В
качестве инструмента прямого государственного
воздействия на структуру занятости
представляется правомерным предложить
методику проведения изменений в структуре
занятости, которая должна включать:
I) определение приоритетных форм
занятости, производств, отраслей,
нуждающихся в государственной
поддержке, где критериями определения
эффективности форм занятости
могут быть доля в экспорте;
реальная и потенциальная конкурентоспособность
выпускаемой продукции; рентабельность
продукции и производства; наличие положительной
добавленной стоимости на предприятии;
показатели социальной эффективности
(рабочие места для лиц с ограниченной
конкурентоспособностью на рынке труда,
либо социально значимые производства,
отрасли);
2) определение форм и направлений
государственной поддержки выделенных
приоритетных направлений в сфере
занятости (государственное регламентирование
организационно-правовых форм занятости;
разрешение льгот по налогообложению;
государственная поддержка при переезде
к новому месту работы; компенсация затрат,
связанных с профессиональным обучением,
переподготовкой и повышением квалификации;
льготы, связанные с принятием на постоянную
работу лиц с ограниченной конкурентоспособностью
на рынке труда; государственная поддержка
малых и средних частных предприятий,
самозанятости граждан при закупке сырья,
материалов для производства, при реализации
готовой продукции; развитие рыночной
инфраструктуры для более успешного функционирования
малого и среднего бизнеса, то есть государство
может помочь частным предприятиям в удовлетворении
потребностей в коммуникациях, информации,
безопасности, которые недоступны ещё
неокрепшим мелким предприятиям).
Реализация
указанных мероприятий требует
совершенствования правового, организационного,
финансового обеспечения.