Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 13:13, курсовая работа
Актуальность данной курсовой работы заключается еще и в том, что Европейский Союз представляет собой могучую экономическую силу. На долю ЕС приходится существенная часть мирового ВВП и международной торговли. Внутри союза созданы наднациональные интеграционные институты, складывается единое правовое пространство. Граждане наднациональных государств-членов являются одновременно гражданами ЕС. Всё более весомой становится внешняя политика и политика в области безопасности.
Введение 2
1 Понятие валютной системы 4
1.1 Валютный курс 5
1.2 Валютная политика, понятие , цели, формы и методы 9
2 Европейский союз 12
2.1 История создания ЕС 12
2.2 Роль Европейского Центрального Банка в новой валютной системе ЕС 16
2.3 Три фазы перехода к новой валюте 20
2.4 Использование евро в странах, не входящих в еврозону, и динамика валютных курсов 22
2.5 Использование евро за пределами ЕС 28
2.6 Перспективы ЕС и единой валюты евро 33
Заключение 36
Список литературы 39
Размер спроса на иностранную валюту определяется потребностями страны в импорте товаров и услуг, расходами туристов, разного рода платежами, которые обязана производить страна, и т.п. Размеры предложения валюты будут определяться объемами экспорта страны, займами, которые страна получает, и т.п. Разумеется, констатация того факта, что курс валюты формируется под воздействием спроса и предложения, сама по себе мало что говорит о реальных процессах, влияющих на курсовые соотношения. На спрос и предложение иностранной валюты, а следовательно, на валютный курс прямо или косвенно влияет вся совокупность экономических отношений страны, как внутренних, так и внешних.
В широком смысле валютная политика включает валютное регулирование и контроль, международное валютно-финансовое сотрудничество, в том числе членство в международных организациях, взаимодействие между центральными банками. В ряде стран, например в Великобритании, валютная политика отдельно не выделяется и рассматривается в контексте денежно-кредитной политики.
Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством (совокупностью правовых норм, регулирующих порядок совершения операций с валютными ценностями в стране и за ее пределами) и валютными соглашениями (двусторонними и многосторонними) между отдельными государствами или группами государств.
Предшественником современных валютных соглашений был Латинский монетный союз (1865-1926). Его целью было установление единой денежной единицы стран-членов, причем монеты одной страны считались законным платежным средством в других государствах.
Далее события развивались следующим образом.
1922
г. — Генуя, оформлено
1944 г. — Бреттон - Вудское соглашение закрепило принципы послевоенной валютной системы.
1976 г. — Ямайка, новая валютная политика.
1979 г.-ЕВС.
Различают структурную и текущую валютную политику.
Структурная валютная политика направлена на осуществление долгосрочных структурных изменений в мировой валютной системе (например, проведение валютных реформ).
Текущая валютная политика означает повседневное, оперативное регулирование валютного курса, валютных операций, деятельности валютного и золотого рынков.
Формы валютной политики — дисконтная и девизная.
Дисконтная валютная политика (учетная) — это изменение учетной ставки Центрального банка, направленное на регулирование валютного курса и платежного баланса путем воздействия на движение краткосрочных капиталов и динамику внутренних кредитов (денежной массы, цен, совокупного спроса)
Девизная политика — метод воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи государственными органами иностранной валюты (девиз). В целях повышения курса национальной валюты Центральный банк продает, а для снижения — скупает иностранную валюту. Девизная политика имеет следующие разновидности:
Валютная интервенция — это вмешательство Центрального банка в операции на валютном рынке в целях воздействия в определенном направлении на курс национальной валюты путем купли-продажи иностранной валюты. Она осуществляется за счет официальных золотовалютных резервов, краткосрочных взаимных кредитов ЦБ в национальной валюте («своп»).
Валютные ограничения вводятся государством на операции с валютой, золотом и другими валютными ценностями, что отражается в валютном законодательстве.
Д = Кс - Кн : Кс * 100%, где Кс — старый курс; Кн — новый курс; Д — процент девальвации.
Становление европейского союза - это величайшее событие в истории Европы прошло полувековой путь. Сегодня в союз входят 27 стран (из них 12 составляют зону с единой валютой - еврозону), следующие 15 государств вольются в него до 2020 года.
К концу Второй Мировой Войны несколько европейских лидеров пришли к выводу, что единственным способом обеспечить прочный мир между странами Европы является их экономическое и политическое объединение. В 1950 году Премьер Министр Франции Роберт Шуман предложил интегрировать угольную и сталелитейную промышленность стран Западной Европы. В результате в 1951 году было создано Европейское Объединение Угля и Стали (ЕОУС), в состав которого вошло 6 государств: Бельгия, Западная Германия, Люксембург, Франция, Италия и Нидерланды. Полномочия по принятию решений в отношении угольной и сталелитейной промышленности в этих странах были переданы независимому наднациональному органу - "Высшему полномочному органу". Первым председателем ЕОУС стал Жан Монне. ЕОУС оказалось настолько успешной организацией, что входившие в него шесть стран приняли решение расширить интеграцию и в другие сектора своих национальных экономик. В 1957 году был подписан ряд Римских Договоров, учредивших Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), и Сообщество по атомной энергии (Евратом). В целях создания "общего рынка" государства-участники данных организаций договорились об устранении торговых барьеров между ними. В 1967 году произошло слияние институтов трёх европейских сообществ. С этого момента стали действовать единая Европейская Комиссия, единый Совет Министров и Европейский Парламент. Изначально члены Европейского Парламента избирались национальными парламентами, но в 1979 году были впервые проведены прямые парламентские выборы, позволяющие гражданам стран-участников голосовать за кандидатов по своему выбору. С этого момента прямые выборы в Европарламент проводятся каждые пять лет. Маастрихтский Договор (1992) обеспечил введение новых форм сотрудничества между правительствами государств-участников, например, в области обороны, правосудия и правопорядка. Путем добавления новой формы межправительственного сотрудничества в существующую систему Сообщества, Маастрихтский Договор учредил создание Европейского Союза (ЕС).
