Распределение доходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 11:26, реферат

Краткое описание

Распределительные отношения имеют огромное значение для развития общественного хозяйства прежде всего потому, что люди, вступающие в производственный процесс и вкладывающие в него свой труд или капитал, надеются получить определенные доходы. Поэтому распределительные отношения лежат в основе создания системы стимулов для участия в производственном процессе, и от них во многом зависит уровень его развития.
Кроме того, распределение, формируя доходы, определяет возможность достижения социально-экономических целей развития общества, позволяет влиять на уровень удовлетворения потребностей и, следовательно, на уровень жизни населения в стране. В связи с этим проблемы распределения и формирования доходов всегда были в центре внимания как экономической науки, так и правительств стран

Оглавление

Введение
1. Сущность, критерии распределения и структура доходов.
2. Неравномерность распределения доходов.
3. Особенности распределения доходов в России.
Заключение.
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Экономика.docx

— 86.14 Кб (Скачать)

Располагаемый доход домашних хозяйств определяется как доход, полученный домашними хозяйствами от производственной деятельности, от собственности, а также в результате перераспределительных операций: добавлением полученных субсидий на производство и импорт текущих трансфертов (кроме социальных трансфертов в натуральной форме), и вычислением выплаченных налогов на производство и импорт и текущих трансфертов (включая текущие налоги на доходы и богатство). Располагаемый доход является источником для конечного потребления товаров и услуг и сбережений. Реально располагаемый доход – это располагаемый доход, скорректированный в соответствии с уровнем инфляции. В отдельных случаях выделяют скорректированный располагаемый доход как доход, исчисляемый после добавления социальных трансфертов в натуральной форме.

В последнее время используется также термин «располагаемые ресурсы домашнего хозяйства». Они исчисляются как сумма валовых доходов домашних хозяйств, включающая наряду с денежными средствами условно исчисленную стоимость потребленной продукции собственного производства и натуральных трансфертов, а также привлеченных накопленных ранее средств, сумм и кредитов (в размерах, обеспечивающих расходы домашних хозяйств в течение учетного периода обследования).

В системах национальных счетов используется также подразделение доходов на факторные (определяемые факторами производства: доход от затрат труда, от собственности и капитала, от самозанятости с использованием труда и капитала) и нефакторные (все прочие виды доходов). В более поздних редакциях СНС эти виды доходов определяются как первичные и текущие трансферты.

Важную статью доходов населения составляют трансферты или денежные выплаты, не связанные с оплатой труда, товаров и услуг. Иначе говоря, трансферты – это операции, при которых товары, услуги или денежные средства предоставляются в одностороннем порядке без получения какого-либо эквивалента взамен. Социальные трансферты в натуральной форме состоят из товаров и нерыночных услуг, предоставляемых конкретным домашним хозяйствам из федерального и местных бюджетов и общественных организаций бесплатно.

Выделяются также: среднемесячная начисленная заработанная плата (номинальная) работающих в отраслях экономики, которая определяется делением начисленного фонда заработной платы на среднесписочную численность работников, и реальная начисленная заработанная плата, исчисляемая путем деления номинальной заработной платы текущего периода без учета налогов и других удержаний на индекс потребительских цен.

Покупательная способность денежных доходов населения отражает потенциальные возможности населения по приобретению товаров и услуг и выражается через товарный эквивалент среднедушевых денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума.

Теперь охарактеризуем отдельные виды денежных доходов населения:

·                      Оплата труда. Эта статья денежных доходов населения включает начисленные предприятием, учреждением, организацией суммы оплаты труда в денежной и натуральной формах за отработанное время, стимулирующие доплаты и надбавки, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, премии и единовременные поощрительные выплаты, а также выплаты на питание, жилье, топливо, носящие регулярный характер.

Кроме оплаты труда, доходы рабочих и служащих от предприятий и организаций, включает:

1.                    Выплаты социального характера

2.                    Прочие выплаты, не относящиеся к фонду заработанной платы и выплатам социального характера

К выплатам социального характера относятся, в частности страховые платежи (взносы), уплачиваемые предприятием по договорам личного, имущественного и иного страхования в пользу своих работников, за счет средств предприятия; выходное пособие при прекращении трудового договора, суммы, выплаченные уволенным работникам на период трудоустройства в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности или штата работников; оплата проезда к месту работы транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом; материальная помощь, предоставленная отдельным работникам по семейным обстоятельствам, на погребение и т.д. При этом исчисляются надбавки к пенсиям работающим на предприятии, выплачиваемые за счет средств предприятия.

