Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 18:37, контрольная работа
Основной формой мировых хозяйственных связей является внешняя торговля, которая по динамике и стоимостным показателям опережает движение капиталов и другие виды внешнеэкономических связей. Кроме того, темпы прироста международныхэкспортно - импортныхопераций превышают темпы роста мирового промышленного производства.Стимулом быстрого развития мировой торговли послужила революция в области информационных технологий.Промышленно развитые страны контролируют более 70% мирового товарооборота. Крупнейшими торговыми державами мира являются США, Германия и Япония, на которые приходится около трети мировых экспортно - импортных операций. В десятку крупнейших торговых стран мира входят: Франция, Великобритания, Италия, Канада, Гонконг, Нидерланды, Бельгия, Люксембург.
Особенности регулирования внешней торговли в бывшем Советском Союзе.
Характеристика внешнеторгового тарифа России в 90-х годах.
Применение нетарифных мер регулирования внешней торговли России.
Список используемой литературы.
Политика России в области
регулирования внешней
Введение.
Список используемой литературы.
Введение.
Основной формой мировых хозяйственных связей является внешняя торговля, которая по динамике и стоимостным показателям опережает движение капиталов и другие виды внешнеэкономических связей. Кроме того, темпы прироста международныхэкспортно - импортныхопераций превышают темпы роста мирового промышленного производства.Стимулом быстрого развития мировой торговли послужила революция в области информационных технологий.Промышленно развитые страны контролируют более 70% мирового товарооборота. Крупнейшими торговыми державами мира являются США, Германия и Япония, на которые приходится около трети мировых экспортно - импортных операций. В десятку крупнейших торговых стран мира входят: Франция, Великобритания, Италия, Канада, Гонконг, Нидерланды, Бельгия, Люксембург.
Россия традиционно входила в число крупнейших торговых держав мира. Пристальное внимание развитию торгового сотрудничества с зарубежными странами Российское государство начало уделять еще со времен царствования Петра I, когда началось активное освоение европейского рынка.
В международной торговле конца XIX в., Россия занимала 8-е место, а среди европейских держав по объемуэкспортно - импортных операций уступала лишь Англии,Германии, Франции и Голландии, при этом значительно опережая Австро-Венгрию и Италию.
В структуре российского экспорта, в тот период преобладали сельскохозяйственные товары, в частности на зерновые приходилось 47% стоимости вывоза; (лен - 8,6, сахар - 2,9, пеньку - 2,4, яйца - 2,3, домашнюю птицу - 0,7, масло коровье - 0,5, сало - 0,1%). Следует подчеркнуть, что для внешней торговли Россииконца прошлого века было характерно положительное сальдо торгового баланса, причем были годы, когда отечественный экспорт в 2 раза превышал импорт.
Бывший Советский Союз также относился к числу ведущих мировых торговых держав. В 1990 г. по размеру экспорта (103 млрд. долл.) СССР занимал 10-е место,а по размеру импорта (121 млрд. долл.) - 8-е место в мире.Однако в связи с распадом СССР, глубоким экономическим кризисом, который распространился на сферу внешнего товарообмена России, ее значение как мировой державы резко упало. Удельный вес России в мировой торговле с 1990 г. по 1993 г. сократился в три раза (с 3 до 1%). Россия переместилась на 19-е место по стоимости экспорта (32,9 млрд. долл.).
За период экономических преобразований продовольственный рынок претерпел коренные изменения. Проведена масштабная приватизация государственной собственности. В некоторых секторах продовольственногорынка сформировалась конкурентная среда. Возросла предпринимательская и инвестиционная активность в торговле. Централизованная система продовольствия полностью заменена отношениями свободной купли-продажи. Вместе с тем позитивные тенденции развития продовольственного рынка сопровождаются рядом негативныхпроявлений.Произошло падение производства сельскохозяйственного сырья и продовольствия, сопровождающееся дспаритетомцен между промышленной и сельскохозяйственной продукцией, снижением производительности труда, не соблюдением технологий производства. На продовольственном рынке сохраняется сложная с элементами дублирования система контроля, не дающая полной гарантии качества и безопасности товаров. Сертификация товаров и услуг формируется медленно. Наличие крупных нерешенных проблем участия России в мировом производстве и торговле продовольствием и регулирование продовольственного рынка являются весьма актуальными в современных условиях.
