Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2015 в 11:32, курсовая работа
На рубеже XX и XXI веков в мировой экономической жизни возникло и развивается новое явление, получившее название глобализации. Процесс глобализации является одной из самых актуальных проблем на сегодня так как характеризует состояние и развитие современной экономической системы, а также постеᴨȇнно охватывает и другие области человеческой жизни, в частности культурную.
Глобализация сложна и затрагивает все сферы деятельности человечества. Мнения на протекания процессов глобализации, как специалистов, так и отдельных жителей нашей планеты очень неоднозначны, а зачастую и абсолютно противоположны. Это связано с разными точками зрения на последствия глобализационных процессов, в которых одни усматривают серьезную угрозу мировой экономической системе, а другие видят средство дальнейшего прогресса экономики. Несомненно, последствия глобализации могут носить как позитивный, так и негативный характер, однако альтернативы глобализации нет. Актуальной на сегодняшний день стоит задача исследования опасностей, которые несут эти процессы и путей их сглаживания и минимизации потерь.
ВВЕДЕНИЕ. 2-3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ. 4-11
1.1 Определение мирового хозяйства. 4-5
1.2 Развитие глобализации. 5-7
1.3 Сущность и тенденции глобализации. 7-11
ГЛАВА 2. ПОСЛЕДСТВИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ. 12-20
2.1 Позитивные последствия глобализации. 12-13
2.2 Негативные последствия и опасности глобализации. 14-20
ГЛАВА 3. ВОПРОСЫ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО. 21-28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29-32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 33-34
Серьезным негативным последствием глобализации может быть переход контроля над экономикой отдельных стран от суверенных правительств в другие руки, в том числе к наиболее сильным государствам, многонациональным или глобальным корпорациям и международным организациям. В силу этого некоторые усматривают в глобализации попытку подрыва национального суверенитета. Современный корпоративный капитал фактически контролирует политическую жизнь современных развитых стран. Национально-государственные образования как таковые утрачивают роль активных агентов жизни и мирового сообщества. Преобладает мнение, что интеграционные процессы в экономике, глобализация финансового рынка ведут к «стиранию» государственных границ, к ослаблению государственного суверенитета в финансовой сфере.
Растущая глобальная интеграция рынков капитала угрожает экономической политике отдельных стран, так как иностранный капитал в виде прямых или портфельных инвестиций таит в себе определенную угрозу для национальной экономики в связи со способностью исчезать из страны столь же быстро, как и появляться.
Глобализация уменьшает способность правительств к маневру. Вскоре они будут поставлены перед необходимостью объединить усилия для контроля над международной деятельностью, информационными и финансовыми сетями транснациональных корпораций.
Еще одной из проблем глобализации является потенциальная глобальная нестабильность из-за взаимозависимости национальных экономик на мировом уровне. В результате локальные экономические колебания или кризисы в одной стране могут иметь региональные или даже глобальные последствия. Такая возможность носит не только теоретический характер, а является вполне реальной, что подтверждает финансовый кризис в Азии, начавшийся летом 1997 года в Таиланде, а затем перекинувшийся на другие страны Юго-Восточной Азии, дойдя и до Южной Кореи. Таким же подтверждением есть мировой кризис, происходящий в сегодняшние дни.
Негативные аспекты глобализации связывают с потенциальными конфликтами, которыми она чревата, хотя их можно смягчить путем развития глобального сотрудничества на основе соглашений политического характера или создания новых международных институтов.
ГЛАВА 3. ВОПРОСЫ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО.
Современный мир переживает фундаментальные и динамичные перемены, глубоко затрагивающие интересы Российской Федерации и ее граждан. Много надежд, а вместе с тем и тревог вызывают мероприятия направленные на вступление России в ВТО.
Правовой основой создания Всемирной торговой организации (ВТО) послужили принятые на «уругвайском раунде» с 1986 по 1993 год и подписанные странами-учредителями «Генеральное соглашение по тарифам и торговле» -- ГАТТ, «Генеральное соглашение по торговле и услугам» -- ГАТС и «Генеральное соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности» -- ТРИПС. Началом деятельности ВТО считается 1 января 1995 года. Членами ВТО в настоящее время являются 144 страны (в том числе Китай, Грузия, Молдова и Киргизия), на которые приходится 96 процентов мирового торгового оборота. Около 30 стран, включая Россию, заявили о своем желании вступить в ВТО. Цель ВТО -- либерализация международной торговли на основе новой договорно-правовой системы.
Новая договорно-правовая система обязывает страны, члены ВТО, проводить торговую политику в пределах согласованных рамок, создавая тем самым справедливые и предсказуемые условия для всех участников международной торговли: товаропроизводителей, экспортеров и импортеров.
