Регулирование российского финансового рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 09:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучит регулирования финансового рынка РФ.
Задачами курсовой работы являются:
рассмотреть теоретические основы финансового рынка и его механизм;
провести анализ финансовой деятельности государства и состояния финансовых рынков России;
рассмотреть перспективы развития финансового рынка в РФ
Поставленные задачи определили логику и структуру работы, которая состоит: введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая2курс.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

Для третьего этапа  развития рынка характерны следующие  основные признаки:

- появление  в 1994-1996 гг. качественно новой  нормативной базы, определяющей институционально-регулятивные аспекты функционирования рынка ценных бумаг (вступление в силу ГК РФ, Законов РФ “Об акционерных обществах” и “О рынке ценных бумаг”);

- позитивные  качественные изменения 1994-1996 гг., связанные с развитием инфраструктуры - свыше 200 лицензированных регистраторов, подготовка (хотя и конфликтная) к созданию центрального депозитария, постепенное развитие кастодиальных услуг, создание и развитие Российской торговой системы, формирование системы саморегулируемых организаций участников рынка);

- общие благоприятные  тенденции и значительные резервы  в развитии ликвидности и капитализации рынка.

Важнейшим качественным отличием данного этапа развития РЦБ было также растущее международное  признание российского рынка, доступ российских эмитентов различного типа к мировым финансовым рынкам. Среди наиболее важных событий в этой области следует отметить получение одновременно кредитного рейтинга Moody’s, Standard&Poor’s и IBCA, успешные выпуски “еврооблигаций”, публикация индекса IFC Global Russia, выпуски ADR/GDR рядом компаний, включение АО “Вымпелком” в листинг Нью-Йоркской фондовой биржи, признание американской SEC некоторых российских банков “надежным иностранным депозитарием” и др.

Однако бурный рост отечественного рынка был прерван  кризисом 1998 года, когда в одночасье рынок откатился к нулевой точке своего развития.

Можно выделить основные причины кризиса:

• "Раздутость" рынка, выраженная в отсутствии в  большинстве случаев обеспечения  у обращаемых ценных бумаг, в т.ч. ГКО;

•  Финансовые пирамиды;

• Низкая платежеспособность участников рынка (кризис неплатежей);

• Кризис доверия  со стороны иностранных участников, спровоцированный крупным финансовым кризисом в Юго-Восточной Азии в 1997 году;

• Несовпадение динамики пассивов и активов банков (депозитные и кредитные ставки);

• Снижение доходных статей министерства финансов (налоги).

 

Последствия кризиса 1998 года сказываются до сих пор.

Кризисный этап банковской системы продолжался, по существу до середины 1999 г., когда начались активные действия по реструктуризации, санации проблемных банков.

 Собственно, с середины 1999 г. банковская система России перешла к новому этапу, который характеризуется законодательным обеспечением реструктуризации банков и их внешней задолженности, ликвидацией банков-банкротов. С середины 1999 г. обозначился постепенный рост капиталов иностранных банков, а с 2000 г. начали расти капиталы и российских банков. Так, если суммарный зарегистрированный уставный капитал действующих кредитных организаций на начало 1999 г. составлял 52,5 млрд руб., то на начало 2000 г. он уже достиг 111,1 млрд руб.

С подписанием  Указа Президента Российской Федерации  от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и  структуре федеральных органов  исполнительной власти» была в значительной степени решена проблема межведомственной разобщенности государственных  органов на финансовом рынке и сделан важный шаг к реализации общемировой тенденции к консолидации его регулирования.

Экономическое   развитие современной  России   может   быть   оценено   как поступательное  –  были  достигнуты  положительные  темпы  роста  производства ВВП и промышленной  продукции,  капитальных вложений,  реальных  доходов населения и прочих показателей. Темпы роста оказались ниже прогнозируемых, однако, действующая модель развития национальной экономики, ориентированная на сырьевой экспорт, не могла обеспечить более высокие темпы роста  фундаментальных  показателей.  Вместе  с  тем  достижение  положительных темпов  роста  ключевых  показателей  под  воздействием  благоприятной  внешней конъюнктуры  существенно  улучшает  состояние  финансовой  сферы  и создает определенный    финансовый    «запас    прочности»    для    проведения    реформ в банковской  сфере и на  финансовых  рынках,  способных обеспечить  сохранение позитивного тренда развития национальной экономики в ближайшие годы.

Основной задачей сейчас является формирование антикризисного управления, качественные изменения инфраструктуры рынка, развитие реального сектора экономики и недопущение дисбаланса между реальным и финансовым секторами, стабилизация валютного курса, развитие системы страхования вкладов и т.п.

