Пути повышения эффективности труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 22:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение производительности труда как экономической категории. Т.е. можно выделить следующие задачи:
 раскрыть понятие эффективности труда.
 дать определение производительности труда;
 рассказать о методах измерения производительности труда;

Оглавление

Введение
Часть 1. Сущность, показатели производительности и эффективности труда
Часть 2. Оценка эффективности деятельности предприятия ЗАО «АККОНД-ТРАНС» (анализ технико-экономических показателей)
Часть 3. Пути повышения эффективности труда
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курс экономика.docx

— 71.89 Кб (Скачать)

Основные средства - та часть  производственных фондов, которая участвует  в процессе производства длительное время, сохраняя при этом свою натуральную  форму, а их стоимость переносится  на изготовляемый продукт постепенно, по частям, по мере использования.

Задачи анализа - определить обеспеченность предприятия и его  структурных подразделений основными  средствами и уровень их использования  по обобщающим и частным показателям, а также установить причины их изменения; рассчитать влияние использования  основных средств на объем производства продукции и другие показатели; изучить  степень использования производственной мощности предприятия и оборудования; выявить резервы повышения эффективности  использования основных средств.

На основе этих данных производится анализ основных средств по следующим  основным направлениям:

         -анализ наличия, структуры и  движения основных средств на      предприятии

         -анализ основных показателей  использования основных средств  

         -анализ использования оборудования  и производственной мощности  предприятия

         -анализ обеспеченности предприятия  основными средствами 

         -анализ использования производственных  площадей

Достаточная обеспеченность предприятия нужными трудовыми  ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объёма продукции  и повышения эффективности производства.

Оборотные средства — это совокупность денежных средств, авансируемых для создания оборотных производственных фондов и фондов обращения, обеспечивающих непрерывный кругооборот денежных средств. 

Основные средства - та часть  производственных фондов, которая участвует  в процессе производства длительное время, сохраняя при этом свою натуральную  форму, а их стоимость переносится  на изготовляемый продукт постепенно, по частям, по мере использования.

К трудовым ресурсам относится  та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей  отрасли.

Достаточная обеспеченность предприятия нужными трудовыми  ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объёма продукции  и повышения эффективности производства.

От обеспеченности предприятия  трудовыми ресурсами, и эффективности  их использования зависит объём  и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования  оборудования, машин, механизмов и, как  результат, объём  производства продукции, её себестоимость, прибыль и ряд  других экономических показателей.

Основные временные  показатели работы грузовых автотранспортных средств.

Срок доставки грузов —  период времени, в течение которого груз перемещается из места отправления  в место назначения. Сроки доставки на различных видах транспорта регулируются уставами, кодексами и другими  нормативными актами.

При смешанных перевозках сроки доставки определяются по совокупности сроков доставки, предусмотренных нормативными актами для соответствующих видов  транспорта.

Сроки доставки негабаритных грузов определяются исходя из условий  перевозки.

В случае задержки груза  для выполнения процедур таможенного  оформления, ветеринарного досмотра сроки доставки удлиняются на все  время задержки. Груз, не выданный грузополучателю  по истечении определенного срока  с момента его приема к перевозке  или с окончания срока доставки, считается утраченным. За нарушение  сроков доставки, происшедшее по вине перевозчика, последний уплачивает грузовладельцу штраф, исчисляемый, как  правило, в процентах от провозной  платы.

В заключение следует отметить, что одной из основных задач анализа результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия является разработка рекомендаций по их улучшению.

 

Таблица 2.

Технико-экономические показатели работы предприятия

Наименование  показателей

Ед.изм.

2008г.

2009г.

2010г.

Среднесписочное кол-во гр.а/м/

ед

116

109

114

Общая грузподъ

тн.

740

830

957

Козф.исп.парка

 

0,49

0,54

0,57

Коэф.техн.готовн

 

0,82

0,85

0,85

Коэф.исп.пробега

 

0,63

0,83

0,84

Ср.продолж.работы а/м на линии

час.

8,5

8,4

8,49

Ср.расстояние пере

км.

310,6

523,9

613,16

Среднесут. пробег

км.

201,4

203,2

207,74

Объем перевозок

тыс.тн.

58

64,7

66,5

Грузооборот

тыс.т/км.

18659,8

33896,9

40800,6

Доходы по гр.перев

тыс.руб.

