Прогнозирование и планирование развития строительства

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:05, контрольная работа

Краткое описание

Строительный комплекс обеспечивает воспроизводство основных фондов. Строительству отводится важная роль в решении экономических и социальных проблем. Оно способствует осуществлению технического прогресса в народном хозяйстве, рациональному размещению производительных сил страны, оказывает влияние на изменение темпов развития, отраслевых и территориальных пропорций общественного производства. Строительство является одним из важнейших средств обеспечения развития всех отраслей материального производства и непроизводственной сферы, решения жилищной проблемы.

Файлы: 1 файл

вар 73 пип.doc

— 259.00 Кб (Скачать)

 

1 Прогнозирование и планирование развития строительства

 

Строительный  комплекс  обеспечивает  воспроизводство  основных фондов. Строительству отводится важная роль в решении экономических  и  социальных  проблем.  Оно  способствует  осуществлению технического прогресса в народном хозяйстве, рациональному размещению производительных сил страны, оказывает влияние на изменение  темпов  развития,  отраслевых  и территориальных пропорций общественного  производства.  Строительство  является  одним  из  важнейших  средств  обеспечения  развития  всех  отраслей  материального производства и непроизводственной сферы, решения жилищной проблемы.

Строительный  комплекс состоит из двух взаимосвязанных секторов – строительства и промышленности строительных материалов, конструкций и деталей. Научное обеспечение комплекса осуществляется  сетью  научных,  проектно-изыскательских  и  конструкторско-технологических организаций.

Прогнозирование  и  планирование  строительного  комплекса предполагает проведение прогнозных расчетов объема строительства по отраслям материального производства и непроизводственной сферы, определение потребности в строительных материалах, оборудовании, рабочей силе, их балансовой увязке с ресурсами и обоснование мощностями строительно-монтажных организаций.

Система показателей  планов-прогнозов строительного комплекса включает ввод в действие производственных мощностей и основных  фондов  производственного  и  непроизводственного  назначения; прирост производственных мощностей за счет технического перевооружения,  реконструкции,  расширения  действующих  предприятий  и нового  строительства;  объем  незавершенного  строительства;  капитальные вложения и строительно-монтажные работы по всем объектам; лимиты государственных централизованных капитальных вложений;  капитальные  вложения  по  источникам  финансирования,  областям и др.

Главным показателем  строительного комплекса является ввод в действие  производственных  мощностей  и  объектов.  Этот  параметр характеризует конечные результаты капитальных вложений и строительного производства.

По важнейшим  объектам устанавливается государственный заказ на ввод их в действие. Определяется общий объем инвестиций для его выполнения и утверждаются лимиты государственных централизованных  капитальных  вложений.  Рассчитывается  объем  подрядных строительно-монтажных работ, который является основой для заключения договоров подряда строительными организациями.

В процессе разработки прогнозов на начальном этапе определяется спрос на услуги строительства исходя из заказов, которые формируются на основе отбора эффективных инвестиционных проектов с учетом их обеспечения финансовыми ресурсами. Размещение заказов осуществляется путем проведения подрядных торгов (тендеров). 

На  следующем  этапе  осуществляется  обоснование  объема строительства  материально-техническими (строительными  материалами  и  оборудованием)  и  трудовыми  ресурсами.  Этот  этап  связан  с разработкой балансов строительных материалов, оборудования, рабочей силы.

           К  строительным материалам  относятся цемент,  шифер,  мягкая кровля, плитки,  кирпич, известь, гипс, щебень, стеновые материалы, пористые заполнители и др. 

Баланс  строительных  материалов  разрабатывается  по  схеме, представленной в табл. 1.

 Таблица 1- Схема баланса строительных материалов

 

 

После расчета  потребностей определяются ресурсы и обосновывается объем производства строительных материалов.

