Причины и последствия кризиса рынка ценных бумаг в 1998 году

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 14:20, реферат

Краткое описание

Работа об причинах и последствиях кризиса рцб в 1998 году в Российской Федерации,последствия,влияющие на экономику страны до сих пор.

Файлы: 1 файл

РЦБ.docx

— 24.99 Кб (Скачать)

Министерство  транспорта РФ

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей  сообщения» 
 

Кафедра: Экономическая  теория 
 
 
 
 

Реферат

Тема: «Причины и последствия кризиса рынка ценных бумаг в 1998 году» 
 
 

Выполнила: Иванова  И. 

студентка 332 группы

Научный руководитель:

 к.э.н., доцент: Садов В.И. 
 
 

Хабаровск, 2010 г.

Основными внутренними  причинами финансового кризиса 1998 года были:

  1. общая слабость власти;
  2. неэффективная система управления страной и экономикой;
  3. отсутствие в России опыта, навыков, управленцев, способных цивилизованно и профессионально работать в рыночных условиях;
  4. слабое законодательство в части рынка ценных бумаг, особенно для конкретных условий переходного периода к рыночной экономике;
  5. незавершенное банковское законодательство. В частности, отсутствие закона о гарантировании вкладов частных лиц. Законодательный запрет включения пункта в срочных договорах между клиентом и банком о штрафе за преждевременное снятие денег и др. Частные вкладчики оказались законодательно не защищенными от действий недобросовестных банкиров, а банки - законодательно не защищены от панических массовых изъятий вкладов населением;
  6. неэффективность производства;
  7. неэффективная работа ЦБ;
  8. ошибочная денежно-кредитная политика правительства и ЦБ (валютная политика по поддержанию завышенного курса рубля в узком коридоре, выбор инструмента для снижения дефицита бюджета в виде краткосрочных ценных бумаг ГКО и среднесрочных ценных бумаг ОФЗ, неоправданный рост объемов выпусков ГКО);
  9. сильное влияние на принятие решений федеральными властями олигархов и других лоббистов.

Непосредственно к необходимости объявления дефолта  привела ошибочная финансовая политика, включающая:

1) крайне неэффективное  использование внешних и внутренних  заимствований. За примерно два  месяца - июнь-июль - середина августа  1998 г., по данным ЦБ, было израсходовано  на бесполезное поддержание завышенного  курса рубля более 9 млрд. долларов, которые ушли за границу;

2) длительное  поддержание завышенного валютного  курса рубля в рамках объявленного  валютного коридора (1997-98 гг. до 17 августа). Необходимо было провести девальвацию  рубля еще весной 1998 года, а не  тратить бесполезно на поддержание  завышенного курса валютные резервы;

3) создание и  быстрое непомерное расширение  рынка краткосрочных ценных государственных  бумаг ГКО-ОФЗ.

До объявления дефолта (17 августа 1998 года) основная функция  рынка государственных ценных бумаг  ГКО-ОФЗ состояла в финансировании кассовых разрывов бюджета (дефицита). Решение проблемы дефицита бюджета  за счет выпуска ценных краткосрочных  бумаг приводит к росту задолженности. Но самое негативное влияние краткосрочных  постоянных заимствований заключается  в отвлечении средств банков с  реального кредитного рынка, предоставления им легкого способа получения  прибылей;

4) лишения реального  сектора экономики какого-либо  финансирования. Норма прибыли на  рынке ГКО-ОФЗ достигала 200%. Поэтому  все свободные и несвободные  денежные средства устремились  на этот рынок. В т.ч. и  поэтому задерживалась выплата  пенсий и заработной платы.  Деньги крутились на рынке  ГКО-ОФЗ;

5) высокие проценты  по ГКО-ОФЗ обусловили высокие  проценты по депозитам в банках (до 50-60% годовых - в рублях, 15% - в  долларах). Инфляция была низкой. Поэтому можно было только  на рублевых вкладах заработать  до 40%  при пересчете в долларах. Поэтому все деньги даже предприниматели  размещали в банках, если не  имели выхода на рынок ГКО-ОФЗ;

6) ошибочным  был допуск на рынок ГКО-ОФЗ  международных спекулянтов (нерезидентов), причем в безналоговом режиме. Нерезиденты  бросили огромные  деньги на этот рынок в России, вывезли еще больший капитал  и обрушили финансовую систему  страны;

7) государство  не использовало государственные  ценные бумаги для инвестирования  реального сектора экономики;

8) чрезмерный  рост общего государственного  долга и, соответственно, процентных  бюджетных выплат. Так, в августе  1998 г. всех доходных поступлений  в бюджет оказалось недостаточным  для выполнения обязательств  по государственному долгу. И  дефолт стал вынужденной мерой. 

