Политика России в области регулирования внешней торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 18:37, контрольная работа

Краткое описание

Основной формой мировых хозяйственных связей является внешняя торговля, которая по динамике и стоимостным показателям опережает движение капиталов и другие виды внешнеэкономических связей. Кроме того, темпы прироста международныхэкспортно - импортныхопераций превышают темпы роста мирового промышленного производства.Стимулом быстрого развития мировой торговли послужила революция в области информационных технологий.Промышленно развитые страны контролируют более 70% мирового товарооборота. Крупнейшими торговыми державами мира являются США, Германия и Япония, на которые приходится около трети мировых экспортно - импортных операций. В десятку крупнейших торговых стран мира входят: Франция, Великобритания, Италия, Канада, Гонконг, Нидерланды, Бельгия, Люксембург.

Оглавление

Особенности регулирования внешней торговли в бывшем Советском Союзе.

Характеристика внешнеторгового тарифа России в 90-х годах.

Применение нетарифных мер регулирования внешней торговли России.

Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Политика России в области регулирования внешней торговли.docx

— 62.93 Кб (Скачать)

    В  настоящее   время  международная  практика  идет  по  пути  установления  административных   инструментов  регулирования  внешнеторговой  деятельности.   Нетарифное  регулирование,  как  правило,  применяется  лишь  в  исключительных  случаях,   в  основном  в  целях  защиты  национальной  экономики,  а   также  в  целях  выполнения  международных  обязательств.  Подобную  тенденцию  можно  наблюдать  и  у  нас  в   России.  Так,  в  Федеральном  законе  от  13  октября  1995  г.  «О  государственном  регулировании  внешнеторговой  деятельности установлено,  что количественные  ограничения могут вводится  в исключительных  случаях Правительством  Российской  Федерации.  К ним относятся:  обеспечение национальной  безопасности  РФ,  выполнение  международных обязательств  РФ  с учетом  состояния на   внутреннем  товарном  рынке,  защита  внутреннего     рынка РФ  и др.

    Товары,  на  экспорт  и  импорт  которых  необходимо  наличие   лицензии,  можно  разделить   на  следующие  группы:

-  Товары,  лицензии  на  экспорт  которых  выдаются  в  пределах  установленных  квот  (в  основном,  товары,  экспортируемые  в  связи  с  выполнением  Россией  международных  обязательств);

-  Товары,  имеющие  специфический  характер  (товары стратегического  назначения:  вооружение,  товары  двойного  применения,  лекарственное  сырье  и  др.).

   В  контексте  упорядочения  мер  административного  регулирования  можно  рассмотреть  принятый  в  России  в 1995г., согласно  переговорам с Секретариатом ВТО «Порядок  проведения  расследования, предшествующего  введению  защитных  мер».   Он  предусматривает возможность ограничения ввоза в Россию  товаров из-за  рубежа  по  двум  направлениям:  путем установления  количественных  ограничений в виде  импортных квот  и за  счет  введения  специальных,  антидемпинговых и компенсационных пошлин.   Причем  эти ограничения будут распространятся,но не  на  всю  импортируемую  продукцию,  а   только  на  товары,  поставки  которых  могут  существенно  подорвать  позиции  российских  производителей  на  внутреннем  рынке.  Это,  как  правило,  происходит  в  случаях  ввоза  товаров  по  заниженным  ценам  или  в  таких  объемах,  которые  могут  привести  к  необходимости  сокращения  производства  схожих  характеристикам  товаров  в  России.

В последнее десятилетие широкое  распространение получила  практика заключения соглашений о «добровольном» ограничении  экспорта и об установлении минимальных импортных цен,  которые навязываются ведущими западными государствами более  слабым в экономическом или политическом отношении экспортерам. Специфика этих видов ограничений состоит в  нетрадиционной технике их установления, когда торговый барьер,  защищающий страну импортера, вводится на границе экспортирующей, а не импортирующей страны. Так, соглашение о  «добровольном»  ограничении экспорта представляет собой  навязанное экспортеру под угрозой санкций обязательство  по  ограничению экспорта  определенных товаров в импортирующую  страну. Аналогичным образом установление минимальной  импортной цены должно строго соблюдаться экспортирующими  фирмами при заключении контрактов с импортерами страны,  устанавливающей  такие  цены.  В случае снижения экспортной  цены  ниже  минимального уровня, импортирующая страна  вводит  антидемпинговую  пошлину,  применение  которой  может  привести  к  уходу  с  рынка.

