Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 20:29, контрольная работа
Значение планирования, достижение и поддержание высоких темпов экономического роста в целях обеспечения более высокого уровня жизни населения, постоянно и закономерно возрастает.
Формирование рыночных отношений в Республике Беларусь не исключает необходимости видения перспективы ее экономического и социального развития.
Значение планирования, достижение и поддержание высоких темпов экономического роста в целях обеспечения более высокого уровня жизни населения, постоянно и закономерно возрастает.
Формирование рыночных отношений в Республике Беларусь не исключает необходимости видения перспективы ее экономического и социального развития.
Планирование - это процесс принятия управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий в себя выбор и научную постановку целей, выбор средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и выбора наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях развития.
Под методологией планирования и прогнозирования понимается система подходов, принципов, показателей, методики и методов разработки и обоснования прогнозов и плановых решений, а также логика планирования и прогнозирования. Методология базируется на экономической теории, изучающей закономерности и законы развития общества, основные положения и тенденции воспроизводственных процессов, и развивается и совершенствуется по мере развития самой экономической теории.
Важнейшим
составным элементом
Методы планирования и прогнозирования - это способы, приемы, с помощью которых обеспечивается разработка и обоснование планов и прогнозов. Показатели планов и прогнозов представляют собой форму количественного выражения принимаемых плановых и прогнозных решений.
Однако, несмотря на общность методологических основ, с определенной степенью условности можно говорить о методологии планирования и методологии прогнозирования, о принципах и методах планирования и принципах и методах прогнозирования. Это связано с той ролью, которую выполняют планирование и прогнозирование как формы государственного регулирования. И если планирование директивное, индикативное, стратегическое отражает конкретное решение в отношении планируемого объекта, то прогнозирование дает вероятностную оценку его состояния в будущем, различные пути и способы его развития, либо служит основой для принятия планового решения.
Основополагающим принципом государственного планирования является принцип социальной направленности и приоритета общественных потребностей.
Этот принцип предполагает, что планирование и прогнозирование развития экономики должны исходить из интересов человека и общества. Удовлетворение потребностей населения должно быть исходной позицией народнохозяйственных планов и прогнозов, ибо это общественно необходимо. Экономика не должна и не может развиваться выше интересов личного и общественного потребления.
Результаты игнорирования этого принципа в условиях планово-директивной экономики налицо. Это просматривается по основным параметрам развития потребительской сферы, которая характеризуется:
Принцип социальной направленности и приоритета общественных потребностей должен дополняться соблюдением принципа социальной справедливости, который реализуется через систему социальных гарантий и через выравнивание неоправданных различий в доходах населения и предприятий.
Важнейшим
принципом планирования является принцип
повышения эффективности
Принцип
повышения эффективности
Важнейшим методологическим принципом планирования макроэкономического развития страны является принцип пропорциональности и сбалансированности.
Рынок, непосредственно зависимый от производства и его решающего значения в удовлетворении общественных потребностей формирует мощный экономический механизм регулирования и стимулирования производства, его технического совершенствования, производство той продукции, которая удовлетворяет запасы потребителей. Однако формировать пропорции и структуру общественного производства, отвечающие интересам всего общества, должно государство через систему планирования.
Реализация этого принципа предполагает:
Сбалансированное экономическое развитие должно обеспечивать соответствие в уровнях развития отдельных сфер, отраслей, территориальных подразделений общественного производства, с одной стороны, и удовлетворение производственных и непроизводственных потребностей общества, с другой.
Важнейший принцип планирования - принцип приоритетности. Необходимость выбора приоритетных направлений в развитии экономики обусловлена, во-первых, ограниченностью ресурсов, которая имеет место практически в любой отдельно взятой стране, и, во-вторых, неотложностью решения важнейших обще-государственных задач.
Принцип согласования краткосрочных и перспективных целей и задач предполагает сочетание текущих целей и задач социально-экономического развития страны с достижением научно-обоснованных стратегических целей. Реализуется этот принцип через систему долгосрочных, среднесрочных и текущих плановых и прогнозных документов
Программа структурной перестройки экономики РБ
На 2003 год в области приватизации цели и задачи определены в соответствии с Концепцией управления государственным имуществом в Республике Беларусь на 2001-2005 годы.
Согласно Концепции приватизация государственного имущества в республике будет проводиться в целях повышения эффективности функционирования предприятий при сохранении социальной стабильности в обществе, обеспечения единой государственной политики по управлению государственным имуществом, направленной на получение максимальной отдачи от его приватизации.
Для достижения этих целей предусматривается:
В
целях обеспечения
В
целях совершенствования
В целях повышения эффективности процессов акционирования и приватизации совершенствуется законодательство в части:
Приоритетными способами приватизации небольших объектов останутся их аукционная или конкурсная продажа. Преобразование государственных унитарных и арендных предприятий в открытые акционерные общества будет осуществляться как по предложениям работников предприятий, так и по инициативе Правительства Республики Беларусь, а также субъектов приватизации.
К реформированию крупных предприятий и промышленных комплексов будет применяться индивидуальный подход (с учетом анализа сложившейся экономической ситуации), одной из главных целей которого ставится привлечение инвестиций, прежде всего иностранных, и достижение повышения эффективности производства.
Предусматривается расширение инструментария приватизации за счет организации купли-продажи акций на биржевом и внебиржевом рынках, продажи акций на аукционах по методу понижения их начальной цены, приобретения дополнительно на льготных условиях акционерами – работниками приватизированных предприятий акций своих предприятий.
Выполнению поставленных задач должно способствовать ожидаемое принятие нового закона о приватизации государственного имущества. Проект закона предусматривает: расширение прав и ответственности органов приватизации, отраслевых министерств и концернов, местных органов управления; возможность увеличения уставных фондов акционерных обществ за счет включения в баланс преобразуемого предприятия неиспользуемых объектов недвижимости и имущественных комплексов в целом, являющихся собственностью других государственных предприятий, а также принадлежащих государству пакетов акций других обществ; расширение способов приватизации – от трех (по действующему законодательству) до двенадцати.
Весь процесс экономического и социального развития находит отражение в системе показателей. Их состав и перечень определяется содержанием экономической программы. Система показателей должна отражать общий замысел, цели и задачи развития экономики и социального развития.
Показатели
не могут устанавливаться
Все показатели, используемые в процессе регулирования экономики, подразделяются на: