Прогнозирование и планирование структуры экономики. Программа структурной перестройки экономики РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 20:29, контрольная работа

Краткое описание

Значение планирования, достижение и поддержание высоких темпов экономического роста в целях обеспечения более высокого уровня жизни населения, постоянно и закономерно возрастает.

Формирование рыночных отношений в Республике Беларусь не исключает необходимости видения перспективы ее экономического и социального развития.

Файлы: 1 файл

Прогнозирование и планирование структуры экономики. Программа структурной перестройки экономики РБ.DOC

— 143.00 Кб (Скачать)

     Показатели  находятся в неразрывной связи  друг с другом, поскольку они характеризуют  разные стороны и отношения взаимосвязанных  явлений и процессов экономической  и социальной жизни. В то же время  каждый из показателей выполняет свою роль, имеет свое определенное назначение.

     К группе утверждаемых показателей относятся  такие, которые устанавливаются (утверждаются) вышестоящими органами и доводятся до нижестоящих. При переходе к рыночным отношениям главным утверждаемым показателем стал государственный заказ.

     Государственный заказ - это планово-хозяйственная  категория, которая обеспечивая  гарантированное решение важнейших  общегосударственных задач, кардинально ограничивает сферу влияния административных методов управления. В зарубежных странах эта категория используется давно (в США - с 1993 г.). В нашей республике впервые государственный заказ был сформирован в 1988г. и постоянно совершенствуется. Его предназначение - стать одним из основных инструментов управления экономикой.

     Наряду  с понятием показатели выделяются такие  однопорядковые с ним понятия, как  нормативы и лимиты. Они утверждаются вышестоящими органами доводятся до предприятий и выступают в  качестве регуляторов экономики.

     Лимит - это ресурсный показатель, представляющий предельно допустимую величину затрат того или иного ресурса для достижения определенных целей.

     Нормативы представляют собой показатели в относительном выражении. Они предназначаются для отчисления средств предприятии в государственный и местные бюджеты образования различных фондов денежных средств. В качестве нормативов выступают ставки налогов на добавленную стоимость, доходы и прибыль и др. К нормативным показателям относятся также коэффициенты эффективности.

     Индикативные  показатели носят рекомендательный, а расчетные - вспомогательный характер.

     По  характеру выражения показатели подразделяются на абсолютные и относительные. Первые характеризуют объем производства продукции и услуг, фонд оплаты труда и т.д. Они определяются как в натуральном, так и стоимостном выражении. Вторые устанавливаются в относительных величинах (в процентах роста или прироста объема производства продукции, снижения издержек производства или обращения, в удельных весах).

     В связи с наличием товарно-денежных отношений процесс воспроизводства осуществляется, как в материально-вещественной форме, так и в стоимостной. Поэтому в планировании и учете используются натуральные и стоимостные показатели.

     Натуральные показатели характеризуют потребительские свойства продукции и ее качество. С их помощью определяется объем производства продукции, устанавливаются внутриотраслевые и межотраслевые взаимосвязи материально-вещественных элементов воспроизводства. Ввиду многообразия видов и типов одинаковой по назначению продукции могут применяться условно натуральные измерители на основе единой меры и переводных коэффициентов. Например, все виды топлива переводятся в условное топливо на основе его теплотворной способности

     Стоимостные показатели определяются в денежном выражении. С их помощью рассчитываются общие объемы производимой и реализуемой продукции, выражается величина затрат общественного труда, определяются доходы и расходы предприятий, государства, устанавливаются важнейшие народнохозяйственные пропорции.

     По  экономическому назначению показатели подразделяются на количественные и качественные.

     Количественные  показатели выражают преимущественно количественную сторону явлений, работы, развития. К ним относятся объемные, сетевые и другие подобные показатели. Первые характеризуют, например, объем производимой продукции и т.д. Вторые характеризуют развитие сети дошкольных учреждений, учебных заведений, поликлиник больниц, аптек, торговых предприятий и т.д.

     Качественные  показатели применяются для характеристики качественной стороны экономических явлений и процессов, эффективности производства и качества работы. Они подразделяются на технико-экономические и экономические. Первые применяются для выражения степени эффективности использования отдельных видов средств и предметов труда, рабочего времени (показатели расходования сырья, материалов, топлива на единицу продукции, производительности оборудования, использования производственных мощностей и т.д.). Экономические показатели характеризуют уровень затрат общественного труда, степень эффективности производства (показатели производительности труда, издержек производства и обращения, рентабельность и др.).

     В зависимости от степени охвата экономических  процессов показатели подразделяются на синтетические и индивидуальные.

     Синтетические показатели отражают сложные явления, выступающие как результат взаимодействия многих экономических, научно-технических и других факторов, обобщают результаты производства или распределения. К ним относятся: валовой общественный продукт, национальный доход, валовой национальный продукт и др.

     Индивидуальные  показатели выражают какие-то отдельные, конкретные экономические или социальные явления и неприменимы к измерению других явлений.

     Система показателей не может быть неизменной. Она зависит от целей и задач  планируемого (прогнозируемого) периода.

     Следует отметить, что проблема показателей  всегда была одной из сложных проблем. Большие изменения в систему показателей были внесены в связи с коренной перестройкой управления экономикой и переходом к рыночным отношениям. Сузился круг утверждаемых показателей. Стали доводиться до объединений (предприятий), организаций государственный заказ, лимиты и нормативы. В настоящее время совершенствование системы показателей осуществляется в направлении установления более обоснованной системы нормативов и заданий на поставку продукции для государственных нужд.

