Прогнозирование товарно-групповой структуры спроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 20:57, контрольная работа

Краткое описание

Планирование и прогнозирование присуще всем предприятиям независимо от их форм собственности. Механизм прогнозирования и планирования ПОП включает: принципы, определение приоритетных целей, обеспечение взаимосвязи между показателями, учет факторов и конъюнктуры развития рынка, контроль за составлением прогнозов и реализацией планов. Процесс планирования и прогнозирования базируется на знании и использовании объективных экономических законов, законов товарного производства (закон стоимости), законов рыночной экономики.

Оглавление

1. Прогнозирование товарно-групповой структуры спроса с помощью коэффициентов эластичности спроса от различных факторов (цен, доходов населения, покупательных фондов):
1.1Ведение…………………………………………………………………………….3
1.2 Понятие и виды спроса………………………………………………………….4
1.3 Закон спроса………………………………………………………………………5
1.4 Эластичность спроса…………………………………………………………….6
1.5 Эластичность спроса по доходу………………………………………………..8
1.6 Покупательные фонды…………………………………………………………..9
1.7 Разработка прогнозов…………………………………………………………...10
2.Практическое задание…………………………………………………………………….13
3. Список литературы…………………………………………………………………….….15

Файлы: 1 файл

экономика.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации


 

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

 

санкт-петербургский  торгово-экономический университет


Кафедра экономики торговли

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

(дисциплина «Экономика отрасли»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

1. Прогнозирование  товарно-групповой структуры спроса  с помощью коэффициентов эластичности  спроса от различных факторов (цен, доходов населения, покупательных  фондов):

1.1Ведение…………………………………………………………………………….3

1.2 Понятие и виды спроса………………………………………………………….4

1.3 Закон  спроса………………………………………………………………………5

1.4 Эластичность спроса…………………………………………………………….6

1.5 Эластичность спроса  по доходу………………………………………………..8

1.6 Покупательные фонды…………………………………………………………..9

1.7 Разработка прогнозов…………………………………………………………...10

2.Практическое задание…………………………………………………………………….13

3. Список литературы…………………………………………………………………….….15

1.1 Введение.

В условиях рыночных отношений  центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление.

Все это требует глубоких экономических знаний. Ведь в условиях рыночной экономики выживет лишь тот, кто наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников.

Изучение же спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность  моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому-то на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции. И там хорошо знают, что такое спрос и как он изменяется с течением времени. “Клиент всегда прав” – этот принцип, принятый на вооружение многими ведущими производителями, лишний раз доказывает первостепенное значение такого экономического понятия, как потребительский спрос.

Планирование и прогнозирование  присуще всем предприятиям независимо от их форм собственности. Механизм прогнозирования  и планирования ПОП включает: принципы, определение приоритетных целей, обеспечение взаимосвязи между показателями, учет факторов и конъюнктуры развития рынка, контроль за составлением прогнозов и реализацией планов. Процесс планирования и прогнозирования базируется на знании и использовании объективных экономических законов, законов товарного производства (закон стоимости), законов рыночной экономики.

 

1.2 Понятие и виды спроса. 

В любой рыночной системе  в качестве ориентирующей на конечные цели и движущей силы экономического развития выступает спрос конечных потребителей материальных благ и услуг. Поэтому вопросы изучения и прогнозирования спроса являются исходными и важнейшими инструментами организации маркетинговой деятельности в масштабах коммерческих фирм, а также регулирования рынка и товарного обращения в региональном и национальном масштабах. 

Под потребительским спросом понимается та часть совокупной общественной потребности  в товарах и услугах, которая  при данном уровне цен и тарифов  может быть удовлетворена за счет денежных средств потребителей. В свою очередь, потребности представляют собой исторически обусловленные и объективно необходимые запросы людей к условиям жизни, труда и быта.

Спрос – это потребности, вынесенные на рынок, за которым стоит  соответствующий денежный эквивалент. Спрос ограничивает удовлетворение потребностей размерами имеющихся у потребителей денежных средств. Следовательно, спрос – это не деньги потребителей, а их потребности в товарах и услугах, ограниченные имеющимися у них денежными средствами. Спрос характеризует зависимость между возможной величиной покупки товаров и величиной затрат на такую покупку.

