Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:58, автореферат
Актуальность темы исследования. Постоянно растущая конкуренция на мировом рынке программных продуктов возносит значение эффективности сбытовой деятельности предприятия на особый уровень. Среди современных проблем эффективности стоит отметить: постоянно меняющиеся и усложняющиеся бизнес-процессы, постоянно растущую стоимость человеческих ресурсов и увеличивающуюся стоимость денег. Эти проблемы негативно влияют и на эффективность процесса сбыта. Система управления сбытом – это совокупность элементов, взаимосвязанных друг с другом и служащих оптимизации управления товарными запасами компании.
Продажи являются ключевым элементом финансового плана. Финансовый план является сбалансированным, если прирост продаж уравновешивается источниками ресурсов для роста. Если планируемый прирост (объем) продаж превышен, то он несбалансирован по ресурсам (возникает недостаток ресурсов), в этом случае предприятию необходимы краткосрочные заимствования. Максимизация роста продаж предприятия ограничивается возможностями собственного и внешнего финансирования роста, т.е. наличием прибыли предприятия, которая может быть направлена на финансирование роста продаж и привлечением заимствований для финансирования роста, которые ограничиваются требованиями ликвидности. Данный механизм представлен на Рис. 1.
0
Рис. 1. Экономическая модель, сбалансированного роста продаж.
Где: ∆S – увеличение продаж в плановом периоде; ∆О – оборотные активы, запасы; ; О – оборотные активы отчетного периода; S – продажи отчетного периода; – оборачиваемость;
Принцип
составления прогнозного
(7)
Если принять, что рентабельность продукции (прибыль с единицы продаж) не меняется, т.е. , прибыль предприятия за период равна:
, где - коэффициент реинвестирования (для упрощения может быть принят равным 1), П – прибыль, r – рентабельность продаж, ∆S – план прироста продаж.
В общем случае, условие сбалансированного экономического роста предприятия (роста продаж) следующее:
Точка баланса определяется из условия:
, прирост продаж в точке балансирования равен
(8)
Максимизация роста продаж предприятия ограничивается возможностями собственного и внешнего финансирования роста, т.е. наличием прибыли предприятия, которая может быть направлена на финансирование роста продаж и привлечением заимствований для финансирования роста, которые ограничиваются требованиями ликвидности (L):
Таким образом, рост продаж предприятия приводит к увеличению чистого денежного потока, капитализированная величина которого трансформируется в рыночную стоимость предприятия. В соответствии с концепцией так называемого «стоимостного подхода», согласно которой увеличение рыночной стоимости предприятия является индикатором эффективности его деятельности, можно судить об эффективности деятельности предприятия по приросту его рыночной стоимости в результате роста продаж.
Использование стоимостного подхода позволяет получить критерий эффективности механизма создания дополнительной стоимости предприятия.
Для оценки РСП нами был применен обобщенный мультипликатор:
– мультипликатор рыночной стоимости; (9)
где – рыночная стоимость предприятия;
E – денежный поток предприятия, операционная прибыль до уплаты налогов, процентов плюс амортизационные отчисления (амортизация);
При приближенном подсчете, последнее слагаемое отбрасывается, как имеющее более высокий порядок. Из формулы следует, что прирост РСП определяется двумя факторами – приростом мультипликатора и приростом показателя Е. Прирост мультипликатора равен: .(10)
фактическое и нормативное значения мультипликатора;
– прирост рыночной стоимости предприятия.
Использование стоимостного подхода позволяет получить критерий эффективности механизма создания дополнительной стоимости предприятия. Такой критерий необходим, поскольку абсолютный показатель прироста РСП нельзя использовать в качестве критерия эффективности.
Логическая модель принятия решения об эффективности деятельности (на предприятии) на основе стоимостного подхода с использование мультипликатора стоимости в качестве критерия эффективности представлена на схеме (рис.2).
Рис. 2. Критерий эффективности при стоимостном подходе.
Если фактическое значение мультипликатора стоимости на основе показателя Е больше нормативного, то это значит, что создана дополнительная стоимость . Цепочка создания стоимости работает эффективно. Управление стоимостью эффективно. В противном случае цепочка создания стоимости действует неэффективно, и необходимы дополнительные меры по ее совершенствованию.
Для ООО «ПРОМТ» предприятия этот показатель составит:
Таблица 3.
Расчет мультипликатора
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
EBITDA (тыс.руб.) |
819 131 |
120 642 |
Рыночная стоимость предприятия (V) (тыс. руб.) |
851 407 |
492 125 |
Мультипликатор стоимости |
1,04 |
4,08 |
Расчет мультипликатора стоимости для предприятий-аналогов приведен в тексте диссертации. В результате данного расчета получили среднее значение (норматив) мультипликатора стоимости равное – 1,63.
Таблица 4.
Оценка эффективности ЦСС.
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
Норматив ( ) |
1,63 |
1,63 |
Фактическое значение ( ) |
1,04 |
4,08 |
Прирост мультипликатора по отношению к нормативу ( ) |
-0,59 |
+2,45 |
Прирост РСК ( ) |
-483 287 тыс. руб. |
295 572 тыс. руб. |
Оценка |
ЦСС не эффективна |
ЦСС эффективна |
Как видно из таблицы, в 2010 году ЦСС работала не эффективно. В 2011 году, после внедрения разработанной нами системы управления сбытом продукции, ЦСС предприятия работала эффективно, и стоимость повысилась на 295572 тыс. руб.
По результатам проведенного исследования системы сбыта и расчетов показателей ее эффективности, была сформирована система управления сбытом ООО «ПРОМТ» для оптимизации ее работы. Она приведена в диссертации.
Вклад автора в проведенное исследование. Теоретические положения, методическая база и методика исследования, выводы и методические рекомендации, содержащиеся в диссертации, являются результатом самостоятельного исследования автора. Исследование базировалось на общенаучной методологии теории познания. В качестве общей методологии проведения исследования принят системный подход к проблемам, определяемым целью диссертации.
Личный
вклад автора в проведенное исследование
и получение научных результато
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что автором был сформирован комплексный подход к анализу эффективности управления сбытовой деятельностью предприятия – разработчика программных продуктов, базирующийся на принципах теории эффективности и учете особенностей современной глобальной экономики.
Наиболее существенные и значимые результаты, определяющие научную новизну диссертационного исследования, состоят в следующем:
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что основные научные положения и выводы могут стать: теоретико-методологической базой для дальнейшего исследования факторов развития сбыта высокотехнологичных разработок ИТ-компаний; теоретической основой при разработке национальных социально-экономических программ поддержки отечественных предприятий разработчиков программного обеспечения; основанием изучения отдельных тем, таких учебных дисциплин как: «Экономика и организация управления предприятием», «Организация производства на предприятиях отрасли», «Оперативное производственное планирование», «Экономика и управление предприятием», «Производственный менеджмент», а так же, при разработке спецкурсов по проблемам управления сбытом высокотехнологичной продукции.
Апробация результатов исследования Основные положения и выводы диссертационной работы изложены, обсуждены, и получили одобрение на международных, региональных, межвузовских научно-практических конференциях в 2009-2011 гг.