Производство и потребление продовольствия в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 10:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы является изучение потребностей и производства продовольствия в мировой экономике, их взаимосвязь, и удовлетворение.
Задачи данной курсовой работы является изучение всех факторов потребностей и производства, определение места и роли в мировой экономике. Сравнение с другими странами.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………
1. Потребности и производство…………………………………………
1.1 Классификация потребностей и их структура………………….
1.2 Законы потребления……………………………………………..
2. Связь производства и потребления продукции……………...…….
2.1. Уровни потребления продукции………………………………
2.2 Методы привлечения покупателей и сбыта продукции……..
3. Экономические возможности удовлетворения потребностей...
3.1 Удовлетворение потребностей в экономике…………………
3.2 Статистика производства продукции…………………………
3.3 Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах в 2010г.
Библиографический список…………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 427.00 Кб (Скачать)

В широком смысле слова потребности человека безграничны. Они эластичны и постоянно  изменяются. Если человек не нуждается в пище и одежде, то стремится удовлетворить другие потребности. Трудно даже представить, что может осуществиться утопическая идея о "молочных реках в кисельных берегах", когда будут удовлетворены все потребности. Это немыслимо хотя бы потому, что ресурсы неравномерно размещены на нашей планете. Даже в самых благополучных странах потребности людей никогда не бывают полностью удовлетворены. В случае, если основные (главные, первичные) потребности будут насыщены, способы удовлетворения тех же первичных потребностей будут трансформироваться и люди захотят лучше и разнообразнее питаться, чаще обновлять свой гардероб, превращая одежду в способ выражения индивидуальности, будут покупать более комфортабельные автомобили и т.д. Требования постоянно растут, планка уровня жизни повышается. Одновременно повышаются требования к живописи, литературе, музыке, люди хотят больше путешествовать, повышать интеллектуальный уровень. Следует также учитывать, что человеческие потребности включают не только индивидуальные нужды, но и потребности семьи, социальной группы, производственного коллектива, населения, народа, государства. 91

Количество  благ, товаров и услуг, в которых  испытывают потребность люди, непрерывно расширяется и растет как в  количественном, так и в качественном отношении. Такая тенденция подтверждается многолетней историей человечества. В экономической теории такую тенденцию и закономерность называют законом возвышения потребностей. Действие этого закона усиливает стремление не только к количественному возрастанию потребления, но и к изменению структуры потребностей, расширению их круга, к их разнообразию, смещению приоритетов, развитию взаимозаменяемости, качественному совершенствованию.

Прогресс человечества, рост культуры и знаний, расширяющиеся возможности научно-технического прогресса неизбежно обусловливают возвышение потребностей как закономерность человеческой цивилизации.

Законом потребления  является и закон убывающей интенсивности, или закон насыщения потребности. Суть его заключается в том, что человек, испытывая разнообразные потребности, с наибольшей интенсивностью потребляет какую-то часть определенного товара, и по мере его потребления сначала происходит уменьшение желания, а потом и полное насыщение потребности. Некоторые потребности отдельного потребителя вполне можно удовлетворить полностью, насытить. Даже самому большому любителю пива достаточно десятка бутылок для насыщения, а одной семье вряд ли понадобится больше трех телевизоров или холодильников в квартире. Что же касается богатства и денег, то даже индивидуальное желание не имеет явно выраженного предела, если говорить о коллективных, общественных, государственных потребностях, то они действительно беспредельны.  

        

 

 

 

 

 

 

