Прогнозирование и планирование в развитых странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 17:54, доклад

Краткое описание

Разработки в области экономического прогнозирования в зарубежных странах возникли в последней четверти XIX в. Они были связаны с попытками исследователей выявить будущие тенденции производства основных продуктов на основе анализа поведения находившихся в их распоряжении статистических данных. Главными методами прогнозирования тогда были экспертные оценки (на основе качественного анализа рядов) и простая экстраполяция (перенесение прошлых тенденций на будущее).

Оглавление

1.Становление прогнозирования и планирования в зарубежных странах
2. Особенности прогнозирования и планирования в США
3. Прогнозирование и планирование в Японии
4. Общегосударственное планирование в Южной Корее
5. Развитие планирования во Франци
6. Прогнозирование и планирование в странах с моделью переходной экономики

Файлы: 1 файл

486_Лекция 2.docx

— 32.86 Кб (Скачать)

В 1987 г. была принята Программа  трансформации экономической структуры Японии в целях достижения международной гармонии, или "Доклад Маэкавы". Это экономическая стратегия развития Японии накануне XXI в. В ее основе — Концепция преобразования Японии в международное государство, которое, с одной стороны, было бы гармонично интегрировано в мировую систему, а с другой — само представляло бы внутренне сбалансированный социально-экономический организм.

Среди средств и путей  достижения поставленных целей в  планах-программах, применяемых в  Японии, представляют интерес следующие  экономические рычаги и стимулы  льготное кредитование, льготное налогообложение, ускоренная амортизация, бюджетное субсидирование, поддержка рискованных инновационных проектов, госзаказ. Льготное кредитование — основной источник финансовых средств для технологического обновления в Японии. Основным источником займов на цели разработки и освоения новой технологии является Японский банк развития. В последние годы повысилась роль налоговых льгот. По предприятиям, выпускающим новую продукцию, они могут колебаться от 25 до 50 %. Система ускоренной амортизации введена в Японии для компаний, применяющих либо энергосберегающее оборудование, либо содействующее эффективному использованию ресурсов. Бюджетное субсидирование осуществляется для поддержки исследований и разработок, проводимых государственными институтами, а также исследовательскими центрами совместно с частными компаниями.

Правительство предусматривает  последовательное развитие конкуренции и всестороннюю поддержку частных фирм,

добившихся успеха на мировом  рынке. Для малых и средних  фирм в налоговом кодексе сделана  специальная оговорка, которая позволяет им применять двадцатипроцентное снижение дохода, подлежащего налогообложению. На них приходится около 55 % реализованной продукции промышленности, около 60 % — объема оптовой торговли и более 80 % — розничной. В обрабатывающей промышленности функционирует 6,5 млн небольших предприятий, или 99 % от их общего числа. К мелким и средним предприятиям относят предприятия с капиталом 660 тыс. долларов и численностью работающих до 300 человек; к оптовой торговле — соответственно до 200 тыс. долларов и до 100 работающих, к розничной торговле и сфере услуг — 66 тыс. долларов и до 50 работающих.

Одним из путей поддержки  рискованных инновационных проектов является избирательное предоставление правительственных гарантий по долгосрочным банковским займам.

В Японии применяется государственный  заказ. Главный стимул для выполнения госзаказа — заинтересованность и своевременность оплаты за выполненную работу. В рыночной стихии государство — самый надежный заказчик.

4. Общегосударственное  планирование в Южной Корее

Государственное планирование в Южной Корее началось с так  называемого плана Натана, разработанного в 1954 г. с привлечением экспертов ООН. Однако этот и ряд последующих планов были весьма несовершенны и не опирались на целостную концепцию экономического развития.

В начале 60-х гг. экспертами Американского агентства международного развития была разработана долгосрочная (на 20 лет) программа развития экономики Южной Кореи. Она опиралась на рекомендации МВФ, которые предполагали, что достичь высоких темпов экономического роста и повысить эффективность общественного производства в развивающихся странах возможно путем приоритетного развития экспортных отраслей и ориентацией на мировой рынок.

В концептуальном плане программа  предполагала ориентацию индустриального развития на всемерное укрепление связей с рынками ведущих промышленно развитых стран; включение экспортного сектора экономики в систему международного разделения труда; приоритетное инвестирование конкурентоспособных отраслей экономики; поддержание внутреннего потребления на минимальном уровне; контроль государства над производством.

Программой предусматривалось  последовательно выполнить  пятилетних плана (1962-1966, 1967-1971, 1972-1976, 1977—1981 гг.). Каждый план был нацелен на реализацию определенных приоритетов.

Пятилетнее планирование применялось также в 80-е и 90-е  гг. Предусматривается его сохранить  и в дальнейшем.

В Южной Корее широкое  распространение в прогнозировании получили экспертные оценки. Для количественных расчетов с помощью методов моделирования Южная Корея прибегает к помощи США.

Экономической реалией Южной  Кореи является централизованное планирование с использованием средне-, долгосрочных планов и целевых программ, с установлением порой детализированных производственных заданий и сроков их выполнения, со строгой системой мониторинга хозяйственной деятельности и безжалостной экономической, а иногда и административно-командной отбраковкой неудачников. Но все это увязано с рынком.

Основная ставка делается на всемерное поощрение экспорта путем предоставления льгот и субсидирования национальных экспортеров. Если в течение строго ограниченного времени экспортеру не удалось занять рыночную нишу или нарастить свое присутствие на данном товарном рынке, он автоматически теряет льготы и субсидии.

