Проблемы международной энергетической безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:36, контрольная работа

Краткое описание

Проблемы международной энергетической безопасности со второй половины XX в. начали привлекать повышенное внимание ученых, практиков, аналитиков и непосредственно государственных органов власти и управления. В комплексе глобальной международной безопасности находящийся в процессе становления институт энергетической безопасности должен занимать видное место, что обусловлено рядом факторов.

Файлы: 1 файл

МЭиМО.doc

— 56.50 Кб (Скачать)

3. Проблемы международной энергетической безопасности со второй половины XX в. начали привлекать повышенное внимание ученых, практиков, аналитиков и непосредственно государственных органов власти и управления. В комплексе глобальной международной безопасности находящийся в процессе становления институт энергетической безопасности должен занимать видное место, что обусловлено рядом факторов.

Во-первых, энергетический сектор мировой экономики обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей национального  хозяйства любой из стран и во многом определяет формирование их финансово-экономических показателей. Максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора позволяет добиться стабильного роста экономики и повышения качества жизни населения.

Во-вторых, природные топливно-энергетические ресурсы неравномерно распределены по миру. Наряду с богатыми углеводородными  ресурсами странами имеются государства, в которых они полностью отсутствуют. Даже страны, обладающие значительными запасами нефти и газа, отличаются по производственным затратам на их освоение и эксплуатацию, а также по качеству энергоресурсов. Это закладывает объективные конкурентные различия между производителями ТЭК.

В-третьих, непрерывный  рост потребления, невозобновляемость запасов углеводородного сырья и некоторые другие особенности данной отрасли мировой экономики формируют очень напряженную конкурентную ситуацию на рынке энергоресурсов и обостряют военно-политические отношения между государствами. (Статья: Проблемы становления и условия развития системы международной энергетической безопасности (Глоба Н.С., Мурашкин И.А.) ("Юридический мир", 2007, N 5)

 

Основные разведанные  запасы нефти и природного газа на сегодняшний день расположены на территории развивающихся и догоняющих стран. Из 140,4 млрд. т мировых доказанных запасов нефти <5> 109,0 млрд. т (77,6%) сосредоточенно в небольшой группе стран, входящих в Организацию стран - экспортеров нефти ОПЕК. В то же время основными потребителями энергоносителей являются страны с развитой промышленностью, располагающие значительными финансовыми ресурсами.

4.В последнее время термин "агропромышленный комплекс" нередко употребляется в качестве синонима термина "сельское хозяйство", что не точно, так как сельское хозяйство является хотя и центральным, но лишь одним из трех блоков, образующих в совокупности АПК страны .

АПК представляет собой органическую многоотраслевую экономическую  систему, складывающуюся из ряда последовательно  и параллельно взаимосвязанных производственно-технологических стадий: производство средств производства - производство продуктов растениеводства и животноводства - переработка этих продуктов в предметы конечного потребления - реализация их и доведение до потребителя. Каждая из этих стадий имеет свою производственную инфраструктуру.

На любой  стадии агропромышленного производства реализуется одна из объективных  функций АПК и отношения между  ними по основным производственно-технологическим  параметрам классифицируются экономистами как функциональная структура АПК. Наряду с функциональной структурой АПК сложилась и производная от нее отраслевая структура, состоящая из входящих в АПК сложившихся отраслей современного агропромышленного производства.( Статья: Правовые проблемы развития агропромышленного комплекса России (Козырь М.И.) ("Журнал российского права", 2010, N 4)

 

Агропромышленный  комплекс складывается из ряда последовательно  и параллельно взаимосвязанных  производственно-технологических стадий воспроизводства, объединенных единой целью - эффективным производством конечного продукта. Конечный продукт АПК - это сельскохозяйственная продукция, поступающая для потребления населением, а также предметы потребления, произведенные из сельскохозяйственного сырья. Сам же термин "агропромышленный комплекс" прочно вошел в законодательство Российской Федерации и научную экономическую и правовую литературу, о чем убедительно свидетельствует, в частности, приоритетный национальный проект "Развитие агропромышленного комплекса", успешное осуществление которого уже положительно сказалось на развитии сельского хозяйства России. Статья: (Законодательное обеспечение развития сельского хозяйства (Боголюбов С.А.) ("Журнал российского права", 2007, N 9)

 

Принимаемые в последние  годы меры по поддержке агропромышленного комплекса, такие как финансовое оздоровление предприятий, субсидирование процентов кредитной ставки, развитие лизинга, осуществление программы социального развития села, все же позволили несколько приостановить опасную тенденцию распада сельского хозяйства в целом. Так, принятие приоритетного национального проекта "Развитие АПК", а затем и ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (2006 г.) вселяет оптимизм с возможным изменением положения дел в сельском хозяйстве к лучшему.