     К  настоящему  времени  заключено  свыше  100  соглашений  о  «добровольном»  ограничении  экспорта  и об  установлении  минимальных  импортных   цен.  Эти  соглашения  затрагивают   торговлю  продукцией  текстильной,  швейной,  обувной  промышленности,  черной  металлургии,  молочными   продуктами,  бытовой  электроникой,  легковыми  автомобилями,   металлообрабатывающими  станками  и т.д.

Проблемы  возникают, когда квоты распределяются между странами,  потому  что необходимо гарантировать, чтобы  товары  из одной  страны  не  переправлялись с нарушением,  установленной в   ней квоты во  вторую  страну.  Такая ситуация  имела место,  когда США выдвинули обвинение,  что одежда  китайского  производства  нелегально  поступила на  таможню США как одежда,  изготовленная в Макао.

    Импортные  квоты  не обязательно предназначены  для  защиты  отечественных   производителей.  Япония,  например,  сохраняет  квотирование  на  многие  сельскохозяйственные  продукты,  в ней  не  производящиеся.  Квотирование  импорта  является  средством  воздействия  при  ведении  переговоров  по  сбыту  японской  экспортной  продукции,  а также  позволяет  избегать  чрезмерной  зависимости  от  любой  иной  страны в  отношении  необходимых  продуктов  питания,  запасы  которых   могут  сократиться  в  случае  плохих  климатических  или  политических  условий.

    Экспортные  квоты  могут  устанавливаться  для  обеспечения отечественных  потребителей  достаточными  запасами  товаров  по  низким  ценам,  а  также  для   предупреждения  истощения  природных  ресурсов  по  низким  ценам,  для  предупреждения  истощения  природных  ресурсов,  а   также  для  повышения  цен  на  экспорт  путем  ограничения  поставок  на  зарубежные  рынки.   Подобные  ограничения  посредством  соглашений  по  различным  видам  товаров  позволили  квотировать  странам-производителям  такие  товары,  как  кофе  и  нефть,  в  результате  чего  цены  на  эти  продукты  возросли в  странах  импортерах.

Специфический  тип  квотирования,  который  полностью  запрещает  торговлю,  называется  эмбарго.  Аналогично квотам эмбарго  может  вводиться  в  отношении  импорта  или  экспорта  определенного  вида  товаров,  независимо  от  места  назначения,  в  отношении  отдельных  видов  товаров,  поставляемых  в  конкретные  страны,  или  в  отношении  всех  товаров,  поставляемых  в   определенные  страны.  Хотя  эмбарго  обычно  вводятся  в  политических  целях,  последствия  могут  быть,  по  существу,  экономическими.  Например,  США  ввели  эмбарго  на  торговлю  с  Никарагуа  между  1984  и  1990гг.  из-за  политической   вражды  с  Сандинистской  партией,  находящейся  у  власти.  Но  для  Никарагуа  последствия  оказались  экономическими:  Никарагуа  испытывала  трудности  со  снабжением,  особенно  с  поставками  запчастей  для  техники,  произведенной  в  США,  и  не  могла  сбывать  урожай  бананов  в  США  как  раньше.

   Особое  место  в  ряду  нетарифных  методов  регулирования  занимают  стандарты.  Страны  обычно  устанавливают  стандарты  по  квалификации,  маркировке  и  проведению  испытаний  отечественной  продукции  таким  способом,  чтобы  была  возможность  продажи  отечественной  продукции  таким  способом,  чтобы  была  возможность  продажи  иностранного  производства.  Эти  стандарты  иногда  вводятся  под  предлогом  защиты  безопасности  и  здоровья  местного  населения.   Однако  недавно  автомобилестроительные  фирмы  «Большой  Тройки»  предложили  законопроект  об  экономии  горючего,  требующий  от  каждого  автомобилестроителя  увеличения  экономии,  усредненной  по  всем  моделям,  но  одинаковую  процентную  долю.  Такое  предложение  в  случае  его  принятия  будет  обременительным  для  японских производителей,  у  которых  превосходят  показатели  «Большой  Тройки».

