Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 14:09, курсовая работа
Целью данной работы является изучение роли внешней торговли в экономике России.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы внешней торговли;
провести анализ роли внешней торговли РФ на современном этапе;
раскрыть вопрос интенсификации экономического роста в России средствами внешнеторговой политики.
ВВЕДЕНИЕ
3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
4
1.1 Понятие внешней торговли
4
Практика регулирования внешнеторговых связей
6
АНАЛИЗ РОЛИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
12
ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИИ СРЕДСТВАМИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
28
Как известно, к методам прямых ограничений может быть также отнесено использование государственной монополии как исключительного права государственных органов или уполномоченных ими частных фирм на осуществление определенных видов производственной и внешнеэкономической деятельности.
Косвенные ограничения, в отличие от прямых, непосредственно не связаны с запретом на осуществление внешнеэкономической деятельности или уменьшением ее объема. Вместе с тем они зачастую оказываются не менее эффективным средством протекционистской защиты национальных производителей, чем таможенное обложение. Важное место в структуре косвенных ограничений занимают национальная налоговая система и национальные стандарты. Несоблюдение стандартов страны может служить поводом к запрету ввода импортной продукции и ее реализации на внутреннем рынке. Соответственно налоговая система большинства развитых стран строится таким образом, чтобы создать преимущества для покупателей и пользователей национальной продукции (система регистрационных сборов и т.д.). Подобным образом система национальных транспортных тарифов нередко создает преимущества в оплате перевозки грузов экспортерам по сравнению с импортерами.
Кроме того, могут использоваться также другие формы косвенных ограничений — закрытие для иностранцев отдельных портов и железнодорожных станций, предписание об использовании при производстве продукции определенной доли национального сырья, запрет приобретения государственными организациями импортных товаров при наличии национальных аналогов и т. д.
Существенную роль в системе протекционистских мер играют и средства государственного стимулирования экспорта. В современных условиях сформировалась и активно действует система многообразных финансовых льгот, предоставляемых национальным экспортерам для повышения их конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынке. К ним можно отнести, во-первых, прямые дотации экспортерам в виде экспортных премий, выплаты разницы стоимости услуг по транспортировке грузов национальных и иностранных переводчиков и т. д.; во-вторых, выдачу на льготных условиях экспортных кредитов, государственное страхование и предоставление гарантий при осуществлении внешнеэкономических операций со странами с нестабильным политическим режимом, налоговых льгот и т. п. Следует также отметить, что государство берет на себя значительную часть расходов по обучению кадров, исследованию конъюнктуры мирового рынка, защите интересов национальных экспортеров и импортеров за рубежом, а также обеспечению необходимых политических условий их деятельности на внешнем рынке.
При характеристике направлений и инструментов внешнеэкономической политики следует учитывать постоянное изменение их роли в регулировании международных экономических отношений.
Так, в послевоенный период
происходило относительное
Процессы, протекающие в современной международной торговле, позволяют сделать вывод, что либерализация становится ее основной тенденцией. На это указывает увеличивающаяся открытость национальных экономик, снижение уровня таможенных пошлин, отмена многих квот, ограничений, обострение конкурентной борьбы на мировом рынке.
Глобальный характер
либерализации международной
Государственное регулирование внешней торговли предполагает применение широкого арсенала методов, посредством которых государство осуществляет деятельность, направленную на создание благоприятных условий для реализации определенной концепции развития национального хозяйства, а также использование мероприятий, нацеленных на обеспечение продвижения отечественных товаров на рынки иностранных государств. Классификация инструментов торговой политики представлена в табл. 1.1.
