Проблемы, риски и финансовые стимулы развития совместных предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2011 в 10:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной курсовой работы является характеристика, анализ рисков и перспектив совместных предприятий; условия создания и эффективность функционирования совместных предприятия в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ МАКРО.docx

— 97.17 Кб (Скачать)

        Иностранным предприятием выступает созданное в качестве юридического лица предприятие или организация, в котором иностранные инвестиции составляют 100 %. Такое предприятие может быть создано на базе денежного или неденежного вклада, полностью ввезенного из другого государства, либо на базе имущества, приобретенного у собственников в республике за конвертируемую валюту либо местную валюту, если она получена в виде прибыли от иностранных инвестиций, разрешенной коммерческой деятельности или конвертации в банках Республики Беларусь. 
Предприятия с иностранными инвестициями являются юридическими лицами Республики Беларусь. Они создаются на основе учредительного договора между участниками в форме акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и любых иных организационно-правовых формах.

        Предприятие с иностранными инвестициями может создавать за счет собственных средств дочерние предприятия с правами юридического лица, а также филиалы и представительства. При этом, согласно закону, филиалы и представительства не могут иметь статус юридического лица на территории Республики Беларусь.

         Минимальный вклад иностранного инвестора в уставный фонд создаваемого предприятия на территории Республики Беларусь определяется в размере 20.000 долларов США и может быть осуществлен как в денежной, так и неденежной форме. Если доля иностранного инвестора в уставном фонде составляет 30 и более процентов, и вся выручка образуется за счет реализации продукции и услуг собственного производства, то предприятие освобождается от платы налога на прибыль в течение 3 лет с момента объявления прибыли. 
         Около 80 % объема инвестиций на развитие экономики и социальной сферы финансируется в республике за счет собственных средств предприятий и организаций, внебюджетных фондов, средств населения и иностранных кредитов. Доля предприятий и организаций негосударственного сектора составила в среднем 30 %.

         Основным объектом инвестирования являются товары широкого потребления и торговля, на которые до недавнего времени приходилось до 70% всех вложений. Анализ отраслевой структуры инвестиций свидетельствует о постепенном переходе инвесторов от торгово-закупочной деятельности к промышленному производству, хотя такие приоритетные отрасли, как переработка сельхозпродукции, строительство и научно-технические разработки, остаются невостребованными. 

Кредитование  совместных предприятий

           В процессе кредитования современные банки используют ряд организационно-экономических приемов предоставления и возврата ссуд. Совокупность этих приемов как частных действий по организации кредитного процесса, его регулирования в соответствии с принципами кредитования, называется механизмом кредитования.

         В частности, можно использовать различные методы кредитования, т. е. способы выдачи и погашения кредита в соответствии с принципами кредитования, определяющие характер связи движения кредита с процессом кругооборота фондов и заемщика.

         Рассмотрим каждый из методов кредитования:

              1. Кредитование по остатку: движение кредита (т.е. выдача и погашение его) осуществляется в соответствии с изменением стоимости кредитуемого объекта. Кредит увязывается с движением остатка кредитуемых ценностей, в качестве которых могли выступать различные товарно-материальные ценности (сырье, основные и вспомогательные материалы, запасные части, товары и т.д.), незавершенное производство, расходы будущих периодов, готовая продукция, отгруженные товары. Рост сверхнормативных запасов вызывал потребность в кредите, а их снижение требовало его погашения в соответствующей части. Изменение остатков являлось результатом кругооборота фондов. По мере увеличения кредитуемых запасов и затрат происходила выдача ссуды, когда начиналось снижение остатков - ссуда погашалась. При этом методе кредитования присутствовали два периода: период выдачи ссуды и период погашения ссуды. В случае кредитования по остатку кредит носил компенсационный характер, т.к. возмещал хозорганам их собственные средства, вложенные в повышенные (сверх норматива) запасы ценностей и затрат. Метод кредитования по остатку потерял свое практическое значение еще в переходный период, т.к. в ходе первого этапа банковской реформы 80-х г.г. был завершен объективный процесс перехода от кредитования многочисленных, разрозненных объектов кредитования к кредитованию укрупненного объекта по единой унифицированной схеме, причем только по обороту.

              2. Кредитование по обороту: движение кредита определялось оборотом материальных ценностей, т.е. их поступлением и расходованием, началом и завершением кругооборота фондов. Здесь кредит носит платежный характер, т.к. выдача ссуд производилась непосредственно на производство платежа и, главное, в момент возникновения потребности в заемных средствах. Погашение кредита осуществлялось по завершении полного кругооборота средств заемщика в соответствии с планом реализации (товарооборота). При данном методе кредитования предоставление нового кредита и погашение задолженности по ранее выданному кредиту могли совпадать во времени, т.е. могло происходить смешение, наложение друг на друга периодов кредитования (выдача ссуды, погашение ссуды).

              3. Кредитование под совокупный объект: переходный метод кредитования от предоставления ссуд многочисленным и разрозненным объектам кредитования к кредитованию укрупненного объекта по единой унифицированной схеме, причем только по обороту. При этом кредитование по обороту приняло форму кредитования по совокупности запасов и затрат производства (в пределах заранее определенной плановой величины), на которую были переведены практически все отрасли хозяйства (с некоторыми особенностями для каждой).

