Понятие и значение стандартов аудита

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 17:31, доклад

Краткое описание

Стандарты устанавливают минимальный уровень исполнения и качества, которого ожидают от аудитора их заказчики и общественность. В отличие от процедур аудита, которые выполняются шаг за шагом и изменяются в зависимости от отдельных факторов, таких, как масштабы производства заказчика, специализация, система бухгалтерского учета, и других обстоятельств, стандарты являются мерой качества исполнения работы и должны быть неизменными независимо от спектра деятельности.

Файлы: 1 файл

Понятие и значение стандартов аудита.docx

— 31.13 Кб (Скачать)

Если национальные стандарты  противоречат МСА, то организации - члены  МФБ - должны приложить усилия для  включения в свои национальные стандарты  аудита принципов, на которых базируются МСА.

МСА используются по-разному:

- в качестве национальных  аудиторских стандартов (Кипр, Нигерия  и др.);

- как база для разработки  собственных аудиторских стандартов (Россия, Голландия, Австрия и  др.);

- принимаются к сведению  и руководству в странах, где  имеются национальные стандарты,  при отсутствии регулирования  какого-либо аспекта собственными  стандартами (США и др.);

- как основа регулирования  профессиональной деятельности  при проведении аудита транснациональных корпораций международными аудиторскими организациями.

В самом общем виде международные  стандарты аудита можно подразделить на две большие группы: общепринятые аудиторские стандарты и специальные  стандарты (этики, прогнозов, аттестационные стандарты).

Первая группа самая многочисленная и в свою очередь делится на следующие подгруппы: общие стандарты, рабочие стандарты, стандарты отчетности.

Российские стандарты  аудиторской деятельности создавались  на основе МСА. В 2002 г. в России впервые  опубликован официальный перевод  международных стандартов аудита и  положений по международной аудиторской  практике. Стандарты имеют цифровые коды от 100 до 1000, а положения -- от 1000 до 1100.

На основе международных  стандартов в Российской Федерации  разработаны Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, регламентирующие аудиторскую деятельность на её территории.

Закон об аудиторской деятельности, вступивший в действие с 1 января 2009 г. (ред. от 28.12.2010), предусматривает следующую  классификацию стандартов аудита:

1) федеральные стандарты аудиторской деятельности;

2) стандарты СОА.

Федеральные стандарты аудиторской  деятельности:

1) определяют требования  к порядку осуществления аудиторской  деятельности и регулируют иные  вопросы, предусмотренные Федеральным  законом «Об аудиторской деятельности»;

2) разрабатываются в соответствии  с международными стандартами аудита;

3) являются обязательными  для аудиторских организаций,  индивидуальных аудиторов, а также  СОА и их работников.

Стандарты СОА:

1) определяют требования  к аудиторским процедурам, дополнительные  к требованиям, установленным  федеральными стандартами аудиторской  деятельности, если это обусловливается  особенностями проведения аудита  или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг;

2) не могут противоречить  федеральным стандартам аудиторской деятельности;

3) не должны создавать  препятствия осуществлению аудиторскими  организациями, индивидуальными  аудиторами аудиторской деятельности;

4) являются обязательными  для аудиторских организаций,  аудиторов, являющихся членами указанной СОА.

В настоящее время в  России 16 федеральных стандартов.

Перечень федеральных  правил (стандартов) аудиторской деятельности представлен в Приложении 2.

Таким образом, только на основе единства методических подходов, унификации применяемых моделей учета возможно формирование и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности, понятной и одинаково трактуемой квалифицированными пользователями различных стран мирового сообщества.

Назначение международных  аудиторских стандартов, как и  национальных стандартов, заключается в следующем:

они обеспечивают определенные гарантии качества подготовки аудиторов, проведения аудита и определенный уровень  надежности результатов аудиторской  проверки;

стандарты способствуют внедрению  в практику работы аудиторов новых  научных достижений и создают  достойный общественный имидж профессии аудитора;

с их помощью обеспечивается связь отдельных элементов процесса аудиторской проверки и создается  возможность контроля качества работы аудитора;

их последовательное применение является решающим доказательством  и аргументом в пользу аудитора при  возникновении претензионных дел, судебных разбирательств на основе исков  клиента.

Внутрифирменные аудиторские стандарты

В законе об аудиторской  деятельности в Российской Федерации  отмечается, что аудиторские организации  и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать  для своих членов правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые  не могут противоречить федеральным  правилам (стандартам) аудиторской  деятельности и требования которых  не могут быть ниже требований федеральных  правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Аудиторские организации  и индивидуальные аудиторы в соответствии с требованиями законодательных  и иных нормативных правовых актов  Российской Федерации и федеральных  правил (стандартов) аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением  планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые  осуществляются в соответствии с  федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Внутренние стандарты  аудита обеспечивают единый подход к  аудиторской проверке в данной аудиторской  фирме. Внутрифирменные стандарты  не должны противоречить национальным стандартам (если аудит проводится по национальным стандартам) и международным  стандартам (если аудит проводится по международным стандартам).

В крупных аудиторских  фирмах имеются специальные департаменты по методологии бухгалтерского учета  и аудита, задача которых - разработка внутрифирменных методов предварительной экспертизы состояния дел клиента и заключения договоров, проведения аудиторской проверки в целом и отдельных счетов и операций клиента, подготовки аудиторского заключения и его оформления.

