Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 02:32, реферат
Актуальность в условиях перехода к рынку приобретают перспективы развития банковской системы, в том числе российских банков и других кредитных институтов. Разработка таких перспектив возможна лишь на основе изучения функционирования российских, а также зарубежных банков.
Введение
1. Особенности развития банковской системы России (до 1998 г.)
2. Проблемы и тенденции развития банковского сектора современной России
Заключение
Конец XX — начало XXI в. является достаточно сложным периодом для всех секторов экономики России, в том числе и для банковского. На состоянии банков, их ресурсной базе, направлении средств и, в конечном счете, но устойчивости всей банковской системы сказывались длительные спад и стагнация в экономике, а также мировой финансовый кризис.
Банковская
система России постоянно находилась
в полустихийном процессе реструктуризации,
что проявлялось в целом ряде
взаимосвязанных направлений: сокращении
числа вновь возникающих
Примечательно, что банковская система России в основном представлена мелкими и средними банками с уставным фондом до 5 млн. евро (85%). Процесс глобализации проявляется в продолжающейся концентрации банковских ресурсов — доля 10 крупнейших банков в совокупном капитале банковской системы России составляет около 40% (аналогичный показатель для Польши равен почти 50%, Венгрии — 52%). Вместе с тем мощь российских банков неадекватна мощи ведущих промышленных гигантов вроде РАО "Газпром". Из-за этого банки пока не в состоянии стать движущей силой экономических преобразований в России.
Сам стартовый капитал отечественных банков (из-за недостаточной требовательности Банка России) сформирован из низколиквидных активов недвижимости, реальная рыночная стоимость которой не соответствует заявленной, сомнительных активов и т.п. Несмотря на то, что промышленное производство сосредоточено в регионах, совокупные активы местных банков составляют всего лишь 17% совокупных активов 200 крупнейших банков страны (без Сбербанка). Общий объем кредитов реальному сектору составляет 9— 10% ВВП, в то время как в ряде восточноевропейских стран он достигает 90%, а в индустриально развитых странах доходит до 115%. Если до августовского кризиса 1998 г. российские банки вкладывали большую часть средств в ГКО, то в настоящее время они их размещают на счетах Банка России.
Российские
банки (исключая Сбербанк) не в состоянии
привлечь средства населения. Значительная
часть сбережений хранится в наличной
форме, преимущественно в долларах
США. Другим слабым звеном банковской
системы России стала большая
доля внешних заимствований в
общем объеме привлеченных средств.
До 1999 г. этот показатель доходил до
200%, в то время как в
И, наконец, если в развитых странах коммерческие банки являются одной из наиболее прибыльных отраслей и основным "поставщиком" налогов, то в России банки завершили 1999 г. с минимальной прибылью. Лишь некоторые из них осуществили значительные налоговые платежи.
Таким образом, к основным комплексным недостаткам банковской системы России можно отнести следующие:
крайне незначительный размер и плохое качество собственного капитала в большинстве российских банков;
высокая
централизация банковского
несбалансированная структура активов и низкая эффективность управления ими, а также низкое качество пассивов.
Три комплексных причины неэффективности российской банковской системы таковы:
- неоправданно либеральная
(в отношении регистрации
- форсированные темпы
приватизации банковского
Без кардинальных изменений банковская система России может стать фактором, препятствующим реализации экономической программы нового правительства. Банки, понесшие огромные (2—3% ВВП) потери в результате кризиса 1998 г., по-прежнему не способны стать надежной опорой в возрождении российской экономики и государственности. В то же время без их активной роли достижение названных целей крайне затруднительно.
В настоящее время наиболее острые и очевидные проявления кризиса преодолены, банковская система находится в состоянии поиска путей выживания и адаптации к новым условиям. На первый план выдвигаются проблемы ее реструктуризации и рекапитализации.
Под реструктуризацией банковской системы следует понимать формирование ее новой конфигурации путем использования средств поддержки и санирования, банкротств, слияний и поглощений. При этом основной вектор реструктуризации — это повышение концентрации банковского капитала. Интересам России отвечает стратегия, ориентированная на создание крупных многофилиальных банков. По объему активов и капитала такие банки должны входить в число крупнейших банков Европы (минимальный размер капитала — 200—250 млн. долл., активы — 1000—1200 млн. долл.). Их общее число должно сократиться до 700—800 крупных банков, работающих во всех регионах, и до 40—50 очень крупных многопрофильных банков федерального значения.
