Развитие малого бизнеса в РК и его роль в обеспечении экономического роста

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:31, контрольная работа

Краткое описание

Главной целью контрольной работы является раскрытие темы: «Развитие малого бизнеса в республике Казахстан и его роль в обеспечении экономического роста». В современном обществе бизнес, особенно наиболее динамичная его часть - малый бизнес, рассматривается как эффективный инструмент развития рыночного хозяйства и форма экономической активности населения. Чем больше способных и умелых людей вовлечено в предпринимательскую деятельность, тем лучше используются все ресурсы общества и интенсивнее хозяйственное развитие.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить сущность и понятие малого бизнеса;
2) раскрыть развитие малого бизнеса в Казахстане;
3) проанализировать роль малого бизнеса в обеспечении экономического
роста;
4) исследовать проблемы и перспективы малого бизнеса в Казахстане;
5) подвести итоги данной работе заключение.

Оглавление

Введение
1. Теоретические аспекты функционирования малого бизнеса
1.1 Сущность и понятие малого бизнеса
1.2 Роль малого бизнеса в обеспечении экономического роста в развитых странах
1.3 Развитие малого бизнеса в Казахстане
2. Анализ функционирования малого бизнеса в республике Казахстан
2.1 Динамика показателей малого бизнеса в республике Казахстан
2.2 Роль малого бизнеса в обеспечении экономического роста
2.3 Проблемы и перспективы малого бизнеса в Казахстане
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 42.11 Кб (Скачать)

В экономически развитых странах  Запада идут по пути развития предпринимательства, прежде всего в сфере производства, казахстанские «предприниматели»  заняты, прежде всего, в посреднической сфере - торговле, банковском деле и  т.д. До сферы производства не доходят  их капиталы, в сфере производства не реализуются их способности, знания, квалификация и пр. Такой путь становления  предпринимательства - это зацикливание на первоначальном пути его становления. В данном случае предпринимательство  не становится фактором подъема экономики, а ведет к разбазариванию природных, трудовых, интеллектуальных и других ресурсов страны. Проблема состоит  еще и в том, что мелким фирмам, гораздо сложнее получит заем в банке. Хотя потери банков от малого бизнеса намного меньше, чем от крупного, небольшой фирме несравненно труднее получить ссуду.

Для экономического развития необходимо наличие массы предпринимателей, обладающих соответствующими способностями, знаниями, профессионализмом, соответствующим  опытом. Для того чтобы выжить в  этой обстановке, приходиться учится и тому, как скрыть свои истинные доходы, иметь успех в спекулятивной  деятельности, адаптироваться в криминальной, коррупционной, перераспределительной  и другой атмосфере. Но такая «наука»  не способствует формированию подлинных  предпринимателей, способных получать устойчивый, высокий предпринимательский  доход, а предпринимательским структурам быть устойчиво конкурентоспособным  на региональном, национальном и мировых  рынках. Именно предпринимательский  доход является важнейшим внутренним источником развития экономики, и вследствие этого подлинные предприниматели  являются той производительной силой, которая превращается в стратегический фактор развития национальной экономики.

Рассмотрим, как относят предприятия к малым страны с развитой экономикой, и узнаем каков мировой опыт малого бизнеса. Как уже отмечалось выше, малые предприятия играют важную роль во всем мире. В последние несколько лет в странах Западной Европы, в США и Японии большое значение приобрел малый бизнес Основная масса их - это мельчайшие предприятия с числом работающих не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах.

Малые и средние фирмы  США производят 40% валового национального  продукта и половину валового продукта частного сектора. На этих предприятиях сосредоточена половина всех занятых  в частном секторе работников. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в  экономике США, относящихся к  сфере научно-технического прогресса.

В последние годы ускорились концентрация и централизация капитала в странах Европы, например, в  стальной промышленности Бельгии, нефтяных концернах Испании, в АПК Дании  и Нидерландов, а также концернах  стали, фармацевтики, деревообработки  Швеции, в часовой промышленности Швейцарии, в автомобильной промышленности Германии.

В Западной Европе примерно половина продукции обрабатывающей промышленности изготавливается на мелких и средних предприятиях. Не являясь монопольными, они все  свои усилия направляют на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта. Транснациональные корпорации предоставляют им возможность первыми  апробировать новую продукцию, чтобы  самим перейти к массовому  производству. Место разоряющихся мелких фирм занимают новые, таким образом идет их воспроизводство.

Национальные особенности  оказывают значительное влияние  на процесс включения малых и средних фирм в производственные структуры. В западноевропейских источниках выделяется несколько видов такого включения.

