Разработка мер государственного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:58, курсовая работа

Краткое описание

Основные абсолютные макроэкономические показатели содержатся в системе национальных счетов. Система национальных счетов (ее полное название Система счетов национального продукта и дохода – System of National Product and Income Accounts) была разработана в конце 20-х годов группой американских ученых, сотрудников Национального Бюро Экономических Исследований (National Bureau of Economic Research), под руководством будущего лауреата Нобелевской премии Саймона Кузнеца (Simon Kuznets). Попытки разработать систему макроэкономических показателей, позволяющих оценить состояние национальной экономики начали предприниматься в разных странах еще в годы первой мировой войны с целью оценки военного и экономического потенциала воюющих держав. Дальнейшее развитие они получили в середине 20-х годов в период бурного подъема в экономиках развитых стран (так называемый период процветания – prosperity) с целью прогнозирования дальнейших тенденций экономического развития. Причем, исследования проводились не только в специально созданной в начале 20-х годов в США частной организации

Оглавление

Введение
Раздел 1 Система национальных счетов как нормативная база макроэкономического счетоводства
Сущность системы национальных счетов и основные этапы её развития
Методологические принципы построения системы национальных счетов
Раздел 2 Анализ функционирования национальной экономики
2.1 Расчет основных макроэкономических показателей
2.2 Анализ макроэкономических факторов
2.3 Исследования макроэкономического равновесия
Раздел 3 Разработка мер государственного регулирования
Теоретические основы и инструменты осуществления направления экономической политики государства
Предложение по реализации макроэкономического регулирования
Выводы
Перечень использованной литературы

Файлы: 1 файл

сдавать.docx

— 94.46 Кб (Скачать)

 

ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МОРСКОЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И  УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И КИБЕРНЕТИКА»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО МАКРОЭКОНОМИКЕ

на тему:

«Разработка мер государственного регулирования»

Вариант №3

 

 

 

Выполнила:

студентка 2 курса ФЭУ, 2 группы

Далис Д. Д.

Проверила:

Малаксиано М.А.

 

 

 

 

 

ОДЕССА - 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 

Раздел 1 Система национальных счетов как нормативная база макроэкономического счетоводства

  1. Сущность системы национальных счетов и основные этапы её развития
    • Методологические принципы построения системы национальных счетов

Раздел 2 Анализ функционирования национальной экономики

2.1 Расчет основных макроэкономических показателей

2.2 Анализ макроэкономических факторов

2.3 Исследования макроэкономического равновесия

Раздел 3 Разработка мер государственного регулирования

  1. Теоретические основы и инструменты осуществления направления экономической политики государства
    • Предложение по реализации макроэкономического регулирования

Выводы 
Перечень использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1 СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ КАК НОРМАТИВНАЯ БАЗА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО СЧЕТОВОДСТВА

1.1 Сущность системы национальных счетов и основные этапы её развития

Основные абсолютные макроэкономические показатели содержатся в системе национальных счетов. Система национальных счетов (ее полное название Система счетов национального продукта и дохода – System of National Product and Income Accounts) была разработана в конце 20-х годов группой американских ученых, сотрудников Национального Бюро Экономических Исследований (National Bureau of Economic Research), под руководством будущего лауреата Нобелевской премии Саймона Кузнеца (Simon Kuznets). Попытки разработать систему макроэкономических показателей, позволяющих оценить состояние национальной экономики начали предприниматься в разных странах еще в годы первой мировой войны с целью оценки военного и экономического потенциала воюющих держав. Дальнейшее развитие они получили в середине 20-х годов в период бурного подъема в экономиках развитых стран (так называемый период процветания – prosperity) с целью прогнозирования дальнейших тенденций экономического развития. Причем, исследования проводились не только в специально созданной в начале 20-х годов в США частной организации - Национальном Бюро Экономических Исследований, где эту работу возглавил известный американский экономист Уэсли Клер Митчелл, занимавшийся изучением проблем экономического цикла, что невозможно при отсутствии системы макроэкономических показателей. Параллельно работы в этом направлении велись и в Советской России во Всероссийском (а впоследствии Всесоюзном) Совете Народного Хозяйства – ВСНХ - в  связи с необходимостью разработки пятилетних планов развития экономики страны, а также для оценки тенденций развития мировой экономики и перспектив мировой революции. В октябре 1929 разразился крах на Нью-Йоркской фондовой бирже, положивший начало самому глубокому и продолжительному мировому экономическому кризису – Великому Краху или Великой Депрессии 1929-1933 гг. В начале 1930 года Конгресс США принимает постановление о необходимости разработки системы индикаторов (показателей), которые позволили бы оценить состояние американской экономики. Практически такая система уже была создана. После второй мировой войны большинство стран в соответствии с рекомендациями Организации Объединенных Наций стали использовать методику расчета макроэкономических показателей, заложенную в Системе Национальных Счетов, что позволяет производить макроэкономические сопоставления по разным странам мира. Россия (СССР) начала использовать эту методику с 1987г.

