Проблема устойчивости денежного обращения в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:55, курсовая работа

Краткое описание

Проблема устойчивости денежного обращения в Республике Беларусь связана с разными экономическими процессами, которые тесно взаимодействуют между собой. Главным образом это выпуск денег в обращение (эмиссия), инфляция (повышение общего уровня цен). Большое внимание в работе будет уделено инфляции.
Инфляция представляет собой весьма сложное явление, которое связано с изменением денежной массы и зарождается на денежном рынке. Проблема инфляции сложно и многогранна. Инфляционные процессы приводят к широкому спектру негативных последствий.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………… 3
1 Сущность денежного обращения……………………………………....... 5
2 Инфляционные процессы…………………………………………………. 8
2.1 Инфляция, ее причины………………………………………………... 8
2.2 Экономические и социальные последствия инфляции…………... 12
3 Антиинфляционная политика…………………………………………… 14
4 Денежное система в Республике Беларусь……………….…….……….20
4.1 Устойчивость денежного обращения……………………………… 22
Заключение………………………………………………………………….. 25
Список литературы…………………………………………………………. 26

Файлы: 1 файл

курсач тема 22.docx

— 83.97 Кб (Скачать)

     В условиях инфляции нарушается функционирование денежно-кредитной системы. Несут  потери банки и другие финансовые учреждения, выдающие кредиты, так как  реальная денежная процентная ставка уменьшается на величину ежегодного процента роста инфляции.

     Социальные  последствия инфляции проявляются, прежде всего, в ухудшении жизни  населения. Реальная заработная плата  постоянно отстает от инфляционного  прироста цен на товары и услуги. В итоге падают стимулы к труду, ухудшается его качество. В условиях инфляции особенно страдают наименее защищенные слои населения - пенсионеры, студенты, безработные. Несмотря на то, что их доходы растут в результате корректировки и индексации, проводимых правительством, этот рост постоянно отстает от темпов инфляции.

     Обесцениваются  сбережения населения, что подрывает  стимулы к денежному накоплению. Несвоевременная выплата заработной платы, массовые увольнения из-за сокращения производства побуждают работников бороться за свои права, что усиливает  социальную напряженность в обществе.

     Кроме того, налоговое законодательство обычно не успевает за темпами инфляции. В  результате многие налогоплательщики  автоматически из-за роста их номинального дохода попадают в более высокую  группу налогообложения. Так происходит скрытая конфискация денежных средств  у населения через налоги.

     Таким образом, в условиях инфляции нарушается стабильность экономических связей и социальных отношений общества. Часто меняющиеся цены перестают  быть информационным ориентиром для  производителей и потребителей, предприниматели  не знают, какую цену установить на свою продукцию, а покупатели не знают, сколько нужно заплатить. Нарушаются финансово-кредитные отношения. Деньги перестают выполнять свои функции. Сворачивается производство, население  нищает. Стимулируются кризисные  явления в социальной, экономической  и политической сферах общества. [12, c.405-407].

     Социально-экономические  последствия инфляции: обесценение  и перераспределение доходов, материализация денежных средств, падение интереса к долгосрочным целям, обесценение  денежных сбережений, уменьшение реальной процентной ставки и скрытая конфискация  денежных средств.

     Высокие темпы инфляции оказывают разрушительное воздействие на производство: подавляют  стимулы к занятию производственной и инвестиционной деятельностью, нарушают стабильность денежной национальной единицы, дезорганизуют финансовую систему  государства. Экономика, втянутая в  инфляцию, особенно если процесс перерастает  в галопирующую или гиперинфляцию, скатывается в полосу затяжного  и глубокого экономического кризиса. Примером может служить ситуация, сложившаяся в Беларуси в 90-е годы.

     Для выработки наиболее эффективных  мер, способствующих снижению инфляции, необходимо выявлять причины, осуществлять прогнозирование инфляции и анализировать  степень воздействия тех или  иных мер на инфляционные процессы. [9, c.138]. 

 

  1. Антиинфляционная  политика
 
 

     В рыночной экономике, как свидетельствует  зарубежный опыт, избавиться от инфляции невозможно. Однако можно ее сделать  умеренной и управляемой.