 

В зависимости от степени  удовлетворения различают реализованный (удовлетворенный) и неудовлетворенный  спрос. Реализованный спрос характеризуется суммой денежных средств потребителей, израсходованных на покупку товаров. Показателем удовлетворенного спроса населения в товарах служит розничный товарооборот. Прямых показателей неудовлетворенного спроса не существует. Косвенными его показателями могут быть: прирост сбережений и остатка денежных средств на руках у населения, заметное повышение цен на указанные товары, резкое снижение запасов указанных товаров в торговой сети и на складах производителей. 

В зависимости от дефференциации ассортимента товаров или агрегированности представителей спроса различают макроспрос и микроспрос.  

Макроспрос – это спрос на укрупненные группы товаров, например на продовольственные или непродовольственные  товары, одежду, обувь, хлебобулочные  и другие товары (с точки зрения классификации товаров), а также спрос крупных социально-экономических групп населения, например городского или сельского, спрос в масштабах страны, области или города (с точки зрения объекта – территориальный признак). Макроспрос также имеет структуру, которая представляет собой объем спроса на отдельные группы товаров (услуг), входящих в объединенные группы, например, одежда для женщин, одежда для мужчин, одежда для детей, спортивная одежда и т.д. Микроспрос – это спрос на конкретный вид товара (с точки зрения классиффикации товара), спрос отдельных групп потребителей, а также предприятий и небольших территориальных единиц (с точки зрения объекта). Объем и структуру микроспроса определяет состав и характер потребителей.

Потребительский спрос и лежащие в его основе потребности конечных потребителей являются исходной и конечной целью всякой экономической деятельности, важнейшими факторами развития системы товарного обращения. Решающими факторами, определяющими и ограничивающими возможности потребителей в условиях рыночной экономики, выступают денежные доходы потребителей и цены на товары, точнее – соотношение между ними. Именно уровень и динамика соотношения доходов потребителей и цен на товары формируют основные тенденции развития потребительского спроса.

1.3 Закон спроса.

Если какая-либо потребность может быть удовлетворена только через оплату соответствующего товара (услуги), то размер этой оплаты (цена товара) влияет и на выбор приобретаемых товаров, и на величину приобретения.

Рассмотрим условный пример. Пусть к продаже предложено шесть единиц товара. Предположим, что и платежеспособный спрос также равен шести денежным единицам. Можем ли мы тогда сказать, что величина предложения и величину купленных товаров тоже совпадут? Нет, потому что все зависит от уровня цены.

Действительно, если цена товарной единицы  будет равна шести денежным единицам, то покупатели смогут приобрести только одну единицу товара (при цене в  три, две и одну денежные единицы  будет соответственно куплено две, три и шесть товарных единиц).

1.4 Эластичность спроса.

Эластичность спроса – это его  способность гибко изменяться под  влиянием определяющих факторов. Поскольку  главный из этих факторов – цена, то сначала обратимся к ценовой  эластичности спроса.

Она измеряет степень реакции (или чувствительности) потребителей к изменениям цены. В зависимости от этой степени спрос условно делят на два вида: эластичный и неэластичный. Если небольшое изменение цены сопровождается значительным изменением величины спроса, то такой спрос называется «эластичным». Если даже очень большое изменение цены лишь ненамного изменяет величину спроса, то такой спрос получает название «неэластичного».

Для экономической теории важность понятия «эластичность» состоит  в том, что оно позволяет перейти  от зыбкой качественной характеристики закона спроса к строгой количественной. Эластичность измеряется отношением процентного изменения величины спроса к процентной величине изменения цены. Результат такого отношения назвали «коэффициентом ценовой эластичности спроса».

Кц.эл.спроса =изменение величины спроса (%)/изменение цены (%)

Если коэффициент эластичности больше единицы, то спрос считается  эластичным, если меньше, то неэластичным. При коэффициенте, равном единице, говорят  о «единичной эластичности спроса».

 P

в 

а 

 c Qd

Рисунок 1. Эластичность спроса.

Графическое изображение  единичного, эластичного и неэластичного  спроса представлено на графике (рис. 1), где кривая «а» изображает единичный, «в» – эластичный и «с» – неэластичный спрос.

Наибольшей неэластичностью  отличаются предметы первой необходимости (вода, продукты питания, одежда, жилье, энергоресурсы, поездки на метро  и т.п.). Люди не могут обходиться без них, поэтому, скажем, подорожание этих товаров и услуг не ведет к существенному сокращению их потребления. С другой стороны, спрос на предметы роскоши, напротив, отличается высокой эластичностью, поскольку от их приобретения в случае роста цен нетрудно и отказаться.

