Проблема вымогательства в отношениях заказчиков и поставщиков в системе государственных закупок

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 11:50, реферат

Краткое описание

Современный период развития России характеризуется многообразием проблем, требующих повышенного внимания и оперативных решений. К их числу относится проблема борьбы с коррупционными преступлениями, связанными с системой закупок товаров, сырья и материалов для нужд государства. Коррупция - это взятки, вымогательство со стороны чиновников и использование ими своих полномочий для продвижения своих целей. К сожалению, такие преступления представляют серьезную угрозу нормальной деятельности политических и экономических институтов страны, так как ведут к снижению ответственности и подотчетности органов власти, снижению объемов финансирования ключевых направлений деятельности государства, уменьшению привлекательности инвестиционного климата и пр.

Оглавление

Что такое гос-закупки?
Что такое государственные нужды?
Основные причины преступлений.
Ошибки поставщиков.
Меры предотвращения вымогательства в системе гос-закупок.
Способы проведения закупок.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Referat_Markov_Egor.docx

— 26.90 Кб (Скачать)

              инистерство образования и науки российской  федерации

                         Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования 

 

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ 

УНИВЕРСИТЕТ

КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

 

 

 

 

 

Факультет: Экономический

Кафедра: Экономической теории

 

 

 

 

 

 

 

Реферат.

 

по дисциплине «Институциональная экономика»

 

на тему «Проблема вымогательства в отношениях заказчиков и поставщиков в системе государственных закупок.» 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
                                                                                    Выполнил: студент 1-го курса    экономического  факультета группы ЭБ-122 Марков Е.А.

Руководитель:  Шершнева О.И., доцент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Кемерово 2013г

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

Что такое гос-закупки?

Что такое государственные  нужды?

Основные причины преступлений.

Ошибки поставщиков.

Меры предотвращения вымогательства в системе гос-закупок.

Способы проведения закупок.

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современный период развития России характеризуется многообразием  проблем, требующих повышенного  внимания и оперативных решений. К их числу относится проблема борьбы с коррупционными преступлениями, связанными с системой закупок товаров, сырья и материалов для нужд государства. Коррупция - это взятки, вымогательство со стороны чиновников и использование  ими своих полномочий для продвижения  своих целей. К сожалению, такие  преступления представляют серьезную  угрозу нормальной деятельности политических и экономических институтов страны, так как ведут к снижению ответственности  и подотчетности органов власти, снижению объемов финансирования ключевых направлений деятельности государства, уменьшению привлекательности инвестиционного  климата и пр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что такое гос-закупки?

Гос-закупки (государственные закупки) - это закупки, т.е. приобретение, товаров, работ, услуг для государственных нужд.

Эти закупки осуществляются за счет средств налогоплательщиков, аккумулированных в соответствующих бюджетах и внебюджетных фондах. Именно это обстоятельство должно являться решающим при отнесении закупочной деятельности тех или иных субъектов гражданского права к сфере госзакупок ("принцип источника средств").

Госзакупки осуществляются в соответствии со специально разработанными процедурами и правилами, закрепленными в законодательстве.

С точки зрения российского законодательства закупки органов местного самоуправления не являются государственными. Здесь используется термин "муниципальные закупки". Однако со смысловой точки зрения это то же самое, что закупки государственные: и те, и другие осуществляются за счет общественных средств; и те, и другие направлены на удовлетворение общественных потребностей.

Что такое государственные  нужды?

Государственные нужды (госнужды) - это потребности органов государственной власти (прежде всего исполнительной, а также законодательной и судебной) в различного рода товарах, работах, услугах. Понятие государственных нужд определено в статье 525 Гражданского кодекса РФ.

Такого рода потребности  в товарах, работах, услугах возникают при выполнении возложенных на эти органы власти обязанностей по реализации государственной политики в той или иной сфере. Например, МВД России необходим бензин для автомобилей дорожно-постовой службы; Минздраву России необходимы лекарства для реализации федеральной целевой программы "Сахарный диабет"; Министерству транспорта Российской Федерации необходимы работы по ремонту автодорог.

Потребности органов государственной  власти в товарах, работах, услугах возникают на всех уровнях властной вертикали: на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации, на уровне органов местного самоуправления.

