Доходы населения в 2006 и по прогнозам
в 2013 году растут, и будут продолжать расти.
В настоящее время данный показатель увеличился
примерно на 4,4 процента. Здесь в расчет
берется аналогичный период прошлого
года. По словам ряда экспертов, увеличение
дохода населения связано в основном с
увеличением заработных плат. В меньшей
степени на этот показатель влияют пенсии.
Так, доходы населения в Москве
в июле 2013 года составили 53 267 рублей на
одного человека. В июне данная величина
была выше на 3,2 процента. В прошлом году
данный показатель составлял 6,7%. Возможно
это повлияет на рынок банковских вкладов.
К сожалению, предпосылок к росту процентных
ставок по вкладам пока не наблюдается.
А с ростом дохода населения в 2013, 2014 г.г.,
все больше свободных денежных средств
будут поступать на депозиты. Тем самым
банкам нет необходимости увеличивать
проценты по вкладам, стимулируя при этом
население.
3.2.Качество
жизни населения России
80 процентов смертей от инфарктов
и инсультов приходится на страны с низким
и средним уровнем дохода. Всемирная организация
здравоохранения напрямую связывает распространенность
болезней этой группы с уровнем жизни
и эмоциональным ее фоном.
По данным недавнего исследования
Государственного комитета Российской
Федерации по статистике, средний житель
России зарабатывает около 300 евро в месяц.
Удручающе выглядит на этом фоне статистика
по провинциям: в некоторых регионах показатель
средней зарплаты составляет менее 100
евро.
Наряду с появлением класса
олигархов в России постепенно начала
формироваться и тонкая прослойка среднего
класса. Эти люди, как правило, являются
постоянными клиентами повсеместно открывающихся
ресторанов McDonald's, супермаркетов и крупных
торговых центров. Жилищное строительство
и экспансия торговых сетей в регионы
являются доказательством роста покупательной
способности.
Однако покупательная способность
большей части населения, и прежде всего
это касается многочисленной армии пенсионеров,
находится на очень низком уровне. После
оплаты квартиры, непрерывно растущих
коммунальных и прочих платежей пенсионерам
остается ровно столько, чтобы не умереть
с голоду, не говоря уже о приобретении
дорогостоящих и качественных товаров.
Негативно сказывается в этом
смысле и высокий уровень инфляции. При
этом темпы инфляции существенно опережают
темпы роста зарплат и пенсий.
Для нашей страны характерно
получение большой части дохода не в денежной,
а в натуральной форме. В первую очередь
их дают личные подсобные хозяйства. Кстати,
по итогам переписи населения, 18 миллионов
наших граждан (имеются в виду только взрослые)
сказали, что одним из источников их дохода
является личное подсобное хозяйство.
Вот его влияние на уровень жизни. Бедность
мы оцениваем только по денежным доходам.
Что такое показатель прожиточного минимума?
Это некая потребительская корзина, которая
обсчитана по рыночным ценам. Я эту корзину
могу потребить только за деньги. Вот почему
мы сравниваем денежные доходы. Если найти
способ измерения натуральной части различных
доходов, то тогда, действительно, показатель
бедности будет ниже. Но у нас страна рискованного
земледелия. Один год оказался урожайным
- соответственно доходы выше, другой год
- неурожайным. То есть если мы будем высчитывать
доходы от личного подсобного хозяйства,
то будем очень зависимы от сельхозгода.
А денежная форма - достаточно объективный
и стабильный показатель.
Уровень
жизни определяется не только размером
дохода, но и регулярностью его получения
Таким образом, возникает вопрос
о возможности граждан получать регулярный
доход, который обеспечивает достойную
и полноценную жизнь в современном обществе.
Как уже отмечалось в понятие «достойная»
жизнь каждый вкладывает свои понятия.
Потребности все более возрастают с увеличением
дохода, однако, удовлетворение необходимых
нужд граждан, это обязанность государства,
закрепленная Конституцией РФ.
Право на труд является одним
из важнейших общепризнанных прав и свобод
человека, и во многих случаях единственно-возможным
способом не оказаться за чертой бедности.
Однако, в последние годы во
многих регионах России постоянные проблемы
с выплатой зарплаты. Такая ситуация приводит
не только к дизгармонизации экономики,
но социальной напряженности. Нестабильность
на рынке труда приводит к массовому высвобождению
трудоспособного населения. Доходы граждан
падают. Безработных в России на сегодняшний
день по оценке Международной организации
труда - 6,2 миллиона, или 8,6 процента экономически
активного населения.
