Проблема устойчивости денежного обращения в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:55, курсовая работа

Краткое описание

Проблема устойчивости денежного обращения в Республике Беларусь связана с разными экономическими процессами, которые тесно взаимодействуют между собой. Главным образом это выпуск денег в обращение (эмиссия), инфляция (повышение общего уровня цен). Большое внимание в работе будет уделено инфляции.
Инфляция представляет собой весьма сложное явление, которое связано с изменением денежной массы и зарождается на денежном рынке. Проблема инфляции сложно и многогранна. Инфляционные процессы приводят к широкому спектру негативных последствий.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………… 3
1 Сущность денежного обращения……………………………………....... 5
2 Инфляционные процессы…………………………………………………. 8
2.1 Инфляция, ее причины………………………………………………... 8
2.2 Экономические и социальные последствия инфляции…………... 12
3 Антиинфляционная политика…………………………………………… 14
4 Денежное система в Республике Беларусь……………….…….……….20
4.1 Устойчивость денежного обращения……………………………… 22
Заключение………………………………………………………………….. 25
Список литературы…………………………………………………………. 26

Файлы: 1 файл

курсач тема 22.docx

— 83.97 Кб (Скачать)

     Для того чтобы построить модель антиинфляционного  регулирования, позволяющую эффективно управлять инфляционными процессами, необходимо выделить базовые факторы  современной инфляция.

     Все многообразие причин, вызывающих инфляцию, можно классифицировать следующим  образом: экономические — внутренние (экономическое состояние), макроэкономические (состояние бюджета, платежного баланса, уровень развития производства и  др.), глобальные (состояние мировых  финансовых рынков); политические —  внешние (введение таможенных и прочих запретов), внутренние (уровень доверия  населения к правительству); психологические (инфляционные ожидания).

     Из  перечисленных факторов только внешние  политические и глобальные экономические  не поддаются регулированию, следовательно, снижение темпов инфляции до желаемого  целевого норматива возможно при  регулировании остальных факторов, которые можно свести к трем группам: монетарные, немонетарные и структурные. Таким образом, антиинфляционная политика должна включать три направления: меры по ограничению монетарных факторов инфляции, издержек и по структурному регулированию рынка.

     В общем виде основной причиной инфляции выступает несоответствие денежной и товарной массы. Управление инфляцией  будет эффективным, если бюджетная, налоговая и денежно-кредитная  политики будут скоординированы  и иметь во главе общую цель — обеспечение экономического роста  в стране и преодоление инфляции. При этом ДКП должна быть направлена на эффективное управление денежной массой, а бюджетно-налоговая политика должна содействовать развитию производства.

     Модель, взаимоувязывающая денежно-кредитную, бюджетную и налоговую политики, позволит создать стимул для развития производства, насыщения внутреннего  рынка продукцией, сделать национальную экономику более защищенной от колебаний  внешнеэкономической конъюнктуры  и поможет эффективно управлять  инфляцией.

     В период действия указанной схемы  должна быть достигнута финансовая стабилизация и осуществлено дальнейшее реформирование секторов экономики. Переход к ДКП  на основе метода целевой инфляции будет эффективным в постстабилизационный период.

     Основным  направлением решения проблем социально-экономического развития Беларуси должно стать сочетание  рыночного механизма с государственным  регулированием экономики, роль которого возрастает в смешанной экономике. [3, С.76].

     В III квартале 2009 г. важнейшей задачей  денежно-кредитной политики остается реализация мер, направленных на минимизацию отрицательного влияния мирового финансово-экономического кризиса на экономику и финансово-кредитную систему Республики Беларусь, обеспечение устойчивости белорусского рубля и поддержание финансовой стабильности в целом.

    Для этого в III квартале Национальным банком совместно с Правительством будет  продолжена реализация программы Международного валютного фонда в рамках договоренности о кредите стэнд-бай. Основные цели данной работы — улучшение внешнеторгового  баланса страны, пополнение золотовалютных резервов, формирование условий для  устойчивого экономического роста  в перспективе. Данная программа  предусматривает проведение достаточно жесткой денежно-кредитной политики.

    Курсовая  политика в этих условиях будет направлена на поддержание курса белорусского рубля к корзине иностранных  валют в пределах объявленного коридора +/- 10%, что позволит сохранить благоприятные  условия проведения внешнеторговых операций и снизить девальвационно-инфляционные ожидания со стороны населения и  субъектов хозяйствования.

