Проблемы развития фондового рынка в Украине и возможные пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 11:26, курсовая работа

Краткое описание

В первом разделе данной работы работы рассматривается понятие фондового рынка в целом, его участники, объекты, структура и принципы функционирования. При написании второго раздела охарактеризовано историческое развитие рынка ценных бумаг в Украине в годы независимости, проведён анализ современного состояния, проблем развития и тенденций фондового рынка и перспектив развития и интеграции в мировой финансовый рынок.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................3

РАЗДЕЛ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФОНДОВОГО РЫНКА, ЕГО СТРУКТУРА

1.1. Понятие фондового рынка, его функции..................................................... 6

1.2. Структура фондового рынка, его участники.................................................8

1.3. Основные модели регулирования фондового рынка................................. 15

РАЗДЕЛ 2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ФОНДОВОГО РЫНКА В УКРАИНЕ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.

2.1. История развития фондового рынка в Украине..........................................19

2.2. Основные проблемы рынка ценных бумаг..................................................25

2.3. Перспективы развития фондового рынка Украины....................................27

ВЫВОДЫ.................................................................................................31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Готово.doc

— 175.00 Кб (Скачать)
  1. Регистрация выпуска специально уполномоченным правительственным органом.
  2. Период остывания. В течение этого периода проводится проверка заявления. Эмитент же использует его для публикации предварительных проспектов эмиссии, дающих необходимую информацию, для оценки привлекательности предполагаемого выпуска для инвесторов.
  3. Этап предэмиссионного совещания, на котором выверяется заявление о регистрации и определяется окончательный проспект эмиссии.
  4. Период непосредственной реализации новых выпусков. [22.]

     Первичный рынок предполагает обязательное существование  вторичного рынка. Более того, по мнению экспертов, существование первичного рынка в условиях отсутствия вторичного рынка практически не возможно. [20.]

     Вторичный рынок – рынок, на котором осуществляется обращение ценных бумаг в форме перепродажи ранее выпущенных и в других формах. Основными участниками данного рынка являются не эмитенты и инвесторы, а спекулянты, преследующие цель получения прибыли в виде курсовой разницы. Содержание их деятельности сводится к постоянной покупке ценных бумаг по низкой цене и продаже их по высокой и получении прибыли за счёт разницы в ценах.

     Вторичный рынок обязательно несёт в  себе элемент спекуляции. В результате на вторичном рынке происходит постоянное перераспределение собственности, которое имеет всегда имеет одно направление – от мелких собственников к крупным. Миграция капитала осуществляется в виде перелива его к месту необходимого приложения и оттока капитала из тех отраслей, предприятий, где имеется его излишек.

     Таким образом, вторичный рынок, в отличие от первичного, не влияет на размеры инвестиций и накоплений в стране. Он обеспечивает лишь постоянное перераспределение уже аккумулированных через первичный рынок денежных средств между различными субъектами хозяйственной жизни. В итоге функционирование вторичного рынка обеспечивает постоянную структурную перестройку экономики в целях повышения её рыночной эффективности и выступает столь же необходимым инструментом для существования фондового рынка, как и первичный рынок. 

     Однако  роль вторичного рынка этим не ограничивается. Вторичный рынок обеспечивает ликвидность  ценных бумаг, возможность их реализации по приемлемому курсу и тем самым создает благоприятные условия для их первичного размещения. Возможность в любой момент превратить ценные бумаги в форму наличных денег представляет собой обязательное условие инвестирования средств в ценные бумаги, ибо источник инвестируемого ссудного капитала – временно свободные денежные капиталы и средства, которые могут быть использованы только в соответствии с основными принципами кредита.

        Возможность перепродажи – важнейший фактор, который обязательно должен учитываться инвесторами при покупке ценных бумаг на первичном рынке. Функцией вторичного рынка в этом случае становится поддержание сбалансированности фондового рынка в целом и обеспечение ликвидности ценных бумаг. Ликвидный рынок характеризуется незначительным разрывом между ценой продавца и ценой покупателя, небольшими колебаниями цен от сделки к сделке. Более того, ликвидность рынка тем больше, чем больше число участников продажи и возможность оперативной перепродажи ценных бумаг, а также чем выше процент новизны предложенных для продажи ценных бумаг.