  
 
 

Российский  рынок ценных бумаг  после 17 августа 1998 года  

Для российского  фондового рынка 1998 год  стал  годом тяжелых испытаний. Мировой  финансовый кризис, начавшийся еще  в 1997 году, наиболее сильно ударил по развивающимся  рынкам, к которым относится и  Россия. В то же время драматическое  падение российского рынка ценных бумаг в 1998 году было вызвано не столько  «азиатским кризисом» и снижением  мировых цен на нефть, сколько  внутренними причинами — валютным кризисом, кризисом банковской системы  и, прежде всего, кризисом государственного долга (особенно внутреннего).

Быстрое нарастание внутреннего государственного долга  началось с 1995 года, в первую очередь, за счет заимствований на рынке государственных  ценных бумаг — заимствований  по сверхвысоким ценам и на короткий срок. В это время система регулирования  государственного долга практически  отсутствовала. К началу 1998 года внутренний долг увеличился до 19,4% ВВП, а к середине 1998 года — до 25,6% (в годовом исчислении). Увеличение внутреннего долга вызвало  соответствующий рост расходов на его  обслуживание. Так, средства, необходимые  ежемесячно только для погашения  ранее выпущенных облигаций (без  учета купонных выплат по двух-,   трехлетним купонным бумагам, ОФЗ), достигли в первой половине 1998 года 10—15% месячного ВВП, или были больше, чем все месячные доходы федерального бюджета.

Ситуация на рынке государственного долга усугублялась длительной задержкой в проведении необходимой девальвации рубля: в результате инвесторы «закладывали»  риск девальвации в цену государственных  бумаг,  что,  в  свою  очередь,  через  рост их доходности вело к  падению рынка акций.

Большая доля нерезидентов на рынке государственных и корпоративных  ценных бумаг требовала проведения взвешенной политики управления золотовалютными  резервами страны и регулирования    валютного   курса   в   соответствии  с  реальным  экономическим  развитием. В 1997 году и на протяжении большей части 1998 года этого практически  не было. Не регулировались и высокие  риски банковской системы, чрезвычайная слабость которой в полной мере проявилась в августе 1998 года.

Развитие финансового  кризиса 1997—1998 гг. в России прошло в  несколько этапов:

На первом этапе финансового кризиса (октябрь 1997 — январь 1998 года) под влиянием общемирового кризиса нерезиденты стали частично выводить свои средства с рынка государственных и корпоративных ценных бумаг. Сброс государственных ценных бумаг для репатриации прибыли заметно увеличил спрос на доллары и снизил цены на корпоративные ценные бумаги. Снижение золотовалютных резервов Банка России в условиях падения мировых цен на сырье поставило на повестку дня вопрос о девальвации рубля уже в конце 1997 года. Однако вместо этого было заявлено о введении стабильного валютного коридора на 1999—2000 гг. и об отказе от девальвации, что кроме прочих негативных последствий дало российским банкам и другим участникам рынка неверные ориентиры.

Все эти события  неизбежно повлияли на дальнейшее падение  цен на акции. В итоге уже в  январе 1998 года произошло два серьезных  падения котировок российских ценных бумаг, составивших около 30%. Общее  падение индекса РТС-12 с начала октября 1997 года3 до конца января 1998 года превысило 50,9%.

Временная стабилизация ситуации на рынке ГКО-ОФЗ и валютном рынке, произошедшая в феврале –  марте 1998 года, оказала благоприятное  воздействие и на российский рынок  корпоративных ценных бумаг. На протяжении февраля индекс РТС-1 обнаружил определенные тенденции к повышению и вырос  на 8,87%, а в марте — на  7,02%.

Второй этап финансового кризиса в России пришелся на конец марта – май 1998 года. Весенний правительственный кризис и явное ухудшение состояния платежного баланса явились толчком к углубленному изучению инвесторами экономического положения России. Ситуация требовала проведения ряда неотложных мер:

- девальвации рубля (поскольку в I квартале 1998 года был зафиксирован существенный дефицит платежного баланса на фоне низких цен на сырье и низкого уровня золотовалютных резервов Банка России);

- реструктурирования государственного долга путем  замены дорогих и коротких ГКО-ОФЗ на более дешевые и длинные бумаги (или, в крайнем случае, перехода к инфляционному погашению задолженности).

