Размещение производительных сил и охрана окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 17:30, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа посвящена изучению производительных сил России. Экономическое развитие любой страны включает как эффективное развитие ее производительных сил, так и рациональное размещение их по территории. Для России проблема размещения имеет исключительную важность. Учитывая обширные пространства, сырьевые и людские ресурсы, разнообразие климатических условий, Россию с полным основанием считают страной огромных возможностей.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………......3
Глава I. Понятие производительных сил общества и их эффективное размещение ………………… ………………………………………………………5
1.1.Закономерности, принципы, факторы размещения производительных сил………………………………………………………………………….………....5
1.2.Основные формы территориальной организации производительных сил…………………………...…………………………………………….………...12
1.3.Территориально-производственные комплексы как основная форма организации производительных сил России………………………………….......13
ГлаваII.Размещение производительных сил на территории России……………15
2.1. Основные ТПК Российской Федерации…………..…………………….........15
2.2.Перспективы развития и размещения производительных сил в промышленности России…………………………………………………….….…20 Глава III.Влияние производительных сил на окружающую среду………...……25 3.1.Государственный контроль за размещением производственных предприятий………………………………………………………….……………..253.2.Государственная политика защиты окружающей среды………………..…..26 Заключение……………………………………………………………………….....31Список использованной литературы………………………………………...……33 Приложение

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 119.46 Кб (Скачать)

Водные  ресурсы бассейна реки Лены настолько  велики , что они в десятки раз  превосходят любое возможное  водопотребление на перспективу.

На территории комплекса сосредоточено почти 30% лесосырьевых ресурсов Дальнего Востока. Средняя лесистость составляет 60%, а  в северных районах увеличивается до 70%. Однако количество леса невысокое, преобладают лиственница и сосна.

Анализируя  предпосылки формирования комплекса , необходимо учитывать, что большая  часть его территории расположена  в суровых климатических условиях. Это замедляет жизнедеятельность  людей и вызывает повышение расхода  на их обустройство.

2.2. Перспективы развития и размещения производительных сил в промышленности России.

Научный подход при разработке отраслевых схем размещения производительных сил позволяет  не только прирастить общественное богатство, но и сократить затраты в народном хозяйстве, повысить эффективность  производства. Правильное размещение межотраслевых комплексов, отраслей народного хозяйства и всех предприятий способствует решению важнейших экономических и социальных задач - росту национального богатства и эффективности общественного производства, повышению уровня жизни народа. Поэтому всестороннему обоснованию этих вопросов уделяется большое внимание на всех уровнях хозяйствования и управления.                                                                                                                  Выбор районов (а иногда и пунктов) дислокации предприятий и отраслей первоначально намечается и обосновывается в предплановых документах - научных прогнозах (схемах) развития и размещения отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности (отраслевых прогнозах). Каждый отраслевой прогноз включает анализ современного состояния производства, концепцию развития и размещения отрасли и исследование их вариантов с балансовыми расчетами и оценкой экономической эффективности в условиях рыночной экономики. Обоснование размещения отраслей и предприятий промышленности происходит, прежде всего, на основе анализа и учета условий и факторов размещения производства.                                        .                                                                          На размещение (выбор места для строительства) любого хозяйственного объекта влияют как особенности самого объекта, так и условия территории, на которой может быть размещен этот объект. Поэтому среди условий размещения особо выделяют:                                                                 :                                                                                                            - во-первых, предпосылки или факторы размещения производства на конкретной территории. Это, как указывалось выше, определенные свойства территории (ЭГП, природные условия и ресурсы, население и трудовые ресурсы, производственные навыки людей, объекты социальной и производственной инфраструктуры, экологические, исторические и другие условия). Их количественные и качественные показатели изменяются от места к месту и, таким образом, характеризуют возможности, которыми располагает та или иная местность (страна, район и т. д.) для организации производства            -во-вторых, - технико-экономические условия размещения производства;       , выражающие в виде соответствующих показателей параметры функционирования размещаемого производства (материалоемкость, электроемкость, теплоемкость, водоемкость, трудоемкость, наукоемкость, капиталоемкость, транспортабельность сырья и готовой продукции и т. п.) В отличие от предпосылок или факторов технико-экономические условия размещения характеризуют не «возможности», а «требования», которые предъявляют отрасли или производства к конкретной территории, т. е. к месту своего возможного пространственного расположения.                                  .                                     Задача состоит в том, чтобы на основе сопоставления этих требований (технико-экономические показатели производства) с условиями местности (предпосылки, факторы размещения производства) был выбран оптимальный вариант размещения, т. е. вариант, обеспечивающий выпуск необходимого количества продукции при минимальных затратах труда.                            .                   Непосредственное влияние на выбор вариантов размещения промышленного предприятия (производственных мощностей) оказывает соотношение важнейших технико-экономических показателей производства - его материалоемкости, энергоемкости, трудоемкости и капиталоемкости с учетом потребительского фактора, который проявляется через транспортабельность продукции.                                                                                                                    Для размещения добывающей промышленности первостепенное значение имеет учет горно-геологических условий (глубина и характер залегания полезных ископаемых, размеры промышленных запасов), а также качество природных ресурсов и транспортно-географическое положение района залегания. Добывающие отрасли, дающие массовую, многотоннажную продукцию (уголь, минерально-строительные материалы и т.д.), в основном размешаются так, чтобы обеспечивались минимальные издержки на производство и транспортировку. Для отраслей, разрабатывающих особо ценные и дефицитные полезные ископаемые (например, руды цветных металлов), решающее значение имеют не «размещенческие» факторы, а, состояние баланса соответствующей продукции в стране .                     .                 Применительно к обрабатывающей промышленности, где, собственно, и возникает проблема классификации отраслей, в расчетах обычно исходят из четырех основных групп производств по преобладающим факторам размещения:

