Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 15:03, курсовая работа
Обобщающим показателем экономической эффективности производства является показатель рентабельности. Рентабельность означает доходность, прибыльность предприятия. Она рассчитывается путём сопоставления валового дохода или прибыли с затратами или используемыми ресурсами. На основе анализа средних уровней рентабельности можно определить, какие виды продукции и какие хозяйственные подразделения обеспечивают большую доходность. Это становится особенно важным в современных рыночных условиях, где финансовая устойчивость предприятия зависит от специализации и концентрации производства.
ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретическая часть
1.1 Понятие рентабельности
1.2 Виды рентабельности
1.3 Система показателей рентабельности
1.4 Анализ рентабельности предприятия
1.5 Факторный анализ показателей рентабельности
1.6 Методы повышения рентабельности предприятия. Пути ликвидации убыточности.
2 Практическая часть
Заключение
Чтобы упростить модель, затраты на производство и реализацию продукции сводят к затратам на оплату труда, затратам на материалы и к амортизации основных средств. Для практического применения модели к затратам на материалы следует добавить стоимость комплектующих изделий и полуфабрикатов, работ и услуг производственного характера (выполняемых сторонними организациями или не основными подразделениями предприятия), топлива, покупной энергии и т.п. Затраты на оплату труда следует дополнить отчислениями на социальные нужды. Кроме того, отдельным элементом следует учесть прочие затраты или распределить их пропорционально между основными видами затрат.
где R - рентабельность активов (капитала);
Р - прибыль от реализации;
К - средняя за период стоимость активов;
F - средняя за период стоимость вне оборотных активов;
Е — средние остатки оборотных активов;
- затраты на 1 рубль продукции по полной себестоимости;
- зарплатоемкость продукции;
материалоемкость продукции;
- амортизациеемкость продукции;
- фондоемкость продукции по внеоборотным активам;
фондоемкость продукции по оборотным активам (коэффициент закрепления оборотных активов). Рентабельность активов тем выше, чем выше прибыльность продукции, чем выше отдача внеоборотных актинов и скорость оборота оборотных активов, чем ниже общие затраты на 1 рубль продукции и удельные затраты по экономическим элементам (средств труда, материалов). Числовая оценка влияния отдельных факторов на уровень рентабельности определяется по методу цепных подстановок или по интегральному методу оценки факторных влияний.
Трехфакторная модель анализа рентабельности:
где - прибыль продукции
;
- фондоемкость (капиталоемкость) продукции по основному капиталу:
;
- оборачиваемость оборотных активов (капиталоемкость по оборотному капиталу):
.
В данной модели фактор оборачиваемости оборотных активов отражается величиной , обратной среднему числу оборотов.
1.6 Методы повышения рентабельности предприятия. Пути ликвидации убыточности.
Многообразие показателей рентабельности определяют альтернативность поиска
путей повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов.
При анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних и
внутренних факторов. Такие показатели, как цена продукта и ресурса, объем потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от реализации и рентабельность продаж, находятся между собой в тесной функциональной связи.
Для монопродукта и моноресурса взаимосвязь этих показателей можно отразить с
помощью следующей схемы:
Объем продукции в стоимостном выражение (N) | = | Объем продукции в физических единицах(q) | Цена единицы продукции (Ц) | |
Затраты на производство в денежном выражение(S) | = | Объем использованных ресурсов ( в натуральном выражение)(z) | Цена единицы ресурса (С) | |
Доходность (N/S) | = | Производительность ресурсов (q/z) | Возмещение затрат в цене продукта (Ц/С) | |
Прибыль (N-S) | = | Объем продукции в стоимостном выражении (qЦ) | - | Затраты на производство в денежном выражении (zC) |
Доходность производства продукции рассматривается как произведение коэффициента производительности ресурсов и коэффициента соотношения цен единицы продукта и единицы ресурса.
Последнее соотношение обычно называют финансовой производительностью (дефлятором) цены, потому что оно характеризует меру возмещения дополнительных затрат в цене реализуемой продукции в результате повышения себестоимости (затрат ресурсов за счет роста цен на ресурсы).
Если представить взаимосвязь данных показателей в индексной форме, то появиться возможность обычным методами факторного анализа дать количественную оценку влияния промышленной и финансовой производительности на доходность предприятия и прибыль.
Имеем
или в развернутом виде
,
где J- индекс роста соответствующего показателя;
1;0- означают что показатели исчислены за отчетный и базисный периоды
соответственно.
Влияние изменения промышленной производительности на доходность определяется
методом цепных подстановок
,
Аналогично рассчитывается влияние изменения финансовой производительности
В целом общее изменения доходности за период балансируется с факторными
отклонениями
.
Крупные предприятия главное внимание обращают на проблемы контроля за изменениями промышленной производительности и стараются снижать роль внешнего фактора( финансовой производительности). Дело в том , что одним из условий процветания предприятия является расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цены на предлагаемые товары. Поскольку этот процесс не сопровождается снижением цен на потребляемые ресурсы, то роль дефлятора цены в формирование доходности предприятия понижается.
