Проблема безработицы в Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2011 в 20:35, реферат

Краткое описание

Чтобы разобраться в сущности безработицы, рассмотрим сначала понятие «безработный».
Белорусским законом о занятости безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Файлы: 1 файл

Доклад.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

    Естественно, благополучие на рынке труда определяется макроэкономическими показателями развития народного хозяйства. Вполне реально предполагать что в условиях, когда инфляция практически уничтожена, а ВВП Беларуси за 6 лет увеличился более чем на 21%, рынок труда находится в благоприятных для развития условиях. Несмотря на эти официальные факты, на самом деле, так ли благополучен рынок труда Беларуси, как нам это представляют.

    Официальная безработица.

    . По данным министерства статистики  и анализа, на конец сентября 2007  в стране было зарегистрировано 46,5 тысячи безработных. Это на 5,5 тыс. меньше, чем в сентябре прошлого года. Следует понимать, что эти цифры касаются только тех, кто зарегистрирован в службе занятости. При пособии в 20$ основным мотивом регистрации является не столько надежда на получение нормального, адекватно оплачиваемого рабочего места, сколько возможность бесплатной переквалификации.

    Так какова же цифра реальной безработицы? Сложно сказать. Некоторые эксперты называют около 10%. Можно усомниться, что эти данные получены в результате серьезных современных социологических исследований. Однако этот процент выглядит более реально, нежели 1%.Что касается обобщенного социологического портрета белорусского безработного, то это женщина в возрасте 31 года с общим средним образованием.

    (В ходе реализации мероприятий Государственной программы занятости населения Республики Беларусь   за январь-июль  2007 года в органы государственной службы занятости обратилось за содействием в трудоустройстве 187,2 тысячи человек (105,9  процента к уровню 2006 года), из которых 112,9 тысячи в соответствии с законодательством признаны безработными. Включая граждан, состоявших на учете на начало года, в трудоустройстве нуждалось 255,6 тысячи человек, в том числе 164,9 тысячи безработных. С начала года трудоустроено 119,1 тысячи человек, в том числе на постоянную работу 73,7 тысячи безработных. Направлено на профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации  11,2 тысячи безработных. Приняли участие в оплачиваемых общественных работах 49,3 тысячи человек, в том числе 32,0 тысячи безработных.(по данным Министерства труда и социальной защиты РБ)

    На 1.08.2007 года  на учете в органах государственной службы занятости состояло 46,7 тысячи безработных (75,0 процента к уровню 2006 года), из них 53,1  процента  получали пособие по безработице. Средний размер пособия в июле составил 45,8 тысячи рублей на одного безработного.)

    Вместе  с тем, по-прежнему сохраняется значительный структурный и территориальный  дисбаланс спроса и предложения рабочей силы.

    (Показатели уровня безработицы по областям на конец 2006 года: в Брестской области – 1,5%, Витебской – 1,5%, Гомельской – 1,3%, Гродненской -1,4%, Минской – 1,1%, Могилевской – 1,5%, г. Минске – 0,5%.)

    Тенденции в развитии безработицы  в РБ.

    Как и любой рынок, рынок труда  регулируется согласно законам спроса и предложения. Спрос на рабочую силу в РБ сегодня определяется следующими факторами: экстенсивный путь развития экономики; крайне низкая способность предприятий к формированию новых рабочих мест; не эластичность спроса способствует росту безработицы. Со стороны предложения: низкая мобильность (прежде всего из-за проблем с жильем и личным транспортом); асинхронизация между рынком и системой образования.. В настоящее время переходный период белорусской экономики к рыночным отношениям обусловливает особенный, инфляционный тип поддержки занятости, при котором безработица носит скрытый характер. Сложно прогнозировать развитие безработицы на ближайшие годы.

    Причины безработицы.

    Основной  причиной безработицы в РБ является экстенсивное развитие народного хозяйства, неблагоприятный инвестиционный климат и т.д. Естественно, что в таких условиях невозможно формирование рабочих мест. Большинство белорусских предприятий на сегодняшний день являются убыточными. Процессы увеличения уровня безработицы тесно связаны с системой образования. С одной стороны, выступает низкий уровень реакции образовательных институтов на изменения на рынке, с другой крайне низкий уровень профессионального образования и переквалификации. Все это обуславливает отчетливую структурную безработицу.