  • отрасли, тяготеющие к источникам дешевого топлива и электроэнергии;
  • отрасли, развивающиеся преимущественно у источников сырья;
  • отрасли, которые целесообразно размещать в районах концентрации трудовых ресурсов;
  • отрасли, тяготеющие к районам потребления продукции.

Первая - энергоемкая - группа отраслей (производство синтетического каучука, химических волокон, смол и пластических масс, алюминиевая, магниевая, никелевая промышленность, тепловые электростанции) характеризуется  тем, что доля топливно-энергетических затрат в себестоимости продукции  высока (35-60%), и как правило, превышает  затраты на сырье; капитальные вложения в энергетическую базу поглощают  свыше 50 % капиталовложений в основное производство; удельный расход топлива  и электроэнергии достигает максимальной величины, а сырья - значительно превышает  вес готовой продукции.                                                                                                                         Во второй - сырьевой - группе (черная металлургия, производство горного и металлургического оборудования, строительно-дорожных машин, азотно-туковая, сернокислотная, содовая, цементная, стекольная, целлюлозно-бумажная, кожевенная, сахаро-песочная промышленность) затраты на сырье составляют 20-80% себестоимости продукции, превосходя топливно-энергетические; капитальные вложения в основное производство значительно больше, чем в энергетику; удельный расход сырья в несколько раз превышает вес готовой продукции.                                                      .                                                                                            Третья - трудоемкая - группа (приборостроение, радиотехника, станкостроение, переработка пластических масс, текстильная, трикотажная, обувная, швейная промышленность) отличается повышенной долей заработной платы, которая приближается к затратам на сырье и значительно превосходит топливно-энергетические; капиталовложения в основное производство намного больше, чем в энергетику; вес готовой продукции в расчете на одного работника, расход сырья, топлива, электроэнергии минимальный; удельный расход сырья около или немного больше единицы.

