Прожиточный минимум

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 23:19, курсовая работа

Краткое описание

Тема потребления и прожиточного минимума в России постоянно обсуждается исследователями и является одним из основных предметов научных обсуждений. Это, несомненно, указывает на важность данной темы. Для нашей стране этот вопрос является особенно важным, так как прожиточный минимум населения в России, по сравнению с другими развитыми странами значительно ниже. Следовательно, проблемы потребления населения и факторы, которые определяют его, являются очень важными. Так как от их решения зависят характер и темпы дальнейших изменений в стране, а так же экономическая и политическая стабильность в обществе.

Оглавление

Введение 3
1.Сущность потребительской функции. 3
2.Понятия и показатели уровня жизни. 3
2.2 Понятие прожиточного минимума. 3
2.3."Потребительская корзина" критерии бедности. 3
2.4 Методика расчета прожиточного минимума. 3
3.1Доходы населения: факторы динамики уровня жизни. 3
3.2.Качество жизни населения России 3
4.1. Программа повышения уровня жизни населения. 3
Заключение 3
Список литературы: 3

Файлы: 1 файл

Курсовая (2).docx

— 163.83 Кб (Скачать)

Существует следующие толкования понятий категории прожиточного минимума.

Прожиточный минимум определяет уровень потребления товаров и услуг, являющийся минимальным и достаточным для обеспечения жизнедеятельности человека, и определяется на основе научно-обоснованного потребительского бюджета, выражающего минимальные физиологические потребности человека в продовольственных и непродовольственных товарах и услугах.

Бюджет прожиточного минимума, или кратко, прожиточный минимум – одно из центральных понятий системы минимальных социальных гарантий, предоставляемых государством населению.

Сфера использования прожиточного минимума весьма широка: это и элемент системы минимальных социальных гарантий, и основа для определения порога бедности, и база для расчётов и дифференциации заработной платы, пенсий и различных пособий. Он применяется во многих расчётах, связанных с обеспечением пенсий, различных дотаций и льгот различным категориям нуждающихся.

При определении прожиточного минимума обычно исходят из рационального и минимального потребительских бюджетов.

Рациональный бюджет формируется на основе научно обоснованных нормах потребления продуктов питания, обеспеченности семей одеждой и обувью, домашним имуществом, медикаментами, предметами культурно-бытового и хозяйственного обихода, услугами культурно-бытового и другого назначения.

Минимальный потребительский бюджет – это тот уровень доходов, который даёт возможность удовлетворить потребности человека в питании на уровне физиологических норм потребления, покрывающих энергетические затраты организма для жизнедеятельности взрослых, роста и развития детей, сохранения здоровья в пожилом возрасте, а также покрытие расходов на удовлетворение других самых необходимых потребностей.

Минимальный потребительский бюджет оценивается в зависимости от пола, возраста и зоны проживания. Величина минимального потребительского бюджета периодически пересматривается с учётом динамики цен и стоимости потребительской корзины.

 

 

 

 

2.3."Потребительская корзина" критерии бедности.

В России потребительская корзина определяется федеральным законом как минимум один раз в пять лет, при этом в ее разработке принимает участие Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социальных и трудовых отношений. Сегодня потребительская корзина устанавливается с обязательным учетом таких факторов, как национальные традиции регионов, природно-климатические условия и особенности потребления продуктов, услуг и товаров непродовольственного назначения для каждой конкретной местности.

Начиная с 1 января текущего, 2014 года, в Российской Федерации начала свое действие новая потребительская корзина, которая ранее была утверждена сроком на 5 ближайших лет. Состав потребительской корзины на сегодняшний день свидетельствует о том, что жители России должны в больших количествах употреблять в пищу мясо и мясные продукты, молоко и молочные продукты, рыбу и рыбные продукты, яйца, фрукты и овощи, при этом значительно сократилась доля хлебных изделий и картофеля, маргарина, растительного масла и прочих жиров различного происхождения.

Если учитывать само значение понятия минимальная потребительская корзина, которая представлена минимальной совокупностью продуктов, которые необходимы человеку для сохранения и поддержания его здоровья и жизнедеятельности, а также товарами и услугами, не относящимися к числу продовольственных, стоимость которых определяется в соответствии с соотношением стоимости минимальной совокупности продуктов питания, то, как считают многие специалисты, состав потребительской корзины должен быть расширен. Многие считают, что утвержденные данные должны быть увеличены, как минимум вдвое. По сути, само понятие «потребительская корзина» можно назвать достаточно условным, так как используется оно, в основном, с целью определения прожиточного минимума, то есть в данной случае потребительская корзина и прожиточный минимум могут считаться синонимами.