       2. Связь производства и потребления продукции

Производство появилось  тогда и там, где люди стали  переходить от собирательства природных  даров, получения и присвоения жизненных благ в готовом виде к их сотворению, созиданию, изготовлению. 
Создаваемые людьми продукты, товары движутся по кругу: производство — распределение — обмен — потребление. 
Производство представляет собой процесс создания полезного продукта. В процессе производства работники приспосабливают вещество и силы природы к удовлетворению человеческих потребностей: строят дом, корабль, изготавливают машину, радиоприемник, выращивают овощи, фрукты, хлеб. Производство имеет решающее значение для жизни всего населения. Политика, оборона, культура, здравоохранение, образование, коммерция и другие сферы человеческой деятельности существуют лишь потому, что для людей, занятых в них, произведено достаточное количество продуктов питания, они одеты, обуты, имеют жилье и деньги для приобретения необходимых товаров. Поэтому сфере производства продовольствия и промышленных товаров на протяжении всей истории в любой стране придается первостепенное значение. Так как известно, что если блага не произведены, не созданы, то нечего будет распределять, и обменивать, и потреблять. 
Распределение выявляет долю каждого человека в созданном экономическом продукте, богатстве, доходе, прибыли. Эта доля зависит, в первую очередь, от количества созданных благ, подлежащих распределению. 
Обмен как экономическая операция состоит в том, что одно лицо передает другому деньги, получая взамен товар, либо передает товар взамен на другой товар. 
Потребление означает использование изготовленных благ, продуктов, товаров для удовлетворения человеческих потребностей. 
Полезные вещи исчезают в процессе потребления, поэтому их снова необходимо произвести, изготовить, создать. 
Производство и потребление взаимосвязаны. Производство является некоторым регулятором потребления продукции, товаров, услуг. 
Потребности, запросы людей являются стимулятором производства и, с другой стороны производство, создавая новые ценности, товары, блага, оказывает влияние на спрос, на потребление. 
Известно, что объем производства, количество видов производимой продукции ограничено производственными ресурсами, мощностями, временем. А потребности людей, желание потреблять больше, лучше, разнообразнее растут. Однако потребление ограничивается производственным. Чтобы больше потреблять, надо больше производить — другого пути нет. Если же производство падает, то неумолимо уменьшается и потребление. Временно может помочь в этом деле использование запасов, резервов и импорта, которые способны ослабить спад потребления на определенный непродолжительный период. Кстати, запасы и резервы тоже надо произвести, произвести и продать товары, получить прибыль, конвертировать ее в валюту и только затем можно купить необходимые товары за границей и импортировать их в свою страну. Так, что решающее слово все равно остается за производством. 
Многие склонны считать, что объем потребления зависит только от доходов и цен. Чем, мол, больше доходы, заработная платай ниже цены, тем может быть выше объем потребления товаров. Это чисто кажущийся эффект, иллюзия. Конечно, если у одного человека много денег и он имеет возможность купить товар по доступной цене, то и потребить такой человек способен больше. Но тогда кому-то другому достанется меньше. Общий же объем потребления никак не может быть больше количества производимых товаров или получаемых в обмен на них. 
Сказанное проиллюстрируем простым примером. В Украине примерно 50 миллионов жителей. Общий среднегодовой объем производства хлеба (пшеница, рожь, овес, ячмень, горох, рис и др.) составляет, скажем, 30 миллионов тонн. Разделив общий объем производства хлеба на численность населения получим 600 килограмм хлеба в год на человека или 50 килограмм в месяц. Это есть объем среднедушевого потребления — вне зависимости от того, каковы доходы населения и цены на хлеб. В неурожайные годы хлеб приходится закупать за рубежом, в урожайные — появляется возможность продать излишки. 
Если жители с высокими доходами купят не 50, а 100 килограмм хлеба в месяц, с учетом расхода его на корм скоту и на технические нужды, то другие вынуждены будут потреблять меньше 50 килограмм или на рынке наступит устойчивый дефицит хлеба и вызовет рост цен. Потребление хлеба не увеличится при общем увеличении зарплат и пенсий или при принудительном снижении цен на хлеб. Оно останется на том же уровне. Если бы годовой объем производства хлеба увеличился в два раза, тогда бы появилась возможность и потреблять его в два раза больше. В любом случае ключ потребления находится в производстве. 
В экономике рассматриваются три уровня потребления: личное (семейное), производственное и общественное. 
Личное (семейное) потребление — это потребление продуктов и предметов одежды, личного транспорта, бытовых услуг, духовных ценностей для удовлетворения личных и семейных потребностей. 
Производственное потребление — потребление основных и оборотных фондов, информации, знаний, зданий, сооружений. 
Общественное потребление состоит в использовании духовных и материальных ценностей в целях удовлетворения потребностей народного хозяйства, общества и каждого человека как члена общества (образование, культура, искусство, спорт и др.). 
Различают конечное и промежуточное потребление. 