     Для борьбы с инфляцией государство  проводит антиинфляционную политику, т.е. разрабатывает комплекс взаимосвязанных  мероприятий, способствующих снижению инфляции и стабилизации уровня цен  Антиинфляционная политика является важнейшим  элементом макроэкономического  регулирования. [9, c.142].

     Так как окончательно избавиться об инфляции невозможно (рыночная экономика инфляционна  по своей сути), задача антиинфляционного  регулирования состоит в установлении контроля над инфляцией, снижении темпа  роста цен до умеренного уровня

     Выбор наиболее эффективных методов борьбы с инфляцией возможен только тогда, когда определены ее основные причины.

     Как известно, инфляция вызывается нарушениями  равновесия между совокупным спросом  и совокупным предложением. Нарушения  равновесия могут быть вызваны либо ростом спроса, либо сокращением предложения. Обе причины могут существовать либо в отдельности, либо вместе. В  странах СНГ они действуют  одновременно, что усложняет борьбу с инфляцией. Соответственно комплекс антиинфляционных мер условно можно  разбить на две группы. К одной  относятся мероприятия, которые  направлены на сокращение спроса, а  к другой — те, которые способствуют развитию, совершенствованию производства. [12, c.455].

     Негативные  социальные и экономические последствия  инфляции вынуждают правительства  разных стран проводить определенную экономическую политику  - экспансии  или сдерживания.

     Суть  политики экспансии заключается в том, что государство стремится повысить совокупный спрос путем увеличения государственных расходов или снижения налогов.

     Рост  государственных расходов повышает покупательную способность в  экономике, а следовательно, и общий  объем спроса, что в свою очередь  ведет к росту объемов производства. Снижение налогов действует в  принципе таким же образом.

     Воздействовать  на совокупный спрос можно посредством  стимулирования инвестиций, например с помощью снижения ставки процента, что делает кредит на расширение производства более дешевым.

     Политика  сдерживания, или рестриктивная политика, направлена на снижение покупательной способности населения путем урезания государственных расходов или повышения налогов. Она может также включать повышение процента в целях сдерживания инвестиций, тем самым, сокращая общий объем совокупного спроса. [6, c.180-181].

 

  1.   Основные направления  и методы  антиинфляционного  регулирования в  Республике Беларусь
 

     Развитие  инфляционного процесса зависит  от проводимой государством экономической  политики, в рамках которой, в частности, могут приниматься специальные  антиинфляционные меры.

     Наиболее  вероятными в условиях повышения  инфляции представляются такие меры, принимаемые государством и руководством предприятий, которые в той или  иной мере будут направлены на компенсацию  трудящимся потерь от удорожания потребительной корзины.

     Государство при выборе методов макроэкономического  регулирования может рассматривать  различные системы мер в области  налогово-бюджетной, денежно-кредитной, валютной и социальной политики.

     Первоочередная  важность проблемы инфляции в экономике  республики нашла отражение в  Основных направлениях денежно-кредитной  политики. На протяжении ряда последних  лет снижение ее является стратегической целью ДКП, проводимой в республике. Однако меры, предпринятые органами государственного управления, хотя и позволили снизить инфляцию, но не решили в полной мере данную проблему. Ощущается необходимость дальнейшего снижения инфляции и установления полного контроля над инфляционными процессами в стране.

     Инфляцию, развивающуюся в масштабах, подрывающих  законы товарно-денежного обращения, можно считать одной из закономерностей  переходного периода. Очевидно, что  стержнем любой антиинфляционной политики является подавление причин инфляции и нейтрализация условий ее возникновения  и развития.

     Так как системной причиной инфляция стала попытка форсировано внедрить форму свободного рынка в условиях неадекватной социально-экономической среды, самый общий рецепт обуздания и ликвидации инфляции – приведение в соответствие процесса общественного производства и его социально-экономических форм. При сохранении курса на рыночную трансформацию экономики это означает формирование развитой инфраструктуры рынка, институционализацию рыночных отношений, создание эффективных мер государственного воздействия на трансформационную экономику. [3, С.74-75].

