Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 09:01, контрольная работа
Актуальность изучения данной темы обусловлена тем, что на современном этапе экономического развития роль малого и среднего бизнеса в экономике России очень велика.
Целью работы является рассмотрение и изучение предприятия и предпринимательства.
1 374 661 микропредприятий - количество работников до 15 человек и годовой оборот до 60 млн. руб.;
219 607 малых компаний - количество работников от 16 до 100 человек и годовой оборот до 400 млн. рублей;
18 260 средних компаний - количество работников от 101 до 250 человек и годовой оборот до 1 000 млн. рублей;
4 037 785 индивидуальных предпринимателей[ 6 ].
Как видно из табл.2, во всех федеральных округах зафиксирован прирост числа предпринимательских единиц, при этом максимальное значение достигнуто в Северо - Кавказском федеральном округе (+ 8,6 %), а минимальное - в Южном федеральном округе (+ 1,7 %).
Количество малого предпринимательства (без микропредприятий) и индивидуальных предпринимателей по федеральным округам РФ
Федеральный округ России |
Субъекты МСП |
Индивидуальные предприниматели | ||||
Общая численность субъектов МСП (единиц) |
Динами-ка за период 01.07.2009 - 01.07.2010 (%) |
Общая численность индивидуальных предпринимателей (чел.) |
Динами-ка за период 01.07.2009 - 01.07.2010 (%) | |||
на 01.07.2009 |
на 01.07.2010 |
на 01.07.2009 |
на 01.07.2010 | |||
Российская Федерация |
4 082 552 |
4 275 652 |
+ 4.7 |
3 837 370 |
4 037 785 |
+5,2 |
Северо-Кавказский |
271 877 |
295 258 |
+8,6 |
265 368 |
288 955 |
+8,9 |
Приволжский |
847 951 |
902 026 |
+6,4 |
796 934 |
850 6) 3 |
+6,7 |
Северо-Западный |
351 786 |
369 176 |
+4,9 |
318 893 |
336 407 |
+ 5.5 |
Уральский |
350 793 |
366 758 |
+4,6 |
861 411 |
908 045 |
+5,4 |
Центральный |
939 134 |
981 181 |
+4,6 |
335 626 |
350 959 |
+4,6 |
Дальневосточный |
200 747 |
209 181 |
+4,2 |
532 757 |
555 552 |
+43 |
Сибирский |
561 115 |
583 624 |
+4,0 |
190 493 |
198 536 |
+4,2 |
Южный |
559 149 |
568 448 |
+1,7 |
535 888 |
548 718 |
+2,4 |
Действительно, в пореформенный период с 2000 года малый бизнес развивался достаточно активно. В конце 2010 года в стране работали почти 1,67 млн. малых, микропредприятий и индивидуальных предпринимателей (далее - ИП), в 5,6 раза больше, чем количество всех предприятий и организаций в России в 1991 году. А численность работавших на этих предприятиях в 2010 году составила 11,8 млн. человек (рис.1), или 16,6% от всех работавших в экономике, при средней численности в семь человек на предприятие.
Приоритетное развитие малого
бизнеса - не самоцель, а одно
из основных условий
Рис. 1. Количество россиян, работавших в малом бизнесе, включая индивидуальных предпринимателей, в РФ, млн. чел.
Во-первых, структура сфер деятельности
малых предприятий (далее - МП).