Под контролем государства  находятся внутрифирменные издержки и качество продукции, иностранный  капитал.

В основе экономического рынка  Южной Кореи лежит рынок не внутренний, а мировой.

Умелое использование  планового и свободного рыночного  развития позволило Южной Корее  в сжатые сроки преодолеть барьер слаборазвитости. Любые хозяйственные  решения в стране подчиняются  общей цели. Планы социально-экономического развития Южной Кореи и на перспективу предусматривают дальнейшее масштабное и активное участие государства в процессе экономического развития.

 

 

5. Развитие планирования  во Франции

Французская система планирования — своеобразный продукт рыночной экономики. Вместе с развитием национального рынка она прошла через три крупных этапа планирования.

Первый этап относится  к послевоенному периоду. С 1945 до 1960 г. для Франции было характерно директивное планирование. перенятое в бывшем СССР. Так, первый план, принятый в 1945 г., определял объем производства стали (в тоннах), электроэнергии (в киловаттах), устанавливал цены на все изделия и систему контроля за ними, обменный курс франка и т.п. В конце 60-х годов был осуществлен переход к индикативному планированию, позволяющему координировать позиции государства и частного бизнеса. В начале 90-х годов во Франции стало развиваться стратегическое планирование в связи со сближением рынка Франции с национальными рынками западных стран.

Идея стратегического  планирования получила свое воплощение уже в 10-м плане 1989—1992 гг. Формированием стратегических планов и разработкой прогнозов занимается Генеральный комиссариат по плану, который подчиняется премьер министру.

Направления стратегического  развития разрабатываются в виде целевых государственных программ и сопровождаются комплексом различных  финансовых льгот и преференций, стимулирующих их реализацию.

Среди важнейших средств  достижения намечаемых целей во Франции  следует выделить поощрение развития конкуренции. Конкуренция оказывает влияние на качество продукции, удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах, издержки производства и цены. Для развития конкуренции государство поощряет создание малых предприятий — индивидуальных, семейных, групповых. Эти предприятия обеспечивают при относительно небольших инвестициях решение таких острых проблем, как занятость, повышение эффективности производства, ускоренное освоение технических нововведений. Им оказывается содействие в получении долго и краткосрочных кредитов, повышении квалификации управленческого персонала. Предоставляются налоговые льготы, коммерческая информация. Создаются законодательные гарантии по предотвращению банкротства.

Воздействие государства  на производство осуществляется через  систему госзаказа не только в  государственном секторе, но и в  рыночном. Система госзаказа именуется  во Франции системой государственных  рынков. В зависимости от различных условий контракт госзаказа может заключаться через торги или переговоры.

Управление госпредприятиями осуществляется на принципах контрактации. Предприятие перед заключением контракта обязано представить свой план развития. Контракт представляет собой инструмент согласования общегосударственных интересов, выраженных государством, и интересов предприятия и включает взаимные согласованные обязательства сторон. Таким образом, плановый контракт, заключенный государством со своими предприятиями, выступает как форма управления государственным сектором. Госзаказ можно рассматривать как метод взаимодействия с рыночным сектором экономики.

Во Франции осуществляется государственное управление ценами. Государство регулирует в основном цены на энергоносители, общественный транспорт, телефон, тарифы на проезд по автодорогам, на продукцию и услуги монополистов (производителей и продавцов), а также на продукты питания, жилье, медицинскую помощь и на другие товары и услуги, имеющие социальное значение. Используются различные методы регулирования: прямое установление цен, заключение соглашений об уровне цен с союзами предпринимателей исходя из динамики и индексов цен на отдельные виды продукции и др.

6. Прогнозирование  и планирование в странах с  моделью переходной экономики

Представителями стран с  моделью переходной экономики являются страны СНГ (Россия, Украина и др.), Центральной Европы (Румыния, Венгрия  и др.), Китай. При переходе к рыночным отношениям в этих странах большое внимание уделяется разработке многовариантных, альтернативных прогнозов, индикативных планов и выработке стратегии. Внедряются методики Международного валютного фонда (МВФ) по прогнозированию макроэкономических показателей. Основой для оценки и прогнозирования экономической деятельности является макроэкономическая статистика. Осуществляется переход к Системе национальных счетов (СНС). Межотраслевой и финансовый балансы интегрируются с СНС.

Особая значимость придается  разработке финансовых программ и финансовой политики, прогнозированию спроса, инвестиций, структурным изменениям. Центральное место отводится прогнозированию платежного баланса, цен, валютного курса, ситуации в денежно-кредитном секторе, государственных операций при формировании государственного бюджета, инфляции. При прогнозировании платежного баланса производятся прогнозные расчеты важнейших ею составляющих: экспорта и импорта; услуг: транспортных (в том числе грузовых и пассажирских), туризма, строительства, текущих трансфертов (в том числе гуманитарной помощи, денежных переводов и пр.); операций, связанных с капиталом (прямых и портфельных инвестиций, кредитов и др.).

Прогнозирование государственных операций сводится в основном к проведению прогнозных расчетов по налоговым и неналоговым поступлениям, а также расходам. Среди используемых методов прогнозирования следует выделить математическую экстраполяцию (трендовые модели), факторные модели, модели межотраслевого баланса, экспертные оценки.

Рассмотрим особенности  прогнозирования и планирования в отдельных странах с моделью  переходной экономики.

Россия. В советскую эпоху  стержнем системы регулирования экономики являлись планы развития народного хозяйства. Функционировала целостная, хотя и не совсем эффективная управленческая система.


Информация о работе Прогнозирование и планирование в развитых странах