     Существуют  две организационные разновидности  вторичных рынков: организованный –  биржевой и неорганизованный – внебиржевой. В свою очередь и тот и другой принимают разнообразные формы  организации.

     Наиболее  простой формой организации фондовой торговли выступает стихийный рынок. Здесь продавцы и покупатели, общаясь между собой, определяют уровень спроса и предложения на те или иные ценные бумаги и заключают сделки непосредственно друг с другом. Заключение сделки на стихийном рынке зависит от того, насколько удачно случай сводит продавцов и покупателей, а условия совершения разных торговых операций могут существенно различаться даже тогда, когда они происходят в один и тот же момент.

     Внебиржевой оборот возникает как альтернатива бирже. Многие компании не могли выходить на биржу, так как их показатели не соответствовали требованиям, которые предъявляются для регистрации на бирже. В настоящее время во внебиржевом обороте обращается преобладающая часть всех ценных бумаг. Это акции небольших фирм, действующих в традиционных отраслях, акции крупных компаний, учреждённых в новейших отраслях экономики, потенциально способных превратиться в крупнейшие корпорации, ценные бумаги кредитных институтов, традиционно ограничивающих сферу обращения своих ценных бумаг, государственные и муниципальные ценные бумаги, новые выпуски акций.

     Торговлю  на внебиржевом обороте ведут  специалисты: брокерские и дилерские  компании, часто совмещающие свои функции. Во внебиржевом обороте  отсутствует единый физический центр  для выполнения операций, и сделки купли-продажи осуществляются через телефонные и компьютерные сети. Цены устанавливаются путём переговоров, по правилам, регулирующим внебиржевой оборот, которые всегда менее жестки по сравнению с правилами торговли, действующим на бирже.

     Традиционной  формой вторичного рынка выступает  фондовая биржа – организованный, регулярно функционирующий рынок  ценных бумаг и других финансовых инструментов, один из регуляторов  финансового рынка, обслуживающий  движение денежных капиталов.

     Роль  фондовой биржи в экономике страны определяется прежде всего степенью разгосударствления собственности, точнее – долей акционерной собственности в производстве валового национального продукта. Кроме того, роль биржи зависит от уровня развития фондового рынка в целом.

     Чтобы ценные бумаги обращались на фондовой бирже, они должны преодолеть ряд  барьеров: комиссия по листингу (процедура включения ценных бумаг эмитента в котировальный список биржи); котировальная комиссия(определяет курс ценной бумаги при ее первой реализации).

     В результате, проанализировав вышеизложенную информацию, можно сделать заключение, что фондовая биржа позволяет  обеспечить концентрацию спроса и предложения  ценных бумаг, их сбалансированность путём  биржевого ценообразования, реально  отражающего уровень эффективности функционирования акционерного капитала.

     Основными субъектами фондового рынка являются:

  • эмитенты – лица или организации, испытывающие недостаток в денежных ресурсах и привлекающие их на основе выпуска ценных бумаг;
  • дилеры и брокеры (их еще называют финансовыми посредниками) , через которых осуществляется перераспределение свободных денежных средств от инвесторов к эмитентам ценных бумаг. Брокерская деятельность заключается в совершении операций с ценными бумагами в интересах клиента по договору поручения или договору комиссии. За оказание своих услуг брокер получает вознаграждение в виде комиссионных. По договору поручения брокер заключает сделку от имени клиента и за его счет. Главная задача брокера – найти для клиента на рынке ценные бумаги, которые его бы устраивали по цене. Осуществляя сделку по договору комиссии, брокер действует в качестве комиссионера и заключает сделку от своего имени, но за счет клиента. Дилерская деятельность состоит в купле-продаже ценных бумаг юридическим лицом от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи с обязательством исполнения сделок по этим ценным бумагам по объявленным ценам. Доход дилера – разница между курсами купли и продажи.
  • инвесторы (лица, обладающие излишком денежных средств, и вкладывающие их в ценные бумаги) - частные (население), корпоративные инвесторы (предприятия, обладающие свободными излишками денежных средсв), институциональные инвесторы (предприятия, у которых излишки денежных средств возникают в силу характера их деятельности). Институциональных инвесторов часто называют еще институтами контрактных сбережений. Это - инвестиционные фонды, страховые компании и т.п.
  • биржевой, внебиржевой, околобиржевой и внебиржевой рынки ценных бумаг;
  • органы государственного регулирования и надзора (это может быть самостоятельная Комиссия по ценным бумагам, Минфин, Центральный банк, смешанные модели государсвенного регулирования и другие государственные органы );
  • саморегулирующиеся организации - объединения профессиональных участников рынка ценных бумаг, которым передана часть регулирующих функций государства. [8. c.123-127]

