Республика Беларусь в системе международных кредитных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 01:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования данной курсовой работы является международный кредит и его роль в развитии современной экономики.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих основных задач:
определить сущность международных кредитных отношений, рассмотреть факторы современного развития международного кредита;
проанализировать роль международного кредита в развитии современной экономики;
рассмотреть Республику Беларусь в системе международных кредитных отношений;
по результатам исследования сделать выводы.

Оглавление

Реферат………………………………………………………………………..
Введение………………………………………………………………………
2
3
1. Международный кредит: сущность и факторы развития……………….. 5
1.1. Сущность международных кредитных отношений………………… 5
1.2. Факторы современного развития международного кредита……….. 11
2. Роль международного кредита в развитии современной экономики…... 17
3. Республика Беларусь в системе международных кредитных отношений………………………………………………………………….
26
3.1. Кредитная история Республики Беларусь………………………….. 26
3.2. Членство Республики Беларусь в международных финансовых организациях…………………………………………………………..

30
Заключение……………………………………………………………………. 35
Список использованных источников………………………………………... 37
Приложения…………………………………………………………………… 39

Файлы: 1 файл

Международный кредит_Курсач.doc

— 215.00 Кб (Скачать)

     Международный кредит служит одним из источников финансирования войн.

     В целях укрепления позиций ведущих  стран банки, государства, международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации периодически проводят политику кредитной дискриминации и кредитной блокады по отношению к определенным странам, которые проводят неугодную им политику. Кредитная дискриминация - установление худших условий получения, использования или погашения международного кредита для определенных заемщиков по сравнению с другими в целях оказания на них экономического и политического давления. Основные методы кредитной дискриминации - кредитные ограничения, повышение процентных ставок, комиссионных вознаграждений и сборов, сокращение всего срока или льготного периода, требование дополнительного обеспечения, внезапное уменьшение суммы кредита, обусловленность его предоставления мероприятиями экономического и политического характера.

     После второй мировой войны, в периоды  обострения «холодной войны», США и их союзники по НАТО использовали кредитную дискриминацию по отношению к СССР и другим социалистическим странам, затрудняя кредитование экспорта товаров, отказываясь предоставлять долгосрочные кредиты и государственные гарантии по ним, ухудшая условия кредитов. В настоящее время кредитная дискриминация применяется как средство политического давления в отношении России и отдельных развивающихся стран.

     Еще более жесткой экономической  санкцией является кредитная блокада - отказ предоставлять кредиты той или иной стране. Обычно кредитная блокада тесно связана с экономической блокадой, иногда оформляется правительственными распоряжениями или декретами, чаще проводится неофициально в виде отказа предоставить кредит по различным мотивам. После второй мировой войны страны НАТО во главе с США проводили кредитную блокаду в отношении социалистических стран. Так, МБРР в 1947 г. отказался предоставить кредиты Чехословакии и Польше, хотя они как жертвы фашистской агрессии имели первоочередное право на получение ссуд для восстановления разрушенной экономики. Далее, в 1971 г. международные банки прибегли к кредитной блокаде Чили после прихода к власти правительства Народного единства во главе с С. Альенде.

     В 1985 г. США организовали кредитную  блокаду по отношению к Никарагуа, проводившей неугодную им внешнюю политику. Межамериканский банк развития также отказал в кредитах этой стране.

     Двоякая роль международного кредита в условиях рыночной экономики проявляется  также в его использовании, с  одной стороны, для развития взаимовыгодного сотрудничества стран, а с другой - как средства конкурентной борьбы [1].

     Итак, международный кредит играет двойную роль в развитии современной экономики:

     1. Обеспечивает непрерывность воспроизводства и его расширение, способствует углублению производства, интеграции международного разделения труда.

     2. С другой стороны международный кредит усиливает диспропорции общественного воспроизводства, стимулируя развития одних отраслей по сравнению с другими.  

3. РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ В СИТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

3.1. Кредитная история Республики Беларусь

     С обретением независимости Республика Беларусь не осталась в стороне от международных финансовых потоков. С 1992 года мы начали активно использовать иностранные финансовые ресурсы. Особо необходимо отметить, что в отличие от России, которая приняла на себя всю тяжесть долгов бывшего Советского Союза, Республика Беларусь создавала свой долг самостоятельно.

     Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 июля 2008 года составил 2313,2 млн. долларов США (Приложение 1).

     Показатели  кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам, рекомендуемым МБРР), свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности (Приложение 2) .

     Внешний долг республики появился в 1992 году. Первые кредиты были предоставлены Комиссией Европейского сообщества, США, Германией и Россией. Эти заемные средства были использованы для закупки зерна, сахара, подсолнечного масла, детского питания, медикаментов и медицинского оборудования, стабилизации платежного баланса и покрытия бюджетного дефицита. Такая направленность использования внешних заемных средств на социально-значимые и невалютоокупаемые проекты сохранилась до настоящего времени, предопределив проблемы с погашением и обслуживанием значительной части долга.

     Условно можно выделить два периода в истории белорусских внешних заимствований.

     До 1996 года республике удавалось ежегодно привлекать в свою экономику в  от 327,5 до 583,7 млн. долл. США иностранных кредитных средств, при этом ежегодное погашение основного долга не превышало 50% от привлекаемых в том же году средств. Можно утверждать, что эти пять лет (1992-1996гг.) были периодом наиболее активного привлечения иностранных кредитов. К началу 1996 года внешний государственный долг республики достиг своего максимума и составил 1,5 млрд. долларов США.1

     В 1996 году произошло значительное уменьшение внешнего долга. На конец 1995 года внешний  долг составлял 1513,1 млн. долларов, в  течение 1996 года привлечено 453,8 млн. долл. США, а погашено 96,2 млн. долл. США. Таким образом, на конец 1996 года внешний долг должен был достичь размера в 1870,7 млн. долл. США. Однако реально он составил только 950 миллионов.2

     Такое значительное уменьшение внешнего долга  объясняется тем, что в соответствии с Соглашением от 27 февраля 1996 г. с Россией было произведено урегулирование части российского долга путем отказа российской стороны от претензий по белорусскому государственному долгу по состоянию на 1 января 1996 г. за ранее предоставленные кредиты. Со своей стороны Беларусь отказалась от претензий и компенсаций по внутреннему валютному долгу бывшего СССР, за расходы, связанные с затратами на экологическое обследование и рекультивацию мест дислокации выведенных воинских формирований Министерства обороны Российской Федерации, за комплекс зданий, переданных белорусской стороной для размещения дипломатического и консульского представительств России.  

     Начиная с конца 1996 – начала 1997 года начался  второй этап в развитии внешнедолговой ситуации в республике. Участие международных  финансовых организаций в инвестиционных процессах нашей страны ограничились, в основном, технической и консультационной помощью, новые займы практически не предоставлялись. В это же время обострилось положение с обслуживанием предприятиями ранее привлеченных кредитов, сузился круг стран, которые предоставляют нашей стране новые займы. Кроме того, по привлеченным ранее кредитам наступили сроки уплаты основных сумм долга.

     Пик платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга пришелся на 2000-год, однако положение было несколько  смягчено путем проведения серии двусторонних переговоров с австрийскими и немецкими кредиторами о переносе части платежей на более поздние сроки (от полугода до 4 лет).

     На сегодняшний день мы имеем ситуацию, когда республика осуществляет платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга больше, чем привлекает новых займов. И судя по всему, такая тенденция может сохраниться и в ближайшие несколько лет.

     На  внешние заимствования республики может быть две крайние точки  зрения. С одной стороны, показатели величины внешнего долга не вызывают опасений по поводу долговой безопасности государства и в дальнейшем мы должны избегать использования иностранных кредитов, с другой — участие иностранного капитала в экономике страны должно быть более широким, быстрая экономическая трансформация без внешней финансовой помощи невозможна.