69929

105456,5

114213,9

Расходы по г.п безобщехоз. расходов

тыс.руб.

52439

73877,8

77479,1

Затраты на 1 руб. дох

руб.

0,75

0,7

0,68

Расходы по г.п всего

тыс.руб.

64310

95463,2

101806,00

Общие затраты на 1руб. д

руб.

0,92

0,91

0,89

Прибыль по гр.перев.

тыс.руб

5618,9

9993,3

12407,9

Рентабельность затрат

%

8,74%

10,47%

12,19%

Рентабельность продаж

%

8,04%

9,48%

10,86%

Всего дохода

тыс.руб.

82556

120117,1

131,355

Всего расхода

тыс.руб.

73943

100986

109389

прибыль продаж

тыс.руб.

10110

19131,1

21966

 

Рентабельность затрат

 

%

 

13,67%

 

18,94%

 

20,08%

Рентабельность продаж

%

12,25%

15,93%

16,72%

СС.числен.-всего

чел.

170

200

203

в т.ч водители

чел.

99

127

132

РММ

чел.

30

32

25

вспомог.

чел.

15

12

18

ИТР

чел.

26

28

27

Ср.з/п по предприятию

руб.

10241

12047

12348

Производительность

тыс.руб/чел.в месс.

40,5

50,05

53,92


 

На основании представленных данных видно, что грузооборот предприятия  значительно увеличился (почти на 6903,7 тыс. ткм), соответственно увеличилось и количество перевезенного груза по сравнению с прошлым годом.

За счет того, что предприятие  приобрело в 2009 г. пять новых автомашин, общая грузоподъемность возросла с 830 т до 957 т.

Техническая готовность автопарка  не изменилась по сравнению с прошлым годом и составила 0,85, это означает, что около 15 автомобилей простаивают в неисправном состоянии, находятся в процессе технического обслуживания или текущего ремонта.

Коэффициент использования  автомобилей увеличился по сравнению  с прошлым годом и составил 0,57. Все это говорит о том, что  лишь 2/3 парка автотранспортных средств  используется для оказания транспортных услуг, остальные автомобили не работают в связи с отсутствием заказов  на перевозку.

Продолжительность работы автомобиля составляет 8,49 часов, на некоторых маршрутах  работа организована в два дня, так  как груз не удается перевезти  за время смены.

Коэффициент использования  пробега увеличился до 0,87. Следовательно, на предприятии преобладают маршруты с обратным порожним пробегом.

Среднее расстояние перевозок  увеличилось на 89,26 км. И составило 613,16 км. Среднесуточный пробег на грузовых перевозках увеличился и составил 207,74 км.

На основании изложенных данных можно сделать вывод об удовлетворительной работе предприятия. Прежде всего, это проявляется в  высокой технической готовности парка, в рациональном использовании  пробега подвижного состава и  грузоподъемности машин. Но, не смотря на это, на предприятии должна вестись  работа по оптимизации деятельности предприятия, по разработке наиболее рациональных маршрутов движения подвижного состава, по улучшению технико-эксплуатационных показателей и по привлечению  новых заказчиков транспортных услуг. Все это отрицательно сказывается  как на результатах его деятельности, так и на положении автотранспортного  предприятия на рынке транспортных услуг.

Поэтому, существует реальная необходимость в принятии таких  управленческих решений, которые позволили бы изменить ситуацию, сложившуюся на предприятии, в лучшую сторону.

Таблица 3.

Состав и структура  персонала ЗАО «АККОНД-ТРАНС»

за 2008- 2010 гг., чел.

Категории персонала

2008г.

2009г.

2010г.

Абсолютное отклонение (тыс.руб)

Относительное отклонение (%)

Числ., чел

Числ., чел

Числ., чел

2009 г. / 2008 г.

2010 г. / 2009 г.

2009 г. / 2008 г.

2010 г. / 2009 г.

Всего сотрудников

170

200

203

30

3

117,64

101,5

Управленческий персонал

40

35

38

-5

3

87,5

108,57

Основное производство

114

135

144

21

9

118,4

106,7

Вспомогательные службы

16

30

21

14

-9

187,5

70


 

По таблице видно, что  количество сотрудников предприятия  в 2010 году увеличилось на 1,5 %, управленческого  персонала – на 8,5%.