В четвертой - потребительской - группе отраслей (нефтепереработка, сельскохозяйственное машиностроение, резинотехническая, мебельная, железобетонных изделий, кирпичная, хлебопекарная, кондитерская, сахаро-рафинадная промышленность).                                      .                                                                                Затраты, связанные с доставкой сырья и топлива, как правило, меньше расходов по вывозу готовой продукции в места потребления (при одной и той же дальности перевозок); доля затрат на сырье в себестоимости продукции превосходит топливно-энергетические; капиталовложения в основное производство намного больше, чем в энергетику; удельные расходы сырья, топлива и электроэнергии невелики.                                                     .                                                                          Для ряда отраслей, в том числе перечисленных, характерно решающее влияние не одного, а двух факторов, например сырьевого и топливно-энергетического (черная металлургия полного цикла, производство некоторых видов пластических масс), топливно-энергетического и потребительского (электростанции), потребительского и сырьевого (нефтепереработка, суперфосфатная промышленность) и т.д. При размещении конкретных предприятий учитываются и некоторые другие факторы - водоемкость производства, размеры площадки, чистота воздушного бассейна, потребность в женской или мужской рабочей силе. Значение различных факторов изменяется под влиянием научно-технического прогресса.                                          .                                                          При размещении производства стоимостная дифференциация различных факторов учитывается не только по отраслям, но и по экономическим районам. Вследствие территориальных различий в расходных нормах и затратах труда, связанных с добычей сырья, топлива и изготовлением материалов, необходимых для получения готовой продукции, большие колебания по районам претерпевает оценка материалоемкости и энергоемкости производства (которая сильно различается и по отраслям).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава III.Влияние производительных сил на окружающую среду.

3.1. Государственный  контроль за размещением производственных предприятий.

Одним из наиболее важных инструментов обеспечения  безопасного размещения производственных предприятий является государственная  экспертиза проектной и предпроектной  документации на размещение, строительство, реконструкцию, ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов. Государственная экспертиза предпроектной  и проектной документации организуется и осуществляется в соответствии с Федеральным Законом «Об  охране окружающей среды». Она проводится с целью проверки соответствия хозяйственной  и иной деятельности требованиям  экологической безопасности общества.                                                .                                                                                                При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию хозяйственных и других объектов, а также при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на окружающую природную среду. Места размещения хозяйственных и других объектов определяются по согласованию со специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды, государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора и др. Например, при размещении и вводе в эксплуатацию новых или реконструированных объектов хозяйственной или иной деятельности, осуществляющих выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, запрещается:                                                                                                                      - размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;                                         ;                                                         - проектирование, размещение и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, функционирование которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя Земли, ухудшению здоровья людей и др; - производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных веществ, в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов.                                   .                                                                            При размещении, например, энергетических объектов, в частности, отмечается, что должны быть учтены реальная потребность региона в электроэнергии, рельеф местности, меры по максимальному сохранению земель и лесов, населенных пунктов, памятников природы, культуры.                               .                                             При размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию атомных электростанций принимаются меры по обеспечению полной радиационной безопасности окружающей природной среды. При проектировании и строительстве тепловых электростанций необходимо предусматривать оснащение их высокоэффективными фильтрами и другими средствами для очистки вредных отходов, сбросов и выбросов. Нарушение указанных требований влечет за собой приостановление размещения энергетических объектов для устранения недостатков.                                     .                                             По итогам государственной экологической экспертизы составляется декларация воздействия на окружающую среду.

3.2. Государственная политика защиты окружающей среды.

