Региональная политика стран Европейского Союза и России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 21:41, реферат

Краткое описание

Развитие любого общества всегда связано с определенной территорией.
Изучением пространственных аспектов развития общества занимается множество наук, а именно география, демография, социология, регионология и др. Как известно, среди многих проблем регионального развития наиболее сложными и важными являются экономические проблемы. Региональная экономика призвана изучать закономерности и проблемы функционирования и развития экономики страны как системы взаимодействующих регионов (экономических зон, крупных экономических районов, субъектов Федерации, территориально-производственных комплексов, промышленных узлов, городских агломераций и других территориальных экономических подсистем).

Оглавление

1. ВВЕДЕНИЕ стр. 3-4
2. ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ стр. 5-6
3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ стр. 7-14
3.1 Принципы региональной политики Европейского Союза стр. 7-9
3.2 Механизмы и цели региональной политики Европейского
Союза стр. 9-10
3.3 Пространственный аспект стр. 10-11
3.4 Политические задачи стр. 11-14
4. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО И
ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА стр. 15-21
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 22-23
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ стр. 24

Файлы: 1 файл

Реферат - Региональная политика стран Европейского Союза и России.docx

— 45.37 Кб (Скачать)

Интересы  европейской интеграции - предотвращение возможности того, что региональное или социальное неравенство поставит под угрозу дальнейшее развитие процессов  интеграции в Европе. Начиная с  середины 1980-х гг. акцент на интересах  европейской интеграции в качестве обоснования проводимой политики стал особенно очевиден. В дополнение к  более тесному политическому  и экономическому союзу в качестве одной из задач, стоящих перед  Сообществом, была провозглашена «экономическая и социальная сплоченность». Она  определялась как экономическое  обеспечение достаточно высокого уровня доходов, конкурентоспособности и  занятости, а также социальная солидарность, достигаемая путем уменьшения неравенства  в плане обеспечения занятости, социальных возможностей и ликвидации нищеты. После реформы Структурных  фондов в 1988 г. их деятельность стала  базироваться на нескольких ключевых принципах:

  • концентрация ресурсов в наиболее нуждающихся регионах и группах регионов;
  • финансирование рассматривается скорее как долгосрочная программа, а не как одноразовый проект;
  • политика осуществляется путем установления отношений партнерства между Европейской комиссией, национальным правительством и местными и региональными властями;
  • принцип дополнительности, когда финансирование на уровне ЕС дополняет, а не заменяет собой ресурсы, ассигнуемые на эти цели на национальном уровне;

♦ принцип субсидиарности, при котором управление ресурсами осуществляется на самом нижнем в зависимости от ситуации административном уровне: региональном, национальном или европейском.

Кроме того, существенное внимание уделяется контролю и оценке, что позволяет обеспечивать эффективное использование фондов.

Отражая принятый программный подход, политика Структурного фонда выстраивается  вокруг двух- или трехступенчатого процесса планирования. Построенные  на принципах партнерства и субсидиарности планы регионального развития разрабатываются  странами - членами ЕС обычно на региональном уровне с привлечением различных  комбинаций партнеров (правительственные  департаменты, местные власти, агентства  по развитию, учебные институты, экологические  организации и т. д.). Планы для  среднесрочных программ (1989-1993 гг., 1994-1999 гг. и 2000-2006 гг.) согласовываются с  Европейской комиссией в целях  разработки общей стратегии осуществления  программы, установления приоритетов, мер поддержки, финансовой помощи, оказываемой  всеми партнерами, а также механизма  осуществления. Обычно фонды используются для частичного финансирования проектов в различных сферах экономического развития для помощи бизнесу, в экономической  и физической инфраструктуре, научных  исследованиях, технической модернизации, в области «человеческих ресурсов», туризме, окружающей среде, возрождении  городов.

 

3.2 Механизмы и цели региональной политики ЕС

региональный экономика политика союз

Основными механизмами Сообщества в области  регионального развития являются 4 Структурных фонда: Европейский  фонд регионального развития (European Regional Development Fund - ERDF), Европейский социальный фонд (European Social Fund - ESF), Европейский фонд руководства и гарантий в области сельского хозяйства (European Agricultural Guigance and Guarantee Fund - EAGGF); Секция руководства и финансирования в рыболовной отрасли (Guidance Section and the Financial Instrument for Fisheries Guidance - FIFG), каждый из которых решает определенные задачи в сфере экономики. Дополнительная помощь наиболее слаборазвитым странам оказывается через Интеграционный фонд с целью содействия их усилиям, направленным на сближение экономических систем стран - членов ЕС и на создание единой денежной системы ЕС. Кроме того, в Сообществе действуют еще 13 менее масштабных инициатив (финансируемых за счет Структурных фондов), направленных на решение проблем в конкретных районах или секторах экономики, которые, как считается, недостаточно охвачены прочими программами. Выделение странам - членам ЕС средств из Структурных фондов производится в соответствии с целями, определенными этими фондами.

 

3.3 Пространственный аспект

 

Основным  принципом Структурных фондов является принцип концентрации. В связи  с этим их политика сосредоточена  на решении ряда ключевых задач регионального, социального и отраслевого характера:

  • цель 1 структурная реорганизация и развитие слаборазвитых регионов;
  • цель 2 преобразование регионов, серьезно пострадавших от спада промышленного производства;
  • цель 3 борьба с длительной безработицей и помощь в трудоустройстве молодежи и лиц, потерявших работу;
  • цель 4 оказание помощи безработным рабочим в адаптации к новым условиям и новой системе промышленного производства путем их переобучения;
  • цель 5а ускорение структурных преобразований в сельском хозяйстве и рыбном промысле;
  • цель 5б содействие в развитии сельских районов;
  • цель 6 содействие развитию регионов с чрезвычайно низкой плотностью населения.