Членство в ВТО выгодно развитым странам, рынком сбыта их продукции становится весь мир.
Страны с более низким уровнем развития сталкиваются с серьезными проблемами, главная из которых -- необходимость защитить национальный рынок и национальное товарное производство от засилья импортных товаров и услуг.
Россия не может успешно развивать торговые и экономические связи с зарубежными партнерами по своим собственным правилам, не похожим на правила, принятые во всем мире. В долговременном, стратегическом плане целесообразность вступления России в ВТО очевидна. Главный вопрос -- когда вступать: сейчас, через год или через десять лет?
Главные аргументы «за вступление» таковы:
- Россия выйдет на новые рынки товаров и услуг;
- будут устранены различные
тарифные и нетарифные барьеры,
ограничивающие международную
- Россия получит доступ к механизму разрешения торговых споров в рамках ВТО;
- законодательство и практика
внешнеэкономической
Главные аргументы «против вступления» России в ВТО следующие:
- государственная защита
- либерализация тарифов сделает
более привлекательным не
- поступления в бюджет от импортных пошлин снизятся;
- вступление в ВТО не
- воспользоваться
Дискриминация наших товаров на мировом рынке, в частности алюминия, черных, цветных металлов и проката, - мера для России неприятная, но в глазах иностранных партнеров - оправданная.
Западные производители алюминия на грани банкротства. Они не могут конкурировать по цене с российскими производителями, так как стоимость электроэнергии на Западе в 12-15 раз выше, чем в России. Экспорт российского алюминия - это экспорт нашей разорительно дешевой электроэнергии.
Мировой рынок черной металлургии завален российской сталью. Ежегодный выпуск сталелитейного производства в России - 850 млн. тонн, из них российская экономика на собственное потребление способна переработать не более 600 млн. тонн. «Лишние» 250 млн. тонн мы вынуждены продавать на внешнем рынке.
Китайский рынок Россия медленно, но верно теряет. Китай развивает собственную металлургию.
Вот какие причины заставляют некоторые развитые страны ограничивать экспорт в свои страны российских черных и цветных металлов, проката, продукции органической и неорганической химии.
Это оправданная, естественная и разумная мера Запада по защите собственного производства, и такие меры предпринимаются против стран, способных внести сумятицу на рынке данной продукции и существенно снизить мировые цены независимо от того, является ли страна, на которую накладывают дискриминационные санкции, членом ВТО или не является.
Членство в ВТО открывает возможности торговать конкурентоспособной продукцией по всему миру. Но такой продукции в нашем торговом балансе всего около 7 процентов. Вступив в ВТО, Россия действительно получит более благоприятные возможности поставлять в Бразилию, Китай, Турцию, Польшу, Италию и Францию одежду, обувь, автомашины, электронику собственного производства. Кто будет покупать эти товары? Парадокс заключается в том, что чем сложнее продаваемая Россией продукция, чем большую стадию «технологического передела» претерпела конечная продукция российских предприятий, тем она становится более неконкурентоспособной.
Издержки производства из-за неэффективной работы изношенного и устаревшего оборудования, низкой производительности труда, большего расхода на единицу продукции энергии, сырьевых и трудовых ресурсов, необходимости в холодное время года в течение семи месяцев отапливать помещения и содержать соответствующую инфраструктуру (котельные, теплотрассы, обслуживающий персонал) делают на каждой стадии «технологического передела» продукцию все дороже и дороже.
Готовая продукция повышенной сложности (автомашины, обрабатывающие станки, турбины) проходит через 10-12 циклов «технологического передела».
Выплавка из руды чугуна - первый «передел». При прочих равных затратах стоимость российского чугуна будет на 8--12 процентов дороже, чем выплавленного в Индии, где зимой отапливать помещения не нужно.
Получение стали из чугуна - второй «передел». Превращение стали в прокат - третий «передел» и так далее.
Накапливаясь по мере завершения всех технологических операций, более высокие накладные расходы формируют низкий показатель «эффективности экономики».
Вступив в ВТО, России не удастся отменить или преодолеть нетарифные барьеры, ограничения объемов продаж, которые существуют на экспорт российского алюминия, стали и проката. Нетарифное ограничение на торговлю сталью в США, введенное американским правительством по просьбе американских производителей стали, распространяется не только на Россию, но и на Китай, Японию и Бразилию - членов ВТО.