Система национальных счетов представляет собой совокупность статистических макроэкономических показателей, характеризующих  величину совокупного продукта (выпуска) и совокупного дохода, позволяющих  оценить состояние национальной экономики. СНС содержит три основных показателя совокупного выпуска (объема производства):валовый национальный продукт (ВНП); валовый внутренний продукт (ВВП);  чистый национальный продукт (ЧНП) и три показателя совокупного дохода:  национальный доход (НД); личный доход(ЛД); располагаемый личный доход (РЛД).

До начала 80-х годов основным показателем, характеризующим совокупный  объем производства был показатель валового национального продукта. Однако в современных условиях в связи с интернационализацией экономических и хозяйственных связей и трудностями подсчета валового национального продукта (ВНП), поскольку национальные факторы производства каждой страны используются во многих других странах мира, основным показателем совокупного объема выпуска стал валовый внутренний продукт (ВВП).

В системе национальных счетов отражены, с одной стороны, наличные ресурсы, а с другой – их использование. Она показывает равновесие совокупных операций обмена между участниками  экономических отношений.

Участниками экономических отношений  выступают:

1) предприятия реального сектора,  производящие товары и услуги  в целях получения прибыли;

2) домашние хозяйства, функция  которых – потребление;

3) государственная и частная  администрация, оказывающая услуги, не реализуемые за деньги;

4) финансовые учреждения;

5) хозяйственные агенты за пределами  страны.

Участники экономических отношений  ведут счета основных операций, в  которых все ресурсы записаны дважды: как наличные и как используемые. В результате для большой категории  операций получается равновесие, так  как все ресурсы равны их использованию. На основе этого строится сводная  макроэкономическая таблица, показывающая равновесие между различными потоками продукции, потреблением и инвестициями с позиции баланса ресурсов и  их использования участниками экономических  отношений.

Национальная экономика обладает способностью увеличивать выпуск товаров  и услуг, что выражается в росте  объема производства. О благосостоянии общества можно судить по макроэкономическим показателям, входящим в систему  национальных счетов. Эти показатели называют по-другому макроэкономическими  индикаторами состояния экономики.

Система национальных счетов позволяет решать следующие основные задачи:

• исчисление обобщающих статистических показателей, характеризующих результаты экономической деятельности;

•   исследование динамики макроэкономических показателей

•   анализ макроэкономических пропорций.

    • Методологические принципы построения системы национальных счетов

Согласно методологии СНС, экономическое  производство включает все виды деятельности по производству товаров и услуг:

  • производство товаров, включая товары для собственного потребления, кроме услуг, оказываемых домашними хозяйками по приготовлению пищи, уборке, воспитанию детей;
  • производство рыночных услуг для реализации;
  • деятельность финансовых посредников (банков, инвестиционных фондов, страховых компаний);
  • производство нерыночных услуг учреждениями государственного управления (структуры законодательной и исполнительной власти, обороны, услуги здравоохранения, образования и т.д.);
  • оказание нерыночных услуг некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства;
  • оказание услуг наемной прислугой (повара, шоферы, садовники);
  • оказание услуг собственниками жилищ для собственного потребления;
  • деятельность, направленная на защиту окружающей среды.

Второе важное положение методологии  СНС касается содержания такой категории, как доход (концепция разработана  английским экономистом Дж. Хиксом), согласно которой доход представляет собой максимальную сумму денег, расходуя которую на потребительские  товары и услуги вы не уменьшаете при  этом своего накопленного богатства, не принимаете никаких финансовых обязательств, т.е. не становитесь беднее.

Третье положение касается сведения множества хозяйствующих субъектов  к пяти относительно однородным группам, для которых предусмотрен стандартный  набор счетов, в которых регистрируются экономические операции, связанные  с образованием, производством, распределением, перераспределением доходов, накоплением и сбережением, приобретением финансовых активов и принятием финансовых обязательств.

