Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 23:24, контрольная работа
Анализ итогов реформ в современной России показывает, что усилия государства должны сосредоточиваться на поиске путей, направленных на максимальное использование имеющегося научно-технического и производственного потенциала, сохранение человеческого капитала, обеспечение широкой социальной поддержки реформ. Должны разрабатываться конкретные методы проведения активной институциональной, промышленной и социальной политики.
1 Проблемы становления антикризисного управления в РФ 3
2 Тенденции возникновения и развития государственных кризисов и кризисов предприятий 8
3 Список литературы 18
Содержание
1 Проблемы становления антикризисного управления в РФ 3
2 Тенденции возникновения
и развития государственных
3 Список литературы
Проблемы становления антикризисного управления в РФ
Анализ итогов реформ в современной России показывает, что усилия государства должны сосредоточиваться на поиске путей, направленных на максимальное использование имеющегося научно-технического и производственного потенциала, сохранение человеческого капитала, обеспечение широкой социальной поддержки реформ. Должны разрабатываться конкретные методы проведения активной институциональной, промышленной и социальной политики.
Центральная теоретическая проблема развития – баланс государства и рынка. Вопрос сейчас не стоит концептуально: вмешиваться или нет государственной власти в сферу экономики. Мировой опыт подтверждает, что рынок не может развиваться в вакууме, он нуждается в правовой и регулирующей основе.
Государство формирует такую основу для развития, защищая и охраняя права собственности, создавая правовые и другие регулирующие системы, содействуя эффективной предпринимательской деятельности граждан и сохранению окружающей среды. Воздействие государства может осуществляться в виде регулирования частной активности, принимать форму финансовой поддержки или трансфертов и т. п. Возникает вопрос определения границ государственного регулирования, т. е. «осязаемых» признаков выхода из кризиса.
В широком смысле государственное регулирование экономики, как правило, ограничено двумя видами – финансовым, в основе которого лежат кейнсианские теории, и кредитноденежным (монетаристским). При формировании рыночной модели хозяйствования должна быть создана двухуровневая система управления экономикой – на уровне государства, основанная на подчинении, и на уровне предприятий, базирующаяся на горизонтальных взаимоотношениях.
Таким образом, государственное регулирование кризисных ситуаций осуществляется в виде :
—
нормативно-законодательной
Основным документом в этой связи является также Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" .
— финансового регулирования: это управление совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия или государства, а также источниками доходов, статьями расходов, порядком их формирования и использования.
В
стране финансовые ресурсы аккумулируются
бюджетной системой, которая обеспечивает
их перераспределение в
Бюджетная политика определяется радом специфических факторов, и прежде всего экономическим и финансовым кризисом:
— производства: государственное регулирование в этой области сводится к активной промышленной политике, основу которой составляют следующие принципы:
а) обеспечение учета интересов всех участников ее осуществления;
б) социально-экономическая
в) сочетание мер государственного регулирования и рыночных механизмов;
г) адресный характер мероприятий;
д) система договорных отношений и конкурсная основа для ее участников;
е) широкое использование аренды, лизинга и инвестиционных конкурсов продажи государственной собственности;
ж) развитие и содействие всеобщей мотивации спроса на рынках труда, капитала, товаров и услуг, технологии и других.
— перераспределения дохода: в целях осуществления стратегии социальной политики государство должно регулировать систему рыночных отношений, что позволит решать проблемы, связанные с несостоятельностью рынка и организовать процесс перераспределения доходов. Как следует из изложенного, государственное регулирование призвано стимулировать позитивные социально-экономические процессы, ограничивать и парализовывать возможные антисоциальные последствия действий стихийно-рыночных сил, страховать общество от них.
Современная мировая экономическая мысль выделяет следующие признаки выхода из кризисных ситуаций. Поиск инноваций, содействующих изменениям в способе экономического роста. Это преобразования в области отношений найма, которые могут способствовать попыткам выхода за пределы прежнего способа экономического роста, форм внутренней организации и конкуренции, к которым движутся предприятия, выявление сдвигов в потребностях, социально-экономического прогресса.
Динамика выхода из кризиса, а затем и экономического роста определяется не силой государства, а эффективность косвенного воздействия и регулирования институциональных форм в рыночной среде, стимулирования конкуренции, завершения структурной перестройки экономики. За кризисом, представляющим собой разрушение всего устаревшего и ведущего к пересмотру прежних представлений, важно увидеть основы нового уровня развития национальной хозяйственной системы.