В 2013 году увеличен максимальный
размер пособия по безработице до 4900 рублей,
которое, разумеется, не может в полной
мере удовлетворить потребности гражданина.
Наряду с безработными, остаются
еще пенсионеры и инвалиды. И если лица
достигшие пенсионного возраста (мужчины
– 60 лет, а женщины 55- лет, а в некоторых
случаях и раньше) продолжают свою трудовую
деятельность , то есть способны получать дополнительный
доход, то с трудоустройством инвалидов
на предприятиях страны очень много проблем.
Работодатель не заинтересован привлекать
к работе инвалида, так как это вызовет
дополнительные затраты на обустройство
рабочего места и «пути на работу».
4.1. Программа повышения
уровня жизни населения.
Программа социально-экономического
развития Российской Федерации на среднесрочную
перспективу, проект которой опубликован
на официальном сайте Правительства РФ,
направлена на обеспечение устойчивого
повышения уровня жизни населения и высоких
темпов экономического роста, снижение
социального неравенства, дальнейшее
утверждение экономической и политической
роли страны в мировом сообществе.
Цели и задачи деятельности Министерства
на 2013-2015 годы определены на исходя из
посланий Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации
и Программы социально-экономического
развития Российской Федерации на среднесрочную
перспективу, утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации,
и направлены на обеспечение достижения
следующих целей Правительства Российской
Федерации:
- повышение материального уровня жизни
населения;
- повышение уровня здоровья населения;
- обеспечение потребностей в социальном
обслуживании и социальной поддержке;
- обеспечение продуктивной занятости
и достойных условий труда;
- воспроизводство и развитие потенциала
трудовых ресурсов.
Миссия Министерства здравоохранения и социального
развития Российской Федерации в свете
реализации конституционных гарантий
и прав граждан Российской Федерации на
базе положений посланий Президента Российской
Федерации Федеральному Собранию Российской
Федерации и Программы социально-экономического
развития Российской Федерации на среднесрочную
перспективу (2013-2015 годы) заключается в
содействии улучшению демографической
ситуации, росту уровня и качества жизни
через повышение доходов населения, улучшению
здоровья, созданию условий для достойного
труда и продуктивной занятости, усилению
социальной защиты уязвимых групп населения.
Исходя из системы целей Правительства
Российской Федерации и функций, исполняемых
Министерством, на 2013-2015 годы определены
следующие цели Министерства здравоохранения
и социального развития Российской Федерации:
1. Улучшение демографической ситуации
и положения семей с детьми, а также детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации.
2. Повышение благосостояния населения,
снижение бедности и неравенства по денежным
доходам населения.
3. Повышение качества и доступности медицинской
помощи, лекарственного обеспечения, особенно
для малоимущих групп населения, обеспечение
санитарно-эпидемиологического благополучия.
4. Повышение эффективности системы социальной
защиты и социального обслуживания, в
первую очередь пожилых граждан и инвалидов.
5. Содействие продуктивной занятости
населения, обеспечение защиты прав граждан
в области труда.
Анализ показывает, что главные
проблемы социально сферы России в настоящее
время связаны с адаптацией населения
к новым социально-экономическим условиям.
Причем они неодинаковы для различных
слоев и групп. Для экономически активных
граждан основные проблемы связаны с соблюдением
социальных гарантий в области труда:
отсутствие работы, низкие трудовые доходы,
нарушение трудовых прав. Для тех групп
населения, которые в силу объективных
причин не способны самостоятельно адаптироваться
к новым условиям, на первый план выдвигается
возможность получения социальной помощи.
Для населения в целом достаточно остро
стоит проблема сохранения и развития
действующей системы жизнеобеспечения.
В целом же ситуацию в социальной
сфере можно охарактеризовать как сложную.
Наряду с определенными положительными
сдвигами, многие негативные явления приобрели
застойный характер, отдельные социальные
проблемы усугубились и стали представлять
серьезную опасность социально-экономической
стабильности и согласию в обществе.
Многочисленные проблемы и
негативные явления в социально-трудовой
сфере в зависимости от степени остроты,
настоятельности решения и их причин могут
быть представлены следующим образом:
- бедность значительной части населения;
- длительное сохранение низкого уровня трудовых доходов населения.