Управление  сельским хозяйством - это насыщенная и многогранная деятельность всех государственных  органов, так как сами преобразования в сельском хозяйстве инициированы государством. Система органов управления аграрной отраслью экономики должна, во-первых, обеспечивать проведение единой общегосударственной политики в решении проблем развития сельского хозяйства, тесную увязку действий между ведомствами, отвечающими за тот или иной участок работы. Во-вторых, она должно предусматривать четкое распределение полномочий и ответственности. В-третьих, она должна ориентироваться на органическое сочетание федеральных целевых программ с самостоятельностью, инициативой хозяйствующих субъектов (безусловно, с учетом спроса и предложения в рыночных условиях) в решении оперативных вопросов производства, переработки и сбыта продукции. И, в-четвертых, эту систему управления следует приблизить к сельскохозяйственному производству. По возможности исключить из них лишние звенья, сделать максимально результативной в том смысле, что уполномоченные государственные органы должны преимущественно играть координирующую роль и воздерживаться от прямого администрирования.( Статья: Роль государства в управлении сельским хозяйством: теория и практика (Файзуллин Г.Г.) ("Административное и муниципальное право", 2008, N 5)

 

6. В Российской Федерации, как и в других развитых странах, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей частью производственной и социальной инфраструктуры. Транспортные коммуникации объединяют все районы страны, что является необходимым условием ее территориальной целостности, единства экономического пространства. Как отмечается в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. N 1734-р, транспортные коммуникации связывают страну с мировым сообществом, являясь материальной основой обеспечения внешнеэкономических связей России и ее интеграции в глобальную экономическую систему. Транспортная система обеспечивает условия экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения.

Большое значение в условиях рыночной экономики приобретает  правильная организация транспортного  процесса на всех его стадиях. Решение  этой задачи облегчается при адекватном использовании заинтересованными лицами правовых средств, в частности гражданско-правовых договоров. Новейшее гражданское законодательство предоставило большие возможности по использованию регулятивных свойств договоров при организации транспортных правоотношений. В доктрине гражданского права общепризнанным фактом является способность любого гражданско-правового договора выступать средством правового регулирования общественных отношений. При этом наибольшим регулятивным потенциалом обладают организационные договоры, которые, к сожалению, до сих пор остаются малоизученным правовым феноменом. ("Система транспортных организационных договоров" (Морозов С.Ю.) ("Норма", 2011)

В настоящее  время российская экономика оказалась  перед системным вызовом, характер и качество которого определяются сочетанием трех фундаментальных факторов.

Первый фактор - усиление глобальной конкуренции, охватывающей рынки товаров, услуг, капитала, и  других факторов экономического роста. Началась структурная перестройка  мирового хозяйства, связанная с  изменением баланса между экономическими центрами, возрастанием роли региональных экономических союзов, ожидаемым распространением новых технологий. Это повлечет за собой изменение национальных и мировых грузо- и пассажиропотоков, рост требований к качеству транспортного обслуживания.

Второй фактор - возрастание роли человеческого  капитала в социально-экономическом  развитии. Уровень конкурентоспособности  современной инновационной экономики  все в большей степени определяется качеством профессиональных кадров. Это в полной мере относится и к транспорту как отрасли, встающей на путь инновационного развития.

Третий фактор - исчерпание источников экспортно-сырьевого  типа развития, базирующихся на интенсивном  наращивании топливного и сырьевого  экспорта.

В Российской Федерации, как и в других развитых странах, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры.

Транспортные  коммуникации объединяют все районы страны, что является необходимым условием ее территориальной целостности, единства ее экономического пространства. Они связывают страну с мировым сообществом, являясь материальной основой обеспечения внешнеэкономических связей России и ее интеграции в глобальную экономическую систему.

Выгодное географическое положение позволяет России получать значительные доходы от экспорта транспортных услуг, в том числе от осуществления  транзитных перевозок по своим коммуникациям.

