыслом, формируемым многообразием таких возможностей, которые побудят подростков и молодежь быть активными участниками общественной жизни, востребованными и значимыми членами общества.
В этом помогают нам формальные и неформальные институты, которые в свою очередь влияют на нас как через семью, так и через общественные объединения.
Для реализации данной задачи, необходимо,
наряду с такими широкими распространенными
формами, как информирование молодежи
о вреде потребления алкоголя, табака,
наркотических и токсических веществ;
обучение навыкам соблюдения правил гигиены
и режима труда, учебы питания, развития туризма,
занятия физической культурой и спортом,
основой формирования и пропаганды здорового
образа жизни в молодежной среде, создание
условий для общественно полезной занятости
подростков и молодежи, жизнедеятельности,
наполненной здравым смыслом.
1. Краткая характеристика формальных
и неформальных институтов
Итак, институт - это своеобразная форма
человеческой деятельности,
основанной на четко разработанной идеологии,
системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением.
Институциональная деятельность осуществляется людьми,
организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение
на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы
или общества в целом. Институты, таким образом, поддерживают социальные
структуры и порядок в обществе.
Природа правил, составляющих существо институтов, позволяет разделить их на формальные и неформальные. Формальным институтам соответствуют формальные правила, санкции за нарушение которых носят организованный характер. Напротив, неформальным институтам соответствуют правила неформальные, и наказание за отклонение от них реализуется спонтанным образом.
Формальные институты опираются на соответствующую законодательную базу. Для функционирования государства существует законодательство, определяющее форму власти, структуру, задачи и функции лица, уполномоченного занимать место его главы, Конституция как основной закон государства. Этому законодательству подчиняются все граждане государства.
Суд как социальный институт осуществляет свою деятельность также на основе законодательства. Его деятельность фиксируется и регулируется нормами права. Суд несет прежде контролирующую, а затем уже карательную функцию по отношению к субъектам общества, не желающим жить по его законам. Различаются многие отрасли права для различных областей общественной жизни – административное, хозяйственное, уголовное, жилищное, семейное и другие виды.
Деятельность армии как социального института направлена на оборону государства и защиту его от внешних врагов. Деятельность этого социального института полностью регламентирована на основе Устава, которому подчиняются все военнослужащие. Однако действие устава не распространяется на гражданское население.
Формальные институты имеют специальные учреждения. Эти учреждения призваны осуществлять функции, заложенные в деятельности института. Формальные институты чаще всего являются бюрократиями, в которых обязанности чиновников обезличены, т. е. выполняются как бы независимо от их личных качеств. Именно поэтому они подвержены своего рода болезням. Во время революций или быстрых социальных изменений многие традиционные институты либо прекращают свою деятельность, либо адаптируются к решению новых задач. С другой стороны, формирование новых институтов требует времени. В итоге люди сталкиваются с серьезными трудностями неурегулированности новых социальных отношений и поддержания общественного порядка. Можно сказать, что мы не замечаем деятельности формального социального института, когда он работает качественно и непрерывно, но сразу видим неполадки в осуществлении его функций.
Функции формального института реализуют специальные лица, обладающие полномочиями. Такие люди, как правило, называются чиновниками. Их обязанность – осуществлять функции, которые возложены на данный социальный институт. Их права, обязанности и положение в социальной иерархии института жестко закреплены.
Однако кроме формальных институтов в обществе существуют также институты неформальные. Они играют не менее важную роль, особенно в сфере межличностного общения в малых группах.
Неформальные институты представляют собой обычаи, сложившиеся в обществе.
По формам они часто совпадают с неосновными институтами. Цели, методы и средства решения задач в таком случае не установлены строго и не зафиксированы в виде документа. Эти институты также выполняют управленческие и контрольные функции в самом широком социальном смысле. Они являются результатом социального творчества и волеизъявления граждан. Социальный контроль в таких институтах осуществляется при помощи норм, зафиксированных в общественном мнении, традиции, т. е. на основе неформальных санкций. Кстати, часто общественное мнение и традиции – более эффективные средства контроля, чем нормы права или другие формальные санкции. Например, в 20-30 гг. служба в армии воспринималась действительно как почетная обязанность мужчины – защищать свою Родину и своих близких, и никому в голову не приходило уклоняться от службы. Это вызвало бы не только преследование со стороны закона, но и всеобщее презрение со стороны соседей, коллег, родных и близких. Однако сегодня служба в армии воспринимается совсем иначе. И хотя уголовное преследование за уклонение от службы осталось, общественное мнение скорее поддерживает и одобряет уклонистов, чем осуждает. Это может также говорить о дефектах в функциях армии как социального института. Примеры неформальных институтов: очередь в магазине; семейные праздники; выпускной бал и т. д.