Таблица 1.1
Классификация инструментов государственного регулирования внешней торговли
Методы |
Инструмент торговой политики |
Регулируется преимущественно | |
Методы открытого протекционизма |
Тарифные |
Таможенные пошлины |
Импорт |
Нетарифные |
Квотирование |
Импорт | |
Лицензирование |
Экспорт | ||
Нетарифные методы скрытого протекционизма |
Государственные закупки |
Импорт | |
Требование о содержании местных компонентов | |||
Технические барьеры | |||
Налоги и сборы | |||
Субсидирование экспорта |
Экспорт | ||
Экспортное кредитование | |||
Валютно-кредитные инструменты |
Экспорт — импорт |
Группу нетарифных методов (инструментов) делят на три подгруппы: количественные (квотирование, лицензирование); скрытые (государственные закупки, требование о содержании местных компонентов, технические барьеры, налоги и сборы); финансовые (субсидирование, кредитование). По нашему мнению, такое деление группы нетарифных методов нельзя признать точным, поскольку методы, представленные в последней подгруппе, являются не менее скрытыми, чем методы второй подгруппы. Например, прямое субсидирование означает не что иное, как осуществление в широких масштабах демпинга товаров за счет государственного бюджета.
Среди нетарифных методов следует выделять методы открытого протекционизма и методы скрытого протекционизма. Методы скрытого протекционизма представляют собой разнообразные барьеры нетаможенного характера, воздвигаемые на пути торговли органами центральной государственной и даже региональной власти. В отличие от таможенных пошлин и количественных ограничений, носящих сравнительно открытый характер и подпадающих под действие торговых договоров и соглашений, скрытый протекционизм осуществляется с помощью средств внутренней экономической политики, и создаваемые ими протекционистские барьеры в большинстве случаев оказываются за пределами действия международных договоров.
Современное государство обладает широкой гаммой инструментов, позволяющих решать структурные задачи экономического развития, проблемы эффективности и сбалансированности народного хозяйства, направляя внешнеторговые потоки товаров в нужное русло. Несмотря на то, что в условиях рыночной экономики логично было бы ожидать преобладания среди регулирующих инструментов средств экономического характера (таможенные пошлины, налоги и т.п.) и их автоматического действия, современная тенденция их применения, наоборот, выдвигает на первый план административные (целевые, разовые) меры регулирования торговли. Это связано, во-первых, с существенным снижением уровня таможенного обложения в ходе восьми раундов тарифных переговоров в рамках ГАТТ/ВТО, что делает таможенные пошлины недостаточным орудием защиты при современной острой монополистической конкуренции, во-вторых, с широко развитыми процессами региональной интеграции, начинающейся обычно с отмены тарифных ограничений во взаимной торговле. Нетарифные барьеры в торговле, наоборот, подверглись либерализации в гораздо меньшей степени, носят характер прямых ограничений, непреодолимых экономическим путем, то есть на конкурентной основе.
В связи с либерализацией мировой торговли значение инструментов открытого протекционизма в регулировании государством внешней торговли снижается, но одновременно с конца XX в. начинают активно использоваться инструменты скрытого протекционизма. При этом если первый процесс поддается регулированию на наднациональном уровне, то второй — нет. В современных условиях инструменты скрытого протекционизма являются более эффективным средством регулирования внешнеторгового оборота. Объемы и методы их применения в значительной мере регулируются национальными правилами, что серьезно затрудняет противодействие указанным инструментам со стороны экспортеров.
В ходе рассмотрения эволюции мировой торговой системы выявляется следующая современная тенденция: международная торговля становится не только более либеральной, но и более регулируемой (управляемой) как на межгосударственном (наднациональном), так и на национальном уровне. В одних случаях это регулирование ограничивает свободное движение товаров и услуг, в других — способствует ему или определенным образом организует, упорядочивает его. Но регулируемая свободная торговля, как и протекционизм, представляет собой вмешательство в механизм свободного рынка, свободной конкуренции и в этом отношении противостоит свободной торговле в ее классическом понимании. На современном этапе правильнее говорить не о свободной, а о регулируемой (управляемой) свободной торговле, что более соответствует реальным формам международных экономических связей, так как в современном мировом хозяйстве внешняя торговля посредством таможенно-тарифного и в особенности нетарифного регулирования относится к одной из самых регулируемых областей хозяйственной жизни.
Внешнеторговый оборот в январе-марте 2012 г. составил 136,6 млрд. долларов США. Увеличение товарооборота на 42,7% по сравнению с январем-мартом 2011 г. объясняется низким уровнем (базы) объемов экспорта и импорта в январе-марте прошлого года.