Для чего, собственно, нужна потребкорзина? На ее основе устанавливается размер прожиточного минимума в стране. Если доходы гражданина не дотягивают до этого минимума, он признается бедным. И получает право на социальные выплаты, место в очереди на бесплатное жилье, субсидии по квартплате и прочее. Ежеквартально Росстат выводит среднеарифметическую цену потребительской корзины по стране. Затем подсчитывают ее среднюю стоимость в регионах плюс отдельно для каждой категории граждан: для трудоспособных, пенсионеров и детей. В этом году власти намерены довести минимальную пенсию в стране до прожиточного минимума пенсионера.

По данным Росстата за I квартал 2014 года, прожиточный минимум в Москве в среднем составил 8965 руб. на душу населения,9452 руб. для трудоспособного населения,5900 руб. для пенсионеров и 7498 руб. для детей.

Если отталкиваться в определении уровня бедности от среднедушевого дохода, который в силу кризисных явлений будет резко падать, то соответственно количество реально бедных будет расти. Условно вчера среднедушевой доход в стране составлял 100 рублей, а порог бедности - 50 рублей. А сегодня эти цифры составляют, например, 80 рублей и 40. И если вчера государство помогало тем, кто имел доход 50 рублей, то сегодня оно будет помогать только тем, у кого он 40 и ниже.

То, что нынешняя потребкорзина далека от идеала, признают даже ее разработчики. По словам заместителя директора департамента анализа и прогноза развития здравоохранения и социально-трудовой сферы минздравсоцразвития Натальи Антоновой, в нынешней корзине доля услуг составляет 35 процентов. "В жизни эти расходы существенно ниже", -говорит представитель министерства. Значит, как минимум необходимо пересмотреть соотношение составных частей корзины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Методика расчета прожиточного минимума.

Согласно Федеральному закону «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» величина прожиточного минимума в целом по РФ устанавливается Правительством РФ. Расчеты величины прожиточного минимума в целом по РФ производятся Министерством труда и социальной защиты РФ на основании потребительской корзины, установленной Федеральным законом «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» и данных Федеральной службы государственной статистики об уровне потребительских цен (тарифов) на товары и услуги, формирующие потребительскую корзину. Наблюдение за уровнем потребительских цен (тарифов) для исчисления величины прожиточного минимума в целом по РФ осуществляется органами государственной статистики во всех субъектах РФ.

В настоящее время в России расчет прожиточного минимума населения ведется путем суммирования стоимости необходимых для жизни товаров и услуг. То есть, прожиточный минимум российских граждан определяется исходя из их расходов. Но во многих странах мира, в том числе США, за основу взяты не расходы граждан, а их доходы. Именно доходы американцев лежат в основе расчета величины прожиточного минимума в США. Похожую систему было бы хорошо внедрить и у нас. Пока же для расчета прожиточного минимума в нашей стране используются такие методы, которые обеспечивают лишь физическое выживание, но никак не достойную жизнь.

Кроме того, в статистике и при принятии управленческих решений в сфере содействия сокращению бедности, Россия опирается на устаревшую методологию определения и измерения бедности, неравенства и доходов. В отличие от стран, сопоставимых по уровню ВВП на душу, Россия использует единую линию бедности, построенную на основе абсолютной концепции бедности (прожиточный минимум) для целей статистического мониторинга, управления адресными программами поддержки бедных, межстрановых сопоставлений и регулирования рынка труда, говорится в докладе. При оценке доходов населения в РФ не используются шкалы приведения доходов семей разного размера к сопоставимому виду, учитывающие эффект экономии на размере семьи, что завышает уровень бедности, особенно среди семей с детьми.

В начале 2013 г. в России вступил в действие пакет нормативно-правовых актов, закрепляющих положения методики расчета прожиточного минимума. Меры, предусмотренные данными актами по изменению методики расчета прожиточного минимума, не являются достаточным инструментом, который может повысить адресность социальной помощи в России, однако это движение в правильном направлении. Но данные новации должны идти одновременно с пересмотром потребительской корзины, актуализацией нормативов по другим показателям.

