Проблемы политики обменного курса в странах Европейского Сообщества

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 13:13, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной курсовой работы заключается еще и в том, что Европейский Союз представляет собой могучую экономическую силу. На долю ЕС приходится существенная часть мирового ВВП и международной торговли. Внутри союза созданы наднациональные интеграционные институты, складывается единое правовое пространство. Граждане наднациональных государств-членов являются одновременно гражданами ЕС. Всё более весомой становится внешняя политика и политика в области безопасности.

Оглавление

Введение 2
1 Понятие валютной системы 4
1.1 Валютный курс 5
1.2 Валютная политика, понятие , цели, формы и методы 9
2 Европейский союз 12
2.1 История создания ЕС 12
2.2 Роль Европейского Центрального Банка в новой валютной системе ЕС 16
2.3 Три фазы перехода к новой валюте 20
2.4 Использование евро в странах, не входящих в еврозону, и динамика валютных курсов 22
2.5 Использование евро за пределами ЕС 28
2.6 Перспективы ЕС и единой валюты евро 33
Заключение 36
Список литературы 39

Файлы: 1 файл

Юлин курсач.doc

— 250.00 Кб (Скачать)

     Это означает, что создан новый, достаточно централизованный механизм осуществления  денежно-кредитной и валютной политики, в котором главную роль играет ЕЦБ, при том, что выработка конкретной политики происходит при участии руководителей национальных центральных банков. Голос каждой страны увязан с ее долей в уставном капитале банка. В таких условиях, в случае несогласия конкретной страны с принимаемым решением в ее распоряжении не остается рычагов для блокирования этого решения, и она должна будет подчинить ему свою экономическую политику. При этом формально объявлено, что основная цель ЕЦБ - это поддержание стабильности цен. Для достижения этой задачи первоначально рассматривалось несколько возможных ориентиров денежно-кредитной политики:

  • контроль за валютным курсом
  • контроль за процентными ставками
  • контроль за номинальным доходом
  • контроль за денежной массой
  • контроль за темпом роста цен

     После проведения среди участников обсуждений было решено остановиться на последних двух вариантах - контроле за денежной массой и контроле за темпами роста цен.

     При варианте с контролем за валютным курсом не были бы эффективно решены вопросы, связанные с ценовой стабильностью. Это вызвано следующими обстоятельствами:

  • существует лаг между изменениями курса и цен;
  • колебания валютных курсов могут носить конъюнктурный, краткосрочный характер;
  • эти колебания могут быть спровоцированы каким-то событием за пределами региона, а потому быть менее предсказуемыми;
  • валютный курс оказывает влияние в первую очередь на цены товаров, обращающихся исключительно на внутреннем рынке;
  • в ряде случаев валютные курсы могут не гарантировать ценовой стабильности с учетом формирования спроса на финансовом рынке.

     Контроль  за процентными ставками также наталкивается  на ряд трудностей. Так, в частности, неясности относительно равновесного уровня процентных ставок, которые  обеспечивали бы ценовую стабильность и в то же время не являлись тормозом для экономического роста.

     Контроль  за номинальным доходом  является по сути регулированием спроса. Его  использование может наткнуться на целый ряд препятствий как  экономического так и политического  характера. Кроме того, отслеживание всех компонентов спроса является весьма трудоемкой работой, что может снизить эффективность и мобильность такого контроля.

     В конечном итоге как уже было сказано  выбор был оставлен на двух последних  подходах. Формально они отличаются тем, что в первом случае центральный  банк, выбрав соответствующие агрегаты денежной масс, осуществляет за ними и за каналами воздействия на них контроль, сопоставляя результаты с теми изменениями, которые возникают в области цен. При этом все остальные показатели (уровень процентных ставок, валютного курса) используются как вспомогательные. Во втором случае все факторы, влияющие на цены, рассматриваются как равнозначные. Все внимание при этом сосредоточено на ценах. Указанные подходы также не могут использоваться по таким чисто теоретическим схемам, поскольку заложенные в их основе причинно-следственные зависимости часто на практике проявляются со значительными погрешностями.