Конечное потребление — это использование законченных производством орудий и предметов труда, а также продуктов потребления. 
Промежуточное (текущее) потребление — потребление во время производства, когда изделие находится еще в обработке (незавершенное производство). 
Примерами текущего потребления могут служить трата средств предприятием на текущие (по мере производства продукции) нужды; сбережение денежных средств, например, на нововведения, реконструкцию, техническое перевооружение при смене объекта производства. Рациональное потребление чаще всего регламентируется нормативами, нормами, которые устанавливаются учеными, технологами, экономистами, социологами с учетом возрастных групп, места проживания населения и носят рекомендательный характер. В то же время каждый человек может сам определять для себя рациональные нормы потребляемых продуктов. 
В условиях конкуренции и свободного рынка велико взаимодействие потребителей на производителей, иногда даже говорят о диктате потребителя. Существуют специальные законодательные акты, направленные на защиту прав потребителей. Кроме того, создаются общества, отстаивающие права потребителей и принимающие меры против недобросовестных производителей — вплоть до бойкотирования их товаров. 
Впрочем, производители изобретают свои методы борьбы за выживание. Они создают монопольные объединения, завоевывают рынок сбыта, воздействуют на потребителей не всегда добросовестной рекламой, создают искусственный дефицит отдельных товаров, ставят потребителей в зависимость «бери что предлагают». Однако возможности производителей ущемить интересы потребителей довольно ограничены, так как потребитель всегда может приобрести продукцию другого производителя. 
Следует заметить, что отношения производителей и потребителей должны строиться не на противостоянии друг другу, а на сотрудничестве, при котором производитель стремится удовлетворить запросы потребителя, а тот платит ему за это «чистой монетой», то есть воплощается принцип взаимной выгодности. 
Современная тенденция в развитии отношений между производителями и потребителями отчетливо прослеживается в обрабатывающей промышленности индустриальных стран Запада. 
Она характеризуется: 
огромным разнообразием качественной продукции рассчитанной на массового и индивидуального покупателя; быстрой реакцией на запросы рынка; 
прямыми каналами распределения и тесной связью между продавцом и покупателем; 
гибким ценообразованием; 
ограничением потребления дешевых, простых товаров и покупкой более дорогих, но в меньшем количестве при увеличении доходов покупателей; 
максимизацией полезности приобретаемых благ на имеющиеся деньги. 
Производительная деятельность людей чаще всего оказывает необратимое воздействие на природу. Необычную остроту приобрела сегодня проблема экологических последствий производственной деятельности, человечеству приходится пересматривать традиционные представления о характеристиках производстваипотребления. 
Одной из проблем развития человеческой цивилизации в настоящее время является чрезвычайно высокий уровень потребления в богатых странах. Четверть населения Земли, проживающая там, потребляет около трех четвертей важнейших природных ресурсов. Долгое время было принято считать, что экономический рост может осуществляться только за счет усиления нагрузки на природные ресурсы. В оценке экономического развития вообще и экономического роста, в частности, преобладают стоимостные, денежные показатели, тогда как состояние окружающей среды оценивается натуральными или физическими показателями. Вместе с тем экономический рост напрямую связан с увеличением экономических затрат на производство из-за ухудшения состояния окружающей среды. Это означает, что состояние окружающей среды перешло в разряд внутриэкономических характеристик. 
Специалисты ориентируют общественное мнение на неизбежность перемен в экономике, замену нынешних источников энергии экологически безвредными: ветровыми, солнечными, приливо-отливными, гидравлическими, геотермальными, биологическими. Уже действуют первые ветровые и солнечные электростанции в Крыму, приливо-отливная — в Кислой Губе, вблизи Мурманска, гидравлические — на реках многих стран, геотермальная — на Камчатке. Необходима выработка долгосрочной стратегии в области использования не возобновляемых ресурсов. 
Многие природные ресурсы находятся на грани исчерпания, от многих скоро придется отказаться. Так, при нынешнем уровне потребления металлов мировые запасы всех металлов за исключением аллюминия, железа и хрома иссякнут через 50 лет. Для сокращения расходов ископаемых ресурсов придется, видимо, отказаться от использования и потребления многих пластиков, растворителей, красок, удобрений, леса. 
В области сельскохозяйственных ресурсов и производства продовольствия требуется повсеместное применение современных технологий, жесткая демографическая регламентация рождаемости в ряде стран, разумное ограничение потребления не возобновляемых ресурсов. 
Разногласия экономических и экологических интересов многогранны и должны преодолеваться путем совместных усилий предпринимателей, общественности, правительства. Длительное устойчивое развитие реально только при условии, что экономический рост будет базироваться не на эксплуатации все больших объемов природных ресурсов, что может окончиться экологической катастрофой, а на более эффективном использовании имеющихся ресурсов.