2.1. Роль семьи (формального
института) в формировании здорового
Представим такую картину: тихая полноводная река, в ней купаются
дети, не умеющие хорошо плавать. Впереди
– огромный водопад. Неожиданно течение
подхватывает и уносит детей. Они оказываются
в падающем потоке воды, рискуя разбиться
и погибнуть, а мы, взрослые, стоим внизу,
протягиваем руки и пытаемся их спасти,
в то время как все мы должны были бы быть
наверху, где спокойное течение и учить
их плавать. Если перенести данную метафору
в область здоровья, то река – это образ
жизни, и наша общая задача – научить каждого
ребенка безопасному плаванию по ней,
всячески помогая ему в выборе стиля жизни,
способствующего укреплению и сохранению
здоровья. Состояние здоровья наших детей
оставляет желать лучшего. И рост заболеваемости
связан не только с неблагоприятной экологической
обстановкой, с постоянным ростом нагрузок,
психоэмоционального перенапряжения
и гиподинамии, но и с отказом родителей
вести здоровый образ жизни. Здоровье
детей напрямую зависит от условий жизни
в семье, санитарной грамотности, гигиенической
культуры родителей и уровня их образования.
Часто уровень знаний и умений родителей
в области воспитания привычки к здоровому
образу жизни невысок, а интерес к данной
проблеме возникает лишь тогда, когда
ребёнку уже требуется психологическая
или медицинская помощь. Большинство родителей
не понимают самой сущности понятия «здоровье»,
рассматривая его только как отсутствие
заболеваний, совершенно не учитывая взаимосвязи
физического, психического и социального
благополучия. В результате у детей формируются
вредные привычки, от которых избавиться
бывает очень трудно.
Родителям необходимо знать критерии
эффективности воспитания ЗОЖ:
1) положительная динамика физического состояния вашего ребенка; 2) уменьшение заболеваемости; 3) формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми; 4) снижение уровня тревожности и агрессивности.
Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок. Задача родителей - донести значение ежедневной заботы о своем здоровье до сознания своего ребенка, обучить искусству укрепления здоровья. Искусство это осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Родителям необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути своим примером.
Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья.
Для решения такой задачи родителям необходимо помнить правило - «Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!".
Формируя здоровый образ жизни ребенка, семья совестно со школой должна привить ребенку следующие основные знания, навыки и умения: 1) знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека; 2) умение измерять рост, массу тела, определять частоту своего пульса и дыхания, понимание значения определения этих показателей для контроля за состоянием здоровья и его коррекции; 3) понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе; 4) знание правил личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др.; 5) умение правильно строить режим дня и выполнять его; 6) знание основных правил рационального питания с учетом возраста; 7) понимание значения двигательной активности для развития здорового организма; 8) знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других; 9) знание основных природных факторов, укрепляющих здоровье, и правил их использования; 10) знание правил сохранения здоровья от простудных и некоторых других инфекционных заболеваний; 11) умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них; 12) умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах, ожогах, обморожениях; 13) знание лечебных учреждений, где возможно получить помощь в случае болезни; 14) умение взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (дом, класс, улица, дорога, лес) безопасна для жизни.
Формирование ЗОЖ служит укреплению всей семьи. Ребенок должен узнать лучшие семейные традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи.
Родители должны развивать интерес ребенка
к профессиональной и бытовой деятельности
членов своей семьи, формировать понимание
их социальной значимости. Воспитывать
в ребенке доброту, дружелюбие, выдержку,
целеустремленность, смелость, положительную
самооценку, оптимистическое отношение
к жизни, умение выражать свои чувства,
способность верить в собственные силы
и доверять миру. Развивать у него навыки
общения, дух сотрудничества и коллективизма,
умение понимать чувства другого, общаться
и взаимодействовать в группе.
Пути решения таковы:
Информация о работе Роль формальных и неформальных институтов в формировании здорового образа жизни