Прогнозирование и планирование структуры экономики. Программа структурной перестройки экономики РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 20:29, контрольная работа

Краткое описание

Значение планирования, достижение и поддержание высоких темпов экономического роста в целях обеспечения более высокого уровня жизни населения, постоянно и закономерно возрастает.

Формирование рыночных отношений в Республике Беларусь не исключает необходимости видения перспективы ее экономического и социального развития.

Файлы: 1 файл

Прогнозирование и планирование структуры экономики. Программа структурной перестройки экономики РБ.DOC

— 143.00 Кб (Скачать)

 

      1. Прогнозирование и планирование структуры экономики. Программа структурной перестройки экономики РБ

     Значение  планирования, достижение и поддержание  высоких темпов экономического роста  в целях обеспечения более  высокого уровня жизни населения, постоянно и закономерно возрастает.

     Формирование  рыночных отношений в Республике Беларусь не исключает необходимости видения перспективы ее экономического и социального развития.

     Планирование - это процесс принятия управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий в себя выбор и научную постановку целей, выбор средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и выбора наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях развития.

     Под методологией планирования и прогнозирования понимается система подходов, принципов, показателей, методики и методов разработки и обоснования прогнозов и плановых решений, а также логика планирования и прогнозирования. Методология базируется на экономической теории, изучающей закономерности и законы развития общества, основные положения и тенденции воспроизводственных процессов, и развивается и совершенствуется по мере развития самой экономической теории.

     Важнейшим составным элементом методологии  планирования и прогнозирования являются методологические принципы, под которыми понимаются исходные положения, основополагающие правила формирования и обоснования планов и прогнозов. Они обеспечивают целенаправленность, целостность, определенную структуру и логику разрабатываемых планов и прогнозов.

     Методы  планирования и прогнозирования - это способы, приемы, с помощью которых обеспечивается разработка и обоснование планов и прогнозов. Показатели планов и прогнозов представляют собой форму количественного выражения принимаемых плановых и прогнозных решений.

     Однако, несмотря на общность методологических основ, с определенной степенью условности можно говорить о методологии планирования и методологии прогнозирования, о принципах и методах планирования и принципах и методах прогнозирования. Это связано с той ролью, которую выполняют планирование и прогнозирование как формы государственного регулирования. И если планирование директивное, индикативное, стратегическое отражает конкретное решение в отношении планируемого объекта, то прогнозирование дает вероятностную оценку его состояния в будущем, различные пути и способы его развития, либо служит основой для принятия планового решения.

     Основополагающим  принципом государственного планирования является принцип социальной направленности и приоритета общественных потребностей.

     Этот  принцип предполагает, что планирование и прогнозирование развития экономики должны исходить из интересов человека и общества. Удовлетворение потребностей населения должно быть исходной позицией народнохозяйственных планов и прогнозов, ибо это общественно необходимо. Экономика не должна и не может развиваться выше интересов личного и общественного потребления.

     Результаты  игнорирования этого принципа в  условиях планово-директивной экономики  налицо. Это просматривается по основным параметрам развития потребительской сферы, которая характеризуется:

  • низкой долей потребления. Если в развитых странах расходы на конечное потребление домашних хозяйств в валовом национальном продукте превышает 60%, то при планово-директивной экономике (в бывшем СССР) - меньше 50%;
  • низким удельным весом заработной платы во вновь созданной общественной стоимости.
  • низкой долей государственного обеспечения общественного потребления (общественные фонды потребления).
  • чрезвычайно низким уровнем технологического обеспечения отраслей, производящих товары народного потребления и оказывающих услуги;
  • плохим качеством товаров и услуг.

     Принцип социальной направленности и приоритета общественных потребностей должен дополняться соблюдением принципа социальной справедливости, который реализуется через систему социальных гарантий и через выравнивание неоправданных различий в доходах населения и предприятий.

     Важнейшим принципом планирования является принцип  повышения эффективности общественного  производства, который требует, чтобы  все цели и задачи планирования осуществлялись с наименьшими затратами, т.е. максимальной экономии живого и овеществленного труда в производстве единицы продукции, работ и услуг. Он реализуется через всевозможные формы и направления ресурсосбережения и проявляется через систему показателей эффективности: рост производительности труда, снижение материалоемкости производства и повышение фондоотдачи.

     Принцип повышения эффективности общественного  производства особо важен для планирования экономики РБ переходного периода. Ориентированная на материалоемкие производства при отсутствии достаточного количества собственных ресурсов экономика республики переживает тяжелый кризис, выход из которого возможен лишь при соблюдении жесточайшего режима экономии всех видов ресурсов, и в первую очередь энерго-, метоллоресурсов.

     Важнейшим методологическим принципом планирования макроэкономического развития страны является принцип пропорциональности и сбалансированности.

     Рынок, непосредственно зависимый от производства и его решающего значения в  удовлетворении общественных потребностей формирует мощный экономический механизм регулирования и стимулирования производства, его технического совершенствования, производство той продукции, которая удовлетворяет запасы потребителей. Однако формировать пропорции и структуру общественного производства, отвечающие интересам всего общества, должно государство через систему планирования.

     Реализация  этого принципа предполагает:

  • эквивалентность обмена результатами производственной деятельности во всех сферах общественного производства;
  • равновесие общественного спроса и предложения по всему народнохозяйственному обороту ресурсов;
  • соотношение потребностей и ресурсов.