 

На предприятии ЗАО  «АККОНД-ТРАНС» средняя списочная  численность грузовых автомобилей  порядка 114 автомашин, общей грузоподъемностью 957 тонн.

 

 

 

 

 

Таблица 4.

Среднесписочная численность  и грузоподъемность автопарка

ЗАО «АККОНД-ТРАНС» за 2008 –  2010 г.г.

 

Наименование показателей

2008г.

2009г.

2010г.

Грузоподъемность а/м, тонн.

740

830

957

Среднесписочное кол-во гр.а/м/

116

109

114


 

Рис. 3. Среднесписочная численность  и грузоподъемность автопарка  ЗАО  «АККОНД-ТРАНС» за 2008 – 2010 г.г.

 

В 2009 году среднесписочное  количество грузовых автомобилей составляет 114 машин, что на 5 единиц больше, чем  в предыдущем году, соответственно возросла и общая грузоподъемность автопарка ЗАО «АККОНД-ТРАНС»

Так же имеется порядка 10 единиц автотранспорта для перевозок  пассажиров, начиная: от легкового от 5 человек заканчивая газелями до 13 человек и автобусами - до 30 человек.

 

 

 

 

Таблица 5.

Показатели использования  транспортного парка

ЗАО «АККОНД-ТРАНС» за 2008 - 2010 г.г.

Наименование

показателей

Ед.изм

2008г.

2009г.

2010г.

Среднесписочное

кол-во гр.а/м

ед.

116

 

109

114

Общая грузподъемность

тн.

740

830

954

Козф.исп.парка

 

0,49

0,54

0,57

Коэф.техн.готовн.

 

0,82

0,85

0,85

Коэф.исп.пробега

 

0,63

0,83

0,84

Ср.продолж.работы

а/м на линии

час

8,5

8,4

8,49

Ср.расстояние перевозок

км

310,6

523,9

613,16

Среднесут. пробег

км

201,4

203,2

207,74

Объем перевозок

тыс.тн

58

64,7

66,5

Грузооборот

тыс.т/км

18659,8

33896,9

40800,6


 

В условиях современного бизнеса недопустимо рассчитывать только на свои силы. Физический рост автопарка  может отставать от роста спроса на услуги организации. А, отказав ценному  клиенту в перевозке, даже если на то есть объективные причины, можно  гарантированно потеряем его доверие. Ввиду отсутствия транспорта с подходящими  параметрами кузова или по какой-либо другой причине организация не способна выполнить заказ клиента, в ЗАО  «АККОНД-ТРАНС» диспетчера оперативно пользуются услугами наемного транспорта, т.е. пользуется услугами транспортно-экспедиторской компании (ТЭК) или услугами перевозчика-конкурента.

Благодаря квалифицированному персоналу предприятия по таблице  можно с уверенностью сказать, что  на протяжении всей деятельности организации  транспортных услуг автопарк ЗАО  «АККОНД-ТРАНС» используется максимально.

Таков анализ производственно - хозяйственной деятельности предприятия  ЗАО «АККОНД-ТРАНС»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть 3. Пути повышения  эффективности труда

Одним из главных факторов повышения эффективности производства, роста производительности труда, улучшения  качества продукции и снижения ее себестоимости является развитие и  умелое сочетание материальных и  моральных стимулов.

Вопросам повышения производительности труда в условиях планово централизованной экономики придавалось большое  значение, хотя по ряду объективных  и субъективных причин эти проблемы не могли решаться достаточно эффективно. Сейчас вопрос эффективности труда, практически никого не интересуют большинство  предприятий, так как ошибочно считается, что в рыночной экономике эта  проблема не очень важна.

Однако без роста производительности труда не возможно добиться роста общественного производства. Главной причиной сокращения производительности труда в годы становления рыночных отношений в стране стало падение объемов производства.

Наиболее просто объяснить  обвальное падение производительности труда можно тем, что происходящий спад производства на некоторых российских предприятиях не сопровождался соответствующим  сокращением численности занятых, а точнее – численности производственного  персонала. Происходило накопление скрытой безработицы. По большому счету, накопление скрытой безработицы  было бы не возможным, если бы не уменьшалась  реальная заработная плата. Поэтому  содержание излишней численности возможно только за счет уменьшения реальной заработной платы всех работников.

Информация о работе Пути повышения эффективности труда