Обоснование  планов-прогнозов  строительного  производства трудовыми ресурсами  осуществляется путем проведения балансовых расчетов  рабочей  силы.  Потребности  в  рабочей  силе  могут  определяться в процессе прогнозных расчетов укрупнено нормативным методом (на  основе  показателя  численности  работников  строительства на 1 млн. руб. строительно-монтажных работ). Более точные данные о потребности в рабочей силе можно получить исходя из прогнозируемого  уровня  производительности  труда и объема  строительно-монтажных работ в прогнозируемом периоде. По конкретным объектам численность работников определяется по нормам затрат времени на единицу выполняемых работ и физическому объему работ.

                  Строительная отрасль Республики Беларусь объединяет более 4 тысяч субъектов хозяйствования различных форм собственности. Это строительные тресты и объединения, предприятия строительной индустрии, проектные институты, научно-исследовательские и конструкторско-технологические организации. Используя созданный потенциал, организации Министерства вносят весомый вклад в реализацию важнейшего приоритета социально-экономического развития страны – строительства жилья для граждан Республики.

Целостная система  государственного управления строительством в Белорусской Советской Социалистической Республики (БССР), как одной из 15 союзных республик Советского Союза, начала складываться после освобождения в 1944 г. республики от оккупации фашистскими войсками Германии. Создание её было вызвано необходимостью восстановления разрушенного в Великой Отечественной войне. Практически все городские и сельские поселения были уничтожены, как и промышленность, сельское хозяйство и социальная сфера. Столица республики – г. Минск – разрушена на 85 процентов. В то время вопросами архитектурно-градостроительной деятельности, организацией проектно-изыскательских работ в строительстве и координацией деятельности проектных организаций занимался Государственный комитет по делам строительства (Госстрой БССР).

В условиях централизованной плановой системы органы управления строительством создавались по основным производственным направлениям:

Министерство жилищно-гражданского строительства;

Главное управление промышленного строительства;

Главное управление по восстановлению г. Минска;

Управление по делам сельского  и колхозного строительства.

Постепенно эти органы управления укрупнялись и в 1953 г. первые три из них были объединены в Министерство жилищно-гражданского строительства БССР. После неоднократных реорганизаций в 1957 году оно было преобразовано в Министерство строительства БССР и просуществовало до 1967 г. Кроме этого вопросами сельского строительства, в частности в колхозах, занималась отдельная структура управления.

К середине 60-х годов объёмы строительства в республике значительно  возросли, и потребовалась более  четкая его специализация. В это  время была создана система управления строительством, просуществовавшая до начала распада Советского Союза. В нее входили: Госстрой, Министерство промышленного строительства (Минпромстрой), Министерство сельского строительства (Минсельстрой) и Министерство монтажных и специальных строительных работ (Минмонтажспецстрой). Это были союзно-республиканские структуры, подчинявшиеся как правительству республики, так и одноименным союзным структурам.

Наиболее крупным из них  был Минпромстрой. В его состав в различные периоды входило  до 40 строительно-монтажных и специализированных трестов (объединений), целый ряд домостроительных комбинатов, промышленных и вспомогательных предприятий в г. Минске, областных центров и наиболее крупных городах. Большинство из них выполняло функции генподрядных организаций и вело строительные работы в указанных выше городах и их пригородных зонах. По мере ростов объёмов работ в г. Минске здесь была сформирована самостоятельная структура - комбинат Минскстрой.

Строительство объектов на селе, в большинстве районных центров  вели, также генподрядные, организации Минсельстроя. Объединения и тресты этого министерства находились во всех областях. В Минской, Гомельской и Витебской области – по два и более. В свою очередь их структурные подразделения (ПМК и СПМК) располагались во всех районах. При этом управление строительством в колхозах долгое время велось самостоятельными структурами.

Организации Минмонтажспецстроя выполняли работу своего профиля  на субподряде. Монтаж металлических  конструкций, технологического оборудования и трубопроводов вёлся трестом «Химмонтаж», в последствии объединением «Промтехмонтаж». Электромонтажные работы выполнял трест «Белэлектромонтаж». Монтаж систем вентиляции и кондиционирования, санитарно-технических систем выполняли тресты «Белсантехмонтаж № 1» и «Белсантехмонтаж № 2». Изоляцию промышленного оборудования и трубопроводов осуществлял трест «Белтеплоизоляция». Все виды пуско-наладочных работ, в том числе контроль сварных соединений неразрушающими методами, выполнял трест «Белпромналадка». Тепломонтажные, огнеупорные и футеровочные работы выполняло специализированное управление «Тепломонтаж». Белорусское управление механизации, оснащенное мобильными грузоподъемными механизмами и технологическим автомобильным транспортом, оказывало услуги по механизации всех видов работ. Кроме этого, ряд узкоспециализированных монтажных организаций подчинялись своим головным структурам в Москве или Ленинграде.