     Сбалансированное  экономическое развитие должно обеспечивать соответствие в уровнях развития отдельных сфер, отраслей, территориальных подразделений общественного производства, с одной стороны, и удовлетворение производственных и непроизводственных потребностей общества, с другой.

     Важнейший принцип планирования - принцип приоритетности. Необходимость выбора приоритетных направлений в развитии экономики обусловлена, во-первых, ограниченностью ресурсов, которая имеет место практически в любой отдельно взятой стране, и, во-вторых, неотложностью решения важнейших обще-государственных задач.

     Принцип согласования краткосрочных и перспективных  целей и задач предполагает сочетание текущих целей и задач социально-экономического развития страны с достижением научно-обоснованных стратегических целей. Реализуется этот принцип через систему долгосрочных, среднесрочных и текущих плановых и прогнозных документов

     Программа структурной перестройки экономики РБ

     На 2003 год в области приватизации цели и задачи определены в соответствии с Концепцией управления государственным имуществом в Республике Беларусь на 2001-2005 годы.

     Согласно  Концепции приватизация государственного имущества в республике будет проводиться в целях повышения эффективности функционирования предприятий при сохранении социальной стабильности в обществе, обеспечения единой государственной политики по управлению государственным имуществом, направленной на получение максимальной отдачи от его приватизации.

     Для достижения этих целей предусматривается:

  • создавать благоприятные условия для развития предпринимательства и привлечения на этой основе прямых инвестиций в различные сектора экономики;
  • при необходимости проводить реструктуризацию государственных унитарных предприятий в процессе создания открытых акционерных обществ.

     В целях обеспечения экономической  безопасности, обеспечения единой государственной  политики по управлению государственным  имуществом предусматривается введение особого права («золотой акции») в отдельных открытых акционерных обществах, создаваемых путем преобразования государственных унитарных предприятий, включенных в перечень юридических лиц и имеющих важное и особо важное государственное значение.

     В целях совершенствования системы  оценки государственного имущества, подлежащего приватизации, и в соответствии с разрабатываемым Законом Республики Беларусь «Об оценочной деятельности в Республике Беларусь» при продаже объектов приватизации будет учитываться их рыночная стоимость.

     В целях повышения эффективности  процессов акционирования и приватизации совершенствуется законодательство в части:

  • преобразования государственных унитарных предприятий, отнесенных к числу предприятий, имеющих важное и особо важное государственное значение, только по согласованию с Президентом Республики Беларусь. В таком же порядке будет осуществляться продажа принадлежащих государству пакетов акций указанных акционерных обществ;
  • сохранения действующих объектов социальной инфраструктуры, связанных с приватизируемыми объектами;
  • предоставления права покупателям акций открытых акционерных обществ на участие в работе их органов управления с правом голосования по важнейшим вопросам их деятельности, по согласованию с соответствующими органами приватизации.

     Приоритетными способами приватизации небольших  объектов останутся их аукционная или конкурсная продажа. Преобразование государственных унитарных и арендных предприятий в открытые акционерные общества будет осуществляться как по предложениям работников предприятий, так и по инициативе Правительства Республики Беларусь, а также субъектов приватизации.

     К реформированию крупных предприятий  и промышленных комплексов будет применяться индивидуальный подход (с учетом анализа сложившейся экономической ситуации), одной из главных целей которого ставится привлечение инвестиций, прежде всего иностранных, и достижение повышения эффективности производства.

     Предусматривается расширение инструментария приватизации за счет организации купли-продажи  акций на биржевом и внебиржевом рынках, продажи акций на аукционах по методу понижения их начальной цены, приобретения дополнительно на льготных условиях акционерами – работниками приватизированных предприятий акций своих предприятий.

     Выполнению  поставленных задач должно способствовать ожидаемое принятие нового закона о приватизации государственного имущества. Проект закона предусматривает: расширение прав и ответственности органов приватизации, отраслевых министерств и концернов, местных органов управления; возможность увеличения уставных фондов акционерных обществ за счет включения в баланс преобразуемого предприятия неиспользуемых объектов недвижимости и имущественных комплексов в целом, являющихся собственностью других государственных предприятий, а также принадлежащих государству пакетов акций других обществ; расширение способов приватизации – от трех (по действующему законодательству) до двенадцати.

2. Критерии и показатели эффективности общественного производства характеризующие качество экономического роста. Методы их прогнозирования.

     Весь  процесс экономического и социального  развития находит отражение в системе показателей. Их состав и перечень определяется содержанием экономической программы. Система показателей должна отражать общий замысел, цели и задачи развития экономики и социального развития.

     Показатели  не могут устанавливаться произвольно. При введении тех или иных показателей  необходимо соблюдать определенные требования. Система показателей  должна быть комплексной, т.е. охватывать различные стороны общественного воспроизводства и социального развития. Она должна учитывать специфику отдельных отраслей, соответствовать ориентации развития экономики на более полное и эффективное удовлетворение общественных потребностей, способствовать повышению эффективности и качества работы всех звеньев народного хозяйства.

     Все показатели, используемые в процессе регулирования экономики, подразделяются на:

  • утверждаемые;
  • индикативные и расчетные;
  • количественные и качественные;
  • натуральные и стоимостные;
  • абсолютные и относительные;
  • синтетические и индивидуальные.

Информация о работе Прогнозирование и планирование структуры экономики. Программа структурной перестройки экономики РБ