Эта
функция государства
Во-первых,
согласно Гражданскому кодексу Российской
Федерации федеральная
Во-вторых,
это предприятия с
Но институт представителей государства в органах управления предприятий не всегда оправданно формировать только из государственных служащих – специалистов министерств и ведомств, нужно, чтобы представитель государства в органе управления предприятием был хорошим менеджером, владел методами исследования систем управления.
В-третьих, государство обладает недвижимым имуществом. Это золотой фонд государственной собственности, который всегда в цене и должен постоянно эффективно функционировать. К сожалению, до последнего времени распространенным действием остается избавление от недвижимости для покрытия дефицита бюджета. Между тем более эффективным может быть путь регулирования через систему национального имущества, в организации использования этого имущества на условиях аренды. Этот способ регулирования служит преградой для превращения предприятий в чисто имущественные объекты с утратой ими производственных и хозяйственных функций и массовыми увольнениями их работников. В-четвертых, с деятельностью государства тесно связаны земельные отношения. В этой сфере действуют более сотни законодательных актов, которые нередко носят противоречивый характер и не способствуют эффективному развитию сельскохозяйственного производства. Наконец, в поле государственного регулирования находятся отношения собственности в регионах. Формально перевести недвижимость одной формы собственности в другую не является проблемой, добиться, чтобы на этой базе оптимально реализовывались интересы работника, предприятия и государства. На практике же превалирует передача федеральных предприятий в собственность субъектов Российской Федерации в счет погашения долга государства их бюджетам, что связано с пониманием того, что предприятие – имущество, имеющее определенную стоимость.
Тенденции возникновения и развития государственных кризисов и кризисов предприятий
Весьма
противоречивы точки зрения на причины
экономических кризисов. И для этого есть
немало объективных предпосылок. Дело
в том, что воздействие на цикличность
воспроизводства одних и тех же факторов
в разные периоды весьма различно и к тому
же проявление их в отдельных государствах
имеет свои особенности. Многие экономисты
продолжительность цикла связывают с
научно-техническим прогрессом (НТП). Активная
часть основного капитала морально устаревала
в течение 10—12 лет. Это требовало ее обновления,
что служило стимулом экономического
оживления. Так как исходным толчком служит
замена оборудования и технологии, то
обновление основного капитала называют
материальной основой экономического
цикла. Последующие сокращения периодов
цикла (с 10-11 лет в XIX в. до 7—8 лет в предвоенные
и 4—5 лет в после военные годы XX в.) связываются
с ускорением сроков обновления основного
капитала под влиянием НТП в современном
мире.
У К. Маркса была своя система взглядов
не только на причины, определяющие длительность
циклов, но и на саму природу цикличности.
Принципиальным отличием точки зрения
К. Маркса в данной проблеме является то,
что причины цикличности капиталистического
воспроизводства он видел в самой природе
капитализма, непосредственно в противоречии
между общественным характером производства
и частным характером присвоения его результатов.
Представители неоклассической и либеральной
школ выдвигают различные причины экономических
кризисов, не связывая их с природой капитализма.
Многие из них считают причиной кризисов
недопотребление населения, вызывающее
перепроизводство. Последовательной представительницей
теории недопотребления была Джоан Робинсон,
лидер левого кейнсианства. Лекарством
от кризисов считалось стимулирование
потребления. Но возникающий недостаток
потребления (платежеспособности) является
скорее следствием,чемжпричинойщкризис
Более близки к марксистской позиции экономисты,
считающие причиной кризисов диспропорциональность,
или «не равновесие».
Кризисы обусловлены отсутствием правильных
пропорций между отраслями, стихийными
действиями предпринимателей. Теория
не равновесия сочетается с другим распространенным
взглядом на кризисы как на порождение
внешних условий — политических, демографических,
природных. Ф. фон Хайек — сторонник рыночной
свободы и яростный противник государственного
вмешательства — считал, что кризисы перепроизводства
возникают из-за избыточного финансирования
со стороны государства (дешевых кредитов,
закачивания спроса).
Существует и психологическая теория
кризисов. По мнению И. Шумпетера, каждой
фазе свойственна своя психологическая
картина, формирующая отношение к инвестициям.