В Германии определенное понятие  о малом бизнесе отсутствует, но в соответствии с классификацией федерального министерства хозяйства  к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн. марок. Мелкие и средние фирмы - это фирмы, которыми руководят юридически самостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в производстве., полностью берущие на себя экономический риск и финансирующие свою деятельность, как правило, без привлечения кредитных средств. В Германии 2 млн. мелких и средних фирм производят до 50 % ВВП и обеспечивают 66 % занятости. Эти фирмы не уступают крупным в организации менеджмента, подготовки кадров, нововведениях. Государство поощряет частные банки на расширении возможностей финансирования мелких и средних компаний в целях оказания им поддержки и содействия развитию.

 

В Италии малые и средние  компании, число которых превышает  средние показатели по ЕС, образуют основу обновления экономики страны. Они уже доказали свою способность  обеспечить высокий уровень конкурентоспособности  экспортной продукции.

Во Франции малыми считаются  предприятия, на которых численность  занятых не превышает 500 чел. и годовой  оборот до взимания налогов, оцененный  на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причем в различных  отраслях экономики размер фирмы  оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. считаются крупными, то в отрасли  производства оборудования порог численности - 500 человек. Во Франции малые и  средние фирмы чаще всего встречаются  в аграрно-продовольственном секторе, подрядных работах, в издательском деле, авиа- и судостроении.

В Португалии малые и средние  фирмы производят основную массу  промышленной продукции. Уже в 1982 г. компании с числом занятых менее 10 чел. составляли здесь 70 % всех промышленных компании, а фирмы с числом занятых 500 чел. - лишь 0,4 %.

Следует отметить что здесь, как и во многих других странах, играет роль и отраслевая структура предприятия. Причем в одних отраслях играет определяющую роль количество занятых (обрабатывающая и добывающая промышленность), а  в других - величина оборота (строительство, торговля, услуги). Нормы критериев  различны для предприятий, работающих в разных отраслях экономики США. В США малыми считаются предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения  на товарных рынках.

 

1.3 Развитие малого бизнеса  в Казахстане

Необходимо признать, что  в условиях трансформации экономики  Казахстана в период «перестройки»  и реформ малый бизнес сыграл весьма важную, в определенной степени системообразующую  роль в создании новой региональной и местной экономики: фактически сложившаяся территориальная специализация  малого бизнеса позволила ему  дополнить «большую» экономику  и сформировать относительно целостную, комплексную структуру хозяйства  областей, городов и сельских районов.

Малые предприятия и в  целом малый бизнес заняли нишу экономической  деятельности максимально ориентированную  на региональные и местные потребности. Они наиболее уверенно себя чувствуют  в производстве товаров и услуг, которые в советский период находились в экономической и социальной тени крупной индустрии. В регионах Казахстана малый бизнес более чем  на 80% ориентирован на внутри региональные рынки (а в торговле и строительстве более чем на 90% - на местные, то есть на городские и районные); и даже применительно к промышленности внутрирегиональная ориентация составляет более 70%.

Наибольшее число активных предприятий в региональном разрезе  приходится на г. Алматы (29,3%), г. Астану (8,3%), а также на Восточно-Казахстанскую (8,2%), Южно-Казахстанскую (7,4%) и Алматинскую (6,6%) области. Другие регионы занимают: Акмолинская область - 8 место (5,0%) и Западно-Казахстанская - 12-14 места (2,7%).

Если по республике в целом  к активным относится лишь 35,7% от числа зарегистрированных Малых  предприятий, то в Акмолинской и Алматинской областях этот показатель составляет 54,1%, Кызылординской - 50,9%, в 4 областях этот показатель в интервале от 40 до 50%, еще в 3 областях и в г. Астане этот показатель выше среднереспубликанского уровня (от 35,9 до 38,5%), ниже среднего по стране уровня - в г. Алматы (29,8%), Жамбылской (28,0%), Южно-Казахстанской (29,1%) и Актюбинской областях (32,1%).

Данный показатель вполне мог бы быть принят за критерий общего самочувствия Малого бизнеса в областях, городах Алматы и Астана и эффективности его поддержки региональными и местными властями.

В качестве других критериев  уровня развития МП в регионах могли  бы быть выбраны: доля занятых на МП в общей численности занятых  в экономике; доля МП в производстве валового регионального продукта; производство продукции (работ, услуг) на МП в расчете  на душу населения.

В региональном разрезе наибольший удельный вес в общем доходе от реализации продукции (товаров, услуг) в первом полугодии т.г. приходится на предприятия малого бизнеса г. Алматы (37,5%), г. Астаны - 8,8%, Восточно-Казахстанской области - 8,7%, на остальные области приходится от 2,1 до 6,1% общего объема дохода.