 

 

3.1Доходы населения: факторы динамики уровня жизни.

Доходы населения представляют собой совокупность денежных и натуральных средств, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный период. Доходы формируются за счет труда работника и других источников. Их роль в жизнедеятельности человека определяется тем, что уровень и структура потребления населения прямо зависят от величины (размера) дохода.

По вещественной форме доходы подразделяются на денежные и натуральные. Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты руда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов и др. При бюджетных обследованиях семей, проводимых органами государственной статистики, в их денежном доходе не учитываются приросты вкладов в сберегательном банке в отличие от денежных доходов и расходов населения.

Натуральные доходы – все поступления продукции, произведенной домашними хозяйствами для собственного потребления: продуктов земледелия, скотоводства, птицеводства; различных изделий, услуг и другой продукции в натуральной форме (шт., кг, м, кв. м, куб. м, час.), получаемых с приусадебных, садово-огородных участков, личного подворья, домашнего хозяйства, самозаготовки даров природы, предназначенных для личного, семейного потребления (т.е. не имеющих товарной формы).

Соотношение между этими двумя формами периодически меняется, но наиболее распространена денежная форма.

Для характеристики благосостояния населения важное значение имеют совокупные доходы (всего населения, семьи, отдельного человека), рост которых при неизменных ценах и налогах (или, по крайней мере, их меньшего повышения по сравнению с увеличением доходов) свидетельствует о повышении возможностей удовлетворения потребностей.

Совокупный доход является основным показателем материальной обеспеченности населения, включает все виды денежных доходов, а также стоимость натуральных поступлений, полученных от личного подсобного хозяйства и использованных на личное (домашнее) потребление. Совокупные доходы включают стоимость бесплатных услуг, получаемых за счет средств федерального и муниципального бюджетов и фондов предприятий. Это услуги здравоохранения, образования, дошкольного воспитания детей, дотации на жилье, транспорт, питание и т.п.

В структуре совокупного дохода населения поступления от личного подсобного хозяйства занимают до 25% общей суммы, чем, в частности, определяется применение совокупного дохода как одного из основных показателей для анализа уровня жизни населения, по которому в среднедушевом его исчислении ежегодно производится расчет распределения численности населения. Часть совокупного дохода образует мобильные доходы. Они включают в себя еще сбережения населения, но не учитывают бесплатные услуги из общественного фонда потребления. По величине и динамике мобильных доходов можно судить о происходящих изменениях в благосостоянии населения. Сбережения населения являются важным источником дополнительных инвестиций для развития производства, реализации социальных и других программ.

Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен.

Важнейшие источники денежных доходов – это оплата труда, прибыль, используемая на вознаграждение за предприимчивость и др., социальные трансферты. Основным источником доходов для большей части населения является заработная плата – это цена трудовых услуг, предоставляемых наемными работниками разных профессий при реализации их деловой активности.

 

 

 

Владимирская обл.

Ярославская обл.

г.Санкт-Петербург

Ростовская обл.

Магаданская обл

2005

               4 141,00р.

            6 263,00р.

               12 555,00р.

           6 394,00р.

                   11 106,00р.

2006

               5 684,00р.

            8 153,00р.

               14 148,00р.

           7 514,00р.

                   13 748,00р.

2007

               7 095,00р.

            9 937,00р.

               16 876,00р.

           9 630,00р.

                   16 459,00р.

2008

               9 596,00р.

          12 587,00р.

               17 712,00р.

         12 160,00р.

                   19 703,00р.

2009

             10 944,00р.

          13 111,00р.

               22 132,00р.

         12 890,00р.

                   24 165,00р.

2010

             12 956,00р.

          14 490,00р.

               24 824,00р.

         14 647,00р.

                   27 800,00р.

2011

             14 312,00р.

          15 508,00р.

               25 994,00р.

         16 010,00р.

                   30 452,00р.

2012

             16 953,00р.

          17 769,00р.

               27 438,00р.

         18 435,00р.

                   32 942,00р.

2013

             19 376,00р.

          21 431,00р.

               30 436,00р.

         20 942,00р.

                   35 109,00р.

Информация о работе Прожиточный минимум