Преимущества и недостатки присоединения Республики Беларусь к ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 17:16, реферат

Краткое описание

Важнейшей задачей внешнеэкономической деятельности нашего государства на современном этапе является вхождение Республики Беларусь в систему мирохозяйственных связей как равноправного участника. Ее реализации должно способствовать взаимодействие страны с региональными интеграционными союзами других государств, а также участие в международных экономических и финансовых организациях.

Файлы: 1 файл

Реферат ВЭД 5 курс.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

     Опыт  большинства развивающихся стран, перешедших от политики протекционизма к либерализации, от высокой степени  защиты внутреннего рынка к селективной защите ограниченного круга товаров, подтверждает эффективность применения умеренных таможенных тарифов для поддержания и развития национальных отраслей промышленности и сельского хозяйства.

     Преодоление негативных последствий требует от государства проведения политики защиты внутреннего рынка и отечественного производства от иностранной конкуренции средствами разумного протекционизма и импортозамещения. Поэтому на первоначальном этапе вхождения в систему международных конкурентных отношений, базирующихся на нормах и принципах ВТО, в Республике Беларусь необходимо разработать и внедрить систему защиты отечественных участников внешнеэкономической деятельности от более сильных зарубежных конкурентов.

     В связи с этим перед республикой стоит сложная задача - определить национальные экономические интересы и приоритеты, пределы уступок и условия, гарантирующие национальную экономическую и экологическую безопасность, и суметь отстоять их в ходе сложных переговоров, в результате которых укрепятся международные экономические позиции Беларуси.

     Обеспечение экономической безопасности, связанной  с внешнеторговой деятельностью, состоит  в минимизации потерь и ущербов, которые могут быть нанесены отечественному хозяйству воздействием мировой  конъюнктуры и международной конкуренцией, а в экологическом аспекте - защите окружающей среды и населения, в связи с ростом угроз экологического плана при вступлении в ВТО.

     При вхождении Беларуси в мировой  рынок особую значимость приобретает  определение количественной оценки уровня экономической безопасности. Он может быть охарактеризован достаточно широким набором показателей, отражающих товарную структуру и географию внешнеэкономических связей, состояние торгового и платежного балансов, валютное положение страны и масштабы иностранной конкуренции на внутреннем рынке, степень диверсификации рынков сбыта и закупок и т.д. Устойчивость к влиянию внешних негативных факторов, вызывающих как прямые, так и косвенные потери, будет свидетельствовать о состоянии экономической безопасности.

     Негативные  последствия присоединения к  ВТО, среди которых - неизбежное перепрофилирование ряда производств, находящихся под  тарифной протекцией государства, значительно  меньше предоставляемых в рамках ВТО обширными возможностями  для сбыта своей продукции, усиления безопасности крупных торговых сделок, участия в легитимном разрешении торговых споров.

     Важным  аспектом является необходимость переходного  периода и возможности адаптации  белорусской экономики к режиму свободной торговли, имея в виду, что процессы разгосударствления и приватизации и реструктуризации производства не могут быть осуществлены в одночасье.

     Участие Республики Беларусь в деятельности ВТО потребует также определенных валютных затрат на выплату взносов  в регулярный бюджет этой организации, оплату расходов, связанных с участием делегаций Беларуси в работе органов ВТО, и проведением разного рода переговоров.

     Таким образом, можно констатировать, что  вступление в ВТО окажет влияние  на экономику Беларуси в двух ракурсах:

     Во-первых, будут необходимы изменения в торговой политике, требуемые либо правилами ВТО, либо уполномоченными членами ВТО в результате переговоров с ними.

     Во-вторых, может улучшиться доступ на рынок  стран, не входящих в СНГ.

     Выводы  и рекомендации:

     что должно быть сделано на национальном и международном уровне для максимального использования возможностей вступления в ВТО для перехода страны к устойчивому развитию

     Сегодня, одной из главных задач Беларуси в рамках вступления в ВТО является поиск такого партнерства, которое позволит ей, как стране с переходной экономикой - не члену ВТО, наравне с другими государствами воспользоваться теми большими возможностями, которые открылись после завершения Уругвайского раунда. Нельзя допустить, чтобы реализация марракешских Многосторонних соглашений странами-членами ВТО наносила ущерб тем неучаствующим странам, которые в процессе реформирования наиболее остро нуждаются в эффективной торговле на справедливых условиях. Нужно добиваться того, чтобы ВТО более гибко реагировала и учитывала специфические условия тех или иных групп (регионов), участвующих в международной торговле. Безусловно, политической основой любых совместных усилий в этом направлении было и остается признание первостепенной ответственности каждой страны за свое собственное развитие и обеспечение безопасности - экономической и экологической. Но необходимо предоставить каждой стране справедливые и равные условия для реализации такой ответственности. Очевидно, что ключевым инструментом для этого является торговля.

