Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 14:43, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является всестороннее изучение платежного баланса, выявления его составных элементов, а также оценка платежного баланса Российской Федерации.
Для достижения данной цели в курсовой работе необходимо решить ряд задач:
1. Определить понятие и структуру платежного баланса страны.
2. Выявить факторы, оказывающие влияние на платежный баланс.
3. Изучить методы государственного регулирования платежного баланса.
4. Определить методологию составления платежного баланса страны.
5. Дать оценку платежного баланса Российской Федерации.
Введение
ГЛАВА 1 Теоретические основы платежного баланса страны
1.1 Понятие и состав платежного баланса страны
1.2 Факторы, влияющие на платежный баланс страны
1.3 Методы государственного регулирования платежного баланса
ГЛАВА 2 Принципы составления платежного баланса и его оценка на примере Российской Федерации
2.1 Методология составления платежного баланса
2.2 Анализ платежного баланса Российской Федерации за 2008-2009 гг.
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
1.2 Факторы, влияющие на платежный баланс страны
На состояние платежного баланса влияет ряд факторов.
1. Процесс глобализации
и либерализации экономики. В
итоге поэтапного повышения
2. Неравномерность
3. Циклические колебания
экономики. В платежных
4. Рост заграничных
5. Изменения в международной
торговле. НТР, рост интенсификации
хозяйства, переход на новую
энергетическую базу вызывают
структурные сдвиги в
6. Влияние валютно-финансовых
факторов на платежный баланс.
Девальвация обычно поощряет
экспорт, а ревальвация
7. Отрицательное влияние
инфляции на платежный баланс.
Это происходит в том случае,
если повышение цен снижает
конкурентоспособность
8. Чрезвычайные обстоятельства
— неурожай, стихийные бедствия,
катастрофы и т.д.
Платежные балансы реагируют на торгово-политическую дискриминацию определенных стран, создающих искусственные барьеры и препятствующих развитию взаимовыгодных отношений. На платежные балансы влияет соотношение либерализма и протекционизма в экономической политике стран.
1.3 Методы государственного
регулирования платежного
Государственное регулирование платежного баланса – совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытия сложившегося сальдо10. Существует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирование, либо на ограничение внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных расчетов страны.
Для покрытия дефицита платежного баланса в стране проводятся меры, направленные на стимулирование экспорта, сдерживание импорта, привлечения иностранных инвестиций, ограничение вывоза капиталов. Среди мер государственного воздействия на выравнивание платежного баланса страны можно назвать:
1. Усиление прямого
2. Понижение курса национальной
валюты вплоть до ее
3. Повышение учетной ставки
Центрального банка, что может
стимулировать приток
4. Введение или усиление
валютного контроля: блокирование
или введение обязательной
5. Диверсификация валютных
резервов путем включения в
их состав разных валют,
При активном платежном балансе государственное регулирование направлено на устранение нежелательного чрезмерного активного сальдо. Для этого применяют меры, противоположные вышеописанным, в целях расширения импорта и сдерживания экспорта товаров, услуг, капиталов.11
ГЛАВА 2 Принципы составления платежного баланса и его оценка на примере Российской Федерации
2.1 Методология составления платежного баланса
Методологической основой составления платежного баланса большинства стран мира в настоящее время является пятое руководство МВФ по платежному балансу, изданное в конце 1993 г.
В основу составления платежного баланса положены два принципа.
Первый – охват всех
внешнеэкономических операций за определенный
период. Это означает, что в платежном
балансе отражаются все экономические
операции, осуществленные за определенный
отрезок времени между
Второй принцип – метод двойной бухгалтерской записи, когда каждая внешнеэкономическая операция, подлежащая включению в платежный баланс, заносится в него дважды. Одна запись должна показывать, какие изменения в активах и пассивах страны вызывает данная операция, тогда как вторая запись, уравновешивающая первую, говорит о том, какими средствами регулируются взаимные требования, возникающие в результате совершенствования названной внешнеэкономической операции.
Согласно принятым в международной
практике принципам двойной
Платежный баланс России публикуется в форме аналитического представления (См. Приложение). Оно позволяет учесть специфику российской экономики в процессе ее перевода на рыночные основы, отразить наиболее важные для России валютные операции, показать основные тенденции в валютной сфере.
Источниками информации для разработки платежного баланса России являются отчетные данные обо всех внешнеэкономических операциях резидентов России, поступающие на регулярной основе в Банк России из государственных и кредитных организаций, нефинансовых учреждений, а также оценочные данные.
Данные по платежному балансу
размещаются в
2.2 Анализ платежного баланса Российской Федерации за
2008-2009 гг.
Платежный баланс Российской Федерации состоит из двух частей: баланса текущих операций и баланса финансовых операций с капиталом.
Из данных, представленных в Приложении 1, видно, что положительное сальдо текущего счета платежного баланса снизилось по сравнению с 2008 г. на 54 млн. долл. США или на 52 %.
Рис. 1. Состояние счета текущих операций в 2008-2009 гг.
Структура счета текущих операций за 2008-2009 гг. проиллюстрирована рис. 2.
Рис. 2. Счет текущих операций за 2008-2009 гг.(млн. долл. США)
Основной причиной сжатия сальдо стало резкое сокращение торгового баланса на 68175 млн. долл. США или на 38 % в 2009 г. по сравнению с началом анализируемого периода – 2008 г. Это вызвано, в первую очередь, падением доходов российских экспортеров вследствие снижения цен на нефть, газ, нефтепродукты, металлы и другие товары сырьевого экспорта.
Рис. 3. Экспорт Российской Федерации за 2008-2009 гг. (млн. долл. США)
В целом экспорт снизился
в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 168215 млн.
долл. США или на 37 %. При этом необходимо
отметить, что во втором полугодии 2009
г. наблюдалось восстановление экспорта
благодаря увеличению цен на экспортные
товары. Заметим, что по мере стабилизации
ситуации в российской экономике
начал восстанавливаться и