Основой внешнеторгового механизма, определявшей все главные черты советской внешней торговли, была, как известно, государственная монополия внешней торговли, точнее - внешнеэкономических связей в целом.
Государство через свои внешнеэкономические организации проводило экспортно-импортные операции в соответствии с народнохозяйственным планом, вся валюта распределялась централизованно. При такой системе все традиционные инструменты рыночного регулирования внешней торговли (таможенные тарифы, контингентирование, лицензирование, другие нетарифные барьеры) практически не играли никакой роли. Именно поэтому страны с рыночной экономикой с 60-х годов выработали специальный инструментарий в экономических отношениях со странами с гос.монополией внешней торговли, выделив их в правовом отношении в специальную категорию стран с нерыночной экономикой, чтобы компенсировать преимущества, которые последние приобретали в случае снижения торговых барьеров в странах с рыночной экономикой (на них распространялся особый, неблагоприятный, торговый режим).
Западные страны неправомерно сохранили этот дискриминационный торговый режим и для большинства стран с переходной экономикой, включая Россию, под тем предлогом, что они еще не являются полностью странами с рыночной экономикой. Неправомерность заключается в том, что отказ от перевода в категорию стран с рыночной экономикой с точки зрения распространения на них соответствующего внешнеторгового режима, делался на основе оценки всей совокупности системных преобразований, в то время как должен был бы делаться по характеру трансформации только внешнеэкономического механизма.
Замедленные рыночные преобразования в других сферах, которые могут иметь место по ряду обстоятельств, не дают этим странам никаких неоправданных преимуществ во внешнеэкономических отношениях с рыночными экономиками. Как мы увидим далее, рыночные реформы во внешнеэкономической области в России начались раньше и были проведены быстрее, чем, пожалуй, во всех других областях. Тем не менее многие страны пока еще отказываются распространить на Россию торговый режим для стран с рыночной экономикой. Фактически это лишь предлог для дискриминации.
Монополия внешней торговли - это орудие государства по контролю за развитием внешней торговли, и оно может быть использовано как для ее ограничения, так и наоборот - для ее ускоренного развития. Различия во внешнеэкономических механизмах сами по себе, как показала практика, не представляли непреодолимого препятствия для внешнеэкономических связей, хотя, безусловно, в ряде аспектов существенно затрудняли их в связи с отсутствием прямых контактов между предприятиями - экспортерами и импортерами, замедленностью реакции, типичной для плановой экономики, жесткими плановыми рамками контактов и т.п.
Социалистические страны Центральной и Восточной Европы, имевшие монополию внешней торговли, характеризовались весьма высокой степенью вовлеченности в международное разделение труда, причем не только в рамках СЭВ, и большой внешнеторговой квотой в ВВП, существенно превышавшей аналогичные показатели не только США (что естественно в связи с различием размеров стран), но и Германии, Франции и Великобритании.
С возникновения социалистического лагеря, после второй мировой войны, и распадом колониальной системы эти две группы стран заняли преференциальное место во внешнеэкономической политике СССР, однако потребности в получении современных технологий и продовольствия, постепенное ослабление международной напряженности способствовали развитию интенсивных экономических связей с Западом.
Роль внешней торговли в этот период можно условно назвать функцией «пожарной команды». В Советском Союзе производилось все, что можно было произвести в стране, в худшем случае - в рамках СЭВ.
Импортировалось только то, что нельзя было произвести, или важная дефицитная продукция. Если при рыночной экономике международное разделение труда складывается в первую очередь под воздействием преимуществ в сравнительных издержках производства, то при директивной плановой экономике внешняя торговля служит прежде всего средством покрытия дефицитов, неизбежно возникающих при такой системе. Именно в этом смысле такую роль внешней торговли можно назвать функцией «пожарной команды», т.е. покрытие постоянно возникающих дефицитов. При таком положении международное разделение труда не ориентируется в должной мере на преимущества в сравнительных издержках производства и нередко складывается нерационально.
Определенная стабильность общей товарной структуры экспорта и импорта все же возникала в связи с постоянными потребностями в импорте ряда товаров и экспортными возможностями в ограниченных отраслях и производствах. Так, постоянно высокими были импортные потребности во многих товарах высокой технологии в связи с научно-техническим отставанием от развитых стран с рыночной экономикой и в ряде продовольственных товаров из-за хронической неспособности советского сельского хозяйства справиться со снабжением населения продовольствием.
