Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2011 в 20:35, реферат
Чтобы разобраться в сущности безработицы, рассмотрим сначала понятие «безработный».
Белорусским законом о занятости безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Естественно, благополучие на рынке труда определяется макроэкономическими показателями развития народного хозяйства. Вполне реально предполагать что в условиях, когда инфляция практически уничтожена, а ВВП Беларуси за 6 лет увеличился более чем на 21%, рынок труда находится в благоприятных для развития условиях. Несмотря на эти официальные факты, на самом деле, так ли благополучен рынок труда Беларуси, как нам это представляют.
Официальная безработица.
.
По данным министерства
Так какова же цифра реальной безработицы? Сложно сказать. Некоторые эксперты называют около 10%. Можно усомниться, что эти данные получены в результате серьезных современных социологических исследований. Однако этот процент выглядит более реально, нежели 1%.Что касается обобщенного социологического портрета белорусского безработного, то это женщина в возрасте 31 года с общим средним образованием.
(В ходе реализации мероприятий Государственной программы занятости населения Республики Беларусь за январь-июль 2007 года в органы государственной службы занятости обратилось за содействием в трудоустройстве 187,2 тысячи человек (105,9 процента к уровню 2006 года), из которых 112,9 тысячи в соответствии с законодательством признаны безработными. Включая граждан, состоявших на учете на начало года, в трудоустройстве нуждалось 255,6 тысячи человек, в том числе 164,9 тысячи безработных. С начала года трудоустроено 119,1 тысячи человек, в том числе на постоянную работу 73,7 тысячи безработных. Направлено на профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации 11,2 тысячи безработных. Приняли участие в оплачиваемых общественных работах 49,3 тысячи человек, в том числе 32,0 тысячи безработных.(по данным Министерства труда и социальной защиты РБ)
На 1.08.2007 года на учете в органах государственной службы занятости состояло 46,7 тысячи безработных (75,0 процента к уровню 2006 года), из них 53,1 процента получали пособие по безработице. Средний размер пособия в июле составил 45,8 тысячи рублей на одного безработного.)
Вместе с тем, по-прежнему сохраняется значительный структурный и территориальный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы.
(Показатели уровня безработицы по областям на конец 2006 года: в Брестской области – 1,5%, Витебской – 1,5%, Гомельской – 1,3%, Гродненской -1,4%, Минской – 1,1%, Могилевской – 1,5%, г. Минске – 0,5%.)
Тенденции в развитии безработицы в РБ.
Как и любой рынок, рынок труда регулируется согласно законам спроса и предложения. Спрос на рабочую силу в РБ сегодня определяется следующими факторами: экстенсивный путь развития экономики; крайне низкая способность предприятий к формированию новых рабочих мест; не эластичность спроса способствует росту безработицы. Со стороны предложения: низкая мобильность (прежде всего из-за проблем с жильем и личным транспортом); асинхронизация между рынком и системой образования.. В настоящее время переходный период белорусской экономики к рыночным отношениям обусловливает особенный, инфляционный тип поддержки занятости, при котором безработица носит скрытый характер. Сложно прогнозировать развитие безработицы на ближайшие годы.
Причины безработицы.
Основной причиной безработицы в РБ является экстенсивное развитие народного хозяйства, неблагоприятный инвестиционный климат и т.д. Естественно, что в таких условиях невозможно формирование рабочих мест. Большинство белорусских предприятий на сегодняшний день являются убыточными. Процессы увеличения уровня безработицы тесно связаны с системой образования. С одной стороны, выступает низкий уровень реакции образовательных институтов на изменения на рынке, с другой крайне низкий уровень профессионального образования и переквалификации. Все это обуславливает отчетливую структурную безработицу.
(Что касается женской безработицы в Республике Беларусь, то она постепенно снижается. В составе безработных удельный вес женщин уменьшился с 66,3 процента на 1.07.2006 года до 63,8 процента на 1.07.2007 года.
Хотя среди вновь
Увеличился спрос на рабочую силу: на 1.08.2007 года в органы государственной службы занятости поступили сведения о наличии 55,7 тыс. вакансий, что составило 110,1 % к уровню 2006 года.
