Проблемы государственного долга в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 17:59, курсовая работа

Краткое описание

В настоящий момент проблема обслуживания государственного долга - один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность Казахстана, состояние ее валютных резервов, а следовательно стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка. Перечисленные причины определяют актуальность данной проблемы для всех участников казахстанского финансового рынка.

Оглавление

Введение……………………………………………………..………………….…3
1. Понятия государственного долга и причины его возникновения………………………………………….…………….…….….…..5
1.1 Виды государственного долга……………………………….…….….…..….6
2. Правительственный долг Республики Казахстан………………...…………..8
2.1 Долг Национального Банка Республики Казахстан…………….…….….…9
2.2 Государственный долг местных исполнительных органов Республики Казахстан………………………………………………………………...…….….12
3. Управление государственным долгом…………………………………..…....14
3.1 Погашение и обслуживание государственного долга…………...……..…..15
3.2 Иные методы управления государственным долгом…………...…..………15
3.3 Дефицит бюджета. Состояние государственного бюджета на сегодняшний день………………………………………………………………………………..16
Заключение………………………………………………………………………..24
Список использованной литературы……

Файлы: 1 файл

Курсовая Макроэк-ка Проблемы гос долга в РК Мозгачева Е..docx

— 62.18 Кб (Скачать)

       Создание  этого государственного органа позволило  вести целенаправленную борьбу с  попытками коррумпированной части  государственных служащих и приближенных к ним коммерческих структур использовать средства республиканского бюджета  в качестве одного из источников первоначального  и дальнейшего накопления частного капитала.

       Другим  постоянно действующим фактором обоснования необходимости функционирования государственного органа, контролирующего  исполнение бюджета, является гарантия обеспечения права налогоплательщиков на получение достоверной и своевременной  информации о фактическом использовании  поступивших от них в бюджет средств.

       Это положение реализуется путем  проведения открытых заседаний Счетного комитета по итогам проведенных контрольных  мероприятий и аудита с приглашением представителей средств массовой информации, а также последующих гласных  рассмотрений отчетов Счетного комитета об исполнении республиканских бюджетов на заседаниях комитетов Мажилиса, Сената, Парламента Республики Казахстан.

       Контроль  исполнения бюджета, как показывает анализ отечественного и зарубежного  опыта, включает три составляющие: парламентский, административный контроль и контроль со стороны Счетного комитета (палаты).

  1. Парламентский контроль (или контроль представительной власти) осуществляется в зарубежных странах через посредство парламентских комитетов. Определяется список документов, которые должны представляться парламентариям для проведения контроля и анализа, это опубликованные материалы об исполнении бюджета, ежемесячные информации казначейства, квартальные отчеты о разрешенных расходах, ежемесячные данные об изменении суммы государственного долга и доходах бюджета, ежегодные доклады, представляемые органами исполнительной власти.

       Парламентский контроль осуществляется в ходе обсуждения и принятия акта об исполнении бюджета  на основании указанных документов, а также доклада Счетного комитета (палаты), общей декларации о соответствии центральных счетов органов учета  и отчетности министерств, исполнявших  бюджет.

  1. Административный контроль (или контроль со стороны исполнительной власти) ведется по иерархической структуре системы учета, когда бухгалтеры более высокого уровня контролируют более низкий уровень, а сами в конечном счете подчиняются главному казначею. В ряде зарубежных стран действует Генеральная инспекция финансов, которая представляет собой своего рода корпорацию финансовых инспекторов контролеров, связанную с кабинетом министра финансов (бюджета), но не входящую ни в одно из управлений этого министерства. Финансовые контролеры вправе проверять состояние учета во всех звеньях государственных финансов, то есть любого учреждения, а также частных организаций и предприятий, деятельность которых затрагивает интересы казначейства.

       В соответствии с Законом Республики Казахстан “О бюджетной системе” контроль за использованием бюджетных  средств в соответствии с казначейскими  разрешениями государственными учреждениями, финансируемыми из республиканского бюджета, осуществляется Министерством финансов Республики Казахстан и его территориальными подразделениями, которое определяет также порядок и периодичность  проведения ревизий и проверок использования  средств республиканского и местных  бюджетов, а также местными представительными  органами. Участие Счетного комитета в определении указанных “порядка и периодичности” не предусмотрено, что вряд ли можно признать обоснованным.

