Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:55, курсовая работа
Проблема устойчивости денежного обращения в Республике Беларусь связана с разными экономическими процессами, которые тесно взаимодействуют между собой. Главным образом это выпуск денег в обращение (эмиссия), инфляция (повышение общего уровня цен). Большое внимание в работе будет уделено инфляции.
Инфляция представляет собой весьма сложное явление, которое связано с изменением денежной массы и зарождается на денежном рынке. Проблема инфляции сложно и многогранна. Инфляционные процессы приводят к широкому спектру негативных последствий.
Введение……………………………………………………………………… 3
1 Сущность денежного обращения……………………………………....... 5
2 Инфляционные процессы…………………………………………………. 8
2.1 Инфляция, ее причины………………………………………………... 8
2.2 Экономические и социальные последствия инфляции…………... 12
3 Антиинфляционная политика…………………………………………… 14
4 Денежное система в Республике Беларусь……………….…….……….20
4.1 Устойчивость денежного обращения……………………………… 22
Заключение………………………………………………………………….. 25
Список литературы…………………………………………………………. 26
Для
того чтобы построить модель антиинфляционного
регулирования, позволяющую эффективно
управлять инфляционными
Все многообразие причин, вызывающих инфляцию, можно классифицировать следующим образом: экономические — внутренние (экономическое состояние), макроэкономические (состояние бюджета, платежного баланса, уровень развития производства и др.), глобальные (состояние мировых финансовых рынков); политические — внешние (введение таможенных и прочих запретов), внутренние (уровень доверия населения к правительству); психологические (инфляционные ожидания).
Из
перечисленных факторов только внешние
политические и глобальные экономические
не поддаются регулированию, следовательно,
снижение темпов инфляции до желаемого
целевого норматива возможно при
регулировании остальных
В общем виде основной причиной инфляции выступает несоответствие денежной и товарной массы. Управление инфляцией будет эффективным, если бюджетная, налоговая и денежно-кредитная политики будут скоординированы и иметь во главе общую цель — обеспечение экономического роста в стране и преодоление инфляции. При этом ДКП должна быть направлена на эффективное управление денежной массой, а бюджетно-налоговая политика должна содействовать развитию производства.
Модель,
взаимоувязывающая денежно-
В
период действия указанной схемы
должна быть достигнута финансовая стабилизация
и осуществлено дальнейшее реформирование
секторов экономики. Переход к ДКП
на основе метода целевой инфляции
будет эффективным в
Основным
направлением решения проблем социально-
В III квартале 2009 г. важнейшей задачей денежно-кредитной политики остается реализация мер, направленных на минимизацию отрицательного влияния мирового финансово-экономического кризиса на экономику и финансово-кредитную систему Республики Беларусь, обеспечение устойчивости белорусского рубля и поддержание финансовой стабильности в целом.
Для этого в III квартале Национальным банком совместно с Правительством будет продолжена реализация программы Международного валютного фонда в рамках договоренности о кредите стэнд-бай. Основные цели данной работы — улучшение внешнеторгового баланса страны, пополнение золотовалютных резервов, формирование условий для устойчивого экономического роста в перспективе. Данная программа предусматривает проведение достаточно жесткой денежно-кредитной политики.
Курсовая
политика в этих условиях будет направлена
на поддержание курса белорусского
рубля к корзине иностранных
валют в пределах объявленного коридора
+/- 10%, что позволит сохранить благоприятные
условия проведения внешнеторговых
операций и снизить девальвационно-
В области процентной политики Национальный банк планирует реализацию мер, содействующих росту ресурсного потенциала банков, способствующих формированию сбережений в национальной валюте и улучшающих сбалансированность валютного рынка. Центральным банком страны будут проводиться меры по обеспечению доступности кредитов для субъектов экономики. При этом ставка рефинансирования будет изменяться в зависимости от складывающихся макроэкономических условий, состояния валютного рынка и динамики инфляции.
Национальный
банк продолжит работу, направленную
на поддержание необходимой
Повышение устойчивости функционирования банков — основа развития банковского сектора в III квартале текущего года. Работа банков будет сосредоточена на снижении кредитных рисков, привлечении средств населения на долгосрочной основе, усилении финансовой дисциплины, а также активизации привлечения зарубежного капитала.
Основными ориентирами развития национальной платежной системы станут обеспечение ее эффективного, надежного и безопасного функционирования, поддержание параметра доступности банков к автоматизированной системе межбанковских расчетов на уровне не ниже 99,5% дневного фонда рабочего времени.
Отдельное внимание будет уделено дальнейшему развитию национальной системы безналичных расчетов на основе электронных платежных инструментов с увеличением доли безналичных расчетов в розничном платежном обороте.
Во втором полугодии запланировано проведение ряда мероприятий по развитию сотрудничества с центральными банками других государств на двухсторонней основе и в рамках межгосударственных образований, международными финансовыми организациями.
Важнейшим направлением останется совместная работа с Международным валютным фондом по реализации программы стэнд-бай.