Прочие выплаты, не относящиеся к фонду заработанной платы и выплатам социального характера, включают в себя командировочные расходы, авторские вознаграждения, надбавки к заработанной плате, выплаченные работникам отдельных отраслей экономики в связи с подвижным (разъездным) характером работы, полевое довольствие, стоимость выданных бесплатно форменной одежды, обмундирования, остающихся в личном постоянном пользовании, или сумма льгот в связи с их продажей по пониженным ценам и т.п.

·                     Дивиденды. Эта статья включает в себя доходы оп акциям, проценты, выплаты по долевым паям от участия работников в собственности предприятия, учреждения, организации и определяется по данным бухгалтерского баланса предприятия.

·                     Поступления от продажи продуктов сельского хозяйства. В эту статью включается поступление выручки от продажи скота и другой сельскохозяйственной продукции заготовительным организациям, потребительской кооперации, колхозам и государственным хозяйствам, различным организациям на рынках и др.

·                     Пенсии и пособия. Эта статья включает все виды получаемых населением пенсий и пособий из средств федерального и местных бюджетов, бюджета Пенсионного Фонда, Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственного фонда занятости, Федеральной миграционной службы, профсоюзов, предприятий.

·                     Стипендии. В эту статью включаются все виды стипендий учащимся высших и средних специальных учебных заведений, профессионально-технических школ и училищ, курсов, институтов усовершенствования, аспирантам.

·                     Поступления из финансовой системы. Поступления из финансовой системы включают: а) страховые возмещения; б) ссуды на индивидуальное жилищное строительство и другие цели; в) изменение задолженности по ссудам, выданным на потребительские цели; г) проценты по вкладам; д) выигрыши и погашения по займам; е) выигрыши по лотереям; ж) изменение задолженности населения по покупке товаров в кредит; з) изменение задолженности по ссудам лицам, осуществляющим деятельность без образования юридического лица; и) возмещение ущерба репрессированным гражданам.

·                     Доходы населения от продажи иностранной валюты.

·                     Прочие поступления. В составе прочих поступлений учитываются: а) выручка населения от продажи вещей через комиссионные магазины и скупочным пунктам; б) выручка от продажи металлолома, утильсырья и кустарно-ремесленных изделий (несельскохозяйственные заготовки); в) другие доходы.

·                     Деньги, полученные по переводам. Получение денег населением по переводам, равно как и отправление денежных переводов, имеет существенное значение для исчисления баланса денежных доходов и расходов населения в территориальном разрезе.

·                     Социальные доходы могут реализовываться через потребление бесплатно предоставляемых государством или предприятия и фирмами услуг (например, медицинских, образовательных, культурных). Ранее большое место принадлежало здесь общественным фондам потребления. В.Н.Рутгайзер предлагал для обобщения представления о доходах и об уровне жизни населения использовать интегральный показатель «общего фонда жизненных средств населения», который включает фонд оплаты по труду и общественные фонды потребления и представляет собой реализацию доходов, предполагающую учет в качестве доходов потребление товаров и услуг, «поступивших в распоряжение домохозяйства, минуя стадию покупки».

Наконец, неучитываемые доходы, латентно получаемые в рамках неформальной и теневой экономики. Для оценки размеров таких доходов на макроуровне применяется ряд методов дооценки по косвенным данным.

Один из основных источников информации, характеризующих объем и структуру денежных доходов, расходов и сбережений населения, - баланс денежных доходов и расходов населения. Этот баланс представляется в государственной статистике, отчетах финансовых органов и внебюджетных социальных фондов. Баланс отражает ту часть валового национального дохода, которая поступает в распоряжение населения в форме денежных доходов.

Баланс составляет как на федеральном, так и на местном уровнях. На федеральном уровне баланс строится самостоятельно и имеет расхождение суммой

Территориальных балансов на величину финансовых потоков между территориями, начисленных, но не полученных средств.

