Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2015 в 11:32, курсовая работа
На рубеже XX и XXI веков в мировой экономической жизни возникло и развивается новое явление, получившее название глобализации. Процесс глобализации является одной из самых актуальных проблем на сегодня так как характеризует состояние и развитие современной экономической системы, а также постеᴨȇнно охватывает и другие области человеческой жизни, в частности культурную.
Глобализация сложна и затрагивает все сферы деятельности человечества. Мнения на протекания процессов глобализации, как специалистов, так и отдельных жителей нашей планеты очень неоднозначны, а зачастую и абсолютно противоположны. Это связано с разными точками зрения на последствия глобализационных процессов, в которых одни усматривают серьезную угрозу мировой экономической системе, а другие видят средство дальнейшего прогресса экономики. Несомненно, последствия глобализации могут носить как позитивный, так и негативный характер, однако альтернативы глобализации нет. Актуальной на сегодняшний день стоит задача исследования опасностей, которые несут эти процессы и путей их сглаживания и минимизации потерь.
ВВЕДЕНИЕ. 2-3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ. 4-11
1.1 Определение мирового хозяйства. 4-5
1.2 Развитие глобализации. 5-7
1.3 Сущность и тенденции глобализации. 7-11
ГЛАВА 2. ПОСЛЕДСТВИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ. 12-20
2.1 Позитивные последствия глобализации. 12-13
2.2 Негативные последствия и опасности глобализации. 14-20
ГЛАВА 3. ВОПРОСЫ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО. 21-28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29-32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 33-34
На данном этапе широкого включения России в мирохозяйственные связи необходимо добиться сведения к минимуму рисков при дальнейшей интеграции нашей экономики в мировое хозяйство с учетом экономической безопасности; способствовать формированию справедливой международной торговой системы при полноправном участии России в международных экономических организациях, обеспечивающих защиту в них наших национальных интересов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Глобализация - это новая стадия развития мирового хозяйства. По сути, глобализация является логическим выражением растущей интернационализации хозяйственной жизни. Но поляризация большинства стран мира по экономическому положению и уровню жизни населения неизбежно порождает различное отношение к процессам глобализации. По уровню экономического развития за последние двадцать лет разрыв между «центром» и «периферией» не сократился, а, наоборот, еще больше увеличился. И если число сторонников глобализации постоянно множится, то и круг противников глобализации также расширяется.
Стратегия правительств различных стран в связи с глобализацией неодинакова. Те из них, кто рассматривает глобализацию как угрозу, демонстрируют защитную реакцию: вводят меры экономического протекционизма, отгораживаются от иммиграции, пытаются ограничить глобальные трансакции национальным законодательством. Подобная политика в перспективе грозит огромными издержками, связанными с уменьшением благосостояния, растущим экономическим и технологическим отставанием.
Наиболее динамичные государства, напротив, уже выступают в качестве игроков в глобальном состязании за конкурентоспособность, экономическую и инвестиционную привлекательность. В этом соревновании правительства нередко прибегают к агрессивной внешнеэкономической политике, дерегулированию, субсидированию экспорта, что также вызывает немалые перекосы. Дерегулирование ведет к снижению дееспособности государства, подстегивает в качестве ответной реакции протекционизм или национализм, субсидии оборачиваются нерациональным распределением бюджетных ресурсов.
Ни изоляционизм, ни наступательный интервенционизм сами по себе не предполагают рассчитанного на перспективу ответа на вызовы глобализации
Глобализация, изначально развивающаяся стихийно, перешла в ту стадию, когда её нужно направлять и контролировать. Дальнейшее развитие должно протекать по прогнозируемой установленной модели развития.
Первая модель - это создание мирового правительства. Речь идет об увеличенной модели национального государства, которое в глобальном масштабе занимается тем, чем правительства внутри отдельных стран. Эта модель является крайне маргинальной. Никакое мировое правительство не имело бы достаточной политической легитимизации. Помимо этого мир как целое нуждается в политике обеспечения порядка, а не в осуществлении властных полномочий.
Вторая модель - это путь реформирования Организации объединенных наций с превращением ее Совета Безопасности в квазиправительство, а Генеральной Ассамблеи - в квазипарламент. Такой подход имеет гораздо больше сторонников, но также подвергается критике как сужено этатистский. Организация объединенных наций представляется как организация с чрезмерно централистскими целями, управляемая кругом избранных (в прежнюю эпоху) государств, а выведение ее на центральную роль в глобальном управлении вызывает опасения недооценки значения частных игроков - бизнеса и неправительственных организаций.
Третья модель-- это американская модель, которая вырисовывается в виде пирамиды во главе с одной супердержавой - США. Несколько ниже располагаются страны «большой семерки» (или «восьмерки»). Среднюю часть пирамиды занимают другие индустриально развитые страны, а основание пирамиды, разумеется, составляют страны «третьего мира», где проживает 78% населения мира. Выходит, что так называемая американская модель воплощает стремление администрации США руководить миром и организовывать жизнь человечества по единым стандартам.
Американские ученые трактуют глобализацию как некий всеобщий стандарт, изобретенный в США в конце XX века, в котором гомогенизированы цены, зарплата, продукты, услуги, потребности, процентные ставки, норма прибыли и так далее, - иными словами, единообразие в мировом масштабе. Остается либо присоединяться и приспосабливаться, либо стать «маргиналом».
Американская модель выстраивается на американском долларе и будет обслуживать в первую очередь интересы США, их транснациональных корпораций и банков. Против такой монополярной модели выступает не только Россия, но и Западная Европа, Япония, Китай и практически весь «третий мир». Америка уникальна, но не универсальна.
Четвертая модель - это модель корпоративного глобального управления. Она предлагает коллективный процесс поиска решений и взаимопонимания между правительствами государств с участием частных игроков - предпринимательских структур, профсоюзов, неправительственных организаций. Правительства при этом сохраняют за собой монополию на закрепление и проведение политических решений, но негосударственные участники играют весомую роль на этапах определения проблем, анализа взаимосвязей и непосредственного исполнения.
Только многополярная модель глобализации отвечает национальным интересам России.
С ростом осознания в мире сложностей глобализации связано выдвижение на международных форумах идеи «глобализации с человеческим лицом», т.е. социально ориентированной и учитывающей приоритеты «устойчивого развития». Звучат призывы к достижению «солидарной» глобализации в противовес «асимметричной». В рамках ООН, ЕС и иных влиятельных международных организаций все больше внимания уделяется концепции повышения «социальной ответственности корпораций».
Россия выступает за всестороннее исследование явления глобализации, совместную с зарубежными партнерами разработку путей и способов управления этим сложным процессом, «демократизацию» глобализации и придание ей социальной направленности. Российским интересам отвечает обсуждение проблем глобализации с широким привлечением развивающихся государств и стран с переходной экономикой, различных общественных, политических сил и движений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.