Это естественным образом переключает сферу усилий руководства на контроль за изменением промышленной производительности, т.е. за внутренними факторами: снижение материалоемкости и трудоемкости, повышение отдачи основных средств (машин, оборудования и т.д.)
Широко используемым методом управления предприятием (а точнее его
производственной деятельностью) является анализ безубыточности.
Целью анализа безубыточности могут быть ответы на следующие вопросы:
– Какой объем продаж следует обеспечить, чтобы не нести убытков?
– На сколько можно снизить цены при увеличении объема, чтобы прибыль
осталась на прежне уровне?
– Какова максимальная величина затрат на материалы, при которой
выгодно производить продукцию?
Анализ безубыточности является одним из наиболее важных направлений финансового анализа предприятия. Кроме того его применение необходимо также при формировании рентабельного ассортимента продукции на предприятии, установлении цен и разработке эффективной ценовой политики, что будет рассмотрено нами применительно к практике деятельности российских предприятий во второй главе данной работы.
Итак, постараемся выделить основные задачи финансового анализа применительно к деятельности российских и казахстанских предприятий:
– Оценка текущей платёжеспособности фирмы, возможности своевременно погасить краткосрочные обязательства;
– Оценка финансовой устойчивости, то есть возможности погасить долгосрочные кредиты, нести убытки без риска полной потери собственных вложений;
– Оценка эффективности управления имуществом и заёмным капиталом;
– Оценка прибыльности от производственной и физической деятельности;
– Анализ эффективности использования имущества;
– Оценка рискованности деятельности предприятия;
– Оценка возможностей предприятия при условии и ухудшения определённых условий деятельности.
Рассчитайте все возможные показатели рентабельности предприятия ОАО «Премиум». Полученные результаты сведите в таблицу и сделайте выводы.
Показатели | 2009 г. | 2010 г. |
Прибыль до налогообложения, тыс.руб. | 46107 | 78439 |
Чистая прибыль, тыс.руб. | 24160 | 36154 |
Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс.руб. | 249902 | 161155 |
Среднегодовая сумма оборотных средств, тыс.руб. | 468716 | 528256 |
Выручка от продажи продукции, тыс.руб. | 214565 | 257568 |
Совокупные активы предприятия, тыс.руб. - на начало года | 718618 | 689411 |
- на конец года | 689411 | 715668 |
Собственный капитал предприятия, тыс.руб. - на начало года | 49792 | 120987 |
- на конец года | 120987 | 110569 |
Решение:
Найдем рентабельность продаж по формуле
RП =
Где П—прибыль до налогообложения,
В—выручка.
2009 год RП 2009 = = 21,5%
2010 год RП 2010 = = 30,5%
Найдем рентабельность основных фондов по формуле
RОФ =
Где ЧП— чистая прибыль,
ОФ—среднегодовая стоимость основных фондов.
2009 год RОФ 2009 = = 9,7%
2010 год RОФ 2010 = = 22,4%
Найдем рентабельность оборотных средств по формуле
RОС =
Где ОС—среднегодовая стоимость оборотных средств.
2009 год RОС 2009 = = 5,2%
2010 год RОС 2010 = = 6,8%
Найдем рентабельность активов по формуле
RА =
Где —среднегодовая стоимость активов.
Среднегодовая стоимость активов равна
Где Ан—совокупные активы на начало года,
Ак—совокупные активы на конец года.
2009 год = 704014,5 тыс. руб.
2010 год = 702539,5 тыс. руб.
Рентабельность активов
2009 год RА 2009 = = 3,4%
2010 год RА 2010 = = 5,1%
Найдем рентабельность собственного капитала по формуле
RСК =
Где —среднегодовая стоимость активов.
Среднегодовая стоимость собственного капитала равна
Где СКн—собственные капитал на начало года,
СКк—собственный на конец года.
2009 год = 85389,5 тыс. руб.
2010 год = 115778 тыс. руб.
Рентабельность собственного капитала
2009 год RСК 2009 = = 28,3%
2010 год RСК 2010 = = 31,2%
Сведем все показатели в таблицу
Показатели | 2009 г. | 2010 г. | Темп роста, % |
Прибыль до налогообложения, тыс.руб. | 46107 | 78439 | 170,1 |
Чистая прибыль, тыс.руб. | 24160 | 36154 | 149,6 |
Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс.руб. | 249902 | 161155 | 64,5 |
Среднегодовая сумма оборотных средств, тыс.руб. | 468716 | 528256 | 112,7 |
Выручка от продажи продукции, тыс.руб. | 214565 | 257568 | 120,0 |
Среднегодовая сумма совокупных активов, тыс. руб. | 704014,5 | 702539,5 | 99,8 |
Среднегодовая стоимость собственного капитала, тыс. руб. | 85389,5 | 115778 | 135,6 |
Рентабельность продаж, % | 21,5 | 30,5 | 141,7 |
Рентабельность основных фондов, % | 9,7 | 22,4 | 232,1 |
Рентабельность оборотных средств, % | 5,2 | 6,8 | 132,8 |
Рентабельность активов, % | 3,4 | 5,1 | 150,0 |
Рентабельность собственного капитала, % | 28,3 | 31,2 | 110,4 |