Отсутствие действий в этих направлениях обусловило рост пессимистических настроений инвесторов, которые в мае 1998 года вновь начали рассматривать Россию как зону повышенного  риска, что и привело к быстрому росту  уровня доходности на рынке  государственных ценных бумаг. В него, в частности, были включены  риски неисполнения Минфином России своих обязательств по государственному долгу и риск  девальвации рубля. Резкое повышение доходности ГКО стало для многих инвесторов серьезным сигналом к уходу с рынка.

В июне после  снижения кредитных рейтингов России, ряда российских банков и компаний начались массовый вывод средств  инвесторов с финансовых рынков и, соответственно, новое повышение процентной ставки по ГКО, которая превысила 50%.  Соответственно и цены на акции упали на 20%. Это  резко повысило давление на обменный курс рубля и потребовало новых  масштабных интервенций на валютном рынке со стороны Банка России.

Размещение в  июне 1998 года двух внешних займов (на сумму около 4 млрд. долларов) вследствие высокой цены заимствований послужило  только новым  негативным сигналом для инвесторов и снизило котировки  других обращающихся евробондов.

Новое обострение ситуации на рынке государственных  ценных бумаг, произошедшее в первой половине июля 1998 года, характеризовалось  ростом средневзвешенной доходности на рынке до 126% годовых. В результате 8 июля 1998 года Минфин России был вынужден отменить аукционы по размещению двух выпусков ГКО и дополнительного транша ОФЗ. Теперь погашение ГКО-ОФЗ шло практически только за счет налоговых поступлений. 13 июля 1998 года Правительство Российской Федерации объявило о намерении предложить держателям ГКО конвертировать их в среднесрочные или долгосрочные облигации, номинированные в долларах, с погашением в 2005 и 2018 годах, что и было сделано к началу августа, но не изменило ситуацию на рынке.

Временное улучшение  ситуации произошло после объявления 13 июля  о том, что МВФ, МБРР и  правительство Японии предоставят  России финансовую помощь в размере 22,6 млрд. долларов. В течение недели средневзвешенная доходность ГКО снизилась  до 53%, а индекс РТС-Интерфакс увеличился на 34%.

Тем не менее во второй половине июля начался новый, третий этап финансового кризиса. Предоставление западной помощи без требования немедленной предварительной девальвации рубля и реструктуризации банковской системы, усиление налогового пресса на производителя в рамках антикризисного пакета Правительства Российской Федерации привели не к возврату, а к активизации ухода российских и иностранных инвесторов с рынка государственных ценных бумаг (что многие рассматривали как последнюю возможность спасти свои деньги), а также к быстрому расходованию всего первого транша МВФ на поддержку курса рубля и дальнейшему падению рынка корпоративных ценных бумаг.

Дополнительной  причиной ухудшения ситуации в России в августе 1998 года явилось серьезное  обострение банковского кризиса, вызванное  падением котировок российских государственных  ценных бумаг, служивших обеспечением кредитов, выданных российским банкам зарубежными банками. В результате возникли дополнительные финансовые требования к российским банкам со стороны нерезидентов. Для довнесения средств банки предприняли продажи имеющихся в их портфелях ценных бумаг с последующей конвертацией вырученных средств в валюту. Такие действия вызвали новую волну падения цен на ГКО-ОФЗ и акции. Увеличилась доходность государственных обязательств, ускорилось падение рынка корпоративных ценных бумаг. За время, прошедшее с момента выделения стабилизационного кредита МВФ до 17 августа, индекс РТС-Интерфакс упал почти на 30%.  

В условиях быстрого сокращения валютных резервов Банка  России неизбежным, хотя и очень  запоздалым выходом из создавшегося положения стала девальвация  рубля. Однако другие решения, также принятые 17 августа 1998 года, — приостановление обращения ГКО-ОФЗ, незаконное введение трехмесячного моратория на погашение внешних долгов российских банков и принудительная реструктуризация долгов по ГКО-ОФЗ — серьезно подорвали инвестиционную привлекательность России и поставили в чрезвычайно сложное положение инвесторов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и российских эмитентов, привели к параличу банковской системы, резкому сокращению объемов производства и экспортно-импортных операций, ухудшению финансового положения участников рынка и, в целом, ухудшили общие условия хозяйствования в России.

Информация о работе Причины и последствия кризиса рынка ценных бумаг в 1998 году