Прогнозирование и стратегическое планирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 05:57, шпаргалка

Краткое описание

Вопросы к семинарскому занятию:
1. Цели, виды и методы прогнозирования
2. Виды и принципы планирования народного хозяйства
3. Экономическое программирование
4. Разработка и реализация государственных программ в Казахстане
В работе даны подробные ответы на поставленные вопросы

Файлы: 1 файл

грэ 4 практика.docx

— 28.98 Кб (Скачать)

Нурулинова Карина

Маркетинг №244

Семинарское занятие 4.

Тема: Прогнозирование и стратегическое планирование экономики

Вопросы:  

1. Цели, виды и методы прогнозирования

2. Виды и принципы планирования  народного хозяйства

3. Экономическое программирование

4. Разработка и реализация государственных  программ в Казахстане                 

 Научно-методологические  основы прогнозирования.

Прогнозирование – составная часть ГРЭ, призванная выявить направление развития страны.

Результаты прогнозных расчётов используются государственными органами для выработки  и обоснования социально-экономической  политики государства.

Основные функции экономического прогнозирования можно представить  следующим образом:

1)      предвидение тенденций развития и взаимосвязей прогнозируемого объекта;

2)      прогнозное обоснование принимаемых решений;

3)      прогнозное сопровождение выполнения решения.

1. Предвидение тенденций  развития и взаимосвязей прогнозируемого  объекта. Прежде чем принимать решение об инвестициях и. инновациях, производстве нового продукта, выходе на тот или иной рынок, введении налоговых льгот или экономических санкций, необходимо получить представление о будущем этого объекта, возможных тенденциях развития рынка, внешних и внутренних факторах, фазе динамики экономической конъюнктуры.

2. Прогнозное обоснование  принимаемых решений. Прежде чем принять то или иное хозяйственное или управленческое решение, особенно стратегическое, нужно предвидеть возможные его последствия, чтобы выбрать оптимальный вариант и не допустить стратегической ошибки, которую трудно будет исправить. Такой прогноз осуществляется при подготовке бизнес-плана инвестиционного или инновационного проекта, технико-экономического обоснования. Ситуационный анализ и прогноз последствий введения того или иного нормативного акта должны проводиться при экспертизе проекта на муниципальном, региональном и федеральном уровнях; тогда меньше будет допущено ошибок, не возникнут противоречия между законами и необходимость поправок. К сожалению, прогнозное обоснование проектных решений и законодательных актов еще крайне слабо, что снижает эффективность управления.           

3. Прогнозное сопровождение  выполнения решения. После того как стратегическое решение и нормативный акт приняты, прогнозирование не прекращается. Необходимо постоянно осуществлять мониторинг и прогноз хода их выполнения и последствий, чтобы своевременно внести коррективы, если существенно изменится конъюнктура и продолжение выполнения в прежнем виде может привести к тяжелым потерям. В других случаях, напротив, могут возникнуть новые благоприятные факторы, которые позволят достичь желанной цели быстрее или с меньшими затратами.

Необходимость регламентирования  социально-экономического развития страны объясняет методологию экономического прогнозирования.

Выделяют 2 основных подхода к прогнозированию  экономических объектов:

1 – генетический подход;

2 – телеологический подход.

Генетический подход к прогнозированию  происходит из анализа предыстории  развития объекта, фиксирует его  основополагающие факторы и на этой основе делает выводы относительно прогнозируемого  объекта в будущем.

Телеологический (''телео'' – цель) подход - исходит из целевых установок развития данного объекта и степени приближения его к поставленным задачам.

Методология экономического прогнозирования  представляет собой совокупность теоретических  подходов и методических приёмов, которые  применяются в разработке экономических  процессов.

Основой для прогнозирования служит баланс народного хозяйства и  система национальных счетов.

Процедура экономического прогнозирования  может быть представлена следующим  образом.

1)      основанием для разработки прогноза является постановление правительства, которое выходит в начале года, предшествующею прогнозному;

2)      Министерство экономики разрабатывает основные показатели прогнозов в 2-3-х вариантах;

3)      В начале весны эти данные доходят до Министерств и Ведомств;

4)      Ведомства и регионы разрабатывают более развёрнутые прогнозы и направляют их Министерство экономики к началу лета;

5)      Основной прогноз социального развития направляется в Правительство (где он одобряется или корректируется);

6)      Министерство финансов разрабатывает проект бюджета и направляет в Правительство;

7)      В начале осени проект бюджета направляется дальше для дальнейшего рассмотрения и утверждения в Парламент.                

 Сущность, принципы и  методы прогнозирования.

Основными методами прогнозирования  является следующее:

1)      экстраполяционные методы изучение изменение исследуемого объекта в ретроспективе и преодолении негативных факторов на перспективу;

2)      экономико-математические модели, используемые в предвидении будущего – они позволяют оценивать общую экономическую ситуацию с разных точек зрения;

3)      оптимизационные модели применяются в прогнозировании для выбора наиболее оптимального из всех представленных вариантов развития; в наибольшей мере они подходят для  обоснования нормативных прогнозов при достаточно полной статистической базе.

4)      эвристическое моделирование применяется для прогноза экономической динамики на основе логических умозаключений, использования методов индукции и дедукции, либо построение моделей на условиях экспертных оценок;

5) сценарный метод – построение  нескольких оперативных сценариев  возможно развитие событий в  зависимости от сочетания определённых  факторов.  Обычно рассчитывают оптимистический, пессимистический и умеренный (промежуточный) сценарии, оцениваются их последствия

Методика прогнозирования – это набор рабочих приемов, формирующих технологию прогнозирования, которыми пользуются разработчики прогнозов.

Научным  обоснованием  экономического прогнозирования  на современном этапе  выступают модели экономического прогноза.  При этом используются различные модели построения  от частных уровней и кончая системой взаимосвязанных уровней.  