Уменьшение численности безработных и увеличение спроса на рабочую силу привело к улучшению конъюнктуры рынка труда. Если год назад в целом по республике предложение рабочей силы превышало спрос в 1,2 раза, то на 1.08.2007 г. количество вакансий превысило численность безработных в 1,2 раза. )
Необходимо также отметить, что за общими цифрами безработицы в стране скрываются значительные внутрирегиональные различия. Не лучшим образом обстоят дела и в регионах Республики Беларусь. В ряде городов и районов республики уровень безработицы значительно превышает средне республиканский уровень. Лидерами здесь являются Брестская, Витебская и Могилевская области, где на конец 2006 г. уровень безработицы составил соответственно по 1,5%. Причина такого положения кроется в преобладании моноструктурной специализации экономик отдельных городов. Одно - два градообразующих предприятия при своей неритмичной работе в последнее время уже не могут обеспечить полную занятость региона или города. Проблема усугубляется и таким фактором, как занятость военнослужащих и их семей в военных городках, где произошел вывод войск.
Обращение к исследованию безработицы в Республике Беларусь продиктовано в первую очередь укоренившимся в течение последних нескольких лет представлением о неактуальности данной проблемы (в 2004-2007 гг. ее уровень уменьшился с 2% до 1%) . Несмотря на множество интересных исследований тенденций, характерных для социально-трудовой сферы Беларуси, в целом практика государственного регулирования социально-трудовых процессов так или иначе отражает это мнение, что выражается в регулировании только официально контролируемой части рынка труда, слабой связи политики занятости с другими направлениями макроэкономической политики, рассмотрении политики регулирования безработицы только в контексте ее социальных последствий.
Такая ситуация объясняется недостаточным теоретико-методологическим обоснованием сущности безработицы в условиях переходной экономики. С началом трансформационных преобразований возникло противоречие между теорией и практикой изучения и управления безработицы в Беларуси. Вопросы сущности, видов, причин и последствий безработицы, способов ее регулирования, разработанные для развитой рыночной экономики в трудах классиков экономической теории, широко известны и распространены в отечественной экономической среде. Однако, как отмечает доктор экономических наук Е. В. Ванкевич в своей статье “Безработица в Беларуси”: “Использование такой теоретико-методологической основы регулирования безработицы в практике переходной экономики Республики Беларусь оказывается мало результативным, поскольку инструментарий регулирования, разработанный для рыночной экономики в процессе ее эволюции, требует соответствующей рыночной среды для ее реализации. Это объясняет эклектичность применяемых форм и методов регулирования, их противоречивость и, соответственно, непоследовательность экономических преобразований”.
Природа
появления безработицы в
В
силу указанных обстоятельств
2.4 Пути решения проблемы безработицы в РБ
Активизация
механизмов рыночного регулирования
экономики сопряжена с
Указанные обстоятельства объективно обусловливают необходимость углубления теоретических и эмпирических исследований безработицы в переходной экономике Беларуси, ее проявлений, последствий, возможностей и направлений регулирования.
В настоящее время деятельность государственной службы занятости направлена в основном на проведение активной политики на рынке труда, в комплекс которой входит трудоустройство незанятого населения, содействие предпринимательской инициативе, развитие территориальной мобильности рабочей силы, поддержание самозанятости безработных, развитие системы общественных работ. Активными мерами охвачено в 2004-2006 г.г. до 90% лиц, нуждающихся в трудоустройстве и обратившихся по этому вопросу в службу занятости. Одним из важнейших направлений активной политики на рынке труда является создание новых рабочих мест в сфере частного бизнеса, в бывших военных городках, в общественных организациях,в создании рабочих мест для лиц, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, компенсациях предприятиям затрат на создание новых рабочих мест свыше 3% среднесписочной численности работающих.
Предпринимается комплекс мер по повышению территориальной мобильности рабочей силы, перемещению свободной рабочей силы в тру-донедостаточные регионы (в основном это предприятия АПК); оказывается информационная, образовательная и финансовая поддержка безработным в организации собственного дела.
Кроме активных мер регулирования безработицы, в Беларуси используется практика пассивной помощи безработным: выплата пособия по безработице
В
основном государственное регулирование
безработицы проявляется в
Тогда
и встаёт вопрос о взаимодействии
предприятий, региональных органов
управления и участников института
социального партнёрства в