Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 09:36, контрольная работа
Правильное определение места и роли государственной промышленной политики в переходный период является одним из важнейших звеньев трансформационного развития. Европейская Комиссия в 1995 году (8-9 июня, Женева, Швейцария) провела большое совещание по проблемам промышленной политики и перестройки промышленности, в которой участвовали шестнадцать стран - членов бывшего СЭВ и стран СНГ, включая Казахстан. В этом совещании приняли участие 50 представителей директивных органов и экспертов по промышленной политике. Причем, заинтересованность проявили и такие страны, как США, Нидерланды, а также ведущие международные организации.Первый вопрос, требующий рассмотрения - роль государственной промышленной политики и ее соотношение с общей экономической политикой в переходной экономике.
Ведение.....................................................................................................................3
1. Сущность промышленной политики...........................................................4
2. Реализация промышленной политики в Республике Казахстан на современном этапе........................................................................................7
Заключение.............................................................................................................18
Алматинский филиал негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов»
Контрольная работа
По дисциплине: экономика Казахстана
Тема работы: промышленная политика в РК на современном этапе. Развитие приоритетных отраслей промышленности
Содержание
Ведение.......................
1. Сущность промышленной политики......................
2. Реализация промышленной политики в Республике Казахстан на современном этапе.........................
Заключение....................
Введение
Правильное определение места и роли государственной промышленной политики в переходный период является одним из важнейших звеньев трансформационного развития. Европейская Комиссия в 1995 году (8-9 июня, Женева, Швейцария) провела большое совещание по проблемам промышленной политики и перестройки промышленности, в которой участвовали шестнадцать стран - членов бывшего СЭВ и стран СНГ, включая Казахстан. В этом совещании приняли участие 50 представителей директивных органов и экспертов по промышленной политике. Причем, заинтересованность проявили и такие страны, как США, Нидерланды, а также ведущие международные организации.Первый вопрос, требующий рассмотрения - роль государственной промышленной политики и ее соотношение с общей экономической политикой в переходной экономике.
Цель промышленной политики - преимущественно косвенные методы государственного регулирования эффективного промышленного развития (а в необходимых случаях - прямого регулирования), устранение всех препятствий для экономического роста, которые не могут быть устранены естественным ходом событий.
Рассматривая историю этого вопроса, следует отметить, что произошла эволюция промышленной политики. Когда-то промышленная политика во многом была связана с прямым регулированием государством. Государственный сектор во многих странах, особенно во время войны и первые десятилетия после войны, составлял значительную долю - 30-35% и до 40%. В результате нарастающих процессов приватизации эволюция проходила в направлении перехода от прямых методов регулирования промышленного развития со стороны государства к косвенным методам регулирования на основе промышленной политики.
1. Сущность промышленной политики
Промышленная политика осуществляется в общем русле государственной экономической политики, направленной на структурные преобразования и рост общественного производства. Цели и приоритеты промышленной политики вырабатываются на основе стратегических ориентиров, задаваемых для производственной и коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов рынка, а также для социальной деятельности государства (См. № 1)
Промышленная политика должна решать следующие основные проблемы (по классификации Европейской экономической комиссии):
1) реформы в области нормотворчества и развития законодательства (включая проблемы либерализации, дерегулирования; социальное, трудовое и промышленное законодательство; финансовый инжиниринг, приватизацию);
2) политика в конкретных промышленных секторах (промышленная перестройка, закрытие и конверсия оборонных отраслей промышленности, поддержка мелких и средних предприятий, поддержка высокоприоритетных отраслей);
3) занятость и производительность;
4) инвестиции в материальные активы (промышленность, транспортная инфраструктура, связь);
5) инвестиции в нематериальные активы (промышленные исследования и разработки, передача технологии; подготовка кадров, в том числе управленческих; повышение качества, экологически чистые технологии; развитие стандартизации и статистики);
6) политика в области конкурентоспособности и конкуренции (мероприятия на внутреннем рынке; развитие экспорта и либерализация торговли);
7) международные инвестиции;
8) экологическая политика, промышленная экология;
9) промышленные аспекты энергетической политики;
10) политика регионального развития;
11) промышленное сотрудничество между развитыми странами и странами, находящимися на переходном этапе;
12) специфические аспекты промышленного развития стран, находящихся на переходном этапе (См. № 2)
Прямое управление государство может осуществлять только в отношении государственного сектора промышленности. А для всей остальной сферы промышленности может быть какое-то рамочное регулирование, связанное, например, с инновационной, инвестиционной, структурной и другими видами промышленной политики. В смешанной экономике государственный и негосударственный сектора промышленности должны работать в одинаковых условиях, то есть по рыночным законам, в одной и той же экономической среде. Понимание этой проблемы и есть суть переосмысления роли государства в переходной экономике.
