Водные
ресурсы бассейна реки Лены настолько
велики , что они в десятки раз
превосходят любое возможное
водопотребление на перспективу.
На территории
комплекса сосредоточено почти 30%
лесосырьевых ресурсов Дальнего Востока.
Средняя лесистость составляет 60%, а
в северных районах увеличивается
до 70%. Однако количество леса невысокое,
преобладают лиственница и сосна.
Анализируя
предпосылки формирования комплекса
, необходимо учитывать, что большая
часть его территории расположена
в суровых климатических условиях.
Это замедляет жизнедеятельность
людей и вызывает повышение расхода
на их обустройство.
2.2. Перспективы
развития и размещения производительных
сил в промышленности России.
Научный
подход при разработке отраслевых схем
размещения производительных сил позволяет
не только прирастить общественное богатство,
но и сократить затраты в народном
хозяйстве, повысить эффективность
производства. Правильное размещение
межотраслевых комплексов, отраслей народного
хозяйства и всех предприятий способствует
решению важнейших экономических и социальных
задач - росту национального богатства
и эффективности общественного производства,
повышению уровня жизни народа. Поэтому
всестороннему обоснованию этих вопросов
уделяется большое внимание на всех уровнях
хозяйствования и управления.
Выбор районов (а иногда и пунктов) дислокации
предприятий и отраслей первоначально
намечается и обосновывается в предплановых
документах - научных прогнозах (схемах)
развития и размещения отраслей народного
хозяйства и отраслей промышленности
(отраслевых прогнозах). Каждый отраслевой
прогноз включает анализ современного
состояния производства, концепцию развития
и размещения отрасли и исследование их
вариантов с балансовыми расчетами и оценкой
экономической эффективности в условиях
рыночной экономики. Обоснование размещения
отраслей и предприятий промышленности
происходит, прежде всего, на основе анализа
и учета условий и факторов размещения
производства. .
На размещение (выбор места для строительства)
любого хозяйственного объекта влияют
как особенности самого объекта, так и
условия территории, на которой может
быть размещен этот объект. Поэтому среди
условий размещения особо выделяют: :
- во-первых, предпосылки или факторы размещения
производства на конкретной территории.
Это, как указывалось выше, определенные
свойства территории (ЭГП, природные условия
и ресурсы, население и трудовые ресурсы,
производственные навыки людей, объекты
социальной и производственной инфраструктуры,
экологические, исторические и другие
условия). Их количественные и качественные
показатели изменяются от места к месту
и, таким образом, характеризуют возможности,
которыми располагает та или иная местность
(страна, район и т. д.) для организации
производства
-во-вторых, - технико-экономические условия
размещения производства; , выражающие
в виде соответствующих показателей параметры
функционирования размещаемого производства
(материалоемкость, электроемкость, теплоемкость,
водоемкость, трудоемкость, наукоемкость,
капиталоемкость, транспортабельность
сырья и готовой продукции и т. п.) В отличие
от предпосылок или факторов технико-экономические
условия размещения характеризуют не
«возможности», а «требования», которые
предъявляют отрасли или производства
к конкретной территории, т. е. к месту
своего возможного пространственного
расположения. .
Задача состоит в том, чтобы на основе
сопоставления этих требований (технико-экономические
показатели производства) с условиями
местности (предпосылки, факторы размещения
производства) был выбран оптимальный
вариант размещения, т. е. вариант, обеспечивающий
выпуск необходимого количества продукции
при минимальных затратах труда. .
Непосредственное влияние на выбор вариантов
размещения промышленного предприятия
(производственных мощностей) оказывает
соотношение важнейших технико-экономических
показателей производства - его материалоемкости,
энергоемкости, трудоемкости и капиталоемкости
с учетом потребительского фактора, который
проявляется через транспортабельность
продукции.
Для размещения добывающей промышленности
первостепенное значение имеет учет горно-геологических
условий (глубина и характер залегания
полезных ископаемых, размеры промышленных
запасов), а также качество природных ресурсов
и транспортно-географическое положение
района залегания. Добывающие отрасли,
дающие массовую, многотоннажную продукцию
(уголь, минерально-строительные материалы
и т.д.), в основном размешаются так, чтобы
обеспечивались минимальные издержки
на производство и транспортировку. Для
отраслей, разрабатывающих особо ценные
и дефицитные полезные ископаемые (например,
руды цветных металлов), решающее значение
имеют не «размещенческие» факторы, а,
состояние баланса соответствующей продукции
в стране . .
