Планирование себестоимости на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 18:47, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования заключается в том, что планирование себестоимости продукции позволяет выявить резервы ее снижения, а, следовательно, и повысить эффективность деятельности предприятия с возможным увеличением прибыли.
Цель курсовой работы:
- изучить теоретические аспекты планирования себестоимости продукции на предприятии;

Оглавление

Введение…………………………………………………...............................3
Глава 1. Теоретические основы планирования себестоимости продукции на предприятии……………………………………………............................4
1.1 Понятие и сущность себестоимости………………………………........4
1.2 Методология планирования себестоимости продукции на предприятии………………………………………………………………….7
1.3 Задачи анализа себестоимости продукции…………………………...11
Глава 2. Практическая часть………………………………………….........15
Задание 2.1………………………………………………………………….15
Задание 2.2.1………………………………………………………………..17
Заключение……………………………………………………………........21

Файлы: 1 файл

экономика фирмы.docx

— 49.62 Кб (Скачать)

По классификации затрат по экономическим элементам невозможно определить расходы, непосредственно связанные с производством конкретного изделия, поэтому осуществляют группировку затрат по калькуляционным статьям.

Выделяют следующие кулькуляционные статьи:

  1. Сырье и материалы, за вычетом реализуемых отходов.
  2. Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия.
  3. Топливо и энергия на технологические цели.
  4. Основная заработная плата производственных рабочих.
  5. Дополнительная заработная плата производственных рабочих.
  6. Отчисления на социальные нужды.
  7. Износ инструмента и приспособлений целевого назначения и прочие специальные расходы.
  8. Расходы на содержание и эксплуатацию технологического оборудования. 
    ________________________ 
    Итого технологическая себестоимость

 

  1. Цеховые расходы.

_______________________ 
Итого цеховая себестоимость

 

  1. Общезаводские производственные расходы. Итого производственная себестоимость
  2. Внепроизводственные расходы.

________________________ 
Итого полная себестоимость

 

Используя данный принцип классификации затрат, определим виды себестоимости для изделий А и Б.

 

Показатель

Изделие А

Изделие Б

Затраты на сырьё и основные материалы, руб.

96,17

72,80

Основная заработная плата основных производственных рабочих, руб.

525,00

380,00

Дополнительная заработная плата производственных рабочих, руб.

157,50

114,00

Расходы по страховым взносам, руб.

204,00

147,00

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, руб.

195,60

145,70

Цеховые расходы, в % к размеру основной заработной платы

577,50

437,00

Цеховая себестоимость, руб.

1 755,77

1 296,50

Потери от брака, руб.

1,20

0,75

Общехозяйственные расходы, в % к размеру основной заработной платы

393,75

323,00

Производственная себестоимость, руб.

2 150,72

1 620,25

Коммерческие расходы, в % от производственной себестоимости

32,26

48,61

Полная себестоимость, руб.

2 182,98

1 668,86


 

Цеховая себестоимость:

А = 96,17+525+157,5+204+195,6+577,7=1755,77 руб.

Б = 72,8+380+114+147+145,7+437=1296,50 руб.

 

Производственная себестоимость:

А = 1755,77+1,2+393,75=2150,72 руб.

Б = 1296,50+0,75+323=1620,25 руб.

 

Полная себестоимость: 
А = 2150,72+32,26=2182,98 руб.

Б = 1620,25+48,61=1668,86 руб.

 

 

Задание 2.2.1

По данным таблицы (в руб.) необходимо рассчитать недостающие показатели для разных предприятий и определить наиболее прибыльный вариант объёмов выпуска и распределения затрат на предприятии. Необходимо также провести комплексный анализ издержек, объёма деятельности и прибыли. Сделать выводы.