Главными экспортными статьями стали энергоносители, прежде всего нефть и газ, хлопок, лесоматериалы, удобрения, черные и цветные металлы, а также некоторые виды машин и оборудования и потребительских товаров.
К этому следует добавить
влияние политических и идеологических
факторов на выбор партнеров и
товарную номенклатуру. Страны СЭВ
стали основными
Особенностью развития внешней торговли при директивной экономике является то, что экспорт фактически есть функция от импортных потребностей. В рыночной экономике экспорт и импорт прямо не зависят друг от друга, поскольку главные решения принимаются на уровне независимых друг от друга предприятий. В директивной экономике прямая потребность в экспорте не возникает вообще: в соответствии с планом вся производимая продукция может найти применение внутри страны. Как известно, в этой экономической системе проблемой является производство продукции, а не ее сбыт. Именно невозможность удовлетворить все внутренние потребности и порождает необходимость для плановых органов выделять соответствующие ресурсы для экспорта, поскольку только таким путем может быть получена необходимая валюта.
Недостатки, органически присущие монополии внешней торговли, не означают, что у этой системы нет своих преимуществ.
Во-первых, монополия внешней торговли обеспечивает надежную защиту от неблагоприятных внешних воздействий, что особенно важно, если страна намного менее развита, чем конкуренты, и сталкивается с враждебным окружением.
Во-вторых, монопольные позиции государственных внешнеторговых организаций нередко давали им возможность добиваться более выгодных условий при заключении контрактов.
В-третьих, высокая надежность обязательств этих организаций. Хотя они и являлись формально независимыми хозрасчетными организациями, но реально за ними стояло государство. Поэтому они были практически гарантированы от банкротства, и зарубежные партнеры это очень хорошо понимали.
Тем не менее недостатки системы в целом перевешивали ее достоинства, поскольку она не обеспечивала главного - эффективного международного разделения труда, целесообразного странного распределения внешнеторговых потоков, оптимальной вовлеченности экономики страны в мирохозяйственные отношения.
Подводя итоги в оценке роли внешней торговли в экономике СССР, следует охарактеризовать ее как достаточно высокую. В 1990г. экспортная и импортные квоты в ВВП составили соответственно несколько более 10%.
На протяжении всего советского периода, особенно в начале 30-х, в 70-х и 80-х годах, импорт машин и оборудования, передовой технологии имел немалое значение для экономического развития страны. Технический прогресс и развитие некоторых важнейших отраслей (в частности, автомобильной, трубопроводного транспорта, производства удобрений и пластмасс, высокоточных станков) в немалой степени зависели от импортного оборудования и технологии. Все большее значение приобретали закупки за рубежом ряда промышленных потребительских товаров (мебели, обуви, одежды), особенно в странах СЭВ, в связи с постоянным отставанием отраслей группы «Б».
Несмотря на все усилия власти, положение в сельском хозяйстве оставалось тяжелым, и продовольственное снабжение населения было постоянной головной болью правительства. Массированные закупки за рубежом зерна, мяса, масел, сахара и других продовольственных товаров стали крупными и растущими статьями советского импорта с 70-х годов.
Следовательно, поддержание определенного жизненного уровня населения было невозможно без поставок из-за рубежа.Структура советского экспорта больше соответствовала не промышленно-развитой, а развивающейся стране. Основная часть его приходилась на топливно-сырьевые товары и полуфабрикаты (нефть, газ, черные и цветные металлы, лесоматериалы). Экспорт машин и оборудования остался весьма ограниченным: в лучшие годы его объем немного превышал 20%. Значительная часть его концентрировалась на поставках энергетического и металлургического оборудования в рамках реализации крупномасштабных проектов в ряде развивающихся стран. В экспорте промышленных потребительских товаров можно отметить, пожалуй, только автомашины, холодильники и часы.
Таким было место внешней
торговли в экономике к концу
существования Советского Союза.Необходимость
развития рыночных отношений как
главного средства повышения эффективности
производства была осознана во второй
половине 80-х годов сначала в
форме «дополнения» или конвергенции
с плановым механизмом, а затем
и полной замены последнего рыночным
механизмом. Структурные рыночные преобразования
очень широки, в конечном счете
затрагивают все важнейшие
Информация о работе Политика России в области регулирования внешней торговли