Так, например, регионы, отнесенные к цели 1, охватывают '/4 населения ЕС (25%) и включают полностью территории Греции, Ирландии и Португалии, а также большую часть Испании, большую территорию Италии и все земли Восточной Германии. Кроме того, к цели 1 отнесены части более богатых государств, а именно Бельгии (Hainaut) и Нидерландов (Flevoland). Основным критерием отнесения регионов к цели 1 является тот факт, что валовой внутренний продукт по классификации NUTS line превышает 75% от среднего по ЕС. Однако это требование применяется с большой долей гибкости, и существует несколько регионов, отнесенных к цели 1, которые ему не удовлетворяют. В регионах, отнесенных к цели 2, проживает около '/6 населения стран ЕС (16,4%). Сюда частично входят территории всех стран ЕС, за исключением Греции, Ирландии и Португалии (которые целиком отнесены к цели 1). Определение регионов цели 2 производится по классификации NUTS III, и критерий отнесения, прежде всего, связан с уровнем безработицы, явившейся результатом спада промышленного производства.

 

3.4 Политические задачи

 

Для характеристики задач региональной политики необходимо разделить 15 стран ЕС на четыре большие  группы:

Четыре  так называемые «интегрированные»  страны (Ирландия, Греция, Португалия и  Испания). Перечисленные страны традиционно  являются наиболее слаборазвитыми странами Европейского Союза (в этих государствах расположены самые бедные регионы  на территории ЕС);

Данную  группу образуют Германия и Италия. Этих страны характеризуются большими внутренними различиями – между  севером и югом Италии, а также  между «старыми» и «новыми» землями  Германии;

Данная  группа представлена территориями Финляндии  и Швеции. Этим государствам можно  дать следующую характеристику: низкая плотность населения, обусловленная  суровым климатом и большой удаленностью населенных пунктов друг от друга;

Австрия, Франция, Дания, Бенилюкс и Соединенное  Королевство. Главные региональные проблемы, возникающие в этих странах, обычно связаны со структурными изменениями  экономики, а также с проблемами занятости населения.

В «интегрированных»  странах региональная политика проводится в условиях слабого развития национальной экономики по сравнению с другими  странами-членами ЕС, то есть особое внимание уделяется проблемам национального  экономического развития, решению же проблем регионального развития отводится второстепенная роль. Например, в Ирландии региональная политика не выделяется в качестве самостоятельного направления развития экономики. Первостепенное значение отводится развитию национальной промышленности, хотя и предпринимаются  шаги, направленные на установление равномерности  регионального развития. В Португалии была разработана четкая региональная политика на период 1994 - 99 гг. Данная политика характеризовалась недостаточностью обеспечения финансовыми ресурсами, в то время как ЕС финансировал проекты по развитию национальной конкурентоспособности  в области промышленности. Что  касается Испании, то здесь наибольшее внимание уделяется проблеме сбалансированного  развития регионов. Конституционный  закон Испании гласит, что общественные власти должны «способствовать созданию условий, благоприятствующих более  равномерному распределению доходов», а для обеспечения реализации принципа солидарности государство  должно «осуществлять контроль над установлением справедливого и адекватного уровня экономического равновесия между различными частями страны».

Вторая  группа стран (Германии и Италии), как  уже было сказано ранее, характеризуется  высокой степенью различия относительно развития отдельных регионов. Конституции  этих стран подчеркивают принципы справедливого  развития, уделяя тем самым большое  внимание вопросам региональной политики. Согласно статье 3 Конституции Италии государство обязано «устранять все препятствия к эффективному участию всех граждан в экономическом, социальном и политическом развитии страны». Конституция Германии подчеркивает необходимость «создать одинаковые условия для работы и жизни  людей во всех частях страны». Таким  образом, в качестве первостепенной задачи региональной политики выделяется обеспечение возможности для  структурно слабых регионов принимать  активное участие в социально-экономическом  развитии страны путем минимизации  влияния негативных факторов, которые  связаны с положением этих регионов. Региональная политика нацелена на укрепление экономического роста структурно слабых районов. Для достижения данной цели создаются долгосрочные и конкурентоспособные  рабочие места, позволяя при этом стабилизировать ситуацию на региональном рынке труда и облегчить проведение структурных преобразований.

В отношении  региональной политики скандинавских  стран можно сказать, что ее главным  направлением является решение Проблем  удаленных северных территорий, хотя большое внимание уделяется равномерному развитию регионов по стране.

Политика, проводимая в Швеции, направлена на формирование самостоятельного развития отдельных регионов в области  экономики, уделяя при этом внимание развитию экономически сильных и  активно развивающихся компаний в наиболее слабо развитых регионах. Необходимо также сделать акцент на следующем факторе, который предполагает равноправие в политике страны.

Страны  северной Европы не проводят столь  активную региональную политику, так  как проблема неравномерного развития регионов не так актуальна. Наибольшее внимание уделяется привлечению инвестиций во внутренние районы. В данной области региональная политика является по большей части процессом промышленной реструктуризации регионов. Политика регионов в области «конкурентоспособности» является составной частью подхода в рамках политики «возрождения» и имеет ярко выраженную цель улучшения конкурентоспособности отдельных регионов.

Если  проанализировать положение в 15 странах  Европейского Союза, то можно заметить, что региональная политика практически  во всех странах направлена на создание условия, которые позволяют регионам полностью реализовать имеющийся  у них потенциал и тем самым  увеличить их вклад в развитие национальной экономики. Можно сказать, что это и является главной  задачей региональной политики стран-членов ЕС. Важным отличием между этими  странами является существование ярко выраженного обязательства, позволяющего обеспечить равенство регионов.

Информация о работе Региональная политика стран Европейского Союза и России