Методы прогнозирования

     Применение  программно-целевого метода планирования вытекает из принципа ведущего звена в экономике. Особая значимость широкому распространению программно-целевого метода стала придаваться лишь в последнее время. Разработка программ по наиболее важным научно-техническим, экономическим, социальным, экологическим проблемам выделялась как одно из важнейших направлений совершенствования планирования.

Нормативный метод.

     В связи с усилением роли прогнозирования  и косвенного регулирование экономических и социальных процессов повышается значимость нормативного метода. Сущность этого метода заключается в технико-экономическом обосновании планов-прогнозов, программ с применением норм и нормативов.

     Под нормами понимаются показатели расхода  ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) на единицу продукции или работы в принятых единицах измерения.

     Нормативы это относительные показатели, характеризующие  степень использования ресурсов (коэффициенты выхода готовой продукции из исходного сырья и материалов я др.).

     С применением норм и нормативов осуществляются прогнозные расчеты потребности в ресурсах, обосновывается выпуск продукции, устанавливаются пропорции, рассчитываются показатели использования ресурсов. Для расчетов на макроуровне применяются укрупненные нормы и нормативы.

     В отраслях непроизводственной сферы  используются специфические виды норм, которые в отраслях материального  производства не встречаются. Например, нормы жилой площади на одного жителя в жилищном хозяйстве, нормы  потребления воды на душу населения в коммунальном хозяйстве и др.

     При переходе к рыночным отношениям особая роль стала отводиться финансовым, социально-экономическим и экологическим нормативам, которые используются в качестве регуляторов развития экономики, обеспечения социальной защиты населения, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

     Нормы и нормативы составляют часть  всей экономической информации, характеризующей основные элементы производственного процесса, который предполагает взаимодействие труда человека, предметов и средств труда. В этой связи нормы и нормативы подразделяются на следующие группы:

  • нормы затрат труда (нормы выработки, нормы времени трудоемкость изделия, нормы обслуживания оборудования);
  • нормы использования материальных ресурсов (нормы расхода сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, электроэнергии, нормы запасов сырья, топлива);
  • нормы и нормативы использования основных производственных фондов (оборудования, транспортных средств) в натуральных показателях, а также в стоимостных (выпуск продукции на 1 рубль основных производственных фондов).

     Кроме того выделяются группы норм и нормативов, характеризующих эффективность общественного производства (производства национального дохода на 1 рубль затрат, на 1 рубль основных производственных фондов и др.):

  • нормы и нормативы капитальных вложений и капитального строительства (нормативы удельных капитальных вложений, нормы продолжительности строительства и др.);
  • финансовые нормы и нормативы (нормы амортизация, нормативы отчисления прибыли в бюджет, нормативы рентабельности и др.);
  • социально-экономические нормативы и нормы (нормы потребления на душу населения продовольственных и непродовольственных товаров, нормы жилой площади в городской и сельской местности, минимальный потребительский бюджет и др.);
  • нормы и нормативы охраны окружающей среды (степень очистки воды, воздуха от вредных веществ, извлечение из руд полезных ископаемых и др.).

     В зависимости от периода действия нормы и нормативы подразделяются на текущие, используемые при разработке годовых планов-прогнозов (программ), и перспективные.

     По  характеру распространения нормы  разделяются на местные, отраслевые и межотраслевые. Если нормы применяются только на конкретном предприятии это местные нормы; на предприятиях, относящихся к одной отрасли, отраслевые нормы; на предприятиях, принадлежащих к различным отраслям, межотраслевые нормы.

     По  методам разработки нормы подразделяются на расчетно-аналитические, опытные  и отчетно-статистические. Наиболее прогрессивными являются расчетно-аналитические нормы, устанавливаемые на основе технически и экономически обоснованных расчетов.

     Отчетно-статистические нормы рассчитываются на основе статистических данных за прошлый период. Они имеют все недостатки, присущие прошлому периоду, не отражают планируемых (прогнозируемых) достижений научно-технического прогресса, не стимулируют использование имеющихся резервов производства. Такие нормы не считаются прогрессивными и требуют постоянной корректировки.

Балансовый метод.

     Исторически первым и получившим наиболее широкое распространение в практике планирования и прогнозирования является балансовый метод. Сущность балансового метода заключается в увязке потребностей и ресурсов в масштабе всего общественного производства, координации развития смежных отраслей и производств, обеспечении пропорциональности и взаимоувязке всех элементов народного хозяйства.

     Балансовый  метод применяется на всех стадиях  разработки планов-прогнозов, программ. В связи с усилением роли прогнозов, усложнением межотраслевых и внутриотраслевых хозяйственных связей он приобретает все большее значение. На практике этот метод реализуется путем разработки системы балансов, которая включает материальные, трудовые и финансовые балансы.

     Баланс  это система показателей, в которой  одна часть, характеризующая ресурсы по источникам поступления, равна другой части, характеризующей распределение (использование) по всем направлениям их расхода.

     Материальные  балансы различных видов продукции  обычно разрабатываются в соответствующих физических единицах измерения (в тоннах, метрах, штуках и т. п.). Но ряд балансов составляется в сводном виде в условно-натуральном исчислении или в денежном выражении. К ним относятся сводный баланс топлива, сводные балансы оборудования и др.

     Балансы могут разрабатываться в укрупненной и специфицированной номенклатуре продукции. По количеству охватываемых ресурсов различаются однопродуктовые и многопродуктовые балансы. Первые составляются для одного продукта, последние охватывают несколько продуктов. В зависимости от единиц измерения разрабатываются балансы натуральные, стоимостные и натуральностоимостные.

Информация о работе Прогнозирование и планирование структуры экономики. Программа структурной перестройки экономики РБ