Государственные нужды  в рыночной экономике удовлетворяются путем приобретения требуемых товаров, работ, услуг на свободном рынке как у государственных предприятий, так и у частного сектора экономики.

Аналогично, потребности  органов местного самоуправления в  товарах, работах и услугах, финансируемых  за счет средств местных бюджетов, принято называть "муниципальными нуждами".

К основным принципам  осуществления госзакупок относят:

   * равноправное  и справедливое отношение ко всем поставщикам;

   * экономное  и эффективное расходование средств бюджетов и внебюджетных фондов;

   * открытость  и прозрачность;

   * подотчетность;

   * ответственность.

 

 

Неблагоприятное развитие криминальной обстановки в России во многом определяется тенденцией значительного  накопления криминального потенциала за счет высокого уровня коррупции  в сфере государственного снабжения. Указанное является серьезным препятствием на пути рыночных преобразований, так как решения, принимаемые многими должностными лицами, нередко подчинены не легитимным экономическим интересам личности, общества и государства, а преступным целям отдельных лиц или криминальных формирований.

 

Стало уже чуть ли не нормой, когда отдельные чиновники вступают в открытую конкуренцию с государством, фактически подменяя его. Это приводит к ослаблению социально-правового контроля за ситуацией в стране, сращиванию исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновению их в сферу управления банковским бизнесом, крупных промышленных предприятий, торговых организаций и товаропроводящих сетей.

 

   1. Основные  причины преступлений.

Преступления, связанные  с государственными закупками, во всем мире вызывают серьезную озабоченность. Связано это как с широкой  распространенностью этого социального  феномена, так и с его серьезной  социальной опасностью.

Отмеченное обуславливает необходимость объединения усилий всех без исключения государственных органов и общественных организаций в поиске путей и средств эффективного противодействия указанному явлению.

 

Определены основные причины  интенсификации коррупционных преступлений, посягающих на систему государственных  закупок.

В их числе: несовершенство действующего законодательства в области  государственных закупок; неполное и нерегулярное финансирование государственных  нужд; незнание и непонимание специалистами, занятыми в сфере государственных  закупок, смысла выполняемых процедур; незнание поставщиками своих прав и  обязанностей, неумение (а зачастую и нежелание) отстаивать свои права;

неверие поставщиков в  систему конкурсных закупок, возможности  честной открытой конкуренции, беспристрастность  государственных заказчиков; недостаточно активные роли Минэкономразвития России, Министерства по антимонопольной политике России и иных уполномоченных органов  государственной власти в обеспечении  контроля за системой государственных закупок; недобросовестные действия отдельных чиновников, принимающих решения о проведении и о ходе процедур закупок.

 

Предлагается разделить  всю совокупность анализируемых  преступлений на две группы: публичные  и непубличные коррупционные  преступления. К первой группе отнесены:

- злоупотребление должностными  полномочиями (ст. 285 УК РФ);

- незаконное участие  в предпринимательской деятельности (ст.289 УК РФ);

-получение взятки (ст. 290 УК РФ);

-дача взятки (ст. 291 УК  РФ);

-служебный подлог (ст. 292 УК РФ).

При наличии корыстной  или иной личной заинтересованности - превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ). Во вторую группу включены:

-злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ);

-злоупотребление полномочиями  частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК РФ);

-коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ).

 

2. Ошибки поставщиков.

Определены типичные ошибки поставщиков:

- отсутствие стратегии  участия в государственных закупках;

-отсутствие налаженной  системы сбора и обработки  информации о государственных  закупках;

-незнание принципов  и процедур государственных закупок,  непонимание или неверие в  конкурсную систему; 

-игнорирование «неудобных»  требований конкурсной документации;

-несоблюдение установленных  в конкурсной документации форм  отдельных документов;

-нарушение сроков подачи  заявки;

-нежелание или неумение  отстаивать нарушенные права  (пассивное наблюдение за предоставлением  отдельным поставщикам преимуществ).