   Среди  методов  регулирования  следует  упомянуть  административно-бюрократические  проволочки  при  въезде,  увеличивающие  неопределенность  и   расходы  на  содержание  товарно-материальных  запасов.   Например,  во  Франции  ввели  требование  пропускать  все  ввозимые  видеомагнитофоны  через  один  небольшой  таможенный  пост,  расположенный  далеко  от  крупных  городов  и  плохо  укомплектованный  кадрами.  Вызванные  этим  проволочки  эффективно  удерживали  японские  магнитофоны  за  пределами французского рынка,  пока  не  была  достигнута  договоренность о  добровольной  экспортной  квоте,  согласно  которой  Япония  ограничивала  свое  проникновение  на  рынок  Франции.  Перуанские  таможенники  за  правило  месяцами  проводить  таможенную  очистку  товаров,  а  затем  взимать  плату  за  хранение  их  на  таможне  в  сумме,   составляющей  значительную  долю  стоимости  импорта.

   Специфическим  методом  регулирования  внешней  торговли  являются  импортные  депозиты,  представляющие  собой   форму  залога,  который  импортер  должен  внести  в  банк  на  определенный  срок, - беспроцентный  вклад  в  сумме,  равной  всей  или  части  стоимости  ввозимого  товара.  Тем  самым  омертвляется  его  капитал  и  ограничивается  платежеспособность.

Определяющим  моментом  в  современном  развитии мировой  экономики  и  международных экономических  отношений  является  международное  движение  капитала.  Так,  например,   за  период  1914 г.  до  конца  Второй  мировой  войны  заграничные  капиталовложения  увеличились  на  1/3,  достигнув  с  учетом  потерь  лишь  уровня  1923 г..  В  послевоенный  период  они  удваивались  каждое  десятилетие,  затем  за  6-7  лет.  В  80-е  годы  мир  вступил  примерно  с  450  млрд. долларов.  В  1996 г.   мир  вступил  с  2,6  трлн. долларов   зарубежных  инвестиций. Высокий динамизм движения  капитала  превращение  их  в  объект  острой  международной  конкуренции  сделали  настоятельно  важным  выработку международных стандартов  и  правил  в  этой  области. На  национальном  уровне  административное  регулирование  движения  капитала  осуществляется   в основном  в  рамках  двухсторонних  соглашений,  которые  включают  в  себя  четкое  определение  правового  режима,  порядок  допуска  инвестиций  и  инвесторов,  определяется  режим  (справедливый  и не дискриминационный,  национальный,  наиболее благоприятствуемой  нации), порядок  национализации  и  компенсации,  перевод  прибылей  и  репатриация  капитала  и  порядок  урегулирования  споров.

   У  России  имеется  ряд  соглашений  и  защите  капиталовложений.  Они  содержат  принятые  в  международной  практике  положения.  В частности,  предусматривается  режим  наибольшего благоприятствования. Иностранные  инвестиции  могут  быть  экспроприированы  лишь  в  исключительных  случаях и  в  установленном  законом  порядке  при  условии  незамедлительной    выплаты  компенсации  капиталовложений  по  рыночной  стоимости  в  иностранной  валюте.  Доходы  от  иностранных  вложений, а также сами инвестиции могут беспрепятственно переводиться  за  границу  в  иностранной  валюте. Спорные  вопросы  могут  быть  рассмотрены  в  иностранном  суде,  стороны обязуются поощрять  функционирование  иностранных капиталовложений на  своей территории,  воздерживаться  от принятия  дискриминационных мер,  которые могут помешать  их  содержанию,  управлению  и пользованию.

Список используемой литературы:

1. Данилин А.М. Методологические аспекты внешней торговли. // Внешнеэкономический бюллетень. 2004. №7.

2. Жуков Е.Ф., Капаева Т.И., Литвиненко Л.Т. Международные экономические отношения. Учебник для ВУЗов. / Под ред. Е.Ф. Жукова. - М.: Юристъ, 2003.

3. Мировая экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2003.

4. Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения. Третье издание, переработанное и дополненное. - М.: ООО "Издательство ЮНИТИ-ДАНА", 1999.

5. Семенов К.А. Международные экономические отношения: курс лекций. - М.: Гардарики, 1999.

6.   Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике: Учебное пособие. -М.: ВЛАДОС, 1998.

7. Бурмистров В.Н., Холопов К.В. Внешняя торговля Российской Федерации: Учебное пособие - Под ред. Проф. В.Н. Бурмистрова. - М.: Юристъ, 2001.

8. http://www.shpori4all.narod.ru/

 

 


Информация о работе Политика России в области регулирования внешней торговли