     В контексте детализации системных  причин инфляция и стратегического  курса на их подавление целесообразно  выделить ряд факторов:

  • Удорожание импортируемых ресурсов (энергоносителей, металла и др.), а также любых импортных товаров и услуг в разрезе одной или нескольких отраслевых групп;
  • Рост оплаты труда работников в отдельной отрасли или любой группе отраслей;
  • Увеличение налогов на продукты вследствие изменения государственной налоговой политики;
  • Повышение взимаемых налогов на производство в одной или уменьшение субсидирования отдельных отраслей;
  • Снижение обменного курса национальной валюты;
  • Удорожание отечественной продукции различных отраслей, обусловленное иными причинами.

     Перечень  системных факторов инфляции в республике указывает на то, что для борьбы с ней в наших условиях невозможно использовать только традиционный набор  мер антиинфляционной политики. В  условиях переходной экономики ни монетаристские, ни кейнсианские рецепты не дадут  желаемого эффекта. Анализ, общей  динамики инфляционных процессов в  экономике Беларуси позволяет сделать  вывод о невозможности перенесения  опыта применения антиинфляционных мер в странах с развитой рыночной экономикой на нашу действительность, где рыночные отношения с их инфраструктурой  еще не имеют законченных форм.

     В связи с возникновением хронической  несбалансированности экономики в  ходе радикальных экономических  реформ необходимо разработать в  условиях реформирования эффективную  антиинфляционную политику. Необходимы кардинальные рыночные преобразования, прежде всего демонополизация, развитие конкуренции, либеральное, стимулирующее  деловую активность, законодательство. Следует незамедлительно приступить к упрощению и оптимизации  управления. Стержнем экономической  политики должно стать развитие малого и среднего бизнеса

     Подавление  инфляции в долгосрочном аспекте  может быть достигнуто после создания надежного механизма, поддерживающего  и стимулирующего инвестиционную деятельность. Инвестиции также зависят от текущих  темпов инфляции. Эмпирические данные за несколько лет свидетельствуют  о падении инвестиционной активности, что является результатом неблагоприятного инвестиционного климата в республике. Кардинальное решение проблемы иностранных  инвестиций зависит от институциональных  преобразований и законодательства по вопросам собственности условии  деятельности совместных и иностранных  предприятий.

     Основы  долгосрочного безинфляционного развитий экономики закладываются на уровне предприятии здоровое в финансовом отношении предприятие способное  адекватно реагировать на колебания  рыночной конъюнктуры осуществлять техническое развитие производства, самостоятельно гасить факторы, и предпосылки  инфляции издержек. В настоящее же время действующие предприятия  и производства испытывают большие  экономические трудности, так как  высокие издержки производства, низкий уровень рентабельности, значительные объемы скрытых дотаций на фоне низкой покупательной способности населения  резко ограничили внутренние и внешние  рынки сбыта. Изменения в структуре  оборотных средств свидетельствуют  об обострении проблемы сбыта, росте  неплатежей и о крайне малой роли денежно-кредитной сферы в функционировании производства. Поэтому представляется важным оздоровление финансового состояния  предприятий и скорейшее решение  проблемы неплатежей.

     В целях оздоровления финансового  состояния предприятий акцент необходимо делать на смене механизмов ответственности. Для создания эффективного мотивационного механизма у субъектов хозяйствования - предпочтительнее использовать имущественную; а не административную ответственность. Но это возможно лишь при проведении надлежащих  институциональных преобразований: приватизации, задействовании процедур банкротства, активизация фондового  рынка и т. п. В определенной степени  можно согласиться с позицией правительства, придерживающегося  принципа индивидуального подхода  к субъектам хозяйствования. Однако такой индивидуальный подход должен осуществляться в контексте рыночного  поведения предприятий с ориентацией  на конкуренцию, эффективность и  самообеспечение. При этом он будет  автоматически нести и большой  антиинфляционный заряд. [3, С.75-76].

     Развитие  инфляционного процесса зависит  также и от реализуемой государством валютной политики.

     Усиление  инфляции оказывает дополнительное давление на обменный курс национальной валюты в сторону его понижения. Принимая в этих условиях решение  о девальвации, государство допускает  появление в экономике дополнительного  инфляционного импульса, который  в первую очередь проявляется  в удорожании импортных товаров, а затем по цепочкам межотраслевых  взаимосвязей переносится  и на стоимость  отечественной продукции, при производстве которой используется импортируемые  сырье и комплектующие.

Информация о работе Проблема устойчивости денежного обращения в Республике Беларусь