Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 17:31, доклад
Стандарты устанавливают минимальный уровень исполнения и качества, которого ожидают от аудитора их заказчики и общественность. В отличие от процедур аудита, которые выполняются шаг за шагом и изменяются в зависимости от отдельных факторов, таких, как масштабы производства заказчика, специализация, система бухгалтерского учета, и других обстоятельств, стандарты являются мерой качества исполнения работы и должны быть неизменными независимо от спектра деятельности.
Если национальные стандарты противоречат МСА, то организации - члены МФБ - должны приложить усилия для включения в свои национальные стандарты аудита принципов, на которых базируются МСА.
МСА используются по-разному:
- в качестве национальных аудиторских стандартов (Кипр, Нигерия и др.);
- как база для разработки
собственных аудиторских
- принимаются к сведению
и руководству в странах, где
имеются национальные
- как основа регулирования профессиональной деятельности при проведении аудита транснациональных корпораций международными аудиторскими организациями.
В самом общем виде международные
стандарты аудита можно подразделить
на две большие группы: общепринятые
аудиторские стандарты и
Первая группа самая многочисленная и в свою очередь делится на следующие подгруппы: общие стандарты, рабочие стандарты, стандарты отчетности.
Российские стандарты
аудиторской деятельности создавались
на основе МСА. В 2002 г. в России впервые
опубликован официальный
На основе международных
стандартов в Российской Федерации
разработаны Федеральные
Закон об аудиторской деятельности, вступивший в действие с 1 января 2009 г. (ред. от 28.12.2010), предусматривает следующую классификацию стандартов аудита:
1) федеральные стандарты аудиторской деятельности;
2) стандарты СОА.
Федеральные стандарты аудиторской деятельности:
1) определяют требования
к порядку осуществления
2) разрабатываются в
3) являются обязательными
для аудиторских организаций,
индивидуальных аудиторов, а
Стандарты СОА:
1) определяют требования
к аудиторским процедурам, дополнительные
к требованиям, установленным
федеральными стандартами
2) не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности;
3) не должны создавать
препятствия осуществлению
4) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной СОА.
В настоящее время в России 16 федеральных стандартов.
Перечень федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности представлен в Приложении 2.
Таким образом, только на основе единства методических подходов, унификации применяемых моделей учета возможно формирование и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности, понятной и одинаково трактуемой квалифицированными пользователями различных стран мирового сообщества.
Назначение международных аудиторских стандартов, как и национальных стандартов, заключается в следующем:
они обеспечивают определенные гарантии качества подготовки аудиторов, проведения аудита и определенный уровень надежности результатов аудиторской проверки;
стандарты способствуют внедрению в практику работы аудиторов новых научных достижений и создают достойный общественный имидж профессии аудитора;
с их помощью обеспечивается
связь отдельных элементов
их последовательное применение
является решающим доказательством
и аргументом в пользу аудитора при
возникновении претензионных
Внутрифирменные аудиторские стандарты
В законе об аудиторской
деятельности в Российской Федерации
отмечается, что аудиторские организации
и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать
для своих членов правила (стандарты)
аудиторской деятельности, которые
не могут противоречить
Аудиторские организации
и индивидуальные аудиторы в соответствии
с требованиями законодательных
и иных нормативных правовых актов
Российской Федерации и федеральных
правил (стандартов) аудиторской деятельности
вправе самостоятельно выбирать приемы
и методы своей работы, за исключением
планирования и документирования аудита,
составления рабочей
Внутренние стандарты аудита обеспечивают единый подход к аудиторской проверке в данной аудиторской фирме. Внутрифирменные стандарты не должны противоречить национальным стандартам (если аудит проводится по национальным стандартам) и международным стандартам (если аудит проводится по международным стандартам).
В крупных аудиторских
фирмах имеются специальные
Внутрифирменные стандарты
являются индивидуальными, авторскими
в каждой аудиторской фирме, их содержание
- закрытая информация. Внутрифирменные
стандарты - это набор внутрифирменных
инструкций и руководств значительного
объема, которые постоянно
Внутрифирменные стандарты содержат методики и требования проведения аудита на всех его этапах и могут включать в себя следующие разделы.
Определение целей соглашения.
Каждая аудиторская проверка должна
быть тщательно спланирована - это
обеспечивает уверенность в том,
что она проведена
Обзор бизнеса. Проверка начинается
со знакомства с клиентом и получения
знаний о нем. В фирме постоянно
отслеживаются изменения в
Оценка возможного риска. Используя знание клиента и структурированный подход к выявлению риска, определяется риск мошенничества и обычных ошибок и оценивается их значимость.
Оценка системы внутреннего контроля для разработки стратегии аудита. На предварительной стадии проверки оценивается система внутреннего контроля - сначала система контроля за хозяйственной деятельностью, используемая руководством, а затем система бухгалтерского учета и контроля. На этой стадии оценивается лишь информация, необходимая для разработки стратегии проверки.
Определение стратегии аудиторской проверки. Обобщаются частные оценки главных рисков и определяются необходимые аудиторские процедуры.
Оценка эффективности системы контроля. Дается расширенная оценка системы внутреннего контроля для разработки плана проверки и обобщающей оценки системы контроля в конце аудиторской проверки. Клиент ставится в известность о ходе проверки.
План независимых обследований. В плане определяются сущность, применение и продолжительность наиболее эффективных в каждом случае независимых обследований.
Независимые обследования. Независимые обследования проводятся в соответствии с планом. В зависимости от оценки их результатов в план вносятся соответствующие коррективы.
Завершение аудиторской проверки. Составляется обзор финансовой отчетности и делаются заключительные выводы. Наиболее важные моменты обсуждаются с клиентом.
Представление заключения. Заключение составляется в соответствии с выводами аудиторской проверки. Кроме мнения о финансовой отчетности клиенту представляется отчет о результатах проверки. При этом преследуется цель дать обобщающую оценку соответствия системы внутреннего контроля предъявляемым требованиям и рекомендации по повышению эффективности системы учета.
Органы, регулирующие аудиторскую деятельность
Одним из субъектов рынка
аудиторских услуг является уполномоченный
федеральный орган
Предшественником
В Законе об аудиторской деятельности четко определены функции уполномоченного федерального органа, которые можно объединить по двум принципиальным направлениям, а именно: 1)создание условий для организации и проведения аудита(организационное регулирование); 2) создание условий для развития аудита в РФ (стратегическое регулирование). К группе организационного регулирования следует отнести полномочия федерального органа по организации системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов, лицензированию аудиторской деятельности, организации системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий, ведению государственных реестров аттестованных аудиторов и профессиональных аудиторских объединений, а также их аккредитации.
В рамках стратегического регулирования уполномоченный федеральный орган наделяется функциями по организации разработки и представлению на утверждение Правительства РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, определению объема и порядка представления отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Основной целью деятельности совета по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе является учет мнения профессиональных участников рынка аудиторских услуг.
Помимо этого, Совет по
аудиторской деятельности вправе принимать
участие в подготовке, предварительном
рассмотрении основных документов и
проектов решений уполномоченного
федерального органа, разрабатывать
федеральные правила (стандарты) аудиторской
деятельности, рассматривать обращения
и ходатайства аккредитованных
профессиональных аудиторских объединений
и вносить соответствующие
Члены Совета утверждаются
руководителем уполномоченного
федерального органа по представлению
аккредитованных аудиторских