Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 21:41, реферат
Развитие любого общества всегда связано с определенной территорией.
Изучением пространственных аспектов развития общества занимается множество наук, а именно география, демография, социология, регионология и др. Как известно, среди многих проблем регионального развития наиболее сложными и важными являются экономические проблемы. Региональная экономика призвана изучать закономерности и проблемы функционирования и развития экономики страны как системы взаимодействующих регионов (экономических зон, крупных экономических районов, субъектов Федерации, территориально-производственных комплексов, промышленных узлов, городских агломераций и других территориальных экономических подсистем).
1. ВВЕДЕНИЕ стр. 3-4
2. ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ стр. 5-6
3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ стр. 7-14
3.1 Принципы региональной политики Европейского Союза стр. 7-9
3.2 Механизмы и цели региональной политики Европейского
Союза стр. 9-10
3.3 Пространственный аспект стр. 10-11
3.4 Политические задачи стр. 11-14
4. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО И
ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА стр. 15-21
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 22-23
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ стр. 24
Интересы европейской интеграции - предотвращение возможности того, что региональное или социальное неравенство поставит под угрозу дальнейшее развитие процессов интеграции в Европе. Начиная с середины 1980-х гг. акцент на интересах европейской интеграции в качестве обоснования проводимой политики стал особенно очевиден. В дополнение к более тесному политическому и экономическому союзу в качестве одной из задач, стоящих перед Сообществом, была провозглашена «экономическая и социальная сплоченность». Она определялась как экономическое обеспечение достаточно высокого уровня доходов, конкурентоспособности и занятости, а также социальная солидарность, достигаемая путем уменьшения неравенства в плане обеспечения занятости, социальных возможностей и ликвидации нищеты. После реформы Структурных фондов в 1988 г. их деятельность стала базироваться на нескольких ключевых принципах:
♦ принцип субсидиарности, при котором управление ресурсами осуществляется на самом нижнем в зависимости от ситуации административном уровне: региональном, национальном или европейском.
Кроме того,
существенное внимание уделяется контролю
и оценке, что позволяет обеспечивать
эффективное использование
Отражая
принятый программный подход, политика
Структурного фонда выстраивается
вокруг двух- или трехступенчатого
процесса планирования. Построенные
на принципах партнерства и
3.2 Механизмы и цели региональной политики ЕС
региональный экономика
Основными механизмами Сообщества в области регионального развития являются 4 Структурных фонда: Европейский фонд регионального развития (European Regional Development Fund - ERDF), Европейский социальный фонд (European Social Fund - ESF), Европейский фонд руководства и гарантий в области сельского хозяйства (European Agricultural Guigance and Guarantee Fund - EAGGF); Секция руководства и финансирования в рыболовной отрасли (Guidance Section and the Financial Instrument for Fisheries Guidance - FIFG), каждый из которых решает определенные задачи в сфере экономики. Дополнительная помощь наиболее слаборазвитым странам оказывается через Интеграционный фонд с целью содействия их усилиям, направленным на сближение экономических систем стран - членов ЕС и на создание единой денежной системы ЕС. Кроме того, в Сообществе действуют еще 13 менее масштабных инициатив (финансируемых за счет Структурных фондов), направленных на решение проблем в конкретных районах или секторах экономики, которые, как считается, недостаточно охвачены прочими программами. Выделение странам - членам ЕС средств из Структурных фондов производится в соответствии с целями, определенными этими фондами.
3.3 Пространственный аспект
Основным
принципом Структурных фондов является
принцип концентрации. В связи
с этим их политика сосредоточена
на решении ряда ключевых задач регионального,
социального и отраслевого
Так, например, регионы, отнесенные к цели 1, охватывают '/4 населения ЕС (25%) и включают полностью территории Греции, Ирландии и Португалии, а также большую часть Испании, большую территорию Италии и все земли Восточной Германии. Кроме того, к цели 1 отнесены части более богатых государств, а именно Бельгии (Hainaut) и Нидерландов (Flevoland). Основным критерием отнесения регионов к цели 1 является тот факт, что валовой внутренний продукт по классификации NUTS line превышает 75% от среднего по ЕС. Однако это требование применяется с большой долей гибкости, и существует несколько регионов, отнесенных к цели 1, которые ему не удовлетворяют. В регионах, отнесенных к цели 2, проживает около '/6 населения стран ЕС (16,4%). Сюда частично входят территории всех стран ЕС, за исключением Греции, Ирландии и Португалии (которые целиком отнесены к цели 1). Определение регионов цели 2 производится по классификации NUTS III, и критерий отнесения, прежде всего, связан с уровнем безработицы, явившейся результатом спада промышленного производства.
3.4 Политические задачи
Для характеристики задач региональной политики необходимо разделить 15 стран ЕС на четыре большие группы:
Четыре так называемые «интегрированные» страны (Ирландия, Греция, Португалия и Испания). Перечисленные страны традиционно являются наиболее слаборазвитыми странами Европейского Союза (в этих государствах расположены самые бедные регионы на территории ЕС);
Данную группу образуют Германия и Италия. Этих страны характеризуются большими внутренними различиями – между севером и югом Италии, а также между «старыми» и «новыми» землями Германии;
Данная группа представлена территориями Финляндии и Швеции. Этим государствам можно дать следующую характеристику: низкая плотность населения, обусловленная суровым климатом и большой удаленностью населенных пунктов друг от друга;
Австрия, Франция, Дания, Бенилюкс и Соединенное Королевство. Главные региональные проблемы, возникающие в этих странах, обычно связаны со структурными изменениями экономики, а также с проблемами занятости населения.
В «интегрированных»
странах региональная политика проводится
в условиях слабого развития национальной
экономики по сравнению с другими
странами-членами ЕС, то есть особое
внимание уделяется проблемам
Вторая
группа стран (Германии и Италии), как
уже было сказано ранее, характеризуется
высокой степенью различия относительно
развития отдельных регионов. Конституции
этих стран подчеркивают принципы справедливого
развития, уделяя тем самым большое
внимание вопросам региональной политики.
Согласно статье 3 Конституции Италии
государство обязано «устранять
все препятствия к эффективному
участию всех граждан в экономическом,
социальном и политическом развитии
страны». Конституция Германии подчеркивает
необходимость «создать одинаковые
условия для работы и жизни
людей во всех частях страны». Таким
образом, в качестве первостепенной
задачи региональной политики выделяется
обеспечение возможности для
структурно слабых регионов принимать
активное участие в социально-
В отношении региональной политики скандинавских стран можно сказать, что ее главным направлением является решение Проблем удаленных северных территорий, хотя большое внимание уделяется равномерному развитию регионов по стране.
Политика, проводимая в Швеции, направлена на формирование самостоятельного развития отдельных регионов в области экономики, уделяя при этом внимание развитию экономически сильных и активно развивающихся компаний в наиболее слабо развитых регионах. Необходимо также сделать акцент на следующем факторе, который предполагает равноправие в политике страны.
Страны северной Европы не проводят столь активную региональную политику, так как проблема неравномерного развития регионов не так актуальна. Наибольшее внимание уделяется привлечению инвестиций во внутренние районы. В данной области региональная политика является по большей части процессом промышленной реструктуризации регионов. Политика регионов в области «конкурентоспособности» является составной частью подхода в рамках политики «возрождения» и имеет ярко выраженную цель улучшения конкурентоспособности отдельных регионов.
Если
проанализировать положение в 15 странах
Европейского Союза, то можно заметить,
что региональная политика практически
во всех странах направлена на создание
условия, которые позволяют регионам
полностью реализовать
Информация о работе Региональная политика стран Европейского Союза и России