 

№ п/п

P

Q

V

AVC

VC

AFC

FC

TC

ATC

R1

R

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

98

2000

   

112000

     

92

   

2

90

5420

     

25

   

75

   

3

72

   

42

       

62

 

25000


Пояснения к таблице: P - Цена единицы изделия, Q - Объём выпуска, V – Выручка от реализации, AVC – Средние (удельные) переменные затраты, VC - Общие переменные затраты, AFC - Средние (удельные) постоянные затраты, FC - Общие постоянные затраты, TC – общие затраты, ATC – средние (удельные) общие затраты, R1 – прибыль на единицу продукции, R – прибыль на весь объём продукции.

Для комплексного анализа затрат можно использовать следующий порядок расчёта:

Маржинальная прибыль Rм = V – VC

Удельная маржинальная прибыль Rуд.м. = Rм/ Q = Р - AVC

Критическая точка (точка безубыточности) Qкр = FC/ Rуд.м.без. = FC/ (Р – AVC)

Vкр - выручка от реализации в критической точке

Маржа безопасности в рублях Vбез = V - Vкр

 

Решение

1. Рассчитаем  недостающие показатели по предприятию 1:

V = P * Q = 98 * 2 000 = 196 000 руб.

AVC = VC / Q = 56 руб./ед.

AFC = ATC – AVC = 92 – 56 = 36 руб./ед.

FC = AFC * Q = 36 * 2 000 = 72 000 руб.

R1 = P – ATC = 98 – 92 = 6 руб./ед.

TC = ATC * Q = 92 * 2 000 = 184 000 руб.

R = R1 * Q = 6 * 2 000 = 12 000 руб.

 

2. Рассчитаем  недостающие показатели по предприятию 2:

V = P * Q = 90 * 5 420 = 487 800 руб.

AVC = ATC – AFC = 75 – 25 = 50 руб./ед.

VC = AVC * Q = 50 * 5 420 = 271 000 руб.

FC = AFC * Q = 25 * 5 420 = 135 500 руб.

TC = ATC * Q = 75 * 5 420 = 406 500 руб.

R1 = P – ATC = 90 – 75 = 15 руб./ед.

R = R1 * Q = 15 * 5 420 = 81 300 руб.

 

3. Рассчитаем  недостающие показатели по предприятию 3:

AFC = ATC – AVC = 62 – 42 = 20 руб./ед.

R1 = P – ATC = 72 – 62 = 10 руб./ед.

Q = R / R1 = 25 000 / 10 = 2 500 ед.

V = P * Q = 72 * 2 500 = 180 800 руб.

VC = AVC * Q = 40 * 2 500 = 80 000 руб.

FC = AFC * Q = 20 * 2 500 = 50 000 руб.

TC = ATC * Q = 62 * 2 500 = 155 000 руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          4.Заполним таблицу

12

P

Q

V

AVC

VC

AFC

FC

TC

ATC

R1

R

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

98

2000

196000

56

112000

36

72000

184000

92

6

12000

2

90

5420

487800

50

271 000

25

135500

406500

75

15

81300

3

72

2500

180000

42

105000

20

50000

155000

62

10

25000


 

4. Далее  проведем комплексный анализ  издержек, объёма деятельности и  прибыли. Для этого рассчитаем  показатели: рентабельность продукции (R пр = R1/ATC*100), маржинальная прибыль (Rм = V – VC), удельная маржинальная прибыль (Rуд.м. = Rм/ Q = Р – AVC), критическая точка (точка безубыточности) (Qкр = FC/ Rуд.м.без. = FC/ (Р – AVC)), выручка от реализации в критической точке (Vкр = Qкр * P), маржа безопасности в рублях (R мб = V – V кр), запас финансовой прочности (ЗП = R мб /V*100).

4.1. Рассчитаем  данные показатели для предприятия 1:

Rпр = 6 / 98 * 100 = 6,12%

Rм = 196 000 – 112 000 = 84 000 руб.

Rуд.м. = 98 – 56 = 42 руб./ед.

Q кр = 72 000 / 42 = 1714 ед.

Vкр = 1714 * 98 = 167 972 руб.

R мб = 196 000 – 167 972 = 28 028 руб.

ЗП = 28 028 / 196 000 * 100 = 14,3%

 

4.2. Рассчитаем  данные показатели для предприятия 2:

Rпр = 15 / 90 * 100 = 20,00%

Rм = 487 800 – 271 000 = 216 800 руб.