- Хотя в структуре доходов ведущее место по-прежнему занимает заработная плата, отмечается устойчивая тенденция к снижению ее удельного веса в совокупных доходах. Несмотря на рост заработной платы в абсолютном выражении, ее покупательная способность падает;
- глубокое социальное расслоение. При наметившемся замедлении процесса расслоения населения по уровню материальной обеспеченности одновременно продолжает происходить процесс перераспределения доходов в пользу более обеспеченных групп;
- ухудшение демографической ситуации, выражающейся в старении населения, увеличении смертности, ухудшении здоровья и снижении продолжительности жизни;
- несоблюдение социальных гарантий в сфере труда, выражающееся в длительных задержках выплаты заработной платы из-за взаимных неплатежей и несвоевременного финансирования организаций бюджетных отраслей;
- снижение правовой и экономической грамотности работающих, возможное в ближайшее время падение качества труда;
- низкий уровень оплаты труда работников бюджетной сферы. Это ведет к вымыванию наиболее активной и дееспособной части высококвалифицированных специалистов из социально-значимых отраслей народного хозяйства;
- аварийное состояние все растущего количества предприятий социальной сферы. Ветшает материально-техническая база отраслей социальной сферы: в аварийном состоянии находятся многие здания учреждений образования, больниц, библиотек, домов культуры. Безотлагательного ремонта требуют объекты теплоснабжения, электрические сети и другое инженерное оборудование;
- миграционная ситуация требует обустройства вынужденных переселенцев, обеспечения их жильем и работой.
- Преодоление негативных явлений в социально-трудовой сфере должно, на наш взгляд, включать решение нескольких ключевых задач, а именно:
- повышение мотивации труда, личной заинтересованности трудящихся. Обеспечение роста заработной платы и предпринимательских доходов в связи с конечными результатами, повышением производительности труда. Плодотворный труд и предпринимательская деятельность должны позволять жить достойно;
- обеспечение полной занятости как мощного фактора роста производства, повышения у экономически активного населения уверенности в росте доходов и умножении имущества;
- усиление страховых принципов социальной политики, увязку материального положения населения с размерами его взносов, а также платежей работодателей и государства на компенсацию утраты доходов в связи с наступлением страховых случаев;
- обеспечение всему населению минимальных социальных гарантий ( в потреблении, жилище, образовании, охране здоровья и др.), а наиболее социально-уязвимым слоям и прежде всего нетрудоспособным - адресной социальной поддержки от предпринимателей и государства;
- развитие способностей людей, создание эффективной системы общего и профессионального образования, подготовки и повышения квалификации кадров.
С целью решения указанных проблем
Правительство Российской Федерации будет
принимать меры, направленные на дальнейшее
осуществление институциональных преобразований
и повышение уровня и качества жизни населения
России.
Рассмотрим перспективные планы
правительства более подробно:
- Модернизация образования (Модернизация здравоохранения Целью модернизации здравоохранения является повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения)
- Формирование рынка доступного жилья
- Развитие агропромышленного комплекса
- Повышение устойчивости демографического развития и миграционная политика
- Сокращение масштабов бедности и развитие социальной помощи
- Развитие рынка труда и реформирование системы оплаты труда
Заключениеагополучие
Исходя из анализа уровня жизни населения,
можно сказать, что в целом наметилась
тенденция к повышению прожиточного минимума
населения. Государство все больше внимания
уделяет этому вопросу, принимает конкретные
меры по повышению уровня жизни, и в этом
направлении достигнуты определенные
положительные результаты. С помощью эффективных
национальных проектов возможно достигнуть
реального повышения уровня и качества
жизни населения. Социальная политика
в целом становится более эффективной,
но не всегда с ее помощью достигаются
поставленные цели, поэтому нужно стремиться
к повышению результативности социальной
поддержки государства и более тщательной
разработки социальных программ.
Финансирование данной сферы явно недостаточно.
Для решения этой проблемы необходим перевод
теневой экономики в легальное положение,
в том числе и за счет снижения налогового
бремени. Необходимо оздоровление экономики,
повышение уровня реальной заработной
платы, которая должна явиться стимулом
роста производительности труда, экономической
активности населения. Это с одной стороны
приведет к росту налоговых отчислений
и, следовательно, увеличению доходной
части бюджета. А с другой стороны к снижению
доли граждан, реально нуждающихся в помощи
государства.
Экономический рост российской экономики
позволяет повысить реальные доходы населения,
то же позволяет и профицитный бюджет,
однако правительство РФ остерегается
мер по повышению заработных плат и пособий
ввиду предполагаемого роста инфляции.
И даже в настоящее время рост потребительских
цен по-прежнему опережает рост заработной
платы – с этим нужно бороться. Не решены
некоторые демографические проблемы.