    Функционирование  фондового рынка отражает следующая  схема 

    1.3. Основные  модели регулирования фондового рынка

     Регулирование фондового рынка - это процесс упорядочения деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Регулирование фондового рынка охватывает всех его участников: эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников, организации инфраструктуры рынка.

       Регулирование участников рынка  может быть внешним и внутренним. Внутреннее регулирование – это  подчиненность деятельности данной  организации ее собственным нормативным  документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, ее подразделений и ее работников. Внешнее регулирование – это подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям. Регулирование фондового рынка осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:

  • государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;
  • регулирование со стороны профессиональных участников фондового рынка, или саморегулирование рынка;
  • общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение; в конечном счете именно реакция широких слоев общества в целом на какие-то действия на фондовом рынке является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка.

     Процесс регулирования на фондовом рынке  включает:

  • создание нормативной базы функционирования рынка, т.е. разработка законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;
  • отбор профессиональных участников рынка; современный фондовый рынок, как, пожалуй, и любой другой рынок, невозможен без профессиональных посредников;
  • контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка; этот контроль выполняется соответствующими контрольными органами;
  • систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке; такими санкциями могут быть: устные и письменные предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение из рядов участников рынка. Государство на фондовом рынке выступает в качестве:
  • эмитента при выпуске государственных ценных бумаг;
  • инвестором при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий;
  • профессионального участника при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов;
  • регулятора при написании законодательства и подзаконных актов;
  • верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему судебных органов.

     Государственное регулирование фондового рынка - это регулирование со стороны  общественных органов государственной власти.

     Система государственного регулирования включает:

     - государственные и иные нормативные акты;

  • государственные органы регулирования и контроля.

                                                                                  Формы государственного управления рынка можно разделить на:

  • прямое, или административное, управление;
  • косвенное, или экономическое, управление.

     Прямое, или административное, управление фондовым рынком со стороны государства осуществляется путем:

  • установления обязательных требований ко всем участникам фондового рынка;
  • регистрация участников и ценных бумаг, эмитируемых ими;
  • лицензирование профессиональной деятельности;
  • обеспечение гласности и равной информированности всех участников рынка;
  • поддержка правопорядка на рынке.

     Косвенное, или экономическое, управление фондовым рынком осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:

  • систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождение от них);
  • денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.);
  • государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);
  • государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли).

     Существуют  две концепции регулирования  государством фондового рынка : Первая концепция - регулирование рынка преимущественно сосредотачивается в государственных органах, лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил передается государством, так называемым саморегулирующимся организациям. Одним из примеров такого типа регулирования рынка является Франция.   Вторая концепция - максимально возможный объем полномочий передается саморегулирующимся организациям, значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а переговорный процесс, а индивидуальные согласования с участниками рынка при том, что государство сохраняет за собой основные контрольные позиции, возможности в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования. Примером такой модели регулирования является Великобритания.            В практике функционирования развитых зарубежных рынков степень централизации и жесткость регулирования колеблются между этими двумя крайними концепциями. Важными участниками процессов регулирования рынка ценных бумаг при обеих моделях выступают саморегулируемые организации.   Саморегулируемые организации- это некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками фондового рынка на добровольной основе, с целью регулирования определенных аспектов фондового рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации. [11.] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Проблемы развития фондового рынка в Украине и возможные пути их решения