 

                                                                               Виды прогнозов.

Разрабатываемые прогнозные документы  включают в себя прогнозы различного характера:

1)      по объектам прогноза – все прогнозы делят на

·        социальные,

·        экономические,

·        научно-технические,

·        экологические,

·        внешнеэкономические

2)       по горизонту прогноза – все прогнозы делят на:

·        краткосрочные (до  1 года – является основой для составления проекта гос. бюджета)

·        среднесрочные (3-5 лет) (например, аграрная программа)

·        долгосрочные (7-10 лет)

·        и иногда выделяет сверхдолгосрочные

3)      по уровню управления прогнозы могут быть:

·        индивидуальные,

·        региональные,

·        проблемные,

·        отраслевые,

·        национальные (всё хозяйство в целом),

·        международные (глобальные)

4)      по характеру прогноза могут быть:

·        частные и комплексные

·        генетические

·        телеологические и комбинированные

·        одновариантные и многовариантные.

Индикативное планирование.

Индикативный план – комплексный документ, отражающий в индикативных показателях цели социально-экономического развития, мероприятия и средства для их реализации, необходимые материальные и финансовые ресурсы.

Опыт стран, имеющих современное  рыночное хозяйство, показывает, что  развитие тех или иных экономических и социальных процессов без понимания конечных целей этого развития и методов их достижения чревато серьезными конфликтами. Это верно как для микроуровня экономики, так и для макроуровня.

Носителем функций макроэкономического  планирования вместе с рядом социальных институтов является государство. Функции  государства:

- насыщение экономической среды  информацией, что способствует  более рациональному планированию  своей деятельности со стороны  частных компаний;

- ставит плановую практику на  микроуровне в определенные рамки, задавая допустимые параметры частного интереса и средств его достижения;

- определяет цели социально-экономического  развития общества и непосредственно  регулирует хозяйственные пропорции  в экономике. 

Основной инструмент решения поставленных задач - индикативное планирование. Его  составными частями являются:

- концепция социально-экономического  развития;

- экономическое прогнозирование;

- экономическое программирование.

Государственная концепция социально-экономического развития является результатом анализа  основных экономических и социальных тенденций, целей и приоритетов  развития, путей их достижения.

Экономическое прогнозирование есть процесс выработки на основе изучения всей совокупности социально-экономической информации и статистики возможных вариантов развития и будущего состояния народного хозяйства и социальной сферы или их составных частей. Страны, где индикативное планирование не получило широкого развития, прогнозы существуют как самостоятельная сфера исследований и хозяйственной практики. В странах с развитой системой государственного регулирования прогнозы являются основой для создания социально-экономических программ.

Экономическое программирование - это процессы регулирования общественного хозяйства на основе системы экономических программ, соответствующих государственной концепции социально-экономического развития. В качестве индикаторов здесь используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние денежно-кредитной сферы, рынков товаров и ценных бумаг и т.д.

Особенность индикативного планирования состоит в его преимущественно  рекомендательном характере. Показатели служат общими ориентирами развития и не подлежат обязательному выполнению.

Годовые целевые программы  общенационального, регионального, местного уровня представляют важную часть регулирования экономики. Они позволяют форсировать развитие приоритетных отраслей, сфер, регионов, привлекать для этого дополнительные силы и средства.

При разработке стратегии производства определяют основные параметры развития национальной экономики, которые приобретают статус  Государственных целевых программ. Эти программы  представляют собой директивный и адресный документ, увязанный по ресурсам, исполнителям, срокам исполнения, включающий социально-экономические, производственные, научно-технические, организационно-хозяйственные задания и мероприятия, направленные на решение конкретной народно-хозяйственной проблемы наиболее эффективными путями.

Любая программа предусматривает:

а)конечную цель;

б)перечень программных мероприятий, которые являются результатом квалифицированного и творческого подхода к реализации этих мер;

в)комплекс ресурсов, необходимых для достижения конечной цели;

г)этапы и сроки реализации;

д)главных исполнителей и состав других исполнителей;

е)выбор специфических форм участия различных хозяйственных субъектов в решении этой программы;

ж)механизм производственно-хозяйственных связей;

з)систему ответственности и стимулирования;

и)обоснование объемов и источников финансирования;

к)ожидаемые конечные результаты и экологические последствия.

Программа «Дорожная карта  бизнеса – 2020»

В соответствии с поручением Главы  государства Правительством страны разработана и утверждена Программа "Дорожная карта бизнеса-2020", которая  является одним из механизмов реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развития Казахстана до 2014 года (далее – ГПФИИР). Программа есть логическое продолжение реализации Дорожных карт 2009 и 2010 годов, при этом, акцент смещается на посткризисное развитие, сохранение действующих и создание новых постоянных рабочих мест.

Программа направлена на поддержку  производственных отраслей, создающих  реальную продукцию. Поддержка будет  оказываться только предприятиям малого и среднего бизнеса.

Программа реализовывается  по трем направлениям:

1. Поддержка новых бизнес-инициатив.

2. Оздоровление предпринимательского  сектора.

3. Поддержка экспортоориентированных производств.

Первое направление реализации Программы предусматривает оказание государственной поддержки при  реализации проектов в несырьевых секторах экономики:

1) субсидировании процентной ставки  по кредитам Банков для реализации  проектов; 
2) частичном гарантировании по кредитам Банков, направленным на реализацию проектов; 
3) развитии производственной (индустриальной) инфраструктуры; 
4) сервисной поддержке ведения бизнеса; 
5) подготовке кадров, молодежной практике и организации социальных рабочих мест (компонент вводится с 2011 года).

Информация о работе Прогнозирование и стратегическое планирование экономики