Уже традиционно, наибольшее
Почти 80% малых предприятий
специализируются на продаже
алкоголя, сигарет, лекарств и
импортных ТНП. Очевидно, что такая
специализация в принципе не
может гарантировать стране
Во-вторых, отмечу меньшую, по
сравнению с другими типами
предприятий, величину средней
зарплаты работников малых
Рис. 2. Средняя номинальная
Как указывает официальная
Деятельность юридических лиц - малых предприятий (без микропредприятий) в 2010 году
Федеральный округ |
Число предприятий на 1 января 2011 г., тыс. |
Численность работников списочного состава (без внешних совместителей), тыс. чел. |
Оборот, млн. руб. |
Инвестиции в основной капитал, млн. руб. |
Российская Федерация |
219,7 |
5562,9 |
10247043,7 |
258431,2 |
Центральный |
68,3 |
1570,7 |
3585222,9 |
61573,7 |
Северо-Западный |
31,0 |
692,9 |
1622009,8 |
24772,8 |
Южный |
17,9 |
498,7 |
775031,8 |
46616,2 |
Северо-Кавказский |
5,8 |
153,6 |
204377,0 |
4523,1 |
Приволжский |
47,4 |
1245,3 |
1846041,9 |
57501,0 |
Уральский |
14,3 |
403,6 |
828969,6 |
12251,9 |
Сибирский |
25,1 |
722,1 |
982067,7 |
45422,6 |
Дальневосточный |
9,9 |
275,9 |
403323,0 |
5769,8 |
Как показывает анализ, уровень
развития МСП в России пока
не соответствует пропорциям "золотого
сечения", свойственного странам,
в которых вклад малого и
среднего бизнеса в ВВП 50% и
выше. В отличие от России, в
странах ОЭСР субъекты МСП
наиболее активны именно по
всем направлениям
Можно сказать, что до
а) конкурентен , а значит стремится повышать качество товаров и услуг, совершенствовать технологию ведения деятельности, чувствителен к инновациям и проектам по модернизации активов;
б) способен самостоятельно
в) сложился как однородный
слой людей с одинаковыми
Именно на таком "
Теперь кратко охарактеризуем перспективы развития МБ в РФ.
Во-первых, это изменение численности
населения и демографического
общества в РФ. По имеющимся
прогнозам, в ближайшее время
Россию ожидает серьёзное
Сюда можно отнести и изменение мотиваций молодого поколения в вопросах построения жизненной траектории. Помимо этого, сильное влияние окажет и увеличение числа мигрантов, которые сформируют новую волну малого бизнеса в сельском хозяйстве, сервисах, переработке, ремонте и строительстве.
Во-вторых, институциональные трансформации, которые идут пока что не очень заметно, но при наличии сильной политической воли их воздействие на МСБ на протяжении ближайших 5-10 лет очень усилится. Это связано с реформами в тех социально ориентированных секторах экономики, в которых государство традиционно было монополистом и на всё влияло, а именно реформой ЖКХ, подразумевающей прекращение госфинансирование этого сектора, реформой образования и реформой здравоохранения и медицины.
В-третьих, усилением влияния глобализации на российскую экономику и появлением все новых и новых сфер мировой экономики: зеленой, интернет и социально - медийной.
Поэтому, с нашей точки зрения, для государства одной из действительно недорогих и действенных стратегий повышения привлекательности МБ и притяжению в него образованных и мотивированных людей есть "массовый и правильный PR(пиар)" малого бизнеса. Это должно выражаться в интересных для молодого и экономически активного населения телепередачах и кинофильмах о предпринимателях, историях успеха в бизнесе, успешных губернаторов и представителей новых современных профессий, ученых, добившихся успеха. Вот это и может превратиться в "российскую мечту".
Заключение
Предпринимательство – это источник создания новых рабочих мест и обеспечения занятости населения, разведчик рынка и его потребностей, источник доходов государства, двигатель экономического роста и прогресса.
Малые предприятия обладают необходимой гибкостью и адаптированностью в условиях рыночной неопределенности, но в то же время слабы без поддержки государства, которая необходима хотя бы на первых этапах их развития. Особенно в России, где слой предпринимателей стал создаваться практически на пустом месте.
Российское предпринимательство нуждается в отлаженной и полной системе поддержки. Очень необходима законодательная поддержка, корректировка многих законов, субсидирование, ликвидация административных барьеров и серьезная борьба с коррупцией и произволом, оптимизация налоговой и кредитной систем, создание развитой инфраструктуры информационной поддержки предпринимательства и многое другое. Пока что государственные меры по поддержке предпринимательства непоследовательны, и часто сводятся на нет «плохим» законодательством и коррупцией. Безусловным лидером в предпринимательстве является Москва, где пока находится самая развитая и отлаженная система поддержки и стимулирования предпринимательства. В целом предпринимательство в России развивается, его ежегодный прирост составляет 5%. 2007г. называют «прорывным». Только за первые 9 месяцев его прирост малых предприятий составил 100 000 компаний. Но в российском предпринимательстве наблюдается сильный торговый перекос – доминирование предприятий торговли. Поэтому планируется к 2020г. в два раза увеличить долю малого предпринимательства, занятого в сфере услуг, в 5 раз - малого предпринимательства, оказывающего социальные услуги (здравоохранение, образование, социальное обеспечение), в 5 раз - инновационного малого бизнеса.
Список использованной литературы