 

                           2.1 Уровни потребления продукции

Производство - центральное звено предприятия, в котором создается конечный продукт, обладающий заданными потребительскими свойствами. Потребление - это конечный этап, использование продукта в процессе удовлетворения потребностей. Производство и потребление являются неотъемлемой частью жизни и деятельности людей.

Потребление можно разделить  на три уровня: личное и семейное, производственное и общественное.

1. Личное и семейное  потребление - использование произведенного  в обществе продукта для удовлетворения потребностей индивида, семьи (домохозяйства). Это потребление продуктов и предметов одежды, личного транспорта, бытовых услуг, духовных ценностей для удовлетворения личных и семейных потребностей.

Главный фактор потребительского выбора - полезность товара. То, что полезно для одного человека, может быть абсолютно не полезно для другого. Однако, даже если выбранный продукт полезен для потребителя, существуют обстоятельства, ограничивающие возможности покупателя в его приобретении. Такими ограничителями выступают размер дохода и цена. Вместе с тем и сама полезность меняется с увеличением разнообразия продукции.

Важная задача производителей в рыночных условиях - изучение потребительского спроса на производимую продукцию, при  этом одним из важнейших его показателей служит эластичность спроса. Определение этого показателя (по цене, доходам потребителей) позволяет производителям правильно выбрать направление улучшения характеристик уже выпускаемых товаров, а также лучше ориентироваться при разработке новых товаров и услуг.

2. Производственное  потребление - потребление средств производства и рабочей силы, потребление продукции в процессе производства товаров. Потребление производственное следует отнести к промежуточному неконечному потреблению, в процессе которого потребляемый продукт будет использоваться в следующем процессе производства. Сюда относят использование ресурсов, орудий труда, сырья, материалов, энергии, информация, рабочей силы, сооружений, информации и т.т. в процессе производства для создания новых продуктов.

3. Общественное  потребление состоит в использовании  духовных и материальных ценностей  в целях удовлетворения потребностей народного хозяйства, общества и каждого человека как члена общества (образование, культура, искусство, спорт и др.). Общественно потребляемые товары и услуги производятся большей частью свободными частными предприятиями. Государство может оплатить стоимость больницы или пишущей машинки, но и то и другое произведено свободным частным предприятием.

Так же различают  конечное и промежуточное потребление. Конечное потребление — это использование  законченных производством орудий и предметов труда, а также продуктов потребления. Промежуточное (текущее) потребление — потребление во время производства, когда изделие находится еще в обработке (незавершенное производство).

Примерами текущего потребления могут служить трата  средств предприятием на текущие (по мере производства продукции) нужды; сбережение денежных средств, например, на нововведения, реконструкцию, техническое перевооружение при смене объекта производства. Рациональное потребление чаще всего регламентируется нормативами, нормами, которые устанавливаются учеными, технологами, экономистами, социологами с учетом возрастных групп, места проживания населения и носят рекомендательный характер. В то же время каждый человек может определять для себя рациональные нормы потребляемых продуктов.

 

             2.2 Методы привлечения покупателей и сбыта продукции

В условиях рыночной экономики, неустойчивости общей конъюнктуры  рынка стратегия управления призвана способствовать стабилизации производственно-хозяйственной  деятельности предприятия. Устойчивость дохода предприятия и его успех напрямую зависят от качества стратегических решений. Однако добиться устойчивого роста доходов без маркетинговых исследований невозможно.