Появление
банковских институтов такого масштаба
существенно изменит ситуацию во
взаимоотношениях банковского и
реального секторов экономики России,
ее банковской системы и мировых
финансовых рынков. Только крупные
банки в состоянии
Повышение
роли государственных банков. Как
представляется, решение этой задачи
едва ли возможно без опоры на крупные
банки с государственным
Целям дальнейшего
повышения концентрации банковского
капитала призвано служить инициирование
слияний и объединений
Источники финансирования. В этих условиях важнейшая задача состоит в поиске источников финансирования программ реструктуризации и рекапитализации российской банковской системы. В аналогичных ситуациях большинство стран шло по пути использования средств национальных бюджетов.
Поскольку государственные ресурсы, направляемые на цели рекапитализации банковской системы России ограничены, следует применять их эффективно. В этих условиях приоритеты должны быть отданы поддержке уже существующих банков, и прежде всего, как уже говорилось, банков с участием государства. Кроме этого, необходимо развивать специализированные инвестиционные банки, банки поддержки национального экспорта и ипотечные финансовые институты.
Среди других мер по рекапитализации банковской системы Российской Федерации приоритетное значение, как представляется, имеют следующие действия:
прямое
участие государства в
обусловленная финансовая поддержка:
предоставление банкам кредитов под залог контрольных пакетов акций или приобретение таких пакетов;
предоставление
кредитов под залог прав требования
по кредитным договорам
финансирование государственных программ развития только через банки, находящиеся под контролем государства;
субсидирование размера процентных ставок при кредитовании банками предприятий реального сектора (в первую очередь предприятий, ориентированных на производство экспортной продукции) и/или предоставление государственных гарантий по таким ссудам.
Среди косвенных
внебюджетных источников восстановления
жизнеспособности российских банков важное
место принадлежит
Россия
пока не исчерпала возможности
И в заключение
вернемся к вопросу независимости
Банка России. В мировой практике
среди множества объективных
факторов оценки независимости центральных
банков принято выделять следующие:
1) доля собственности государства
в капитале Центральною банка; 2)
процедура назначения или выбора
руководства банка; 3) степень отражения
в законодательстве целей и задач
Центрального) банка; 4) право государства
на вмешательство в денежно-
Рассмотрим первый фактор. По существующему законодательств, уставный капитал Банка России является федеральной собственностью. Главное — функции и задачи Центрального банка должны быть четко определены законодательно. Тогда собрание собственников сможет решать лишь ограниченный круг вопросов, и сохранятся прямые и косвенные методы государственною контроля за деятельностью Центробанка.
Обратимся ко второму фактору. В России руководство банка выбирается или назначается из предложенных правительством кандидатур. В Италии и Нидерландах выборы осуществляются из кандидатур, предложенных Центральным банком (с обязательным утверждением со стороны государственных структур).
Третьим
фактором, предоставляющим политическую
независимость центральным
Одним из
важнейших факторов независимости
Центрального банка является четвертый
— законодательно установленное
право государственных органов
на вмешательство в денежно-
И, наконец, последний, пятый фактор — наличие законодательного ограничения кредитования правительства.
В конечном счете, не так важно, какой статус закреплен за Центральным банком. Куда более важно, как законодательно очерчена сфера его полномочий и прописан механизм контроля за его деятельностью. Независимость центральных банков не самоцель, а средство для выполнения их миссии и решения задач, предписанных им законами. Наделение ЦБ ответственностью за достижение "намеченных целей предполагает обязательную и строгую подотчетность банка.
Сейчас никто не ставит под сомнение необходимость независимости Банка России. Данная независимость — одно из институциональных достижений последних лет. Но одновременно надо понимать, что принцип независимости и принцип вседозволенности — это не одно и то же1.
Заключение
Банки образуют одно из центральных звеньев в системе рыночных отношений, и развитие их деятельности - необходимое условие создания реального рыночного механизма.
Развитие
банков исторически неразрывно связано
с развитием товарного
Деятельность банков тесно связана с потребностями воспроизводства. Удовлетворяя интересы производителей, они являются посредниками в отношениях между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Банки обладают существенной финансовой мощью и значительным денежным капиталом.
Информация о работе Проблемы экономической безопасности России