Применительно к обрабатывающей промышленности,
где, собственно, и возникает проблема
классификации отраслей, в расчетах обычно
исходят из четырех основных групп производств
по преобладающим факторам размещения:
- отрасли,
тяготеющие к источникам дешевого топлива
и электроэнергии;
- отрасли,
развивающиеся преимущественно у источников
сырья;
- отрасли,
которые целесообразно размещать в районах
концентрации трудовых ресурсов;
- отрасли,
тяготеющие к районам потребления продукции.
Первая
- энергоемкая - группа отраслей (производство
синтетического каучука, химических волокон,
смол и пластических масс, алюминиевая,
магниевая, никелевая промышленность,
тепловые электростанции) характеризуется
тем, что доля топливно-энергетических
затрат в себестоимости продукции
высока (35-60%), и как правило, превышает
затраты на сырье; капитальные вложения
в энергетическую базу поглощают
свыше 50 % капиталовложений в основное
производство; удельный расход топлива
и электроэнергии достигает максимальной
величины, а сырья - значительно превышает
вес готовой продукции.
Во второй - сырьевой - группе (черная металлургия,
производство горного и металлургического
оборудования, строительно-дорожных машин,
азотно-туковая, сернокислотная, содовая,
цементная, стекольная, целлюлозно-бумажная,
кожевенная, сахаро-песочная промышленность)
затраты на сырье составляют 20-80% себестоимости
продукции, превосходя топливно-энергетические;
капитальные вложения в основное производство
значительно больше, чем в энергетику;
удельный расход сырья в несколько раз
превышает вес готовой продукции. .
Третья - трудоемкая - группа (приборостроение,
радиотехника, станкостроение, переработка
пластических масс, текстильная, трикотажная,
обувная, швейная промышленность) отличается
повышенной долей заработной платы, которая
приближается к затратам на сырье и значительно
превосходит топливно-энергетические;
капиталовложения в основное производство
намного больше, чем в энергетику; вес
готовой продукции в расчете на одного
работника, расход сырья, топлива, электроэнергии
минимальный; удельный расход сырья около
или немного больше единицы.
В четвертой
- потребительской - группе отраслей (нефтепереработка,
сельскохозяйственное машиностроение,
резинотехническая, мебельная, железобетонных
изделий, кирпичная, хлебопекарная, кондитерская,
сахаро-рафинадная промышленность). .
Затраты, связанные с доставкой сырья
и топлива, как правило, меньше расходов
по вывозу готовой продукции в места потребления
(при одной и той же дальности перевозок);
доля затрат на сырье в себестоимости
продукции превосходит топливно-энергетические;
капиталовложения в основное производство
намного больше, чем в энергетику; удельные
расходы сырья, топлива и электроэнергии
невелики. .
Для ряда отраслей, в том числе перечисленных,
характерно решающее влияние не одного,
а двух факторов, например сырьевого и
топливно-энергетического (черная металлургия
полного цикла, производство некоторых
видов пластических масс), топливно-энергетического
и потребительского (электростанции),
потребительского и сырьевого (нефтепереработка,
суперфосфатная промышленность) и т.д.
При размещении конкретных предприятий
учитываются и некоторые другие факторы
- водоемкость производства, размеры площадки,
чистота воздушного бассейна, потребность
в женской или мужской рабочей силе. Значение
различных факторов изменяется под влиянием
научно-технического прогресса. .
При размещении производства стоимостная
дифференциация различных факторов учитывается
не только по отраслям, но и по экономическим
районам. Вследствие территориальных
различий в расходных нормах и затратах
труда, связанных с добычей сырья, топлива
и изготовлением материалов, необходимых
для получения готовой продукции, большие
колебания по районам претерпевает оценка
материалоемкости и энергоемкости производства
(которая сильно различается и по отраслям).
Глава III.Влияние
производительных сил на окружающую среду.
3.1. Государственный
контроль за размещением производственных
предприятий.
Одним
из наиболее важных инструментов обеспечения
безопасного размещения производственных
предприятий является государственная
экспертиза проектной и предпроектной
документации на размещение, строительство,
реконструкцию, ввод в эксплуатацию
предприятий, сооружений и иных объектов.