В переходный период на базе строительных министерств были созданы: корпорация «Белбуд», объединение «Белсельстрой» и концерн «Белстроймонтаж» («Белмонтажспецстрой»).

В настоящее время республиканским  органом управления строительной деятельностью  в Беларуси является Министерство архитектуры  и строительства Республики Беларусь (Минстройархитектуры), созданное Указом Президента Республики Беларусь от 26 августа 1994 г. № 74. Ему переданы функции ранее существовавших структур бывшего Министерства промышленности строительных материалов, а также (непродолжительное время) управления дорожным строительством от которых министерство было освобождено.

Основными задачами министерства являются разработка и реализация государственной  и технической политики в области  строительства, жилищного строительства, архитектуры, градостроительства, промышленности строительных материалов, инвестиционной деятельности в строительстве, осуществление технического нормирования, стандартизации и сертификации в этой области, а также эффективного государственного строительного надзора, который осуществляет департамент Госстройнадзора, находящийся в составе министерства.

Минстройархитектуры в установленном законодательством  порядке обеспечивает также лицензирование строительной деятельности и проведение государственной вневедомственной экспертизы проектной документации.

 

                                                                      Задача 1

Проанализировать  возможные пути повышения производительности труда работников предприятия, найти  обобщенное мнение экспертов и оценить  согласованность мнений экспертов  с помощью коэффициента конкордации. Сделать выводы. Исходные данные по вариантам приведены в табл. 1.

 Таблица  1 - Экспертная оценка путей повышения  производительности труда работников

 

Сов. мат. стим.(1)

Улучш. усл. Труда(2)

Соверш. норм. Труда(3)

Автома-тизация(4)

Повыш.

квалиф. (5)

Эксперт 1

1

3

5

2

4

Эксперт 2

1

2

3

7

6

Эксперт 3

2

4

6

1

3

Эксперт 4

3

2

4

5

1


 

Решение

Ранжирование  – это  расположение  показателей (объектов,  явлений,  факторов) в  порядке  возрастания (убывания)  некоторого  общего  признака.  Ранжирование  осуществляется  следующим  образом.

Каждый  эксперт  приписывает  объектам  ранжирования  номера  натурального ряда 1, 2, 3, …, n (ранги) в порядке возрастания (убывания) заданного качества (признака, критерия и т. п.).  В том случае, когда  некоторым объектам присвоен один и  тот же номер, предварительно необходимо  провести стандартизацию  рангов  эксперта.  Для объектов,  имеющих одинаковые (связанные)  ранги,  стандартизированный ранг будет равен среднему арифметическому из порядковых номеров мест, которые они поделили:

где n1, n2, …, ns − порядковые номера мест, которые они занимают при их упорядочивании, S – число объектов.

После стандартизации должно выполняться условие

где хj − стандартизированный  ранг j-го объекта; n – число объектов

 

  Стандартизация  рангов 1 эксперта

 

(1)

(2)

(3)

(4)

(5)

сумма

ранги

      1

     3

     5

     2

     4

15

номера

1

3

5

2

4

15

станд.ранги

1

3

5

2

4

15


 

 

Стандартизация  рангов второго эксперта

 

(1)

(2)

(3)

(4)

(5)

сумма

ранги

1

2

3

7

6

19

номера

1

2

3

5

4

15

станд.ранги

1

2

3

5

4

15


 

 

Стандартизация  рангов третьего эксперта

 

(1)

(2)

(3)

(4)

(5)

сумма

ранги

2

4

6

1

3

16

номера

2

4

5

1

3

15

станд.ранги

2

4

5

1

3

15

Информация о работе Прогнозирование и планирование развития строительства