Таблица 2.1
Внешняя торговля Российской Федерации (по методологии платежного баланса) (в млрд. долл. США)
|
январь — март 2011 г |
январь — март 2012 г. | ||||
|
в том числе со странами |
в том числе со странами | ||||
|
Всего |
Дальнее зарубежье |
СНГ |
Всего |
Дальнее зарубежье |
СНГ |
Внешнеторговый оборот |
95,7 |
82,2 |
13,5 |
136,6 |
118,2 |
18,4 |
темпы роста в % |
56,2 |
56,4 |
55,1 |
142,7 |
143,8 |
136,3 |
Экспорт |
57,3 |
48,3 |
9,0 |
91,3 |
79,4 |
11,9 |
темпы роста в % |
52,0 |
51,4 |
55,3 |
159,4 |
164,3 |
133,1 |
Импорт |
38,5 |
33,9 |
4,6 |
45,3 |
38,8 |
6,5 |
темпы роста в % |
63,9 |
65,4 |
54,8 |
117,7 |
114,4 |
142,4 |
Сальдо |
18,8 |
14,4 |
4,4 |
46,0 |
40,6 |
5,4 |
темпы роста в % |
37,6 |
34,2 |
55,7 |
244,9 |
282,1 |
123,5 |
В общем объеме товарооборота на долю экспорта приходилось 66,8%, импорта — 33,2 процента.
Увеличение стоимости экспорта товаров почти в 1,6 раза по сравнению с январем-мартом 2011 года связано, в основном, с ростом мировых цен на экспортируемые Россией основные товары и, прежде всего, на нефть.
Восстановление экономического роста в ведущих промышленно развитых странах на фоне сдержанного предложения нефти со стороны стран ОПЕК и ее сокращения в некоторых нефтедобывающих странах (Норвегии, Великобритании, Мексики) способствовали формированию достаточно высоких мировых цен на нефть в I квартале 2012 года. Кроме того, на прошедшей в марте 2012 г. конференции ОПЕК было принято решение сохранить неизменными квоты добычи нефти, установленные для стран-членов данной организации.
Цены на нефть после некоторого снижения в феврале, в марте вернулись к пиковым посткризисным значениям, достигнутым в начале января 2012 года. Цена на нефть марки Urals в марте 2012 г. составила 76,7 доллара США за баррель и выросла по отношению к марту 2011 г. в 1,7 раза и — на 5,5% к уровню февраля 2012 года.
Средняя цена на нефть марки Urals в I квартале 2012 г. составила 75,2 доллара США за баррель, что в 1,7 раза выше уровня января-марта 2011 года.
В январе-феврале 2012 г. российский внешнеторговый оборот (по данным таможенной статистики) увеличился на 43,5% по сравнению с январем-февралем 2011 года. Восстановление оборота внешней торговли происходило в основном за счет роста экспортных поставок (160,3 процента). Темпы роста импорта (114,1%), несмотря на начало восстановления экономики и реальное укрепление рубля, были существенно ниже роста экспорта.
Развитие внешней торговли по-прежнему характеризуется существенным разрывом в динамике физических объемов экспорта и импорта. В феврале 2012 г. физические объемы экспорта увеличились на 21,1% по сравнению с февралем 2011 г., тогда как импорт в физическом выражении за рассматриваемый период вырос на 12,9 процента.
Экспорт товаров (по данным таможенной статистики) в январе-феврале 2012 г. относительно января-февраля 2011 г. вырос на 60,3% и составил 58,0 млрд. долларов США.
Наиболее существенно увеличился экспорт в страны ЕС на 73,6% (экспорт в Польшу вырос в 2,8 раза, Испанию — в 2,2 раза, Германию и Бельгию — в 2,0 раза, Нидерланды — в 1,9 раза, Венгрию — в 1,6 раза, Италию и Францию — в 1,5 раза). Снизился экспорт в некоторые страны АТЭС: во Вьетнам — на 19,1%, Сингапур — на 3,3 процента. Среди стран СНГ более других увеличился экспорт в Украину — в 2,6 раза, Казахстан — в 1,4 раза и Молдову — в 6,9 раза.
В январе-феврале 2012 г. экспорт, как со странами дальнего зарубежья, так и со странами СНГ увеличился за счет роста цен и физических объемов. Более существенно вырос экспорт в страны дальнего зарубежья.