  •   2.2 Совершенствование регулирования на финансовом рынке

 

Совершенствование регулирования на финансовом рынке  должно осуществляться по трем основным направлениям: во-первых, повышение роли СРО3 и установление их более тесной связи с государственным регулятором финансового рынка, во-вторых, унификация норм и правил государственного регулирования деятельности на финансовом рынке с постепенной концентрацией государственных функций по регулированию, контролю и надзору на финансовом рынке в одном государственном органе, в-третьих, развитие системы пруденциального надзора.

С количественным ростом и качественным усложнением  финансового рынка существует объективная  потребность в развитии функций  саморегулирования, что означает повышение эффективности взаимодействия СРО и государственных органов власти. Прежде всего, нормы и правила, разрабатываемые СРО должны дополнять и детализировать нормы государственного регулирования, причем, необходимо стимулировать СРО к установлению более жестких требований к деятельности участников рынка.  В 2008-2009 годах необходимо закрепить в законодательстве и в ведомственных актах требования к принципам деятельности СРО и к стандартам СРО. Следует поощрять создание в СРО страховых фондов, обеспечивающих дополнительную защиту инвесторов. Возможно, следует рассмотреть ряд инициатив, направленных на укрепление роли профессионального сообщества в осуществлении контроля на рынке ценных бумаг и снижении инвестиционных рисков: предоставление возможности оказывать услуги неквалифицированным инвесторам только профессиональным участникам рынка ценных бумаг, состоящим в СРО с более жесткими стандартами профессиональной деятельности; предоставление только членам СРО возможности оказывать услуги андеррайтера при публичном размещении ценных бумаг, а также при размещении ценных бумаг компаний с повышенным риском. Ряд других возможностей расширения функций СРО в связи с решением основных задач по совершенствованию регулирования рынка ценных бумаг содержатся в соответствующих разделах доклада.

Следует предоставить СРО большие возможности при  сборе и анализе отчетности участников финансового рынка. Также следует возложить на СРО функции анализа такой отчетности, ее обобщения и раскрытия в соответствии с правилами, установленными регулирующими органами.

Финансовый  рынок становится одним из приоритетных секторов экономики, эффективность управления которым может оказывать влияние на общую эффективность государственной экономической политики. Кроме того, в условиях формирования и развития многоотраслевых финансовых холдингов возникает специфическая задача их комплексного регулирования, что, очевидно, удобнее делать из единого центра. В этих условиях вопрос о едином центре регулирования финансового рынка приобретает особую актуальность. Вместе с тем, решение этого вопроса должно осуществляться с учетом сложившейся системы государственного управления в России. Дискуссия о создании в России мегарегулятора в определенной степени оказалась переведенной в плоскость коллегиальности единого регулирующего органа и его независимого статуса. Представляется, что данные критерии деятельности не являются приоритетными и, более того, в долгосрочной перспективе могут существенно снизить эффективность единого регулятора на финансовом рынке. Представляется, что решение вопроса о мегарегулировании в России должно осуществляться, прежде всего, путем унификации требований и стандартов деятельности на финансовом рынке, а также консолидации государственных функций, которые могут быть осуществлены в течение 2 – 3 лет. В 2008 году необходимо приступить к унификации требований по доверительному управлению ценными бумагами, а также порядка регистрации выпусков ценных бумаг.

В 2008-2009 году необходимо дополнить унификацию доверительного управления и регистрации выпусков ценных бумаг унифицированными подходами к регулированию рисков на рынке ценных бумаг. Эти подходы могли бы быть сформулированы на основе известных Базельских принципов. Такие подходы уже реализуются в рамках регулирования банковской деятельности, и лишь отчасти, в рамках регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Представляется, что эти принципы следует в большей степени распространять и на профессиональных участников рынка ценных бумаг, с учетом специфики деятельности таких участников, видов осуществляемых операций, имеющихся у них клиентов. Следует рассмотреть вопрос объединения регулирования близких по роду деятельности финансовых институтов. Так, в 2004 году ФСФР России переданы функции по регулированию негосударственных пенсионных фондов. Было бы целесообразным дополнить указанные полномочия, полномочиями по регулированию страховых организаций. В 2008 году необходимо завершить работу над проектом изменений и дополнений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», направленных на развитие системы пруденциального надзора за профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Система пруденциального надзора позволит оперативно выявлять и пресекать нарушения на рынке ценных бумаг. Закон будет предусматривать несколько уровней такого надзора, включая осуществление самими участниками финансового рынка внутреннего контроля за соблюдением установленных требований законодательства, контроль саморегулируемых организаций, а также контроль со стороны государственных органов.