     Республика  испытывает огромную потребность в  инвестиционных ресурсах. До недавнего  времени ограниченное использование  внешних займов компенсировалось в  республике значительной денежной эмиссией. Однако по мере стабилизации финансовой системы роль заемных ресурсов для экономики будет возрастать.

     Существующая  долговая стратегия не позволяет  привлекать сколько-нибудь значительные внешние займы. Ключевой проблемой  здесь является неполучение кредитов МВФ, что воспринимается многими потенциальными кредиторами как сигнал о высоких экономических и политических рисках вложения средств в Беларуси.

     Как следствие, основная масса получаемых сегодня страной иностранных  займов представляет собой связанные  кредиты, предоставляемые зарубежными банками под гарантии правительства. Следует особо подчеркнуть, что на Украине, в России, Казахстане, государствах Прибалтики уже отказались от привлечения займов под государственные гарантии. Это связано с низкой эффективностью использования таких кредитов и очевидным лоббированием интересов избранных отраслей и предприятий при их получении, что не всегда соответствует национальным приоритетам развития.

     О невысокой экономической отдаче полученных под гарантию правительства  Беларуси кредитных средств свидетельствует просроченная задолженность по ним. Хотя степень своевременного и полного погашения долга в первую очередь зависит от финансово-экономического положения страны, нельзя отрицать и неэффективность системы отбора проектов, финансируемых под гарантии государства.

     В Беларуси для решения текущих  проблем обслуживания внешнего долга  используются, в основном, технические  методы, носящие краткосрочный характер и являющиеся дорогостоящими. Это  и погашение внешней задолженности  предприятий за счет бюджетных средств, и привлечение средств для осуществления выплат по внешнему долгу на внутреннем рынке, и реструктуризация. Сюда же относится и предоставление заемщикам различных льгот и преференций с целью создания лучших условий для самостоятельного выполнения ими своих обязательств, что, как показывает практика, не дает необходимого эффекта [15].

     Итак, проблемы в сфере внешних заимствований лежат в сфере макроэкономической политики. Эффективное использование и погашение иностранных кредитов в долгосрочной перспективе связано с увеличением экспорта, улучшением торгового баланса страны, а также с увеличением ВВП и укреплением государственного бюджета.

3.2. Членство Республики Беларусь в международных финансовых организациях

 

 Республика Беларусь с 1992 года является членом следующих международных финансовых организаций:

     1. Международного валютного фонда (МВФ).

     2. Группы Всемирного банка, в том числе:

  • Международного банка реконструкции и развития (МБРР);
  • Международной финансовой корпорации (МФК);
  • Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ);
  • Международного центра по урегулированию инвестиционных разногласий (МЦУИР).

     3. Европейского банка реконструкции  и развития (ЕБРР).

     Сотрудничество с Международным валютным фондом

     Членство  в МВФ является одним из определяющих факторов международного финансово-экономического сотрудничества Республики Беларусь.

     МВФ проводит периодические консультации со всеми странами-членами, в ходе которых получает информацию об общем  экономическом положении страны и ее экономической политике. Эти консультации также дают МВФ возможность рекомендовать правительствам стран-членов приемлемую для него экономическую политику.

     Основными направлениями развития взаимоотношений  с МВФ в 2007 году являлись: выработка  согласованных подходов к определению параметров социально-экономического развития Республики Беларусь; учет и практическое использование рекомендаций экспертов Фонда при разработке и реализации экономической политики, в частности, привлечение технической помощи. Совместно с экспертами МВФ продолжена работа по совершенствованию подходов к проведению бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, усилению эффективности использования ее инструментов, обеспечению финансовой стабильности, разработке и внедрению международных стандартов финансовой отчетности. В ходе совместной работы получили существенное развитие система инструментов банковского надзора, макропруденциального анализа, стресс-тестирования кредитного риска и риска ликвидности, а также система анализа и прогнозирования для целей денежно-кредитной политики.

Информация о работе Республика Беларусь в системе международных кредитных отношений