Товарный ассортимент  развитой рыночной экономики характеризуется  преобладанием «эластичных» товаров, в противном случае невозможна сама рыночная экономика. Расширение экономической  свободы общества и индивида и  состоит в постоянном расширении сферы эластичного спроса.

 

 

 

1.5 Эластичность спроса по доходу.

Эластичность спроса по доходу позволяет  измерить процентное изменение количества спрашиваемой продукции, обусловленное  тем или иным изменением дохода потребителя.

 
 


Для большинства товаров  этот коэффициент будет иметь  положительное значение (для товаров  высшей категории). Значение коэффициента будет значительно варьироваться  от товара к товару. Отрицательное значение коэффициента эластичности спроса по доходу свидетельствует о товаре низшей категории.

Практическое значение коэффициента эластичности по доходу заключается  в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шанс на процветание и расширение, а какие в будущем ожидает застой и сокращение производства. Высокая положительная эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в экономический рост будет больше, чем ее доля в структуре экономики. Небольшой положительный или отрицательный коэффициент указывает на перспективу сокращения производства в отрасли.

При анализе спроса важно выделять продолжительность периода времени. Другими словами, необходимо определить период времени, через который мы будем определять изменения. При промежутке менее года — краткосрочный период.

Для многих товаров спрос  более эластичен от цены для длительного, а не для короткого промежутка времени. Это обусловлено тем, что изменение потребительских привычек требует времени, а также тем, что спрос на один товар может быть связан с запасом другого товара у потребителей, который изменяется медленнее.

Для других товаров спрос более эластичен для краткосрочного, а не долгосрочного периода. Это товары длительного пользования, поэтому суммарный запас каждого товара, принадлежащего потребителям велик по сравнению с ежегодным объемом их производства. В результате небольшое изменение в суммарном запасе, которым хотят обладать потребители, может привести к большому в процентном выражении изменению объема покупок.

Эластичность спроса от дохода также различна для долгосрочного  и краткосрочного периодов. Для большинства  товаров и услуг эластичность спроса от дохода больше в долгосрочном периоде, т.к. люди могут позволить себе увеличение потребления лишь постепенно. Для товаров длительного пользования — обратная картина. Даже незначительное увеличение дохода приводит к резкому увеличению объема текущих покупок. Из-за того, что спрос на товары длительного пользования колеблется очень резко в ответ на краткосрочные изменения дохода, отрасли, производящие эти товары, очень чувствительны к изменению макроэкономических условий. Это касается деловой активности — спадов и бумов. Недаром эти отрасли называют “цикличными” — их сбыт имеет тенденцию увеличивать циклические изменения в ВНП и национальном доходе.

          1.6 Покупательные фонды.

Спрос населения на товары народного потребления характеризуется объемом и структурой. Объем спроса представляет собой сумму денежных средств, которые население обменивает на товары и услуги. Он определяется величиной покупательных фондов населения, а в условиях ненасыщенного рынка также размером неудовлетворенного спроса населения. Покупательные фонды – это расчетный показатель, исчисленный на основе баланса денежных доходов и расходов населения.

 Если покупательный  фонд – это денежные средства, предназначенные для покупки  товара, то покупательная способность  - это количество товаров, которое население может приобрести на определенную денежную единицу. Покупательная способность прямо зависит от уровня и соотношения цен на товары и уровня доходов населения. При стабильных ценах она прямо пропорциональна доходам: динамика покупательной способности различных групп населения соответствует динамике их доходов (при прочих равных условиях). Взаимная увязка роста доходов населения и изменения цен на товары позволяет регулировать покупательную способность населения.

           1.7 Разработка прогнозов.

Сопоставление совокупного  спроса с товарными ресурсами  в целом по всей товарной массе не позволяет судить о возможности полного удовлетворения спроса на товары в групповом и внутригрупповом ассортименте. Появляющиеся диспропорции в соотношении спроса и предложения обусловлены чаще всего несоответствием товарных ресурсов покупательскому спросу по ассортименту и качеству товаров. Поэтому необходимо определить спрос на отдельные группы товаров, сопоставить с ресурсами этих товаров и, в конечном итоге, сформировать структуру товарооборота. Структура характеризует соотношение товарных групп и отдельных товаров в общем объеме розничного товарооборота. Соотношение отдельных товарных групп и товаров связано, во-первых, с их значимостью и, во-вторых, со степенью дополняемости и заменяемости товаров в процессе реализации и потребления.

Информация о работе Прогнозирование товарно-групповой структуры спроса