  1. В зарубежной практике высшие государственные аудиторские и контрольные учреждения играют главную, а в ряде стран судебную роль в контроле и проверке правительственных счетов и операций, а также в содействии развитию надежного управления государственными финансами.

       Существуют  не только организационные, но и методические проблемы контроля за исполнением республиканского и местных бюджетов, которые осложняются еще и тем, что до сих пор государственные учреждения и предприятия, как и институты частного права, полностью не перешли на международные стандарты учета и отчетности. Эти обстоятельства сдерживают использование накопленной методической базы, общепринятой в международной финансовой практике. Вместе с тем необходимо критически оценивать зарубежный опыт и не следует слепо его копировать, это по меньшей мере нерационально. В Казахстане пока нет ни устоявшегося финансового и бюджетного законодательства, соответствующей правовой и финансовой культуры подавляющего числа хозяйствующих субъектов и граждан. К тому же существующие методические разработки других контрольно-ревизионных органов не могут быть полностью восприняты Счетным комитетом в силу особой специфики его задач и функций. Поэтому вопрос о разработке адекватных методик и стандартов проведения Счетным комитетом аналитических работ, проверок и контрольных мероприятий стоит очень остро, и он должен быть решен в ближайшее время, в том числе через нормы соответствующего закона, на основе международной практики, опыта государств участников СНГ.

         В связи с вышеизложенным невозможно сказать однозначно, что появление государственного долга связано исключительно с ухудшением экономической ситуации в стране, более того грамотно распорядившись возможность привлечения заемных средств (и как следствие увеличив государственный долг) возможно не только улучшить экономическую ситуацию в стране и решить остро вставшие социальные проблемы, но и просто использовать его как источник финансирования в соответствии с принципами грамотного финансового менеджмента с большой пользой для своей страны.

       В таких условиях приоритеты в работе Счетного комитета совершенно иные, важнейшими из которых являются обязывание всех пользователей средств республиканского бюджета финансовой культуры, поиск изъянов в действующих нормативных правовых актах, через которые утекают государственные ресурсы. В последнем заключается особый смысл реализации критерия законности.

         Счетный комитет в силу своего  статуса может реализовать это  с наибольшей эффективностью. Дело  в том, что другие контрольные  органы осуществляют проверки, аудит  и контрольные мероприятия исключительно  в рамках действующих нормативных  правовых актов. Их интересует  уставная и противоуставная деятельность, а неуставная, которая и осуществляется в законодательных “дырах”, остается за гранью контроля, что должно быть исключено.

         Более того, участие Счетного  комитета в определении порядка  и периодичности проведения контрольных  мероприятий и проверок использования  средств республиканского бюджета  в действующих нормативных правовых  актах не предусмотрено, что  вряд ли можно признать обоснованным. Законом «О государственном заимствовании и долге» дано определение «лимита правительственного долга» дано определение долга Национального Банка Республики Казахстан, это – сумма полученных и непогашенных Национальным Банком Республики Казахстан государственных займов, а также отнесенных законодательными актами на долг Национального Банка Республики Казахстан долговых обязательств на определенную дату.

         В этом же законе также дано  определение «лимита внешнего  долга Национального Банка Республики  Казахстан», это – планируемая  фиксированная сумма полученных  и непогашенных внешних займов  Национального Банка Республики  Казахстан, которую не должен  превышать фактический внешний  долг Национального Банка Республики  Казахстан на заданную дату (на  конец финансового года).

         Лимит внешнего долга Национального  Банка Республики Казахстан устанавливается  на уровне 50% чистых золотовалютных  активов банка, кроме случаев привлечения.

       Национальным  Банком программных займов1 от международных финансовых организаций.

       Следует отметить, что ни в практике налогово-бюджетной  деятельности, ни в научно-теоретических  исследованиях вопросы экспертизы и анализа республиканского бюджета, в т.ч. и аудита и контроля его  исполнения, цельного, комплексного решения  не получили. Имеется достаточно обширная практика проведения на предприятиях и в учреждениях экономического и финансового анализа.