Внутрифирменные стандарты  являются индивидуальными, авторскими в каждой аудиторской фирме, их содержание - закрытая информация. Внутрифирменные  стандарты - это набор внутрифирменных  инструкций и руководств значительного  объема, которые постоянно корректируются в целях совершенствования и  по причине изменения среды их применения. Внутрифирменные стандарты, как правило, являются детализацией национальных и международных стандартов аудита, они «доводят» требования общепринятых стандартов до уровня конкретных методик и конкретных указаний конкретным исполнителям, осуществляющим аудиторскую  проверку.

Внутрифирменные стандарты  содержат методики и требования проведения аудита на всех его этапах и могут  включать в себя следующие разделы.

Определение целей соглашения. Каждая аудиторская проверка должна быть тщательно спланирована - это  обеспечивает уверенность в том, что она проведена квалифицированно и профессионально, клиенту предоставлена  высококачественная услуга, использование  аудиторов было оптимальным и получена коммерческая выгода.

Обзор бизнеса. Проверка начинается со знакомства с клиентом и получения  знаний о нем. В фирме постоянно  отслеживаются изменения в законодательстве и профессиональных стандартах, а  также изменения в бизнесе, которые  имеют отношение к клиентам и аудиторской проверке.

Оценка возможного риска. Используя знание клиента и структурированный  подход к выявлению риска, определяется риск мошенничества и обычных  ошибок и оценивается их значимость.

Оценка системы внутреннего  контроля для разработки стратегии аудита. На предварительной стадии проверки оценивается система внутреннего контроля - сначала система контроля за хозяйственной деятельностью, используемая руководством, а затем система бухгалтерского учета и контроля. На этой стадии оценивается лишь информация, необходимая для разработки стратегии проверки.

Определение стратегии аудиторской проверки. Обобщаются частные оценки главных рисков и определяются необходимые аудиторские процедуры.

Оценка эффективности  системы контроля. Дается расширенная  оценка системы внутреннего контроля для разработки плана проверки и  обобщающей оценки системы контроля в конце аудиторской проверки. Клиент ставится в известность о ходе проверки.

План независимых обследований. В плане определяются сущность, применение и продолжительность наиболее эффективных  в каждом случае независимых обследований.

Независимые обследования. Независимые обследования проводятся в соответствии с планом. В зависимости  от оценки их результатов в план вносятся соответствующие коррективы.

Завершение аудиторской  проверки. Составляется обзор финансовой отчетности и делаются заключительные выводы. Наиболее важные моменты обсуждаются с клиентом.

Представление заключения. Заключение составляется в соответствии с выводами аудиторской проверки. Кроме мнения о финансовой отчетности клиенту представляется отчет о  результатах проверки. При этом преследуется цель дать обобщающую оценку соответствия системы внутреннего контроля предъявляемым  требованиям и рекомендации по повышению  эффективности системы учета.

Органы, регулирующие аудиторскую  деятельность

 

Одним из субъектов рынка  аудиторских услуг является уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности. Таким органом согласно постановлению  Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. № 80 «О вопросах государственного регулирования  аудиторской деятельности в Российской Федерации» стало Министерство финансов РФ. Данному государственному органу законодателем переданы все полномочия по регулированию аудиторского рынка.

 

Предшественником уполномоченного  федерального органа была Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ, действовавшая на основании Указа  Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263.

 

В Законе об аудиторской  деятельности четко определены функции  уполномоченного федерального органа, которые можно объединить по двум принципиальным направлениям, а именно: 1)создание условий для организации  и проведения аудита(организационное регулирование); 2) создание условий для развития аудита в РФ (стратегическое регулирование). К группе организационного регулирования следует отнести полномочия федерального органа по организации системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов, лицензированию аудиторской деятельности, организации системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий, ведению государственных реестров аттестованных аудиторов и профессиональных аудиторских объединений, а также их аккредитации.

 

В рамках стратегического  регулирования уполномоченный федеральный  орган наделяется функциями по организации  разработки и представлению на утверждение  Правительства РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, определению объема и порядка  представления отчетности аудиторских  организаций и индивидуальных аудиторов.

 

Основной целью деятельности совета по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном  органе является учет мнения профессиональных участников рынка аудиторских услуг.

 

Помимо этого, Совет по аудиторской деятельности вправе принимать  участие в подготовке, предварительном  рассмотрении основных документов и  проектов решений уполномоченного  федерального органа, разрабатывать  федеральные правила (стандарты) аудиторской  деятельности, рассматривать обращения  и ходатайства аккредитованных  профессиональных аудиторских объединений  и вносить соответствующие рекомендации на рассмотрение федерального органа, а также осуществлять другие функции  в соответствии с Положением о  Совете по аудиторской деятельности.

 

Члены Совета утверждаются руководителем уполномоченного  федерального органа по представлению  аккредитованных аудиторских объединений, федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и  высших учебных заведений. При этом представительство аккредитованных  профессиональных аудиторских объединений  должно составлять не менее 51 % от общего состава Совета. В состав органа должны также входить представители  государственных органов, ЦБ РФ, пользователей  аудиторских услуг и федеральных  органов исполнительной власти, осуществляющих регулирование профессиональной деятельности организаций, подлежащих обязательному  аудиту.


Информация о работе Понятие и значение стандартов аудита