     Учитывая, что вступление Беларуси в ВТО  приведет к дальнейшей либерализации  внешней торговли и усилению конкуренции  со стороны западных партнеров, перед  республикой стоит сложная задача - определить национальные экономические  интересы и приоритеты, пределы уступок и условия, гарантирующие национальную экономическую и экологическую безопасность и суметь отстоять их в ходе сложных переговоров. При этом законодательство республики, административные правила, техника и практика государственного регулирования всего комплекса внешнеэкономических связей должны соответствовать современному мировому уровню. Привести их в соответствие, включая законодательство по ГМО и охране окружающей среды, необходимо в кратчайшие сроки.

     Проблема  вступления Беларуси во Всемирную торговую организацию является одной из узловых не только во внешней экономической политике страны, но и определяющей для хода ее внутриэкономических преобразований. Полноправное участие в ВТО послужит дополнительным стимулом к осуществлению радикальных экономических реформ, позволит Беларуси полноправно включиться в процесс выработки новых и выполнения существующих международных правовых норм в области внешнеэкономического сотрудничества для защиты ее собственных интересов.

     При подготовке к вступлению в ВТО  белорусское правительство должно будет принять решение о долгосрочной стратегии с экологической компонентой использования инструментов торговой политики, основываясь на собственных целях и существующих правилах ВТО. Это комплексная задача, так как торговая политика часто используется для достижения целей, которые конкурируют друг с другом, если не являются совершенно противоречивыми. Например, если доход от тарифов в государственном бюджете должен быть максимизирован, то импортный тариф должен быть небольшим, но единым по всем товарам. С другой стороны, если отдельные отрасли должны быть защищены (с какой бы то ни было конечной целью), тогда тарифы должны быть дифференцированы по товарам. Следовательно, в качестве предварительного условия установления импортного тарифа необходимо определиться относительно приоритетной цели политики – максимизация доходов или тарифная защита отдельных отраслей экономики.

     Высокая торговая зависимость белорусской  экономики и недостаток собственных  ресурсов доступного ископаемого топлива делает особенно важным интеграцию Беларуси в международное разделение труда в соответствии с ее относительными преимуществами. Недостаток ископаемого топлива отличает Беларусь от России, где доход от ресурсов (разница между мировой ценой и издержками производства) может перераспределяться различными способами для обеспечения основного дохода населения (например, обеспечение населения электроэнергией по сниженным тарифам). В этом случае проблема конкурентоспособности на мировых рынках производственных отраслей и сельского хозяйства становятся менее острой; можно использовать протекционизм во время адаптационного периода и, опять-таки, обеспечить трудящихся защищенных секторов основным доходом. Такой подход, однако, неприменим к Беларуси, так как у нее нет достаточно больших доходов от природных ресурсов. Следовательно, первоочередным условием стабильного экономического развития Беларуси является создание стимулов для всех отраслей экономики для развития своей конкурентоспособности на мировом рынке 
 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 

1 Интернет источник: «Глобализация, ВТО и ННГ – расширение диалога для устойчивого развития» http://trade.ecoaccord.org

2 Интернет источник: «Сайт Министерства иностранных дел Республики Беларусь» http://www.mfa.gov.by

3 Интернет источник: «Национальный информационный центр по техническим барьерам в торговле, санитарным и фитосанитарным мерам» http://www.nicwto.by

  
 
 
 

     Из  всего выше сказанного можно сделать  вывод, что основными издержками от присоединения Беларуси к ВТО  являются:

  • исключение помощи государства производителям-экспортерам и соответственно возникновение трудностей развития отраслей народного хозяйства;
  • возможное непредоставление переходного периода для Республики Беларусь;
  • доступ на внутренний рынок товаров и услуг потенциальных конкурентов, а также экологически потенциально опасных товаров;
  • необходимость тарифных уступок.

Информация о работе Преимущества и недостатки присоединения Республики Беларусь к ВТО