Общая политика Экономическая и политическая интеграция между государствами-участниками Европейского Союза означает, что по многим политическим вопросам эти государства принимают совместные решения. В свою очередь это подразумевает, что они выработали общие концепции во многих сферах деятельности, включающих сельское хозяйство и здравоохранение, потребительские отношения и рыночную конкуренцию, охрану окружающей среды и энергетику, а также транспорт и торговлю. В первые дни европейской интеграции основное внимание было сосредоточено на создании общего рынка угля и стали, а также разработке общей сельскохозяйственной политики. Новые аспекты сотрудничества возникали с течением времени и по мере необходимости. С того времени приоритеты деятельности Европейского Союза изменились: например, производство как можно большего количества сельскохозяйственных продуктов по возможно более низкой себестоимости больше не является приоритетом сельскохозяйственной политики ЕС. Вместо этого основные усилия направлены на производство здоровой высококачественной продукции и охрану окружающей среды. Необходимость обеспечения экологической безопасности принимается в расчёт при осуществлении любой деятельности Европейского Союза. Отношения между Европейским Союзом и остальным миром также приобретают принципиальное значение. ЕС заключает крупные торговые договоры и соглашения о помощи другим странам, а также развивает общую внешнюю политику, в том числе политику безопасности.
Единый рынок и единая валюта Входящим в состав Европейского Союза странам потребовалось некоторое время для ликвидации торговых барьеров и превращения «общего рынка» в действительно единый рынок, обеспечивающий свободное перемещение товаров, капиталов и услуг. Создание единого рынка формально было завершено в конце 1992 года, хотя в некоторых областях ещё еще требуется доработка, например, в области создания действительно единого рынка услуг.
В течение 90-х годов, вследствие упразднения таможенных и иммиграционных проверок на большинстве внутренних границ ЕС, людям становилось всё легче передвигаться по Европе. Одним из результатов этого стало повышение мобильности европейских граждан. Например, с 1987 года более миллиона граждан европейских стран получили образование за границей при поддержке Европейского Союза.
В 1992 году Европейским Союзом было принято решение о создании экономического и валютного союза (ЭВС), включая введение единой европейской валюты под контролем Европейского Центрального Банка. Эта единая валюта - евро - стала реальностью 1 января 2002 года, когда монеты и банкноты евро заменили национальные валюты в 12 государствах Европейского Союза (Бельгия, Германия, Греция, Испания, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Австрия, Португалия и Финляндия). В июне 2006 года было принято решение о вхождении Словении в зону евро, начиная с 2007 года. Позднее, с января 2008 года, к зоне европейской валюты присоединились также Кипр и Мальта. В настоящее время ожидается, что Словакия станет членом Еврозоны с начала 2009 года.
Расширение
Европейский Союз устойчиво расширялся
путём присоединения к нему новых участников.
Дания, Ирландия и Великобритания присоединились
к Союзу в 1973 году, за ними в 1981 году в состав
Союза была принята Греция, в 1986 - Испания
и Португалия, 1995 - Австрия, Финляндия и
Швеция. В 2004 году 10 новых стран получили
приглашение о вступлении в члены Европейского
Союза: Кипр, Чешская Республика, Эстония,
Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша,
Словакия и Словения. Болгария и Румыния
вошли в состав Европйеского Союза в январе
2007 года. Сейчас идут переговоры с Турцией
и Хорватией в качестве стран-кандидатов.
Реформы
С расширением ЕС от 15 до 27 стран-участниц,
появилась необходимость в более эффективных
и согласованных инструментах для обеспечения
функционирования Сообщества и его способности
реагировать на быстрые мировые изменения,
что предполагает пересмотр некоторых
основных правил совместной деятельности.
Для обеспечения дальнейшего эффективного
функционирования ЕС, с возросшим количеством
стран-участниц, необходима модернизация
системы принятия решений. Именно поэтому
был разработан Договор Ниццы, определяющий
новые правила и регулирующий размер институтов
ЕС, и принципы их работы. Договор Ниццы
вступил в силу 1 февраля 2003 года.
Сегодня, в 21 веке, Европа противостоит новым проблемам, в числе которых: глобализация, демографические сдвиги, изменения климата, необходимость формирования устойчивых энергоресурсов, а также новые угрозы безопасности. Лидеры Европы тщательно следят за происходящими политическими, экономическими и социальными изменениями, учитывая необходимость оправдать ожидания европейских граждан. Они согласовали новый Договор о Реформе ЕС, который был подписан в декабре 2007 года в Лиссабоне. Договор внес изменения в структуру и методы работы институтов Европейского Союза, делая ЕС более демократичным, а его ценности - более прочными. Лиссабонский Договор согласован и ратифицирован всеми 27 странами Европейского Союза.
Для обеспечения функционирования системы была создана Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) и Европейский Центральный банк (ЕЦБ).
Согласно уставу ЕСЦБ и ЕЦБ на новую Систему фактически возлагаются традиционные функции денежно-кредитного и валютного регулирования, а также валютного контроля и надзора за банковской системой, которые характерны для центральных банков.
Информация о работе Проблемы политики обменного курса в странах Европейского Сообщества