Паника и разброд кризисного состояния
ведут к застою капиталовложений, повышенное
настроение в условиях подъема стимулирует
горячку. «Меняющиеся ситуации» формируют
неравномерность инвестиционного
Экономической наукой к настоящему времени
разработан целый ряд различных теорий,
объясняющих причины экономических циклов
и кризисов. П. Самуэльсон, например, в
качестве наиболее известных теорий циклов
и кризисов в своей книге «Экономика»
отмечает следующие:
• денежную теорию, которая объясняет
цикл экспансией (сжатием) банковского
кредита (Хоутри и др.);
• теорию нововведений, объясняющую цикл
использованием в производстве важных
нововведений (Шумпетер, Хансен);
• психологическую теорию, трактующую
цикл как следствие охватывающих население
волн пессимистического и оптимистического
настроения (Лигу Бэджгот и др.);
• теорию
недопотребления, усматривающую причину
цикла в слишком большой доле дохода, идущей
богатым и бережливым людям, по сравнению
с тем, что может быть инвестировано (Гобсон,
Фостер, иждр.);
• теорию чрезмерного инвестирования,
сторонники которой полагают, что причиной
рецессии является, скорее, чрезмерное,
чем недостаточное, инвестирование (Хайек,
Мизес и др.);
• теорию солнечных пятен — погоды —
урожая (Джевонс, Мур).
При оценке взглядов на цикличность и
ее причины следует отметить, что они видоизменялись
во времени вместе с изменением самой
социально-экономической действительности.
С учетом этого заслуживает внимания точка
зрения ряда российских экономистов, которые
выделяют три этапа в изменении взглядов
на экономические циклы [4, с. 193-194].
Первый этап охватывает период с начала
XVIII в. до середины 30-х годов XX в. В этот
период преобладали суждения о том, что
экономические кризисы либо вообще невозможны
при капитализме (Дж.С. Милль, Ж.-Б. Сэй,
Д. Рикардо), либо они носят лишь случайный
характер и что система свободной конкуренции
способна самостоятельно их преодолевать
(Ж.-Ш. Сисмонди, Р. Родбертус,К.Каутский).
Второй этап охватывает период с середины
30-х до середины 60-х годов XX в. Выделение
этого периода связано с трудами
Дж.М. Кейнса и прежде всего с его выводом
о том, что экономические кризисы (точнее
депрессия, застой) неизбежны в условиях
классического капитализма и вытекают
из природы присущего ему рынка. Кейнс
одним из первых среди западных экономистов
прямо заявил о том, что капиталистический
рынок включает в себя различные проявления
монополизма и сочетается с государственным
регулированием, отчего цены и заработная
плата являются негибкими.
В качестве принципиально необходимого
средства сглаживания проблем кризиса
и безработицы Кейнс выдвинул идею обеспечения
государственного вмешательства в экономику
в целях стимулирования эффективного
совокупного спроса. К его заслугам в исследовании
фактора цикличности следует также отнести
разработанную им теорию мультипликатора,
которая в последующем стала широко использоваться
при анализе причин цикличности.
Третьим этапом в исследовании причин
экономических циклов является период
с середины 60-х годов до настоящего времени.
В этот период, во-первых, стало уделяться
особое внимание разграничению экзогенных
(внутренних) и эндогенных (внешних) причин
цикличности рыночной экономики, причем
именно эндогенным факторам стало уделяться
преимущественное внимание. Во-вторых,
определилась позиция ряда специалистов,
согласно которой государство в развитых
странах далеко не всегда стремится к
антикризисному регулированию, сглаживанию
циклических колебаний и к стабилизации
экономического равновесия, а проводит
нередко так называемую про циклическую
политику, т. е. провоцирует и поддерживает
цикличность.
Обстоятельный анализ экзогенных и эндогенных
подходов к объяснению причин цикличности
представлен так называемым
мультипликационно-
мультипликатора и акселератора в теории
рассматриваются раздельно, но в жизни
их механизм действует в тесной взаимосвязи;
как только приходит в действие один из
данных механизмов, начинает функционировать
и второй. Если, например, в положении равновесия
происходит автономное (не зависящее от
экономической системы) изменение спроса
в виде прироста инвестиций, то в движение
приходит мультипликатор, который вызывает
целый ряд изменений дохода. А изменения
дохода приводят в движение принцип акселератора
и порождают изменения в объемах производных
капиталовложений. Изменения в капиталовложениях
вновь приводят в действие мультипликатор,
который порождает изменения дохода, приводящие
к новым капиталовложениям. Общая модель
взаимодействия мультипликатора и акселератора
характеризуется следующей формулой Дж.Хикса:
Yt = (1 – S)