Главная беда и промышленности, и экономики в целом -очень слабая институциональная основа всех преобразований. Она очень отстала. Многие элементы институциональной базы предыдущей модели развития устарели, в то же время необходимые новые элементы не созданы. В конечном итоге речь идет о создании институциональной рыночной среды, в которой бы отражались интересы государства и бизнеса с учетом общепромышленных интересов, а также интересов региональных и отраслевых структур (См. № 4)
Возникает потребность в изменении акцентов в экономической и промышленной политике, с тем, чтобы в конечном итоге и государство, и рынок пришли к гармоничному взаимодействию. В настоящее же время создалась такая ситуация, когда они не помогают друг другу, а выступают друг против друга.
Таким образом, у нас пока государство и бизнес выступают не как сообщающиеся сосуды для решения единых задач, а как противники, стремящиеся доказать свое превосходство в реализации своих интересов.
2. Реализация промышленной политики в Республике Казахстан на современном этапе
В январе-марте 2008 года к уровню января-марта 2007 года индекс физического объема промышленного производства составил 103,7 %. За отчетный период было произведено промышленной продукции в действующих ценах на 2 361,8 млрд. тенге. Наибольшее влияние на формирование результатов в целом по промышленности оказывает горнодобывающая промышленность (106,8 %) и производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (108,7 %).
В горнодобывающей промышленности в январе-марте 2008 года произведено продукции на 1 511,5 млрд. тенге, что на 6,8 % выше уровня января-марта 2007 года. Возросла добыча нефти в основном на предприятиях Атырауской и Актюбинской областей. Также увеличено производство газа природного, конденсата газового и угля. Вместе с тем, сокращено производство меди в медном концентрате из-за низкого содержания металла в руде и снижения добычи медной руды; окатышей железорудных _ согласно заключенным договорам (См. №5)
Нефтяная промышленность. За I квартал 2008 г. по оперативным данным добыто 17 680 тыс. тонн нефти с газовым конденсатом (107,0 %). Нефтеперерабатывающими заводами республики переработано 3 088,4 тыс. тонн нефти (106,3 %) и произведено 663,2 тыс. тонн (98,2 %) бензина, 940 тыс. тонн (100,2 %) дизельного топлива, 853,8 тыс. тонн (145,5 %) мазута, 92,9 тыс. тонн (171,8 %) авиакеросина. Транспортировка нефти на экспорт за I квартал 2008 года составила 16 192 тыс. тонн, в том числе по нефтепроводу КТК - 6 873 тыс. тонн, Атырау-Самара - 4 200 тыс. тонн, Атасу-Алашанькоу - 1 306 тыс. тонн, через порт Актау - 1 836 тыс. тонн; на переработку на Оренбургский ГПЗ поставлено 435 тыс. тонн конденсата; железной дороге - 1 542 тыс. тонн. В I квартале 2008 года продолжены работы по реализации второго этапа Государственной программы освоения казахстанского сектора Каспийского моря. Согласно этой программе ведутся поисково-разведочные работы на морских проектах «Курмангазы», «Тюб-Караган», «Аташ», Жамбай Южный - Южное Забурунье, Жемчужины. Продолжаются переговоры по блокам Дархан, Абай, Сатпаев.