Будут проведены мероприятия
по привлечению займа
Реализация указанных мер
В начале 2009 г. имело место ускорение инфляционных процессов, вызванное в основном разовой корректировкой курса белорусского рубля и ростом тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства. В апреле — июне текущего года инфляция замедлилась, выйдя по итогам полугодия на уровень 7,3%. Это соответствует уровню показателя инфляции в Российской Федерации (7,4%), несколько лучше, чем в Украине (8,6%), но заметно хуже, чем средний показатель для 27 стран Европейского союза (за январь — май —0,7%).
Республика Беларусь – молодое суверенное государство, образовавшееся на базе Белорусской ССР, входившей ранее а состав СССР. В период пребывания Белоруссии в составе СССР на ее территории обращались наличные денежные знаки: билеты Государственного банка СССР, казначейские билеты и разменная металлическая монета. Управление единой денежной системой осуществлялось централизованно. В обращение денежные знаки могли выпускаться только с разрешения центральных союзных органов.
После
распада СССР и образования самостоятельных
государств, юридического разделения
его денежной системы не последовало,
что еще больше осложнило последствия
нарушений сложившихся
В первый период после провозглашения независимости в Республике Беларусь обращались денежные знаки Госбанка СССР, а затем – и Центрального банка России. Без изменений проводились и безналичные расчеты. Однако такое продолжаться долго не могло, поскольку стали нарушаться традиционные связи по взаимным поставкам. Возникли неурегулированные расчеты, и в безналичном обороте произошел раскол единой валюты на так называемые белорусские, российские, украинские и т. п. рубли. Под влиянием спроса и предложения на отдельную валюту стал различным и курс этих рублей.
В Республике Беларусь весьма заметным мероприятием стал выпуск в обращение с июня 1992 г. Расчетных билетов Национального банка Республики Беларусь. Сначала эти расчетные билеты были задуманы как многоразовые купоны для защиты потребительского рынка. Действительно, после выпуска в обращение расчетных билетов ряд товаров можно было приобрести только с оплатой этими расчетными билетами. Хотя расчетные билеты Национального банка Республики Беларусь не были объявлены денежными знаками и выпущены первоначально в дополнение к основной (в то время) единице – рублю, последующие события возвели их в ранг наличных белорусских рублей.
Первым
толчком к раздвоению наличного
рубля на «белорусский » и «российский»
послужило решение
Решение
Центрального банка России об изъятии
из обращения в конце июля 1993 г.
денежных знаков образца 1961, 1991-1992 гг. и
замене их денежными знаками образца
1993 г. существенно повлияло на судьбу
денежных знаков, обращавшихся в Республике
Беларусь. Во-первых, денежных знаков образца
1993 г. было небольшое количество, а
их дальнейшее получение от Центрального
банка России на действовавших прежде
условиях стало невозможным. Во-вторых,
денежные знаки выпуска до 1993 г. были
выкуплены у населения и
Таким
образом, со второй половины 1993 г. налично-денежном
обороте Республики Беларусь стали
практически использоваться расчетные
билеты Национально банка Республики
Беларусь. С одной стороны, это
упростило работу с наличными
деньгами, а с другой – еще
больше обострило проблему создания
денежной системы, соответствовавшей
социально – экономическим
Двойственность
валют в налично-денежном обороте
продолжала оставаться вплоть до октября
1994 г., так как принимались попытки
объединения денежных систем Республики
Беларусь с денежной системой Российской
Федерации. Было выработано и в сентябре
1993 года подписано соответственное
соглашение, предусматривавшее
В мае 1994 г. Национального банка Республики Беларусь постановил, что до фактического объединения денежных систем Республики Беларусь и Российской Федерации единственным платежным средством Республики Беларусь признать белорусский рубль, а в налично-денежном обороте – расчетный билет. Расчеты на территории Беларуси должны осуществлять в белорусских рублях. Следует отметить еще одно мероприятие – проведенную в августе 1994 г. по постановлению Кабинета Министров и Национального банка Республики Беларусь деноминацию белорусского рубля, в результате которой все активы и пассивы юридических лиц, наличность и цены уменьшены в 10 раз упростился денежный учет и работа с наличными деньгами.
Поскольку
объединение денежных систем Республики
Беларусь и Российской Федерации
не произошло, то Верховный Совет
Республики Беларусь постановлением от
19. 10. 1994 г. «О платежном средстве Республики
Беларусь» объявил единым законным
платежным средством Республики
Беларусь белорусский рубль, а в
наличном обращении – расчетный
билет Национального банка
Юридическая основа денежной системы Республики Беларусь заложена в Законе «О Национальном банке Республики Беларусь». Этим законом предусмотрено, что денежная система Республики Беларусь включает официальную (национальную) денежную единицу, виды государственных денежных знаков, имеющих законную платежную силу, порядок наличной и безналичной (депозитной) эмиссии, государственный орган денежно-кредитного и валютного регулирования.
Информация о работе Проблема устойчивости денежного обращения в Республике Беларусь