     За  ЕЦБ было закреплено право по использованию  определенных инструментов денежно-кредитной  политики: операций на открытом рынке, резервирования и так называемых постоянных механизмов, обеспечивающих мобилизацию свободных средств с рынка и возможность получения их в режиме "овернайт".

     Операции  на открытом рынке предполагается проводить  несколькими способами: в первую очередь путем реверсных операций, когда ЕЦБ либо осуществляет покупку или продажу определенных активов с обязательством осуществить обратную операцию через обозначенное время, либо выдает кредит под обеспечение определенными активами. Данные операции могут носить не только краткосрочный характер, но также осуществляться на более продолжительное время. Хотя заложенный в них характер стерилизации не ориентирует их на структурные изменения.

     Другим  инструментом является использование  метода прямых безвозвратных операций, предполагающих переход права собственности на активы от продавца к  покупателю. Главная особенность данного метода - отсутствие обратных стерилизующих операций, что позволяет достигать с их помощью более долгосрочных системных изменений.

     Возможен  также выпуск долговых сертификатов, операций по валютным свопам (покупка или продажа валюты спот с одновременной обратной форвардной операцией), а также операций по депозитам с фиксированным сроком действия.

     Помимо  операций на открытом рынке, ЕЦБ предоставлено  право устанавливать норму резервирования по определенным видам пассивов для кредитных учреждений.

     На  начальном этапе функционирования евро используется подход, согласно которому национальные банки держат у себя минимальный резерв в пользу ЕЦБ  для нужд последнего по регулированию денежно-кредитной политики.

     Помимо  официальных механизмов уже действует  и межбанковский рынок. В этой связи была создана электронная  система платежей ТАРГЕТ (транс-Европейская  автоматизированная экспресс-система  валовых расчетов в режиме реального  времени), которая соединяет национальные системы валовых расчетов для обеспечения бесперебойного перевода средств, контроля за дебиторской и кредиторской задолжностью и клиринга. При этом национальные кредитные учреждения завязаны на свои центральные банки через систему корреспондентских счетов,  а центральные банки, в свою очередь, взаимосвязаны через блок связи системы. Осуществление платежа финансового института одной страны в финансовый институт другой теперь предполагает списание средств со счета плательщика, зачисление их на счет национального центрального банка фирмы-плательщика, уведомление национального банка фирмы-получателя, перевод средств между центральными банками и кредитование счета конечного получателя. На каждом этапе производятся выверка и подтверждение обязательств и происхождение средств.

     Таким образом, создана достаточно разветвленная  система, позволяющая предотвратить  возникновение кризиса ликвидности  в зоне евро, потенциальную возможность  которого на этапе отладки создаваемых  механизмов движения финансовых потоков исключить нельзя.

     2.3 Три фазы перехода  к новой валюте

           Фаза  А началась 2 мая 1998 года с принятием Советом Европы решения о первом составе участников валютного союза, удовлетворяющих вышеперечисленным условиям. Решение было принято, как и предусматривалось, на основе уточненных экономических показателей за 1997 г. В 11 странах: Германии, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландах, Люксембурге, Ирландии, Португалии, Испании, Австрии и Финляндии решено было вводить единую валюту. Греция пока не удовлетворяет утвержденным критериям. Дания решила не участвовать в валютном союзе (референдум в июне 1992 г. продемонстрировал отрицательное отношение населения этой страны к вступлению в валютный союз), но оставила за собой право изменить это решение. Великобритания тоже решила воздержаться от участия в валютном союзе по политическим и экономическим соображениям. Последние заключаются в том, что в настоящее время страна переживает фазу подъема, при этом уровень процентных ставок один из самых высоких в ЕС (выше только в Греции). Она не может позволить себе их снижение, что неизбежно в случае присоединения к валютному союзу, из-за опасности "перегрева" экономической конъюнктуры. Но аналитики считают, что Великобритания будет стремиться вступить в валютный союз до 2002 г., не желая упустить возможность оказывать влияние на ситуацию в Европе. Швеция пока тоже воздерживается от участия в валютном союзе, опасаясь, что со своей громоздкой системой социального обеспечения не сможет адекватно реагировать на повышение уровня конкуренции в валютном союзе.