    В области процентной политики Национальный банк планирует реализацию мер, содействующих  росту ресурсного потенциала банков, способствующих формированию сбережений в национальной валюте и улучшающих сбалансированность валютного рынка. Центральным банком страны будут  проводиться меры по обеспечению  доступности кредитов для субъектов  экономики. При этом ставка рефинансирования будет изменяться в зависимости  от складывающихся макроэкономических условий, состояния валютного рынка  и динамики инфляции.

    Национальный  банк продолжит работу, направленную на поддержание необходимой доходности вкладов в национальной валюте, увеличение привлекательности рублевых сбережений по сравнению с валютными.

    Повышение устойчивости функционирования банков — основа развития банковского сектора  в III квартале текущего года. Работа банков будет сосредоточена на снижении кредитных рисков, привлечении средств  населения на долгосрочной основе, усилении финансовой дисциплины, а также активизации привлечения зарубежного капитала.

    Основными ориентирами развития национальной платежной системы станут обеспечение  ее эффективного, надежного и безопасного  функционирования, поддержание параметра  доступности банков к автоматизированной системе межбанковских расчетов на уровне не ниже 99,5% дневного фонда  рабочего времени.

    Отдельное внимание будет уделено дальнейшему  развитию национальной системы безналичных  расчетов на основе электронных платежных  инструментов с увеличением доли безналичных расчетов в розничном  платежном обороте.

    Во  втором полугодии запланировано  проведение ряда мероприятий по развитию сотрудничества с центральными банками  других государств на двухсторонней  основе и в рамках межгосударственных образований, международными финансовыми  организациями.

    Важнейшим направлением останется совместная работа с Международным валютным фондом по реализации программы стэнд-бай.

      Будут проведены мероприятия  по привлечению займа Всемирного  банка на цели развития, продолжится  разработка новой программы финансовой  поддержки для корректировки  действующей Стратегии сотрудничества  Всемирного банка с Республикой  Беларусь на 2008—2011 годы.

      Реализация указанных мер денежно-кредитной  политики призвана поддержать  работу реального сектора экономики  и банковского сектора в условия.

       В начале 2009 г. имело место ускорение  инфляционных процессов, вызванное  в основном разовой корректировкой курса белорусского рубля и ростом тарифов на услуги жилищно-коммунального  хозяйства. В апреле — июне текущего года инфляция замедлилась, выйдя по итогам полугодия на уровень 7,3%. Это соответствует уровню показателя инфляции в Российской Федерации (7,4%), несколько лучше, чем в Украине (8,6%), но заметно хуже, чем средний показатель для 27 стран Европейского союза (за январь — май —0,7%).

 

  1. Денежная  система в Республике Беларусь
 

     Республика  Беларусь – молодое суверенное государство, образовавшееся на базе Белорусской  ССР, входившей ранее а состав СССР. В период пребывания Белоруссии в составе СССР на ее территории обращались наличные денежные знаки: билеты Государственного банка СССР, казначейские билеты и разменная металлическая  монета. Управление единой денежной системой осуществлялось централизованно. В  обращение денежные знаки могли  выпускаться только с разрешения центральных союзных органов.

     После распада СССР и образования самостоятельных  государств, юридического разделения его денежной системы не последовало, что еще больше осложнило последствия  нарушений сложившихся экономических  связей. В этих условиях одни республики стали создавать национальные денежные системы, а другие, в числе которых  Республика Беларусь, последовательно  выступали за сохранение и укрепление единой валюты – рубля.

     В первый период после провозглашения независимости в Республике Беларусь обращались денежные знаки Госбанка СССР, а затем – и Центрального банка России. Без изменений проводились  и безналичные расчеты. Однако такое  продолжаться долго не могло, поскольку  стали нарушаться традиционные связи  по взаимным поставкам. Возникли неурегулированные  расчеты, и в безналичном обороте  произошел раскол единой валюты на так называемые белорусские, российские, украинские и т. п. рубли. Под влиянием спроса и предложения на отдельную  валюту стал различным и курс этих рублей.

     В Республике Беларусь весьма заметным мероприятием стал выпуск в обращение  с июня 1992 г. Расчетных билетов  Национального банка Республики Беларусь. Сначала эти расчетные  билеты были задуманы как многоразовые купоны для защиты потребительского рынка. Действительно, после выпуска  в обращение расчетных билетов  ряд товаров можно было приобрести только с оплатой этими расчетными билетами. Хотя расчетные билеты Национального  банка Республики Беларусь не были объявлены денежными знаками  и выпущены первоначально в дополнение к основной (в то время) единице – рублю, последующие события возвели их в ранг наличных белорусских рублей.