    (Что касается женской безработицы в Республике Беларусь, то она постепенно снижается. В составе безработных удельный вес женщин уменьшился с 66,3 процента на 1.07.2006 года до 63,8 процента на 1.07.2007 года.

      Хотя среди вновь регистрируемых безработных преобладают мужчины, они же в первую очередь покидают ряды безработных, поскольку спрос нанимателей в большой степени ориентирован на применение мужской рабочей силы и показатель трудоустройства мужчин значительно выше, чем женщин. В результате они составляют 70% среди безработных, состоящих на учете более одного года.  

      Увеличился спрос на рабочую  силу: на 1.08.2007 года в органы государственной службы занятости поступили сведения о наличии 55,7 тыс. вакансий, что составило  110,1 %  к уровню 2006 года.     

    Уменьшение  численности безработных  и увеличение спроса на рабочую силу привело к улучшению конъюнктуры рынка труда.  Если год назад  в целом по республике предложение рабочей силы превышало спрос в 1,2 раза,  то на 1.08.2007 г.  количество вакансий превысило численность безработных в 1,2 раза. )

    Необходимо  также отметить, что за общими цифрами  безработицы в стране скрываются значительные внутрирегиональные различия. Не лучшим образом обстоят дела и  в регионах Республики Беларусь. В  ряде городов и районов республики уровень безработицы значительно превышает средне республиканский уровень. Лидерами здесь являются Брестская, Витебская и Могилевская области, где на конец 2006 г. уровень безработицы составил соответственно по 1,5%. Причина такого положения кроется в преобладании моноструктурной специализации экономик отдельных городов. Одно - два градообразующих предприятия при своей неритмичной работе в последнее время уже не могут обеспечить полную занятость региона или города. Проблема усугубляется и таким фактором, как занятость военнослужащих и их семей в военных городках, где произошел вывод войск.

    Обращение к исследованию безработицы в  Республике Беларусь продиктовано в первую очередь укоренившимся в течение последних нескольких лет представлением о неактуальности данной проблемы (в 2004-2007 гг. ее уровень уменьшился с 2% до 1%) .  Несмотря на множество интересных исследований тенденций, характерных для социально-трудовой сферы Беларуси, в целом практика государственного регулирования социально-трудовых процессов так или иначе отражает это мнение, что выражается в регулировании только официально контролируемой части рынка труда, слабой связи политики занятости с другими направлениями макроэкономической политики, рассмотрении политики регулирования безработицы только в контексте ее социальных последствий. 

    Такая ситуация объясняется недостаточным  теоретико-методологическим обоснованием сущности безработицы в условиях переходной экономики. С началом трансформационных преобразований возникло противоречие между теорией и практикой изучения и управления безработицы в Беларуси. Вопросы сущности, видов, причин и последствий безработицы, способов ее регулирования, разработанные для развитой рыночной экономики в трудах классиков экономической теории, широко известны и распространены в отечественной экономической среде. Однако, как отмечает доктор экономических наук Е. В. Ванкевич в своей статье “Безработица в Беларуси”: “Использование такой теоретико-методологической основы регулирования безработицы в практике переходной экономики Республики Беларусь оказывается мало результативным, поскольку инструментарий регулирования, разработанный для рыночной экономики в процессе ее эволюции, требует соответствующей рыночной среды для ее реализации. Это объясняет эклектичность применяемых форм и методов регулирования, их противоречивость и, соответственно, непоследовательность экономических преобразований”.

    Природа появления безработицы в рыночной экономике принципиально отлична  от отечественных условий, поскольку это результат механизма межотраслевого и внутриотраслевого движения капитала, фазы экономического цикла. Поэтому и концентрируется она за пределами предприятий (за исключением внутрифирменной кадровой политики, обусловленной задачами формирования внутренних рынков труда). В отечественной экономике безработица является результатом накопления избыточной рабочей силы внутри предприятий в условиях экстенсивного развития огосударствленной экономики. Отсюда основной потенциал безработицы сконцентрирован внутри предприятий и институционально поддерживается вплоть до настоящего времени.