Наиболее высокая предпринимательская  активность населения отмечается в  городах Алматы (12,2 предприятия на 1000 жителей) и Астана (7,9), а также в Мангистауской (3,8) и Павлодарской (3,7) областях. Наихудшие позиции у Жамбылской (1,2 активных малых предприятия) и Южно-Казахстанской (1,7) областей. По крестьянским хозяйствам значительно опережает другие области Южно-Казахстанская область - 45,2 действующих крестьянских хозяйства на 1000 жителей сельской местности. Относительно хорошие показатели у Алматинской (28,6), Восточно-Казахстанской (22,7) и Карагандинской областей (21 хозяйство). Отстают по данному показателю Кызылординская (3,0), Мангистауская (4,1), Атырауская (6,1) и Акмолинская (7,1), при среднереспубликанском уровне 21,8 действующих крестьянских хозяйства на 1000 сельских жителей.

Как показывает опыт стран  с развитой рыночной экономикой, а  также некоторых восточноевропейских  стран с переходной экономикой, развитие малого предпринимательства способствует решению ряда важных для поступательного  социально-экономического развития страны задач, таких, как демонополизация, формирование рыночной структуры экономики  и конкурентной среды; насыщение  рынка товарами и услугами; занятость  и самозанятость; экономический рост и увеличение налоговых поступлений (при стабильной налоговой системе); формирование среднего класса; укрепление деловой этики, в том числе и налоговой дисциплины. Именно такие конечные цели изначально ставились при выработке государственного подхода в отношении поддержки развития малого бизнеса в Казахстане.

Однако, как показывают результаты выше проведенного анализа, сегодня  малый бизнес обрел именно те размеры, которые ему позволяет достичь  современная структура экономики  и иные сложившиеся по итогам ре форм экономические реальности, а  его подъем на уровень выше этой «планки» может быть достигнут в дальнейшем только посредством кардинальных социально-экономических изменений и сменой самой парадигмы развития страны. В связи с этим с большой долей уверенности можно утверждать, что заметный рост показателей малого бизнеса, достигнув определенных значений, замедлится, если не будут сняты ограничители его развития.

Следовательно, задача развития данного сектора по-прежнему должна оставаться одним из приоритетов  экономической политики государства  и ее решение невозможно в разрыве  от других направлений реформирования экономики и без координации  усилий республиканских, региональных и местных властей.

 

 

 

2. Анализ функционирования  малого бизнеса в республике  Казахстан

2.1 Динамика показателей  малого бизнеса в республике  Казахстан

Параллельное функционирование государственных и частных предприятий  свойственно развитым странам и  странам, стремящимся к построению рыночной экономики.

В Казахстане развитие предпринимательской  деятельности наблюдается с 1992 г. Оперативная  реакция на необходимость быстрого развития рыночных структур в республике позволила создать сеть малых  и частных предприятий. Число частных предприятий из года в год растет: например, в 1994 г. по сравнению с 1993 г. оно увеличилось на 18,5 % и в 2,5 раза по сравнению с 1992 г. Промышленно-производственной деятельностью в 1994 г. занималось 326 кооперативов, 1298 малых и 1540 частных предприятий, строительством - 664 кооперативов, 1879 малых и 2587 частных предприятий. Значительное число предприятий малого бизнеса было занято торгово-коммерческой деятельностью. Несмотря на трудности, связанные с кризисным состоянием экономики, сокращением платежеспособного спроса, ростом издержек производства, частный сектор продолжал укрепляться, и на конец 1995 г. число предприятий составляло уже 68 тыс. (без учета крестьянских хозяйств), из них более 17 тыс. - малые предприятия.

Сегодня в Казахстане 80 % зарегистрированных юридических лиц - частные предприятия и 20 % - государственные, в том числе иностранные, с  иностранным участием и участием государства . Малый бизнес в Казахстане занимает особое место, на его долю приходится 87 % всех зарегистрированных юридических лиц, а из 88 867 частных предприятий 81 709 предприятий являются малыми, то есть более 90 %.

Одной из основных задач  развития малого предпринимательства  является обеспечение занятости  населения. Из числа занятых 31 % - фермеры, 25 % - индивидуальные предприниматели  и 44 % заняты на малых предприятиях. На региональном уровне более 1/5 работающих в малом предпринимательстве приходится на г. Алматы, по 1/10 - на Восточно-Казахстанскую и Карагандинскую области. Если рассматривать эти предприятия по видам деятельности, то ситуация следующая: 47,5 % субъектов приходится на торговлю, ремонт автомобилей и изделий домашнего пользования; 12,6 % заняты в горнодобывающей и обрабатывающей промышленности; 10,3 % - в строительстве; 9,5 % предприятий занимаются операциями с недвижимым имуществом; 20 % - совокупная доля предприятий сельского хозяйства, сферы образования, строительства, оказывающих коммунальные и персональные услуги, сферы управления и здравоохранения, транспорта и связи и т.д. Наибольшее количество активных малых предприятий приходится на сферу торговли как наиболее доступную для них - здесь не требуется больших капиталовложений и оборот денежных средств осуществляется за более короткий срок.

Информация о работе Развитие малого бизнеса в РК и его роль в обеспечении экономического роста