Ведутся работы по реализации проектов Завода Второго Поколения и Закачки Сырого Газа на месторождении Тенгиз. С введением в эксплуатацию данных проектов добыча нефти на месторождении достигнет уровня более 20 млн. тонн в год. В связи с заявлением подрядчика о переносе коммерческой добычи на более поздние сроки Правительством Республики Казахстан в 2007 году была создана переговорная группа. Результатом переговоров явилось соглашение о внесении изменения в Соглашение о разделе продукции с целью восстановления первоначального баланса экономических интересов сторон Соглашения. Все это должно позволить в дальнейшем более эффективно и успешно осуществлять проект в целях развития экономики страны и повышения благосостояния ее граждан. Прорабатываются вопросы: поэтапного расширения нефтепровода КТК до 67 млн. тонн в год, в том числе казахстанской нефти до 50 млн. тонн в год; присоединения к трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан через систему Казахстанской Каспийской Системы Транспортировки; строительства второго этапа нефтепровода «Казахстан-Китай».
Газовая промышленность. По оперативным данным добыча газа за январь-март 2008 года составит 8 293,7 млн. куб. м, или 110,4 % к аналогичному периоду прошлого года. Основной рост добычи газа обеспечивается компаниями «Карачаганак Петролеум Оперейтинг б.в», АО «СНПС-Актобемунайгаз», ТОО «Толкыннефтегаз».
На нефте и газоперерабатывающих предприятиях республики в январе-марте 2008 года произведено 360,5 тыс. тонн сжиженного углеводородного газа или 100,9 % к аналогичному периоду прошлого года.
Объем потребления природного газа областями республики за отчетный период составил 3 099,4 млн. куб. м и на 8,9 % превысил объем потребления газа в январе-марте 2007 года. Снижение объема потребления природного газа на Юге республики связано с ограничениями поставок газа НХК «Узбекнефтегаз», а также с выходом из строя в феврале т.г. установки комплексной подготовки газа СП ТОО «КазГерМунай» на месторождении «Акшабулак» в Кызылординской области.
По состоянию на 1 апреля т.г. объем запаса природного газа в подземных газовых хранилищах республики составил 725,7 млн. куб.м.
За январь-март т. г. 2008 года будет осуществлен транзит газа через территорию республики в объеме 22 577,8 млн. куб. м, что составит 82,5 % к аналогичному периоду прошлого года.
Объем экспорта газа из республики за 1 квартал 2008 года составил 2 057,7 млн. куб. м, что на 12,5 % больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.
Объем импорта природного газа за январь-март 2008 года, по предварительным оценкам, составит 1 302,3 млн. куб. м, или 90,3 % к аналогичному периоду прошлого года.
Информация по утилизации газа. За январь-март т.г., с учетом проводимых мероприятий по утилизации газа, объем сжигаемого на факелах газа снизится на 30,7 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составит 0,4 млрд. куб. м. Освоение Амангельдинской группы месторождений газа. Продолжается разработка газового месторождения Амангельды в Жамбылской области. По состоянию на 1 апреля 2008 года эксплуатационный фонд скважин составляет 25 скважин. За январь-март 2008 года добыча газа на месторождении составила 103,1 млн. куб. м, газового конденсата - 8 тыс. тонн.
Газовый проект «Карачаганак». В соответствии с подписанным Соглашением об основных принципах создания и участия в совместном российско-казахском предприятии (СП) на базе Оренбургского газоперерабатывающего завода, доли участия сторон в СП будут распределены на паритетной основе. Одним из основных видов деятельности СП станет переработка углеводородного сырья Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения. Также были подписаны долгосрочные (сроком на 15 лет) договора купли-продажи сырого и переработанного газа Карачаганакского месторождения. 5 февраля 2008 года подписан Закон Республики Казахстан «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в создании хозяйственного общества на базе Оренбургского газоперерабатывающего завода», заключенного 3 октября 2006 года. На сегодняшний день согласно утвержденному Плану совместных действий по созданию СП, совместно с ОАО «Газпром» проводится оценка имущества Оренбургского ГПЗ (ОГПЗ), передаваемого в СП, а также обновление ТЭО модернизации и реконструкции мощностей ОГПЗ. Строительство магистрального газопровода Бейнеу - Бозой - Саксаульская - Акбулак (Самсоновка). В соответствии с посланием Главы государства для обеспечения энергетической безопасности и стабильного газоснабжения южных регионов прорабатывается проект строительства газопровода «Бейнеу - Бозой - Саксаульская - Акбулак (Самсоновка)». Корректировка ТЭО данного проекта находится в стадии завершения (См. № 6)