Транспорт играет важную роль в социально-экономическом  развитии страны. Транспортная система обеспечивает условия экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения. Географические особенности России определяют приоритетную роль транспорта в развитии конкурентных преимуществ страны с точки зрения реализации ее транзитного потенциала.

Доступ к  безопасным и качественным транспортным услугам определяет эффективность  работы и развития производства, бизнеса  и социальной сферы. В связи с  этим роль транспорта в социально-экономическом развитии страны определяется рядом объемных, стоимостных и качественных характеристик уровня транспортного обслуживания.

Объемные характеристики транспортного обслуживания напрямую влияют на полноту реализации экономических  связей внутри страны и за ее пределами, а также на возможность перемещения всех слоев населения для удовлетворения производственных и социальных потребностей.

Географическая  и технологическая доступность  транспортных услуг определяет возможности  территориального развития экономики  и социальной сферы.

Роль транспорта в обеспечении обороноспособности и национальной безопасности России обусловлена ростом требований к  мобильности Вооруженных Сил  Российской Федерации. Безопасность транспортной системы определяет эффективную  работу аварийно-спасательных служб, подразделений гражданской обороны и специальных служб и таким образом определяет условия повышения общенациональной безопасности и снижения террористических рисков.

Таким образом, транспорт является одной из крупнейших системообразующих отраслей, имеющих тесные связи со всеми элементами экономики и социальной сферы. По мере дальнейшего развития страны, расширения ее внутренних и внешних транспортно-экономических связей, роста объемов производства и повышения уровня жизни населения значение транспорта и его роль как системообразующего фактора будут только возрастать.

В сфере транспорта в  России в последние годы была проведена  необходимая модернизация инфраструктуры, что позволило удовлетворить  растущий спрос на пассажирские и  грузовые перевозки и создать определенный задел для дальнейшего развития.

Россия располагает  всеми современными видами транспорта, размещение и структура ее транспортных коммуникаций в целом отвечают внутренним и внешним транспортно-экономическим  связям страны, но нуждаются в существенном совершенствовании.

Протяженность путей  сообщения транспортной системы  России по состоянию на начало 2007 года составляла 85 тыс. км железных дорог  общего пользования, 42 тыс. км путей  промышленного железнодорожного транспорта, 755 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием (в том числе 597 тыс. км дорог общего пользования), 102 тыс. км внутренних водных путей, 2,8 тыс. км трамвайных путей, 439 км путей метрополитена, 4,9 тыс. км троллейбусных линий, 532 тыс. км воздушных трасс, из которых более 150 тыс. км являются международными.

Ежесуточно по этим транспортным коммуникациям  всеми видами транспорта перевозилось 69,1 млн. пассажиров и 33,1 млн. тонн груза.

Важное место в транспортной системе занимают железные дороги. Железнодорожный транспорт выполняет 62 процента общего объема грузовых перевозок, осуществляемых транспортом общего пользования, или 84,3 процента общего грузооборота, осуществляемого всеми видами транспорта (без учета трубопроводного). На автомобильный транспорт приходится 47,4 процента объема коммерческих перевозок грузов, причем удельный вес перевозок железнодорожным транспортом в последние годы сокращается, а автомобильным транспортом растет, что свидетельствует о повышении конкурентоспособности автомобильного транспорта в определенных сегментах рынка транспортных услуг.

Позитивные изменения  наблюдаются в создании паритета между российскими и зарубежными  перевозчиками при выполнении международных  перевозок. Объем международных  перевозок грузов автомобильным  транспортом в 2007 году достиг 40,2 млн. тонн.

Доля автомобильного (автобусного) транспорта в общем объеме пассажирских перевозок транспортом общего пользования  составляет 57,8 процента. В структуре  пассажирооборота 35,4 процента занимает железнодорожный транспорт, 29,4 процента - автомобильный транспорт и 22,6 процента - воздушный транспорт.

Важнейшей проблемой  является техническое и технологическое  отставание транспортной системы России по сравнению с развитыми странами. Она не готова к повсеместному  применению современных технологий, в первую очередь - контейнерных. Растущий спрос на грузовые перевозки сдерживается неразвитостью транспортно-логистической системы страны. На низком уровне остается транспортно-экспедиционное обслуживание населения и экономики. В стране отсутствует высокоскоростное железнодорожное сообщение.

Информация о работе Проблемы международной энергетической безопасности