     Первым  толчком к раздвоению наличного  рубля на «белорусский » и «российский» послужило решение Национального  банка Республики Беларусь о выплате  более высокого процента по вкладам  в расчетных билетах, а также  об установлении повышенного курса  при обмене наличных «российских» рублей на расчетные билеты. Ситуация, однако, менялась быстро. Рыночные отношения  стали устанавливать свои приоритеты. Спрос на безналичные российские рубли привели к росту курса  российского безналичного рубля  по отношению к белорусскому. Многие плательщики начали использовать для  платежей в России и других республиках  наличные рубли, спрос на которые  поднялся. Российские наличные рубли  к середине 1993г. перестали давить на внутренний потребительский рынок  и их использование не ограничивалось. Они наряду с расчетными билетами применялись для платежей за все товары и услуги.

     Решение Центрального банка России об изъятии  из обращения в конце июля 1993 г. денежных знаков образца 1961, 1991-1992 гг. и  замене их денежными знаками образца 1993 г. существенно повлияло на судьбу денежных знаков, обращавшихся в Республике Беларусь. Во-первых, денежных знаков образца 1993 г. было небольшое количество, а  их дальнейшее получение от Центрального банка России на действовавших прежде условиях стало невозможным. Во-вторых, денежные знаки выпуска до 1993 г. были выкуплены у населения и предприятий  Беларуси и переданы Центральному банку  России, который в последующем  возместил их номинальную стоимость  Национальному банку Республики Беларусь. В-третьих, отток российских наличных рублей для обслуживания внутреннего  оборота без затруднений был  компенсирован выпуском расчетных  билетов Национального банка  Республики Беларусь. В-четвертых, денежные знаки Банка России образца 1993 г. могли обращаться на территории Беларуси, имея законную платежную и покупательную  силу. Однако их фактическое использование  осуществлялось в режиме иностранной  валюты с более высоким курсом по отношению к расчетным билетам.

     Таким образом, со второй половины 1993 г. налично-денежном обороте Республики Беларусь стали  практически использоваться расчетные  билеты Национально банка Республики Беларусь. С одной стороны, это  упростило работу с наличными  деньгами, а с другой – еще  больше обострило проблему создания денежной системы, соответствовавшей  социально – экономическим отношениям в республике.

     Двойственность  валют в налично-денежном обороте  продолжала оставаться вплоть до октября 1994 г., так как принимались попытки  объединения денежных систем Республики Беларусь с денежной системой Российской Федерации. Было выработано и в сентябре 1993 года подписано соответственное  соглашение, предусматривавшее использование  общей денежной единицы – рубля  Российской Федерации в налично-денежных и безналичных расчетах на территории обоих государств и в межгосударственных расчетах. Соглашением предусматривались  изъятия из обращения расчетных  билетов Национального банка  Республики Беларусь и замена их банкнотами Банка России образца 1993 г. На практике мероприятия этого соглашения реализованы  не были, но на какое-то время замедлили  процессы становления национальной денежной системы Республики Беларусь.

     В мае 1994 г. Национального банка Республики Беларусь постановил, что до фактического объединения денежных систем Республики Беларусь и Российской Федерации  единственным платежным средством  Республики Беларусь признать белорусский  рубль, а в налично-денежном обороте  – расчетный билет. Расчеты на территории Беларуси должны осуществлять в белорусских рублях. Следует отметить еще одно мероприятие – проведенную в августе 1994 г. по постановлению Кабинета Министров и Национального банка Республики Беларусь деноминацию белорусского рубля, в результате которой все активы и пассивы юридических лиц, наличность и цены уменьшены в 10 раз упростился денежный учет и работа с наличными деньгами.

     Поскольку объединение денежных систем Республики Беларусь и Российской Федерации  не произошло, то Верховный Совет  Республики Беларусь постановлением от 19. 10. 1994 г. «О платежном средстве Республики Беларусь» объявил единым законным платежным средством Республики Беларусь белорусский рубль, а в  наличном обращении – расчетный  билет Национального банка Республики Беларусь. Этим постановлением высший законодательный орган власти Республики Беларусь определил национальную денежную единицу Беларуси.

     Юридическая основа денежной системы Республики Беларусь заложена в Законе «О Национальном банке Республики Беларусь». Этим законом  предусмотрено, что денежная система  Республики Беларусь включает официальную (национальную) денежную единицу, виды государственных денежных знаков, имеющих  законную платежную силу, порядок  наличной и безналичной (депозитной) эмиссии, государственный орган  денежно-кредитного и валютного  регулирования.

Информация о работе Проблема устойчивости денежного обращения в Республике Беларусь