Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 08:37, реферат
В современных условиях на Западе заметно увеличивается предпринимательская деятельность всех видов, произошел предпринимательский бум. Этому в значительной степени способствовала приватизация государственных предприятий. За последние 20 лет общее число предпринимателей в Японии увеличилось почти в 2 раза, в США — более чем в 2,5 раза. В связи с этим расширилась сеть организаций, которые формируют современных бизнесменов (разного рода центры и школы подготовки предпринимателей, инновационные парки, где предметно обучают новейшим достижениям техники, технологии и организации производства).
Менеджмент
Менеджмент (англ. management — управление) — система теоретических и практических знаний о принципах, методах, средствах и формах управления производством в целях повышения его эффективности и увеличения прибыли. Менеджмент возникал постепенно из разных направлений поиска лучших результатов управленческой деятельности. На первых порах появилась школа научного управления (1885—1920). Основатель этой школы американский инженер Фредерик Тейлор и его последователи стремились найти наиболее рациональные трудовые приемы, исключить лишние движения, проводили серии наблюдений за технологическими операциями и замеры времени на каждую из них, анализируя способы повышения производительности труда рабочих. В результате усовершенствования ручных операций по переноске чугунных деталей, например, выработка рабочих возросла в четыре раза, заработок увеличился в 1,6 раза, люди стали меньше уставать. Из каждых восьми человек, занятых на этой операции, семь были переведены на другие работы. Описывая механизм научной системы управления, Ф. Тейлор включил в него: а) точный учет рабочего времени с применением инструментов и методов, необходимых для надлежащего учета; б) стандартизацию всех орудий труда и элементарных операций и движений в каждом виде работы; в) установление урока (производственного задания рабочим) и крупных премий за его успешное выполнение и т.д. Позже возникла административная школа (1920—1950). Она перешла от изучения низкого уровня производства (рабочих мест) к исследованию управления всей организацией в целом. Родоначальник этой школы француз Анри Файоль сформулировал 14 универсальных (примерных для всяких организаций) принципов управления, сохранивших определенную ценность и до наших дней: 1) разделение труда (специализация управленческих работников на выполнении отдельных видов деятельности, что повышает ее качество); 2) полномочия (право отдавать приказ) в единстве с ответственностью; 3) дисциплина; 4) единоначалие (работник получает приказы только от одного начальника); 5) единство направления (каждая управленческая группа действует по единому плану, с одним руководителем); 6) подчиненность личных интересов общим; 7) вознаграждение персонала; 8) централизация труда в необходимых границах; 9) скалярная цепь (иерархия, или ступенчатое построение, управления в порядке подчинения и перехода от низшего к высшему); 10) порядок (место для всего и всё на своем месте); 11) справедливость (сочетание доброты и правосудия); 12) стабильность рабочего места для персонала (предотвращение текучести кадров); 13) инициатива (разработка плана и обеспечение его успешного выполнения); 14) корпоративный дух (союз, гармония персонала — это сила). Новое направление связано со школой человеческих отношений (1930—1950) и разработкой поведенческих наук (с 1950 г. по настоящее время). Самыми крупными авторитетами в развитии школы человеческих отношений были американские ученые Мэри Фоллет и Элтон Мэйо. Исследователи заинтересовались вопросами: какими мотивами руководствуется человек в труде, как протекает социальное взаимодействие людей, каков характер авторитета и кто является лидером в производственном коллективе? Используя достижения психологии и социологии, они выработали ценные практические рекомендации по широкому вовлечению работников в управление предприятием, по улучшению содержания и качества трудовой жизни, более полному использованию каждого человека в соответствии с его потенциалом. Менеджмент творчески обогатился за счет других научных направлений: а) количественного подхода (использования математики и статистики для исследования отдельных управленческих операций и разработки их моделей); б) процессного подхода (изучения управления как серии непрерывных взаимосвязанных действий: планирования, организации, мотивации и контроля); в) системного подхода (выяснения системных качеств управления) и г) ситуационного подхода (применения науки управления к ситуациям — конкретному набору обстоятельств, которые существенно влияют на организацию в данное конкретное время). В последние годы усилился международный характер менеджмента, что обусловлено интернационализацией производства и ростом международной конкуренции. В связи с этим исследуются новые проблемы: что общего и особенного в хозяйственном управлении различных стран; каковы универсальные закономерности, формы и методы руководящей деятельности; как лучше управлять внешнеэкономической деятельностью? В итоге менеджмент научно отразил основные принципы и способы организации производства на предприятии, определил функции управления, методы деятельности хозяйственного руководителя и пути обеспечения эффективной деятельности организации. Возникла такая междисциплинарная область знаний, которая включает сведения из экономики, организации и управления производством на предприятии, из права, психологии и т.п. Образовался сплав науки, опыта руководящей деятельности, управленческого искусства. Какими навыками и способностями должен обладать менеджер завершающегося столетия? Созданный исследователями своеобразный словесный портрет включает следующие индивидуальные качества: 1) способность управлять собой; 2) разумные личные ценности: 3) четкие личные цели; 4) упор на постоянный личный рост; 5) навык решать проблемы; 6) изобретательность и способность к инновациям (нововведениям); 7) высокая способность влиять на окружающих; 8) знание современных управленческих подходов; 9) способность руководить; 10) умение обучать и развивать подчиненных; 11) способность формировать и развивать рабочие группы. Итак, менеджер представляет собой тип профессионального работника, способного управлять фирмой на строго научной основе. Он придает деятельности предприятия плановую упорядоченность, согласованность и урегулированность, которые соответствуют природе современного индустриального и постиндустриального производства. Это позволяет находить верные пути и средства для реализации целей предпринимательства. Такие цели связаны с производством новой стоимости.
Информация о работе Предпринимательство и его роль в экономике