Государственная экспертиза предпроектной
и проектной документации организуется
и осуществляется в соответствии
с Федеральным Законом «Об
охране окружающей среды». Она проводится
с целью проверки соответствия хозяйственной
и иной деятельности требованиям
экологической безопасности общества. .
При размещении, проектировании, строительстве,
реконструкции, вводе в эксплуатацию хозяйственных
и других объектов, а также при внедрении
новых технологических процессов должно
учитываться их влияние на окружающую
природную среду. Места размещения хозяйственных
и других объектов определяются по согласованию
со специально уполномоченным государственным
органом в области охраны окружающей среды,
государственным органом санитарно-эпидемиологического
надзора и др. Например, при размещении
и вводе в эксплуатацию новых или реконструированных
объектов хозяйственной или иной деятельности,
осуществляющих выбросы вредных (загрязняющих)
веществ в атмосферу, запрещается:
- размещение и эксплуатация объектов
хозяйственной и иной деятельности, которые
не имеют предусмотренных правилами охраны
атмосферного воздуха установок очистки
газов и средств контроля за выбросами
вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный
воздух; ;
- проектирование, размещение и строительство
объектов хозяйственной и иной деятельности,
функционирование которых может привести
к неблагоприятным изменениям климата
и озонового слоя Земли, ухудшению здоровья
людей и др; - производство и эксплуатация
транспортных и иных передвижных средств,
содержание вредных веществ, в выбросах
которых превышает установленные технические
нормативы выбросов. . При размещении, например,
энергетических объектов, в частности,
отмечается, что должны быть учтены реальная
потребность региона в электроэнергии,
рельеф местности, меры по максимальному
сохранению земель и лесов, населенных
пунктов, памятников природы, культуры. .
При размещении, проектировании, строительстве,
вводе в эксплуатацию атомных электростанций
принимаются меры по обеспечению полной
радиационной безопасности окружающей
природной среды. При проектировании и
строительстве тепловых электростанций
необходимо предусматривать оснащение
их высокоэффективными фильтрами и другими
средствами для очистки вредных отходов,
сбросов и выбросов. Нарушение указанных
требований влечет за собой приостановление
размещения энергетических объектов для
устранения недостатков. .
По итогам государственной экологической
экспертизы составляется декларация воздействия
на окружающую среду.
3.2. Государственная
политика защиты окружающей среды.
Необходимость
бережного отношения к природе,
ее защиты понимали еще философы древности.
Например, древнегреческий философ-материалист
Эпикур еще в V в. до н.э. пришел к выводу:
«Не следует насиловать природу,
следует повиноваться ей…», который
не утратил своей актуальности и
в настоящее время. Сегодня для защиты
среды обитания в каждой стране разрабатывается
природоохранное законодательство, в
котором присутствует раздел международного
права и правовой охраны внутри государства,
содержащий юридические основы сохранения
природных ресурсов и среды существования
жизни. Решение экологических задач на
современном этапе должно реализовываться
в деятельности как государственных специальных
органов, так и всего общества. Целью такой
деятельности является рациональное использование
природных ресурсов, устранение загрязнения
среды, экологическое обучение и воспитание
всей общественности страны.
Правовая охрана природы представляет
собой совокупность установленных государством
правовых норм и возникающих в результате
их реализации правоотношений, направленных
на выполнение мероприятий по сохранению
естественной среды, рациональному использованию
природных ресурсов, оздоровлению окружающей
человека жизненной среды в интересах
настоящего и будущих поколений. Это система
государственных мероприятий, закрепленных
вправе и направленных на сохранение,
восстановление и улучшение благоприятных
условий, необходимых для жизни людей
и развития материального производства. . В систему правовой
охраны природы России входят четыре группы
мероприятий:
1. Правовое регулирование отношений по
использованию, сохранению и возобновлению
природных ресурсов. .
2. Организация воспитания и обучения кадров,
финансирование и материально-техническое
обеспечение природоохранных действий. .
3. Государственный и общественный контроль
за выполнением требований охраны природы. . 4. Юридическая ответственность
правонарушителей. .
В Законе «Об охране окружающей среды»
разработана специальная глава об экологическом
контроле (гл. II). В ст. 64 этой главы закрепляются
задачи экологического контроля, ст.