Российскому сельскому хозяйству, чтобы выдержать конкуренцию с дешевыми сельскохозяйственными товарами из Западной Европы, Австралии, Бразилии, Аргентины, нужны гигантские субсидии, оцениваемые в десятки миллиардов долларов в год. В бюджете России на поддержку сельского хозяйства выделено около 800 млн. долларов, в 50 раз меньше требуемой суммы. Наш рынок мяса и мясопродуктов под натиском аргентинской говядины, просто исчезнет. Держать коров мясных пород в России станет нерентабельно. Сегодня Россия ежедневно закупает на мировом рынке продовольствия примерно на 20 млн. долларов. Когда после вступления в ВТО будут отменены последние таможенные и тарифные барьеры, производству сельскохозяйственной продукции России окончательно придет конец.
Начиная со второй половины 2000 года вновь активизировался импорт. Доля импортной одежды возросла на 55%, обуви - на 61%. Решающим фактором здесь является даже не качество, а цена. Массовая импортная обувь дешевле российской. Наши товаропроизводители не могут обеспечить конкурентоспособный уровень цен. Ставки российских банков на кредит непомерно высоки. Даже сырье выгоднее покупать на Лондонской бирже, чем в России.
Наши производители, не имея доступа к инвестициям, не имеют доступа и к новым технологиям.
Поэтому, какие стандарты не вводи, если не будет иметь место широкомасштабная модернизация производства, уложиться в «ценовой коридор» мировых цен и соблюсти новые стандарты будет просто невозможно.
Россия тратит на импорт изделий легкой промышленности (с учетом «челночного бизнеса») 10-12 млрд. долларов в год. Направив эти средства на развитие отечественного производства, можно было через несколько лет имели прибыль намного большую, чем от продажи на мировом рынке в случае вхождения в ВТО наших невозобновляемых ресурсов: нефти, газа, алюминия, черных и цветных металлов и других.
Огромный вред уже нанесло российским производителям решение правительства о новых таможенных тарифах, что привело к снижению импортных пошлин, введение НДС на сырье и оборудование для текстильной и легкой промышленности.
Российский производитель не в состоянии конкурировать на рынке изделий легкой промышленности, насыщенном изделиями из Китая, Турции и стран Юго-Восточной Азии.
В этих странах иные условия производства: современное оборудование и невысокая заработная плата.
Конкуренцию с этими странами не выдерживают даже США и страны ЕС, устанавливая квоты на импортные товары, а для своих товаропроизводителей значительные налоговые льготы. В этих странах развито чувство самосохранения.
Именно легкая промышленность при самых низких капитальных вложениях на техническое перевооружение способна обеспечить высокую отдачу.
Китай начинал свои реформы с подъема легкой промышленности и сельского хозяйства. В России пока инвестиции в основной капитал «легких» отраслей составляют 0,2-0,3% расходной части госбюджета.
В свое время Польша и Франция ограничили ввоз белого сахара, чтобы не погубить свое производство. В Россию, несмотря на то, что вопросы производства и импорта сахара решает специальная «Сахарная комиссия», сахар продолжают ввозить.
Сейчас на обувном рынке только 20% отечественной обуви, 80% - завозная. В Китае сотни предприятий шьют обувь для России и будут шить до тех пор, пока не возродится отечественное производство. А Россия еще не член ВТО. Когда Россия вступит в ВТО, наплыв товаров будет большим и конкуренция еще жестче.
В страну, куда есть возможность поставлять товар, никогда не придут инвестиции.
Вступление в ВТО означает, что Россия начнет применять стандарты, которые соответствуют иной фазе социального и экономического развития. У России сейчас нет материального и политического ресурса, который позволил бы ей соответствовать стандартам ВТО.
Для того чтобы российские товары стали конкурентоспособны, нужно примерно 40-60 млрд. долларов инвестиций ежегодно в течение не менее 10 лет.
В мире существует 1,5-2 триллиона потенциальных инвестиционных средств. Инвестиции вкладывают в страну с «благоприятным инвестиционным климатом». В экономику Китая, последние несколько лет, вкладывают ежегодно 40-50 млрд. долларов. Там создан «благоприятный инвестиционный климат», в России - еще нет.
После вступления в ВТО 50-60% промышленных и 80% сельскохозяйственных предприятий просто встанут и более 30 млн. человек окажутся без работы.
Не выжить российскому производителю, если до вступления в ВТО не принять федеральную программу мер по повышению конкурентоспособности российской продукции: техническое переоснащение производства, возможность получения долгосрочных низкопроцентных кредитов, отмены таможенных пошлин и НДС на ввоз импортного оборудования, пересмотр таможенной политики в интересах наших производителей.
Нужно время, чтобы подготовить отечественное производство к жесточайшей конкуренции, чтобы выдержать ее и развиваться, а не погибнуть.