Rуд.м. = 90 – 50 = 40 руб./ед.

Q кр = 135 500 / 40 = 3 388 ед.

Vкр = 3 388 * 90 = 304 920  руб.

R мб = 487 800 – 304 920 = 182 880  руб.

ЗП = 182 880 / 487 800* 100 = 37,5 %

 

4.3. Рассчитаем  данные показатели для предприятия 3:

Rпр = 10 / 72 * 100 = 16,13%

Rм = 180 000 – 105 000 = 75 000 руб.

Rуд.м. = 72 – 42 = 30 руб./ед.

Q кр = 50 000 / 30 = 1 667 ед.

Vкр = 1 667 * 72 = 120 024 руб.

R мб = 180 000 – 120 024 = 182 880 руб.

ЗП = 59 976 / 180 000* 100 = 33,32 %

 

4.4. Представим  результаты расчетов в таблице.

12

Rпр

Rудм

Qкр

Vкр

Rмб

ЗП

1

2

3

4

5

6

7

8

1

6,52

84000

42

1714

167972

28028

14,3

2

20,00

216800

40

3388

304920

182880

37,5

3

16,13

75000

30

1667

120024

59976

33,32


 

На основании расчетов показателей, приведенных в таблицах, можно сделать вывод, что при заданных объемах производства наиболее эффективно функционирует предприятие 2. Об этом свидетельствуют наиболее высокие показатели рентабельности и запаса финансовой прочности, которые равны 20,00% и 37,5%.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую продукцию. Поскольку издержки это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководством фирмы невозможно без анализа уже имеющихся издержек производства и их величины на перспективу.

Планирование издержек позволяет оптимизировать текущие затраты предприятия, тем самым обеспечивает необходимые темпы роста прибыли и рентабельности предприятия, что является главным мотивом деятельности фирмы.

Поэтому планирование себестоимости продукции, возможные пути ее снижения являются одной из главных задач предприятия для осуществления экономической эффективной его деятельности в условиях рыночной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: «Экоперспектива», 2008 г.
  2. Шепеленко Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии. Ростов-на-Дону, Издательский центр «Март», 2010 г.
  3. Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учебник для Вузов / А.И. Ильин. Минск: Новое знамя, 2009 г.
  4. Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. Планирование предпринимательской деятельности предприятий. Метод. пособие. М.: ИНФРА – М, 2007 г.
  5. Экономика предприятия. Под ред. В.Я. Горфинкель, В.А. Швандера, М.: 2011 г.
  6. Финансовая отчетность: Реальная картина состояния бизнеса. - М. :Дело . – 2012 г.
  7. Лившиц А. Экономическая реформа в России и ее цена. М.: Культура. – 2007 г.
  8. Голина П.Н. Товары и цены// Бизнес, 2008 г.
  9. Вейс Г. Введение в общую экономику и организацию производства. Красноярск. – 2009 г.
  10. Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. - М.: Финансы и статистика, 2011г.
  11. Аникеев С.Н. Методика анализа деятельности предприятия. - М.: Информ. 2007 г.
  12. Полянский С. Позаказная система планирования / Полянский С., Серебренников Г. // Риск. 2011 г.
  13. Агапцов С.А., Мордвинцев А.И., Полонский A.M. Предпринимательская система хозяйствования: Монография. - Волгоград: ТОО «Принт», 2006 г.
  14. Экономика предприятия: Учебник для Вузов по экон. спец. / Волков О.И., Елизаров Ю.Ф., Тихомирова П.Л. и др. М.: ИНФРА – М, 2010 г.
  15. Волков А.С. Оптимизация объема производства на предприятии // Бухгалтерский учет, 2011 г.
  16. Сафронова Н.А. Экономика предприятий. М.: Юристъ. – 2009 г.
  17. EBRARY BUSINESS & ECONOMICS
  18. http://www.consultant.ru/
  19. Znanium.com

Информация о работе Планирование себестоимости на предприятии