65 предусматривает наличие контрольного
органа государственной власти в области
государственного экологического контроля
и функций хозяйственного использования
природных ресурсов, ст.66 закрепляет права,
обязанности и ответственность государственных
инспекторов в области охраны окружающей
среды( в частности государственные инспектора
обязаны: предупреждать, выявлять и пресекать
нарушения законодательства в области
ООС, разъяснять нарушителям законодательства
в области охраны окружающей среды их
права и обязанности, соблюдать требования
законодательства), ст. 67 раскрывает цели
и содержание производственного экологического
контроля, в ст. 68 раскрываются цели и содержание
муниципального и общественного контроля,
ст. 69 закрепляет обязанность государственного
учета объектов, оказывающих негативное
воздействие на окружающую среду. Таким
образом, всестороннее использование
и сочетание указанных видов экологического
контроля призвано обеспечить эффективность
охраны окружающей среды, выявление экологических
правонарушителей, привлечение к различным
формам ответственности за экологические
правонарушения.
Основными стратегическими целями экологической
политики России являются:
- последовательное решение проблем развития
хозяйственного комплекса государства,
при котором полностью учитываются экологические
и природно-географические условия конкретных
территорий для обеспечения благосостояния
народов, населяющих эти территории; ;
- последовательное достижение на каждой
конкретной территории надлежащего качества
среды обитания, отвечающим не только
принятым сегодня санитарно-гигиеническим
нормам, но и той системе его оценок, которое
учитывало бы генетическое здоровье население; ;
- восстановление и сохранение биосферного
равновесия (на локальном, региональном
и глобальном уровнях) генетического фонда
животного и растительного мира; ;
- рациональное использование всего природоресурсного
потенциала России.
Высшие федеральные, а также республиканские,
областные, краевые законодательные органы
России, согласно Закону РФ «Об охране
окружающей среды», призваны определять
основные направления государственной
природоохранной политики, утверждать
экологические программы, устанавливать
правовые основы и нормы (в пределах своей
компетенции).
На Правительство
возложены задачи реализации экологической
политики и выполнения программ, координации
деятельности всех органов в области
ООС, образования, использования внебюджетного
экологического фонда, установления порядка
за природопользование, обеспечения
населения экологической информацией
. По конституции РФ природопользование,
охрана окружающей природной среды, обеспечение
экологической безопасности составляют
совместную компетенцию Федерации и субъектов
Федерации. Вопросы, входящие в компетенцию
названных органов, можно подразделять
на семь комплексных групп. .
1.Определение основных направлений экологической
политики, утверждение экологических
программ, установление правовых и экономических
основ регулирования охраны окружающей
природной среды и обеспечение экологической
безопасности .
2.Планирование, финансирование и материально-техническое
обеспечение экологических программ,
координация природоохранной деятельности.
3.Учет и оценка природных ресурсов, прогноз
состояния окружающей среды, ведение кадастра
природных ресурсов, осуществление мониторинга
окружающей среды. . 4.Утверждение нормативов
вредных воздействий, платежей за использование
природных ресурсов, за выбросы, сбросы
вредных веществ, захоронение отходов.
Выдача разрешений на природопользование,
выброс, сброс, захоронение вредных веществ.
Формирование и расходование экологических
фондов.
5.Государственный экологический контроль,
государственная экологическая экспертиза,
решение об ограничениях, приостановлении,
прекращении деятельности экологически
вредных производств и услуг. Привлечение
к административной и уголовной ответственности
за экологические преступления. Предъявление
иска в суд, арбитражный суд о взыскании
ущерба, причиненного экологическим правонарушителям.
6.Организация
заповедного дела, охрана памятников
природы, ведение Красной книги,
экологическое воспитание и образование. .
7.Международное сотрудничество. . Ведущим направлением
охраны окружающей природной среды, с
точки зрения государства и нас самих,
должно стать формирование системы непрерывного
экологического образования, охватывающего
все структуры общества. Для этого на местах
необходимо всячески содействовать гуманизации
и экологизации сферы образования и воспитания
детей - нашего будущего поколения. В системе
профессионального образования необходимо
объединять процессы приобретения профессиональных
знаний и освоения экологических аспектов
конкретной производственной деятельности.