          В настоящее время этот метод кредитования можно назвать оборотно-сальдовый (оборотно-остаточный), т.к. в нем присутствуют черты кредитования по обороту и по остатку (выдача ссуды - как по оборотному методу кредитования, т.е. путем оплаты расчетных документов; погашение ссудной задолженности - как при методе кредитования по остатку). 
В современных условиях в таком порядке кредитуются государственные промышленные, транспортные, строительные, сельскохозяйственные, торговые и снабженческо-сбытовые организации. Интересно отметить, что оборотно-сальдовый метод в чистом виде длительно существовать не может, т.к. он является переходным, и существуют противоречия между двумя методами кредитования, и поэтому он в каждом конкретном случае приобретает больше черт одного из методов. Надо отметить, что в отношении новых коммерческих структур, т.е. субъектов частной формы собственности при выдаче ссуд коммерческие банки используют другие методы кредитования, шире опираясь на зарубежную банковскую практику.

         В международной банковской практике существует:

             · метод индивидуального выделения кредита (ссуда выдается на удовлетворение определенной целевой потребности в средствах на конкретный срок). Этот метод является основным при кредитовании новых клиентов, не имеющих еще сложившейся кредитной истории в данном банке. Как правило, эта форма финансирования является безусловным контрактом, т.е. с момента заключения кредитного договора на банк накладываются определенные обязательства по срокам.

             · метод открытия кредитной линии, т.е. кредитование осуществляется в пределах заранее установленного банком для заемщика лимита кредитования, который используется им по мере потребности путем оплаты предъявляемых к нему платежных документов в течение определенного периода. 
Открытая кредитная линия позволяет оплатить за счет кредита любые расчетно-денежные документы, предусмотренные в кредитном соглашении, заключаемом между клиентом и банком.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

3.2. Пути повышения  эффективности функционирования  совместных предприятий в Республике Беларусь 

     Учитывая  потенциальные возможности воздействия  совместного предпринимательства  на результативность проводимых в стране экономических реформ, необходимо наличие  обоснованной стратегии его развития на перспективу с учётом внутренних и внешних национальных интересов. Представляется эффективным разделение возможных вариантов повышения  эффективности СП на изменения макро- и микроэкономических условий и  влияния правительства в рамках политики регулирования деятельности совместных предприятий. 

Республиканские органы управления Региональные  органы управления Субъекты  хозяйствования
Цель: обеспечение эффективного функционирования СП
Уровни  национальной экономики
Макроуровень Региональный  уровень Микроуровень
Задачи Создание  благоприятного инвестиционного климата Формирование  условий для реализации преимуществ  СП
Подзадачи Совершен-ствование нормативно-правовой базы Совершенство-вание  налогово-кредитной и валютно–финансовой систем Совершенство-вание 

инстуциональ-ных структур

Обоснование целесообразности создания и возможности  эффективного функционирования СП
Средства  достиже-ния цели Развитие  нормативно-правовой базы на основе при- нципов

международ-ного инвестиционно-го сотрудничества

Экономичес-кое стимулиро-вание производ-ства Развитие системы  стра- хования, орга- низационной и  информацион-ой поддержки иностранных  инвесторов Учет целевой  ориента-ции пар-тнеров Обосн-ование вариан-та

созда-ния СП

Построе-ние  эффек- ктивной системы внутренн-их комму-никаций
Инструмен-тарий Классификация СП, анализ, внутренний мониторинг инвестиционного  климата, налоговые ставки и др. Матрица обосно-вания Систе-ма ос-новных и до-полни-тель-ных показа-телей Матрица выбора типа управ-ления

Рис. 1.  Матрица механизма обеспечения эффективного функционирования СП в Республике Беларусь.

     Основными направлениями государственной  политики Республики Беларусь, нацеленной на развитие совместного предпринимательства, должны стать:

     1. Определение приоритетных сфер деятельности, доступ к которым открыт для иностранного капитала.

     Приоритетными могли бы стать те сферы деятельности, которые осуществляют производство продукции на основе использования  местных ресурсов, включая трудовые, определенной профессионально-квалификационной подготовки, научно-технического потенциала и др. Данные отрасли должны отвечать следующим требованиям:

  • их продукция будет насыщать национальный рынок, при этом возможно развитие импортозамещающего производства;
  • они будут производить конкурентоспособную продукцию, участвующую в формировании экспортного потенциала страны;
  • их товары будут подвергаться максимально возможной степени переработки внутри страны, что будет способствовать снижению в экспорте доли необработанного сырья
  • расширение производства в них будет создавать дополнительные рабочие места.

     Далее в сферу международного совместного  предпринимательства должны быть вовлечены  уже те отрасли, уровнем развития которых определяется научно-технический потенциал, создающий предпосылки для равного участия Беларуси в международном разделении труда и обеспечивающий стабильность национальной экономики. Это приборостроение, электроника, биотехнологии и т. д.

       С учётом национальных интересов  РБ представляется целесообразным  привлечение иностранного капитала, прежде всего, в следующие отрасли  народного хозяйства:

  • нефтеперерабатывающая и химическая промышленность;
  • машиностроение (создание и производство технологического оборудования для выпуска изделий медицинской техники);
  • автомобильная промышленность;
  • деревоперерабатывающая промышленность;
  • агропромышленный комплекс.

     2. Создание в республике благоприятного инвестиционного климата и наличие системы его мониторинга. Как категория, «инвестиционный климат» отражает реально существующую, объективную для каждого момента времени совокупность условий приложения капитала с точки зрения иностранного инвестора. В значительной степени он формируется под влиянием управленческой деятельности государственных органов.

Информация о работе Проблемы, риски и финансовые стимулы развития совместных предприятий