Рынок покупателя предполагает выпуск тех товаров, которые  потенциальный потребитель будет согласен приобрести. В основу производства закладываются данные, полученные в результате изучения запросов различных рыночных сегментов - отдельных групп населения, предприятий, организаций и других потребителей, которым и будет адресована вновь создаваемая продукция. Здесь меняется направление усилий производителя - он, выявив с помощью исследований те или иные неудовлетворенные нужды и потребности, разрабатывает и начинает производить те товары, которые способны их удовлетворить. Производство и сбыт в условиях "рынка покупателя" и составляют содержание маркетинговой деятельности, т.е. маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей людей и их сообществ.

Покупатель  выбирает тот или иной магазин не потому, что там проводятся какие-то акции или даются скидки, покупатель приходит в магазин так там он может удовлетворить свои потребности в соответствии со своими возможностями. Если мы знаем потребности и возможности наших покупателей, мы можем влиять на трафик и средний чек. Следующим важным для рассмотрения объектом является предлагаемый ассортимент товаров и цены. В свою очередь ассортимент необходимо на чем-то представлять, необходим набор торгового оборудования и его размещения в торговом зале, поэтому чтобы теория соединилась с практикой необходимо знать потребности покупателей, их возможности, предложить соответствующий ассортимент и цены, а также иметь оптимальный проект магазина и правильное торговое оборудование.

Инструментов, помогающих подтолкнуть конечных потребителей к совершению покупки, великое множество. Это скидки, распродажи, подарки, дегустации, бесплатная раздача образцов продукции и т. д. Выбрать наиболее подходящий для решения конкретных задач порой бывает непросто. Следует учесть размер бюджета на продвижение, имеющийся в распоряжении, и плановые показатели по дистрибьюции и продажам, на достижение которых нацелена фирма, и активность ее конкурентов... Но лучше за точку отсчета взять жизненный цикл товара или марки, который включает в себя четыре фазы:

-вывод на  рынок;

-развитие;

-зрелость;

-насыщение и  спад.

Поэтому, прежде чем приступать к разработке плана  мероприятий по стимулированию сбыта, надо определить, на какой фазе жизненного цикла находится ваш товар  или марка.

Для того, чтобы магазин мог создавать собственный поток, необходимо хотя бы одно из основных условий:

Низкие цены. Цены являлись и продолжают являться очень серьезным притягательным фактором, даже для состоятельных покупателей. Покупка товаров по выгодной цене – это и грамотное ведение хозяйства, и своеобразный спорт, где приз (товар) может быть сам по себе незначителен, главное – эмоции, которые приносит участие в таком соревновании. В домохозяйствах с высоким доходом большая часть продуктов питания для семьи может покупаться в магазине с низкими ценами.

Широкий ассортимент. Когда покупатель имеет возможность удовлетворить несколько различных потребностей в товарах и услугах в одном месте, он имеет серьезные основания отдать такому месту совершения покупок предпочтение перед другими и отправиться именно туда.

Глубокий  ассортимент в одной или нескольких товарных категориях. Покупатели предпочитают отправиться туда, где максимальный выбор, и они хотели бы ограничить поиски одним посещением. Тратить время стоит, если есть гарантия найти подходящий (по цене, модели, качеству) товар. Как правило, и широкий ассортимент, и специализация подразумевают достаточно большую торговую площадь, на которой можно эффективно представить все товары. Небольшие магазины вынуждены менять позиционирование и ассортимент, и существуют два основных направления их развития. Первое – это специализация на какой-либо товарной группе, часто с переходом к более дорогому и более уникальному товару и поставкам под заказ. Другое направление – шаг в сторону хозяйственных магазинов, похожих на советские "Тысяча мелочей" или "Все для дома", куда жители близстоящих домов могут заскочить за лампочкой, клеенкой или небольшой упаковкой алебастра.

Информация о работе Производство и потребление продовольствия в мировой экономике