    В силу указанных обстоятельств уровень  и структура безработицы в  Беларуси не могут полностью объяснены  ни закономерностями рыночной экономики (испытывающей структурную и циклическую безработицу), ни закономерностями переходной экономики (испытывающей массовую безработицу по причине снижения высокого уровня занятости и реструктуризации экономики). Существующий уровень безработицы в Беларуси связан с административным контролем количественных параметров и отражает состав безработных на вторичном рынке труда. Как уже говорилось, этот уровень, по общепринятым стандартам, не является тревожным, что позволяет предположить неадекватность официальной статистики реальной действительности в области занятости.

    2.4 Пути решения проблемы безработицы в РБ

    Активизация механизмов рыночного регулирования  экономики сопряжена с реструктуризацией, модернизацией производств. Это, в  свою очередь, неминуемо спровоцирует массовые высвобождение персонала (то есть сокращение избыточной занятости) и рост безработицы. Чтобы подготовиться к такому развитию ситуации, необходимо уже сейчас оценить масштабы предстоящих высвобождений и с помощью региональных служб занятости начать работу по управлению потоками высвобождаемых из производства работников. Оценку совокупного масштаба предстоящих высвобождений можно провести различными способами:

    • по параметрам неполной вынужденной занятости, характеризующей объем рабочей силы, которую предприятие не в силах загрузить работой. Но данный расчет не дает полной картины избыточной занятости, поскольку не учитывает тот труд, на который нет спроса в экономике (а потому он тоже относится к избыточному);
    • по параметрам нереализованной продукции, на которую нет платежеспособного спроса в экономике. В этом случае говорить о совокупной величине можно лишь условно, так как она значительно варьируется в отраслевом разрезе;
    • по параметрам производства убыточной продукции (за исключением той, производство которой дотируется государством по соображениям удержания социально приемлемой цены).

    Указанные обстоятельства объективно обусловливают  необходимость углубления теоретических  и эмпирических исследований безработицы  в переходной экономике Беларуси, ее проявлений, последствий, возможностей и направлений регулирования.

    В настоящее время деятельность государственной  службы занятости направлена в основном на проведение активной политики на рынке  труда, в комплекс которой входит трудоустройство незанятого населения, содействие предпринимательской инициативе, развитие территориальной мобильности рабочей силы, поддержание самозанятости безработных, развитие системы общественных работ. Активными мерами охвачено в 2004-2006 г.г. до 90% лиц, нуждающихся в трудоустройстве и обратившихся по этому вопросу в службу занятости. Одним из важнейших направлений активной политики на рынке труда является создание новых рабочих мест в сфере частного бизнеса, в бывших военных городках, в общественных организациях,в создании рабочих мест для лиц, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, компенсациях предприятиям затрат на создание новых рабочих мест свыше 3% среднесписочной численности работающих.

    Предпринимается комплекс мер по повышению территориальной  мобильности рабочей силы, перемещению свободной рабочей силы в тру-донедостаточные регионы (в основном это предприятия АПК); оказывается информационная, образовательная и финансовая поддержка безработным в организации собственного дела.

    Кроме активных мер регулирования безработицы, в Беларуси используется практика пассивной помощи безработным: выплата пособия по безработице

    В основном государственное регулирование  безработицы проявляется в воздействии  на уровень официально контролируемой безработицы и на её формы (молодёжная, женская, длительная), в меньшей степени оно затрагивает её виды: структурная, скрытая, вынужденная. Думается, что позитивный опыт работы, накопленный государственной службой занятости населения Республики Беларусь, следует продолжить. Он является достаточно эффективным в современных условиях. Однако в контексте предлагаемой концепции представляется целесообразным отметить административные запреты на рост численности официально регистрируемых безработных—для того, чтобы безработица стала реальным, а не фиктивным экономическим показателем, отражающим картину на рынке труда республики.

    Тогда и встаёт вопрос о взаимодействии предприятий, региональных органов  управления и участников института  социального партнёрства в определении избыточной занятости на предприятии в разрезе профессий и конкретных фамилий, их сокращение (что поможет предприятиям в выходе из экономических трудностей), в их переобучении, трудоустройстве, либо самозанятости (при соответствующей макроэкономической среде), что обеспечит основу для реального экономического роста и повышения доходов всех субъектов экономических отношений занятости.

Информация о работе Проблема безработицы в Беларуси