 

Определены индикаторы, указывающие на наличие коррупционного поражения системы государственных  закупок: 

-необъяснимые решения  чиновников, касающиеся вопросов  государственного снабжения; 

-уклонение от контроля  и проводимых аудиторских проверок; манипуляции с работой в других  управлениях и ведомствах;

-преднамеренное избежание в критических случаях начальства или лиц, отвечающих за принятие решений;

-недопустимое расширение  имеющихся полномочий;

-заключение соглашения  с неблагоприятными условиями,  которое налагает на учреждение  долгосрочные обязательства; 

-регулярное предпочтение  или поддержка предложений каких-либо  лиц или подрядчиков при выдаче  контрактов, проведении тендеров, конкурсов; 

-заметная снисходительность  при ведении переговоров по  контракту; 

-отсутствие расписки  в приеме или штампа о времени  получения корреспонденции от  лиц, подающих предложения на  тендер, и подрядчиков.

 

Организация конкурсных закупок  во всём мире используется, прежде всего, как главное средство борьбы со злоупотреблениями  чиновников. И хотя указанная система  направлена также и на решение  других важных задач - например, достижение дополнительной экономии бюджетных  средств, стимулирование конкуренции, однако профилактика коррупции выступает  всё-таки задачей наиболее приоритетной, поскольку мероприятия, направленные на снижение коррупции, способствуют повышению эффективности работы государственного административного аппарата.

 

В виду особой важности борьбы с коррупционными преступлениями, посягающими  на систему госзакупок, предлагается для включения в УК РФ специальная дефиниция.  ряд факторов, детерминирующих коррупционные формы и преступления, совершаемые в сфере государственного снабжения. В их числе:

 

- экономические факторы  коррупционной преступности. Отмечается, что среди основных экономических  стимулов коррупции особую роль  играет нестабильность в стране, проявляющаяся, прежде всего,  в неконтролируемых инфляционных  скачках, которые провоцируют  чиновничество искать любые источники  доходов. Обращается внимание  на то, что причины нынешнего  всплеска, например, взяточничества, связаны с экономическим кризисом, расстройством денежно-финансовой системы, слабостью государственных институтов, правовым нигилизмом, изменениями в социальной структуре общества;

 

- политические факторы  коррупционной преступности. В числе  такого рода причин особое  значение в работе придается:  фактическому отчуждению большей  части населения от власти, в  частности, от управления имуществом, от правотворчества и право  применения (последнее уже само  по себе постоянно воспроизводит  основания зависимости гражданина  от чиновника); отсутствию эффективного  политического механизма, обеспечивающего  быстрое лишение полномочий государственных  и муниципальных служащих, скомпрометировавших  себя в глазах населения своими  действиями и др.;

 

- в число психологических  факторов коррупционной преступности  включаются: многовековые традиции  мздоимства на государственной службе; традиционно низкий уровень солидарности населения с нормами об ответственности за подкуп; некоторая гиперболизация в общественном сознании (преимущественно под влиянием средств массовой информации) тотальной коррумпированности государственного аппарата, способствующая оправданию бессмысленности индивидуального противодействия коррупции и др.

 

- и, наконец, в реестре  факторов организационного характера  обращено внимание на крайне  низкий уровень фактической раскрываемости  преступлений, создающий объективные  предпосылки для восприятия возможности  быть привлеченным к уголовной  ответственности как ничтожной;  структурная неадекватность правоохранительной  системы целям борьбы с коррупцией  и др.

 

3. Меры предотвращения  коррупции.

 

Признаки коррупционного преступления, совершаемого в системе  государственного снабжения.

Оно: 1) общественно опасно; 2) предусмотрено уголовным законом; 3) выражается в незаконном использовании  публичного статуса при осуществлении  закупок для нужд государства; 3) совершается с прямым умыслом; 4) имеет целью получение выгоды.

 

Особенности анализируемых  преступлений. К их числу отнесены следующие особенности:  1) такие деяния всегда представляют собой сделку между должностным лицом, выступающим от имени государства, и лицом, заинтересованным в его определенном поведении;  2) государственный служащий при осуществлении госзакупок руководствуется своими, часто корыстными интересами, а не интересами службы;  3) организации и предприниматели произвольно, в зависимости от своих интересов, способны формировать поведение государственных служащих, осуществляющих госзакупки.

 

Выделяются следующие  меры: а) повышающие трудности совершения преступления; б) снижающие выгодность от совершения преступлений; в) повышающие риск при совершении преступлений. Соответственно весь комплекс мер привязывается  к указанным направлениям.

Информация о работе Проблема вымогательства в отношениях заказчиков и поставщиков в системе государственных закупок