       Но  разработанного и обоснованного  механизма аудита, экспертизы, анализа  и контроля исполнения республиканского и местных бюджетов, методик, стандартов их проведения пока нет.

         Другим постоянно действующим фактором обоснования необходимости функционирования государственного органа, контролирующего исполнение бюджета, является гарантия обеспечения права налогоплательщиков на получение достоверной и своевременной информации о фактическом использовании поступивших от них в бюджет средств.

       Это положение реализуется путем  проведения открытых заседаний Счетного комитета по итогам проведенных контрольных  мероприятий и аудита с приглашением представителей средств массовой информации, а также последующих гласных  рассмотрений отчетов Счетного комитета об исполнении республиканских бюджетов на заседаниях комитетов Мажилиса, Сената, Парламента Республики Казахстан. Счетный комитет в силу своего статуса может реализовать это  с наибольшей эффективностью. Дело в том, что другие контрольные  органы осуществляют проверки, аудит  и контрольные мероприятия исключительно  в рамках действующих нормативных  правовых актов. Их интересует уставная и противоуставная деятельность, а неуставная, которая и осуществляется в законодательных “дырах”, остается за гранью контроля, что должно быть исключено. В настоящий момент проблема обслуживания государственного долга - один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность Казахстана, состояние ее валютных резервов, а следовательно стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка. Перечисленные причины определяют актуальность данной проблемы для всех участников казахстанского финансового рынка.

       Критерием оценки исполнения бюджета являются, во-первых, полное использование внутренних резервов по привлечению доходов  в бюджет, во-вторых, целесообразность и экономичность расходования бюджетных  средств.

       В соответствии с указанием Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. о необходимости создания мощной службы внешнего аудита, расширения полномочий Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, укреплении его качественно и количественно Счетным комитетом разработана Концепция развития системы аудита и контроля за исполнением республиканского бюджета в Республике Казахстан.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      Наличие государственного долга является нормальным для активно развивающегося государства. Государственный долг сам по себе не является положительным или отрицательным  фактором для экономики страны, если ее экономика стабильна, законодательная  база четко регламентирует эту сферу  отношений государства и не влияет отрицательно на международный имидж страны. К примеру, США, являясь лидером по многим показателям экономики по сравнению с другими странами, тем не менее имеет государственный долг.

      В Республики Казахстан эта сфера  государственных отношений достаточно четко регламентирована. Есть законы, подзаконные акты, позволяющие выстроить  четкую систему управления государственным  долгом.

      Развитие  национальной экономики невозможно без иностранных кредитов, инвестиций в сырьевые отрасли, привлечения  передовых технологий в экспортные и импортозамещающие отрасли, в  аграрный сектор и производство потребительских  товаров.

          Но вместе с тем, государству никогда не следует  забывать о том, что привлечение  иностранного капитала и валютных ресурсов требует обоснованного подхода  в части высокоэффективного их использования, должной отдачи заемных средств. Увеличение значительно внешнего долга может привести к долговременным отрицательным экономическим последствиям, связанным с изменением курса национальной валюты, соотношения экспорта и импорта, затруднениями в развитии отечественной экономики.

    Программы капитальных расходов, определяемые центральными органами власти, не всегда соответствуют пожеланиям населения. С другой стороны, у местных органов  власти появляются иждивенческие настроения в связи с надеждами, что центр  заменит пришедшие в негодность из-за отсутствия ухода и ремонта  объекты и сооружения. Более эффективного распределения ресурсов можно достичь  передачей ответственности местным  органам власти за капитальные расходы  в закрепленных за ними сферах. Так  как потребление основного капитала носит долгосрочный характер, необходимо последовательно переходить к финансированию капитальных расходов за счет заимствованного  капитала, а не за счет текущих доходов  местных бюджетов. Поэтому местные  органы государственного управления должны иметь право заимствования на рынке капитала для реализации инвестиционных проектов, имеющих местное значение.

Информация о работе Проблемы государственного долга в РК