Необходимость бережного отношения к природе, ее защиты понимали еще философы древности. Например, древнегреческий философ-материалист  Эпикур еще в V в. до н.э. пришел к выводу: «Не следует насиловать природу, следует повиноваться ей…», который  не утратил своей актуальности и  в настоящее время. Сегодня для защиты среды обитания в каждой стране разрабатывается природоохранное законодательство, в котором присутствует раздел международного права и правовой охраны внутри государства, содержащий юридические основы сохранения природных ресурсов и среды существования жизни. Решение экологических задач на современном этапе должно реализовываться в деятельности как государственных специальных органов, так и всего общества. Целью такой деятельности является рациональное использование природных ресурсов, устранение загрязнения среды, экологическое обучение и воспитание всей общественности страны.    Правовая охрана природы представляет собой совокупность установленных государством правовых норм и возникающих в результате их реализации правоотношений, направленных на выполнение мероприятий по сохранению естественной среды, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей человека жизненной среды в интересах настоящего и будущих поколений. Это система государственных мероприятий, закрепленных вправе и направленных на сохранение, восстановление и улучшение благоприятных условий, необходимых для жизни людей и развития материального производства.                                           .                                                                                           В систему правовой охраны природы России входят четыре группы мероприятий:                                                                                                                     1. Правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов.                               .                                                                           2. Организация воспитания и обучения кадров, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных действий.                               .                                                3. Государственный и общественный контроль за выполнением требований охраны природы.                                                     .                                                                                                               4. Юридическая ответственность правонарушителей.                                           .                                                      В Законе «Об охране окружающей среды» разработана специальная глава об экологическом контроле (гл. II). В ст. 64 этой главы закрепляются задачи экологического контроля,  ст. 65 предусматривает наличие контрольного органа государственной власти в области государственного экологического контроля и функций хозяйственного использования природных ресурсов, ст.66 закрепляет права, обязанности и ответственность государственных инспекторов в области охраны окружающей среды( в частности государственные инспектора обязаны: предупреждать, выявлять и пресекать нарушения законодательства в области ООС, разъяснять нарушителям законодательства в области охраны окружающей среды их права и обязанности, соблюдать требования законодательства), ст. 67 раскрывает цели и содержание производственного экологического контроля, в ст. 68 раскрываются цели и содержание муниципального и общественного контроля, ст. 69 закрепляет обязанность государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Таким образом, всестороннее использование и сочетание указанных видов экологического контроля призвано обеспечить эффективность охраны окружающей среды, выявление экологических правонарушителей, привлечение к различным формам ответственности за экологические правонарушения.                                                                                                Основными стратегическими целями экологической политики России являются:                                                                                                                            - последовательное решение проблем развития хозяйственного комплекса государства, при котором полностью учитываются экологические и природно-географические условия конкретных территорий для обеспечения благосостояния народов, населяющих эти территории;                 ;                                              - последовательное достижение на каждой конкретной территории надлежащего качества среды обитания, отвечающим не только принятым сегодня санитарно-гигиеническим нормам, но и той системе его оценок, которое учитывало бы генетическое здоровье население;                        ;                                             - восстановление и сохранение биосферного равновесия (на локальном, региональном и глобальном уровнях) генетического фонда животного и растительного мира;                                              ;                                                                                                           - рациональное использование всего природоресурсного потенциала России.        Высшие федеральные, а также республиканские, областные, краевые законодательные органы России, согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды», призваны определять основные направления государственной природоохранной политики, утверждать экологические программы, устанавливать правовые основы и нормы (в пределах своей компетенции).

На Правительство  возложены задачи реализации экологической  политики и выполнения программ, координации  деятельности всех органов в области  ООС, образования, использования внебюджетного  экологического фонда, установления порядка  за природопользование, обеспечения  населения экологической информацией  . По конституции РФ природопользование, охрана окружающей природной среды, обеспечение экологической безопасности составляют совместную компетенцию Федерации и субъектов Федерации. Вопросы, входящие в компетенцию названных органов, можно подразделять на семь комплексных групп.                                                                 .                                                                                   1.Определение основных направлений экологической политики, утверждение экологических программ, установление правовых и экономических основ регулирования охраны окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности                                         .                                                                         2.Планирование, финансирование и материально-техническое обеспечение экологических программ, координация природоохранной деятельности.         3.Учет и оценка природных ресурсов, прогноз состояния окружающей среды, ведение кадастра природных ресурсов, осуществление мониторинга окружающей среды.                                                  .                                                                                   4.Утверждение нормативов вредных воздействий, платежей за использование природных ресурсов, за выбросы, сбросы вредных веществ, захоронение отходов. Выдача разрешений на природопользование, выброс, сброс, захоронение вредных веществ. Формирование и расходование экологических фондов.                                                                                                5.Государственный экологический контроль, государственная экологическая экспертиза, решение об ограничениях, приостановлении, прекращении деятельности экологически вредных производств и услуг. Привлечение к административной и уголовной ответственности за экологические преступления. Предъявление иска в суд, арбитражный суд о взыскании ущерба, причиненного экологическим правонарушителям.

6.Организация  заповедного дела, охрана памятников  природы, ведение Красной книги,  экологическое воспитание и образование.                                                .                                     7.Международное сотрудничество.                                                     .                                                                               Ведущим направлением охраны окружающей природной среды, с точки зрения государства и нас самих, должно стать формирование системы непрерывного экологического образования, охватывающего все структуры общества. Для этого на местах необходимо всячески содействовать гуманизации и экологизации сферы образования и воспитания детей - нашего будущего поколения. В системе профессионального образования необходимо объединять процессы приобретения профессиональных знаний и освоения экологических аспектов конкретной производственной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Размещение производительных сил и охрана окружающей среды