Такими секторами начиная с  1993 г. считаются следующие пять секторов, к каждому из которых можно отнести хозяйствующие субъекты в соответствии с их функцией в экономическом процессе:

  • нефинансовые корпорации и квазикорпорации (функция производства товаров и нефинансовых услуг);
  • финансовые корпорации и квазикорпорации (функция аккумулирования свободных финансовых ресурсов и предоставления их на определенных условиях инвесторам);
  • государственное управление (функция перераспределения национального дохода и богатства, предоставление бесплатных услуг);
  • домашние хозяйства (функция приобретения товаров и услуг на рынке, предоставления рабочей силы);
  • некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (общественные, политические, религиозные организации, функция которых состоит в оказании бесплатных услуг членам этих организаций).

Кроме анализа информации, содержащейся в секторальных счетах, проводится анализ взаимосвязи между ними в  экономическом процессе. И, наконец, важные счета (счет производства и счет образования доходов) составляются в СНС и для отдельных отраслей экономики (промышленность, сельское хозяйство, строительство и т.д.). Таким образом, на основе секторальных счетов, счетов для отраслей экономики составляются макроэкономические расчеты.

При составлении национальных счетов необходимо придерживаться общепринятых принципов, среди которых можно выделить следующие :

  1. Принцип двойной записи (принцип бухгалтерского учета) каждая операция в СНС отражается дважды: в разделе «Использование» предыдущего счета и в разделе «Ресурсы» последующего счета. Дополнительный контроль обеспечивается тем, что каждая статья того или иного счета имеет корреспондирующую статью в другом счете, что и способствует увязке счетов.
  2. Принцип последовательности, соответствующий последовательности воспроизводственного цикла (производство → образование доходов → распределение доходов → использование доходов).
  3. Балансовый принцип (регистрация всех экономических потоков в форме балансов).
  4. Принцип расчетных категорий, где речь идет о том, что балансирующие статьи являются прежде всего расчетными категориями, предназначенными не только для обеспечения баланса между объемами ресурсов и их использованием, но и для характеристики результатов того или иного экономического процесса, что и позволяет считать их важнейшими макроэкономическими показателями.
  5. Принцип формы «Т»: все счета состоят из двух разделов (колонок), правая включает «Ресурсы», а левая - «Использование».

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2 АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

2.1 Расчет основных макроэкономических показателей

Таблица 2.1

Исходные данные

Показатели 

Ед. изм.

t1

t2

t3

t4

t5

1

2

3

4

5

6

7

Потребительские расходы

Млрд. ден. ед.

3226

3167

3019

2779

2397

Валовые частные внутренние инвестиции

Млрд. ден. ед.

765

612

597

536

499

Государственные закупки товаров и услуг

Млрд. ден. ед.

964

872

785

689

584

Экспорт

Млрд. ден. ед.

237

226

210

201

196

Импорт

Млрд. ден. ед.

330

328

315

302

289

Заработная плата 

Млрд. ден. ед.

2905

2713

2536

2329

2024

Рентная плата

Млрд. ден. ед.

20

16

13

10

8

Процент

Млрд. ден. ед.

392

279

198

104

44

Доход некорпоративного сектора

Млрд. ден. ед.

325

290

265

228

148

Налоги на прибыль корпораций

Млрд. ден. ед.

145

128

119

101

65

Дивиденды

Млрд. ден. ед.

98

76

56

34

15

Неразделенная прибыль корпораций

Млрд. ден. ед.

79

54

39

28

17

Непрямые налоги на бизнес

Млрд. ден. ед.

393

381

362

321

279

Амортизация

Млрд. ден. ед.

505

612

708

748

787

Валовый выпуск

Млрд. ден. ед.

19448

19040

18619

18081

17450

             
       

Продолжение таблицы 2.1

             

Материальные затраты

Млрд. ден. ед.

14631

14566

14398

14256

14127

Субсидии

Млрд. ден. ед.

348

306

287

243

215

Взносы на социальную страховку 

Млрд. ден. ед.

445

427

409

386

361

Индивидуальные налоги

Млрд. ден. ед.

590

572

547

504

458

Трансфертные платежи

Млрд. ден. ед.

768

732

704

663

532

Средняя склоность к потреблению

 

0,8

0,8

0,9

0,9

0,9

Дефлятор 

%

100

112

127

140

169

Стоимость потребительской  корзины 

Ден. ед.

1278

1398

1499

1726

1989

Скорость обращения денег

Обор./г.

4

4

3

3

3

Фактический уровень безработицы

%

8

11

15

21

28

Фрикционная безработица

%

2

2

2

2

2

Структурная безработица

%

4

4

4

4

4

Информация о работе Разработка мер государственного регулирования