Необходимо  на законодательном уровне обеспечить большую независимость служб внутреннего контроля профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также ввести требования об управлении рисками, возникающими у финансовых посредников. В частности, необходимо закрепить обязанность участников финансового рынка предусматривать в своих штатных расписаниях должность ответственного за организацию управления рисками или создавать самостоятельное структурное подразделение по управлению рисками. Для таких специалистов по управлению рисками внутри организации должны быть установлены соответствующие квалификационные требования. При этом в каждой организации – участнике финансового рынка будут разрабатываться соответствующие внутренние документы по управлению рисками, которые должны будут соответствовать устанавливаемым требованиям.

Также в надзорных  целях необходимо предусмотреть  возможность введения в организациях – профессиональных участниках рынка  ценных бумаг временной администрации. В настоящее время институт временной администрации как надзорная мера уже введен в отношении управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, специализированных депозитариев и негосударственных пенсионных фондов. Частично функция контроля за рисками участников рынка может быть делегирована СРО.

В 2008 – 2010 годах  необходимо принять меры по гармонизации методов и правил надзора за российскими профессиональными участниками рынка ценных бумаг с требованиями банковского надзора. Это соответствует общемировой практике. Так, например, Директива 2004/39/ЕС предполагает, что подходы к определению собственных средства кредитных институтов должны являться базисом для определения собственных средств всех иных категорий финансовых институтов.

В 2008-2009 годах  предполагается ввести единые для всех участников рынка требования к расчету собственных средств, соответствующие международным стандартам, а также установить требование о ежедневном расчете капитала участниками финансового рынка. Также необходимо пересмотреть требования к минимальному размеру собственных средств, постепенно повышая их и в то же время, учитывая необходимость сохранения участников финансового рынка с незначительным уровнем минимального капитала и ограниченным количеством совершаемых ими операций.

В долгосрочной перспективе в целях создания системы риск-ориентированного пруденциального надзора представляется необходимым приблизить требования к определению достаточности капитала к международным стандартам. Предполагается развивать требования к достаточности капитала, отражающие риски, сделав в целом подход к расчету достаточности собственных средств более чувствительным к рискам, и способствующим сближению регулятивного и экономического капитала.

Для введения международно принятых требований к осуществлению  расчета достаточности собственных  средств возможно потребуется доработать систему бухгалтерского учета профессиональных участников рынка ценных бумаг таким образом, чтобы она позволяла получать все необходимые надзорные данные.

Предполагается  внедрить передовые методики оценки рисков, используя международно принятые модели, активно включая рейтинговые оценки, а также применение цифровых показателей, отражающих, операционный риск. При развитии надзорных требований будет применяться принцип пропорциональности осуществления пруденциального надзора, заключающийся в необходимости применения надзорных требований к участникам рынка исходя из их размера, сферы деятельности, характера проводимых операций, присущих им рисков.

Также при внедрении  системы риск - ориентированного надзора  необходимо предусмотреть возможность индивидуального подхода к оценке рисков отдельных участников рынка или их активов. К 2010 году предполагается переход на предоставление всеми участниками рыка надзорной информации и отчетности в электронном виде. Такое требование будет дополнено требованиями к программному обеспечению, используемому профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

В 2008-2009 годах  необходимо завершить работу по сближению  положений о банкротстве финансовых организаций, включая введение временной администрации в целях предотвращения банкротства.

В 2010-2012 годах  необходимо сконцентрировать в одном  государственном органе и вопросы регулирования и надзора в банковской сфере, при сохранении за Банком России необходимых полномочий, непосредственно вытекающих из задач макроэкономического регулирования, денежно-кредитной политики.

    Заключение

 

Мировой финансовый рынок стал развитым и широкомасштабным в результате многолетней эволюции. Россия вынуждена стремительно осваивать его законы. Рынок государственных облигаций – пока единственный развитый сегмент финансового рынка.

Финансовые  рынки выполняют ряд важных функций.

Обеспечивают  такое взаимодействие покупателей  и продавцов финансовых активов, в результате которого устанавливаются цены на финансовые активы, которые уравновешивают спрос и предложение на них.

Финансовые  рынки вводят механизм выкупа у инвесторов надлежащих им финансовых активов и  тем самым повышают ликвидность  этих активов.

Финансовые  рынки оказывают содействие нахождению для любого из кредиторов (заемщиков) контрагента соглашения, а также существенно снижают затраты на проведение операций и информационные затраты.

Информация о работе Регулирование российского финансового рынка