Баланс является одним из инструментов социально-экономического анализа, характеризующим уровень жизни населения. С его помощью определяется общий объем и структура денежных доходов и расходов населения, исчисляются реальные и номинальные доходы и покупательная способность населения, а также рассчитывается распределение населения по уровню доходов и доля населения, живущего ниже уровня бедности, осуществляются другие экономические расчеты как на федеральном, так и на региональном уровнях. Баланс дает возможность проанализировать основные показатели доходов и расходов населения в группировке по источникам получения средств и направлениям их расходования. Фактически баланс денежных доходов и расходов населения является промежуточным этапом для построения системы макроэкономических показателей.

Доходная часть баланса состоит из поступлений от различных источников, которые могут быть выявлены при помощи статистической и финансовой отчетности, выборочных обследований и других методов.

Расходная часть баланса включает трансферты, выплаченные населением, расходы на приобретение товаров и услуги прирост сбережений населения во вкладах и ценных бумагах.

Детальные дифференцированные балансы доходов населения могут использоваться в качестве инструментов оценки уровня жизни типологизации групп потребителей.

Уровень дохода домашнего хозяйства, его среднедушевой доход связаны с демографическими характеристиками, размером и структурой, что находит свое отражение в числе кормильцев, детей, взрослых иждивенцев, пенсионеров. Результаты проведенных исследований подтверждают наличие тесной связи между денежным душевым доходом и типом домохозяйства, т.е. характеристиками его членов по полу, возрасту, статусу занятости. В этой связи структура дохода должна исследоваться в зависимости от нагрузки иждивенцев и числа кормильцев в доходных группах.

 

2.Неравномерность  распределения доходов.

Проблема неравенства граждан по уровню доходов исторически являлась одним из важнейших объектов экономической теории. Её анализом занимались многие известные экономисты в силу высокой практической значимости данного вопроса. Различные воззрения на степень справедливости в распределении доходов неоднократно порождали дискуссии во многих государствах. Критерий справедливости в зависимости от места и времени определяется множественными факторами: социальным статусом личности, его положением, имуществом и трудом И всё же единым мнением стало обоснование необходимости политики перераспределения доходов, активная роль в которой отводилась государству.

Несмотря на разнообразие взглядов на проблему неравенства доходов, все же глубоких и обстоятельных исследований по этой теме не производилось. Мнение, что отношения распределения полностью определяются отношениями, регулирующими производство, принадлежит К. Марксу. Он связывал формирование и распределение доходов с воспроизводственным процессом и эксплуатацией наемных рабочих владельцами средств производства. Маркс отмечал, что бедность и неравенство изначально присущи капиталистическому строю.

Анализом проблемы неравенства занимался А. Пигу. В работе «Экономическая теория благосостояния» он сформулировал принцип достижения максимума благ для наибольшего количества человек. Наибольший уровень благосостояния Пигу предлагал достичь проведением политики равномерного распределения доходов. Его заслуга состоит в рассмотрении положительных и отрицательных моментов регулирования доходов. Так, политика перераспределения таит в себе опасность негативного воздействия на накопление капитала и экономическую активность. Результат политики доходов – общие удовлетворение бедных категорий общества возрастает в большей степени, чем снижение общего удовлетворения богатых. В качестве главного метода регулирования доходов Пигу называл налоговое воздействие.

Видное место в развитии теории распределения доходов занимает концепция В. Парето. Он выявил зависимость между уровнем дохода и числом получающих его лиц. Согласно данному «закону Парето», распределение доходов низкого уровня может быть подвержено колебаниям, а высокого уровня – вполне стабильно.

Если численность людей с доходами, равными или больше величины Х, составляет N, то соотношение можно записать в виде уравнения: N=A:X-m или lg N=lgA-m:lgX, где А и m – параметры уравнения

Причиной данного закона Парето называл естественную неравномерность распределения способностей граждан. Причем при росте общей суммы доходов в больших темпах, чем увеличение численности людей, вполне вероятно снижение дифференциации населения по уровню дохода.

Целостную концепцию государственного регулирования рыночной экономической системы создал Д. Кейнс. Немаловажную роль в своих исследованиях он отводил проблеме неравенства доходов: «Наиболее значительными пороками экономического общества … является … его произвольное и несправедливое распределение богатства и доходов». По мнению Кейнса, перераспределительная политика государства в пользу низкодоходных категорий населения обеспечит платежеспособный спрос и склонность к потреблению в обществе, что в свою очередь, расширит производство и снизит уровень безработицы. Такое экономическое обоснование государственного воздействия на процессы распределения доходов в то время было достаточно новым.

Информация о работе Распределение доходов