           После определения  состава участников валютного союза  на встрече в Брюсселе было принято  решение о создании Европейского центрального банка (ЕЦБ) и фиксации двусторонних обменных курсов 11 стран- участниц валютного союза. Решение о фиксации обменных курсов принято заранее с целью исключить спекуляции накануне 1 января 1999 г. Эти курсы будут использоваться при определении безотзывных конверсионных курсов перевода национальных валют в евро с первого дня ее принятия в качестве единой валюты.

           Фаза  В началась 1 января 1999 г. Для валют всех стран-участниц был установлен фиксированный обменный курс по отношению к евро, равный 1 экю, существование которой должно было прекратиться с введением евро.

     Во  время переходного периода (начало 1999-начало 2002 гг.) евро будет использоваться в банковских операциях наряду с национальными валютами. Банки будут иметь возможность осуществлять сделки и предоставлять услуги клиентам в евро с начала 1999 г. Ведение операций в евро станет обязательным только с начала 2002 г.

     С экономической точки зрения валютный союз существует уже с 1 января 1999 г., хотя евробанкноты и монеты будут  запущены в обращение только через 3 года. В этот период евро будет использоваться только для безналичных расчетов, причем на добровольной основе.

     Фаза  С начнется 1 января 2002 г. с введением в обращение евробанкнот и евромонет, которые в течение первого полугодия 2002 г. будут являться законным средством платежа наряду с национальными банкнотами и монетами, которые выйдут из обращения и потеряют статус законного платежного средства после 1 июля 2002 г., 30 июня 2002 года европейцы будут иметь возможность последний раз купить пива и орешков к нему за свои родные марки, песо, гульдены и фунты. С 1 июля для всех операций в обращении должны остаться лишь евро.

     2.4 Использование евро  в странах, не  входящих в еврозону, и динамика валютных  курсов

     С введением евро в странах Европы образовалась так называемая еврозона. Еврозо́на — понятие, обозначающее 16 стран Европейского союза (табл.1) официальной валютой которых является евро.  Национальные валюты стран — членов ЕВС подлежали изъятию из обращения. Эти государства имеют право выпускать монеты и банкноты, номинированные в евро. Европейский центральный банк отвечает за денежно-кредитную политику стран еврозоны.

Таблица 1 – Страны, входящие в еврозону

Страна Приняла Население
Австрия

Бельгия

Кипр

Финляндия

Франция

Германия

Греция

Ирландия

Италия

Люксембург

Мальта  

Нидерланды

Португалия

Словакия

Словения

Испания

Еврозона

01.01.1999

01.01.1999

01.01.2008

01.01.1999

01.01.1999

01.01.1999

01.01.2001

01.01.1999

01.01.1999

01.01.1999

01.01.2008

01.01.1999

01.01.1999

01.01.2009

01.01.2007

01.01.1999

8 316 487

10 584 534

766 400

5 289 128

63 392 140

82 314 906

11 125 179

4 239 848

59 131 287

476 200

404 962

16 372 715

10 599 095

5 431 363

2 013 597

45 116 894

325 714 137

 

     Однако, одиннадцать стран Европейского союза пока не используют евро: Болгария, Великобритания, Венгрия, Дания, Латвия ,Литва, Польша, Румыния, Чехия, Швеция, Эстония.

Информация о работе Проблемы политики обменного курса в странах Европейского Сообщества